Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Макарова В.И. 1 Краева Н.В. 1 Бабикова И.В. 1 Плаксина Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" МЗ РФ
Современный выпускник медицинского вуза должен обладать определенными компетенциями, то есть способностью применить знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности. В статье представлен способ освоения компетенций при изучении дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» для студентов пятого курса педиатрического факультета Северного государственного медицинского университета. Для освоения студентами теоретических знаний коллектив кафедры пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии использует электронную образовательную среду. С целью формирования алгоритма действий в различных профессиональных ситуациях применяется учебное пособие в формате рабочей тетради. В течение летней производственной практики компетенции участкового педиатра, необходимые при работе со здоровым ребенком, закрепляются путем многократных повторений умений, сформированных во время практических занятий. По результатам апробации были получены следующие результаты: увеличение качества знаний студентов в вопросах поликлинической педиатрии в части наблюдения за здоровым ребенком, формирование мотивации к тщательной подготовке перед практическим занятием, появление у обучающихся уверенности в вопросах правильного оформления медицинской документации при различных клинических ситуациях во время приема здоровых детей участковым педиатром, а также, как показала производственная практика, возросший уровень компетентности у студентов в области поликлинической педиатрии. Следует отметить, что каждый этап представленного способа освоения компетенций при изучении дисциплины имеет методическое обеспечение.
поликлиническая и неотложная педиатрия
студенты
медицинский вуз
педиатрия
учебное пособие
электронная образовательная среда
moodle.
1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71423024/ (дата обращения: 27.03.2019).
2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. N 1043н "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71859808/paragraph/1:1 (дата обращения: 27.03.2019).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.03.2017 г. № 306н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-педиатр участковый" // Российская газета. 19 апреля 2017 г.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 года №853 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.05.02 Педиатрия (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/documents/6412/print (дата обращения: 27.03.2019).
5. Кильдиярова Р.Р., Макарова В.И. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 472 с.
6. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. / под ред. А.С. Калмыковой. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 896 с.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации [1, 2] выпускники педиатрических факультетов медицинских высших учебных заведений после государственной итоговой аттестации и первичной аккредитации должны сразу приступить к работе в качестве врача-педиатра участкового. Данный факт требует от вчерашнего студента не только уверенных теоретических знаний по базовым и профильным дисциплинам, но и владение алгоритмом действий в различных профессиональных ситуациях [3]. В то же время согласно требованиям образовательного стандарта [4] высшие учебные заведения должны организовать компетентностную ориентацию процесса обучения.

Дисциплину «Поликлиническая и неотложная педиатрия» студенты педиатрического факультета изучают в течение пятого и шестого курса. Условно можно выделить две части: «Здоровый ребенок» и «Ребенок с различными заболеваниями». В этом случае обучающиеся в течение пятого курса должны научиться правильно заполнять медицинскую документацию в различных профессиональных ситуациях, проводить профилактические медицинские осмотры, осуществлять диспансерное наблюдение за здоровыми детьми с учетом действующего законодательства РФ, а также обучать детей и их родителей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим сохранению и укреплению здоровья и профилактике заболеваний [4]. В течение шестого курса студенты формируют навыки работы с заболевшим ребенком. В данной публикации мы опишем разработанную нами систему освоения компетенций при изучении вышеуказанной дисциплины на примере работы с модулем, посвященным здоровому ребенку.

В учебном плане пятого курса педиатрического факультета предусмотрено 10 практических занятий по «Поликлинической и неотложной педиатрии». Очевидно, что в течение одного практического занятия невозможно сформировать какую-либо одну компетенцию, потому как существует большое количество профессиональных ситуаций, которые требуют особого алгоритма действий в рамках нескольких компетенций. Учитывая дефицит аудиторных часов, было принято решение усовершенствовать процесс преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» с помощью создания системы обучения с высокой практической результативностью.

Цель исследования: привести компетенции выпускников педиатрического факультета в соответствие с трудовыми функциями врача-педиатра участкового, отраженными в профессиональном стандарте; разработать систему преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» (модуль «Здоровый ребенок») для студентов пятого курса педиатрического факультета, обучающихся по специальности 31.05.02 – педиатрия.

Материал и методы исследования. Основой исследования явились нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс в высшем медицинском учебном заведении; профессиональные компетенции врача-педиатра участкового. В работе использованы электронная образовательная среда Moodle, учебное пособие в формате рабочей тетради, рабочая программа по производственной практике.

Результаты исследования и их обсуждение. Структурные элементы процесса формирования компетенции, такие как «знать», «уметь» и «владеть», задают логику образовательного процесса. Знание – это совокупность теоретических сведений в какой-либо области, поэтому результатом освоения этого этапа обучения мы считаем способность студента воспроизвести эти сведения по памяти без подсказки. Умение – это освоенный обучающимся способ выполнения действия, обеспечиваемый приобретенными теоретическими знаниями, результат освоения – способность успешно решать ситуационные задачи. Владение – это формирование навыка, обеспечиваемого умением использовать полученные теоретические знания, который осваивается путем многократных повторений при изменяющихся условиях.

Мы решили использовать электронную образовательную среду Moodle для формирования первого элемента компетенции («знать») по нескольким причинам:

  1. с целью выполнения пункта 7.1.2. раздела «Требования к условиям реализации программы специалитета» федерального образовательного стандарта [4];
  2. электронная система Moodle позволяет проконтролировать наличие или отсутствие факта подготовки к практическому занятию с помощью вкладки «Полный отчет», где отражены сведения о времени работы студента с каждым размещенным файлом. Как показал опыт нашей кафедры, если обучающийся не изучал материал, размещенный на портале, то дать развернутые ответы на все вопросы преподавателя во время практического занятия он не мог, а также испытывал значительные трудности при решении ситуационных задач;
  3. с целью улучшения качества подготовки студента к практическому занятию в условиях избыточного информационного потока и формирования дисциплинированности, принимая во внимание наличие четкого плана освоения дисциплины;
  4. мы получили возможность регулярно обновлять информацию и размещать только актуальные сведения без расходов на издательскую деятельность. Например, преподаватели могут регулярно обновлять нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участкового педиатра, или федеральные клинические рекомендации;
  5. с целью обучения интерпретации научных данных и формирования привычки регулярно читать и анализировать медицинские периодические издания. Отсутствие необходимости в поиске дополнительной информации при подготовке к занятию также считаем преимуществом использования электронной образовательной среды в процессе современного обучения.

Структура каждого занятия в электронной образовательной среде Moodle следующая:

– ссылка на основной учебник по дисциплине [5, 6] с указанием раздела с соответствующей темой, чтобы студент имел возможность воспользоваться не только бумажным вариантом учебной литературы, но и электронным (с использованием электронной библиотеки студента);

– ссылка или электронный вариант дополнительной литературы, также обязательной для изучения. В этом разделе могут быть представлены методические руководства сотрудников кафедры или актуальные публикации на обозначенную занятием тематику;

– нормативно-правовые акты, регулирующие действия врача-педиатра участкового в профессиональных ситуациях, которые могут возникнуть в рамках разбираемой темы;

– сканы медицинской документации, которая потребует заполнения в соответствии с темой занятия. Размещаются для ознакомления и лучшего понимания теоретического материала;

– схема или пример той или иной записи медицинской документации.

Современное поколение студентов высшего учебного заведения активно и успешно существует в новой цифровой информационной среде, поэтому внедрение электронных информационных технологий в педагогический процесс актуально и неизбежно. Электронная образовательная среда Moodle является превосходным инструментом для передачи и получения определенного набора базовых теоретических знаний. В описываемой системе преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» перед каждым практическим занятием обучающийся должен самостоятельно и внимательно изучить размещенный преподавателем на портале материал по соответствующей теме.

Для реализации второго этапа формирования компетенций («уметь») врача-педиатра участкового мы разработали учебное пособие с элементами рабочей тетради с целью структуризации объемного материала дисциплины, формирования у студентов основ клинического мышления и навыка заполнения медицинской документации в различных профессиональных ситуациях. Во время практического занятия студент должен успешно решать ситуационные клинические задачи с использованием полученных теоретических знаний. Структура рабочей тетради соответствует структуре курса на Moodle. Получены положительные заключения внешнего и внутреннего рецензентов; замечания и предложения учтены.

Рабочая тетрадь состоит из различных разделов истории развития ребенка (форма 112/у) и других значимых форм медицинских документов. В течение пятого курса обучающиеся получают навык написания первичного патронажа новорожденного, эпикриза на новорожденного ребенка, осмотра в декретированные сроки, эпикриза ребенка в 1 год с учетом особенностей клинической ситуации, смоделированной в ситуационной задаче («виртуальный пациент»). А также они проходят оформление медицинской документации при вакцинации ребенка, эпикриза на ребенка и других документов, необходимых при оформлении в дошкольное образовательное учреждение. Преподаватель обращает внимание на правильную структуру записи в медицинской форме, полноту и грамотность рекомендаций врача-педиатра участкового с учетом клинической ситуации и возраста ребенка.

Структура каждого занятия в рабочей тетради включает в себя:

– актуальность темы;

– перечень знаний, умений и навыков, которыми должен обладать студент;

– теоретическую часть в виде небольших контрольных заданий, которую студент заполняет самостоятельно во время подготовки к практическому занятию. Например, написать определения терминов по соответствующей теме, заполнить таблицу «Комплексная оценка здоровья», обозначить алгоритм действий врача-педиатра участкового в определенной профессиональной ситуации;

– практическую часть занятия, которую обучающийся заполняет только под контролем преподавателя во время аудиторных часов в процессе решения индивидуальных ситуационных задач. С целью предотвращения плагиата разработан банк разнообразных ситуационных клинических задач по каждой теме;

– тестовые задания для самоконтроля.

Предлагаемая нами система изучения дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» реализуется следующим образом. Студент перед практическим занятием самостоятельно изучает весь материал, размещенный в электронной образовательной среде Moodle по соответствующей теме, а также заполняет теоретическую часть рабочей тетради. Преподаватель с целью контроля качества подготовки к практическому занятию использует следующие методы: обзор вкладки «Полный отчет» в электронной образовательной среде, устный или письменный опрос, проверку учебных пособий в формате рабочей тетради на факт заполнения теоретической части по текущей теме. Во время практического занятия хорошо подготовившийся студент способен вести диалог с преподавателем, отвечать на его вопросы и уточнять сложные для понимания моменты. Кроме того, студенты решают ситуационные задачи, экспертные вопросы с заполнением практической части учебного пособия в формате рабочей тетради под контролем преподавателя. В ходе каждого практического занятия с помощью ситуационных задач моделируются определенные профессиональные ситуации. Студент, опираясь на теоретические знания, должен сформулировать алгоритм своих действий и сделать соответствующую запись в медицинской документации.

Во время обучения студенты пятого курса педиатрического факультета изучают:

– нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность детской поликлиники, а также ее структуру, задачи и вопросы организации работы;

– критерии эффективности работы врача-педиатра участкового;

– правила заполнения различных форм медицинской документации детской поликлиники;

– порядок проведения комплексной оценки здоровья детей;

– группы риска новорожденного и детей раннего возраста;

– особенности наблюдения за новорожденным ребенком на педиатрическом участке с обязательным оформлением первичного патронажа к новорожденному, плана наблюдения до 1 года, записи на здоровом приеме в поликлинике в возрасте 1 месяца, эпикриза на новорожденного и другие разделы истории развития ребенка;

– нормативно-правовые акты, регламентирующие диспансерное наблюдение за ребенком первого года жизни;

– правила оформления эпикризов в декретированные сроки;

– рекомендации для детей раннего возраста с учетом групп риска;

– рекомендации для родителей детей различных возрастных групп по грудному вскармливанию, питанию, режиму дня, гимнастике, гигиеническому уходу и воспитательным воздействиям;

– нормативно-правовые документы, регламентирующие вакцинопрофилактику детского населения;

– организационные вопросы иммунопрофилактики в условиях детской поликлиники, включая правила хранения и транспортировки вакцин;

– алгоритм отбора детей для проведения иммунопрофилактики;

– схему вакцинации и ревакцинации согласно Национальному календарю прививок, названия вакцинальных препаратов, противопоказания, особенности вакцинации и наблюдения после прививки от различных заболеваний;

– правила заполнения медицинской документации при профилактике управляемых инфекций (заполнение бланка согласия или отказа на проведение вакцинации, карты учета профилактических прививок, запись в истории развития ребенка при проведении иммунопрофилактики);

– особенности работы с возражениями родителей относительно различных вакцин, последствия при отказе от вакцинации;

– особенности вакцинации детей с хронической соматической патологией;

– перечень ложных и истинных противопоказаний к проведению иммунопрофилактики;

– принципы составления индивидуального графика прививок;

– нежелательные реакции и поствакцинальные осложнения;

– нормативно-правовые акты, регламентирующие работу в детских образовательных учреждениях (детском саду, школе, закрытых образовательных учреждениях);

– основную медицинскую документацию в детских образовательных учреждениях и особенности ее оформления;

– адаптационные механизмы, периоды и степени тяжести адаптации к образовательным учреждениям;

– мероприятия по общей и специальной подготовке детей к поступлению в детское образовательное учреждение;

– критерии готовности ребенка к обучению в школе.

Заключительный этап формирования профессиональной компетенции (владеть) предполагает закрепление умения или навыка на производственной практике, потому что компетенция является характеристикой, которую можно извлечь из наблюдений за действиями или из совершения этих действий. Как показала апробация всей системы преподавания дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия», у студентов пятого курса педиатрического факультета практически не возникало сложностей при выполнении профессиональных задач со здоровым ребенком в течение производственной практики. В результате мы получили положительные отклики как со стороны студентов, так и со стороны представителей практического здравоохранения (участковых педиатров, заведующих детскими поликлиниками), поскольку уровень знаний и умений студентов после изучения предмета значительно повысился. Заведующие детскими поликлиниками отмечали, что студенты-практиканты качественнее, лучше и быстрее стали заполнять медицинскую документацию, учитывая дефицит времени в течение реального приема участкового педиатра. Студенты отмечали появление уверенности и исчезновение страха перед «бумажной» работой врача-педиатра участкового. Используя представленный нами инструмент для формирования профессиональных компетенций, мы ориентируемся не только на получение студентами определенного набора базовых теоретических знаний, но и на высокую практическую результативность.

Заключение. Таким образом, при внедрении представленной системы освоения компетенций при изучении дисциплины «Поликлиническая и неотложная педиатрия» мы надеемся увеличить полноту и долговременность знаний, необходимых для успешного прохождения аккредитации и дальнейшей работы врачом-педиатром участковым. Стоит отметить, что каждый этап формирования компетенции имеет методическое обеспечение. Использование электронного образовательного курса в системе Moodle в сочетании с рабочей тетрадью для практических занятий положительно оценили как студенты педиатрического факультета, так и профессорско-преподавательский состав кафедры ПДБ и поликлинической педиатрии.


Библиографическая ссылка

Макарова В.И., Краева Н.В., Бабикова И.В., Плаксина Н.Ю. СПОСОБ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИКЛИНИЧЕСКАЯ И НЕОТЛОЖНАЯ ПЕДИАТРИЯ» В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28788 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674