Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ОРИЕНТИРОВАННЫХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

Шеенко Е.И. 1 Рыжкова Н.Н. 2
1 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»
2 КГПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»
Предложенный материал раскрывает особенности проблемы подготовки студентов – будущих учителей физической культуры (адаптивной физической культуры), способных к осуществлению инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, в условиях получения ими физкультурного образования в стенах педагогического колледжа. Авторами рассматриваются трудности, с которыми, несомненно, придется столкнуться выпускникам педагогических колледжей и вузов при реализации инклюзии в процессе физического воспитания в общеобразовательных школах. Изучается проблемная ситуация подготовки физкультурных кадров в условиях курсов повышения квалификации, а также при переподготовке учителей. Достаточный объем аналитического материала содержит обоснование частных и общих проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми в условиях инклюзивного образования. В динамике представлена статистика численности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и имеющих отклонения в здоровье общеобразовательных организаций Алтайского края. В качестве результатов исследования предложены некоторые пути решения ключевых проблем в подготовке будущих учителей адаптивной физической культуры, отличающихся сформированностью инклюзивных компетенций, т.е. универсальностью в умении организации физического воспитания и качественных занятий физической культурой с обучающимися в условиях инклюзии.
инклюзивное образование
инклюзивные компетенции
специалист адаптивной физической культуры
общеобразовательная организация
колледж
1. Дети в России. 2009: Стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2009. 121 с.
2. Здравоохранение в России. 2017 : Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 170 с.
3. Кулагина Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт коррекционных и интеграционных школ // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 107-116.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, № 303, 31.12.2012.
5. Кузава И.Б. Особенности подготовки педагогических кадров в условиях инклюзивного образования // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 02 декабря 2013 г.). Новосибирск: СибАК, 2013. № 11(24). С. 112-116.
6. Шейко Г.А., Исрафилова В.В. Проблема инклюзивного образования в сфере физической культуры // Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования Петрозавод. гос. ун-т; [редкол.: В.М. Кирилина, Н.В. Колесникова]. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2015. С. 82-84.
7. Беткер Л.М., Еременко М.И., Лопаткина Н.В. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов). Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2016. 90 с.
8. Никитина Е.Л. Проблемы развития инклюзивного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 29. С. 31-35. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2014/65278.htm (дата обращения: 11.04.2019).
9. Кучмаева О.В., Сабитова Г.В., Петрякова О.Л. Проблемы развития инклюзивного образования в столице // Воспитание школьников. 2013. № 4. С. 3-11.
10. Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. … канд. пед. наук. Астрахань, 2008. 213 с.
11. Приказ от 13 августа 2014 г. №994 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70732848/ (дата обращения: 15.04.2019).
12. Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 528н «Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2014 №33933). [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-04082014-n-528n/ (дата обращения: 15.04.2019).
13. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения: 15.04.2019).
14. Шеенко Е.И. Программирование в технологии учебно-воспитательного процесса по физической культуре: учебно-методическое пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 48 с.
15. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования: дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2011. 175 с.

Изучение отчетов общеобразовательных организаций, а также беседы и анкетирование учителей физической культуры в процессе прохождения ими курсов повышения квалификации дают основания констатировать устойчиво возрастающую динамику как отклонений в состоянии здоровья учащихся, так и численности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в период их обучения в школе.

То же подтверждается данными Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат), а также Управления федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и республике Алтай. Так, по результатам статистических отчетов в общеобразовательных организациях Алтайского края в настоящее время получают образование 13 470 детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), что составляет 5% от общего числа обучающихся. Из этого количества школьников 4319 детей являются инвалидами, что в свою очередь составляет 1,6% от всего количества обучающихся школ [1, 2].

Помимо общеобразовательных организаций для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (а таких в Алтайском крае 31 заведение), в которых обучались 3754 ребят, остальные 9536 детей с ограниченными возможностями обучались в условиях 797 обычных общеобразовательных организаций. Из этого количества школьников 56% обучались инклюзивно.

Цель исследования: проанализировать современное состояние проблемы подготовки специалистов по физической культуре, способных к физическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ в инклюзивной форме, путем сравнения систем и содержания подготовки студентов в вузе по специальности «Физическая культура» (ФК), в колледже по специальности «Адаптивная физическая культура» (АФК) и в рамках курсов повышения квалификации. На основе полученных результатов предложить вероятные пути повышения эффективности подготовки выпускников, обладающих инклюзивными компетенциями.

Материал и методы исследования. В качестве методов исследования нами были использованы анализ литературы по вопросам подготовки учителей физической культуры, а также инклюзивного образования, анализ статотчетов, учебных планов образовательных программ вузов и ссузов, наблюдение.

Результаты исследования и их обсуждение. На данный момент в работе с лицами с ОВЗ из всех форм организации образовательной деятельности инклюзивное образование с каждым днем становится все более актуальным [3]. Сущность инклюзивного (включенного) образования заключается в том, что данная форма образования направлена на восприятие обучающегося таким, какой он есть. В условиях инклюзии система образования подстраивается под обучающегося с характерными для него образовательными потребностями. Занятия физической культурой с учащимися в инклюзивной форме, в отличие от реализации остальных дисциплин в общеобразовательной школе, требуют особого внимания.

Так, в подпункте 5 пункта 5 статьи 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что «…органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения <…> качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития <…> оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [4].

В нашем регионе (Алтайский край), как и в других регионах страны и зарубежья, ведется активный поиск эффективных путей, методик и технологий создания необходимых условий для обеспечения качественного образования, социализации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, а также обеспечения участия несовершеннолетних указанных категорий в культурной и спортивной жизни общества [5, 6].

В данном направлении необходимо обоснованное изучение сущности (природы) инклюзии. Это, по мнению Л.М. Беткер с соавт. (2016), «позволит специалистам общеобразовательных организаций поэтапно “выращивать” инклюзивную практику, преобразовывать образовательное пространство, чтобы отвечать требованиям времени, ожиданиям» субъектов образовательного процесса [7].

Значительные проблемы в общеобразовательных организациях с инклюзивным образованием могут возникнуть при организации занятий физической культурой с обучающимися, когда в условиях урочного занятия в «одном строю» могут присутствовать следующие категории детей:

- учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной, подготовительной и специальной медицинской группе (СМГ);

- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): слабослышащие и глухие, слепые и слабовидящие, с нарушением речи, с проблемами физического и психического развития и др.;

- учащиеся с ОВЗ, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ;

- учащиеся-инвалиды.

Актуальность проблемы обоснована тем, что физическое воспитание в форме инклюзии связано со следующими трудностями: составление программно-нормативного обеспечения, изменение структуры и содержания образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды.

В связи с такими трудностями не во всех школах система инклюзивного образования функционирует на должном уровне.

Очевидно, что с такими особенностями при осуществлении физического воспитания в общеобразовательных организациях в школах первоочередным становится кадровый вопрос, заключающийся в проблеме укомплектованности учителями, ориентирующимися в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых потребностях участников инклюзивного образования всех групп, отмеченных выше. Однако результаты практической деятельности студентов в общеобразовательных школах с инклюзией в период прохождения ими педагогических практик показывают, что при стандартной подготовке специалистов по физической (адаптивной) культуре в вузах и ссузах выпускники «не владеют необходимыми знаниями, приемами и методиками специального образовательного процесса» [8].

Опыт в организации и проведении курсов повышения квалификации учителей физической культуры также дает основания говорить, что и такая форма подготовки специалистов не обеспечивает должного результата. Выявленные нами в рамках курсов повышения квалификации недостатки при использовании инклюзивных форм в организации физического воспитания сводятся не к качеству преподавания или содержанию теоретического и методико-практического материала, а заключаются в кратковременности данной формы работы с учителями, вследствие чего имеет место поверхностный характер знакомства с проблемой инклюзии. Какие бы ни были по объему курсы повышения квалификации специалистов по адаптивной физической культуре, все же они в значительной степени уступают по объему специальной подготовке выпускников педагогического колледжа по специальности «Адаптивная физическая культура». Также уступают в подготовке к специфической деятельности и студенты вузов. Такой дисбаланс, по нашему мнению, заключается в особенностях организации и проведения педагогических практик. Так, если в условиях вузов педагогические практики осуществляются с отрывом студентов от образовательного процесса в вузе на срок от двух до четырех недель, то в условиях колледжа педагогические практики распределены в течение всего учебного года, без отрыва от обучения в колледже. Такая организация практик позволяет студентам постоянно взаимодействовать с преподавателями колледжа, учителями и обучающимися школ. Данный способ подготовки специалистов максимально приближает студентов к будущей профессиональной деятельности, позволяет им осмыслить закономерности и нюансы организации инклюзивных форм физкультурной деятельности.

Продолжая анализ опроса учителей физической культуры на курсах повышения квалификации, нельзя оставить без внимания негативную позицию учителей к инклюзии. Позиция учителей обосновывается тем, что:

- отсутствует должный уровень практического и методического опыта как для коррекции у учащихся отклонений, так и для вовлечения их в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность;

- это доставляет им дополнительные трудности, обоснованные значительными интеллектуальными и временными затратами на подготовку к занятиям, при отсутствии дополнительной материальной поддержки. Важность материального стимулирования учителей, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях инклюзии, также отмечается и в исследованиях О.В. Кучмаевой с соавт. (2013) [9]. Однако вполне очевидно, что стимулирование (или «специальная поддержка») может и изменит отношение учителей к инклюзии, но точно не приведет к повышению их профессионализма.

В данном случае необходимо говорить о подготовке компетентного специалиста в области адаптивной физической культуры с высокой степенью сформированности инклюзивных компетенций. В этом отношении будет полезен материал диссертационной работы И.Н. Хафизуллиной, посвященный проблемам формирования инклюзивной компетентности будущих специалистов в условиях их профессиональной подготовки [10].

Не лишним для подтверждения отмеченных сложностей будет привести конкретные ситуации, связанные с проблемами кадровой подготовки, на примере одного из периферийных регионов – Алтайского края. Кадровая готовность к реализации адаптированных образовательных программ, организации физического воспитания учащихся с ОВЗ в регионе обеспечивается путем профессиональной переподготовки в двух организациях высшего образования: КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования» и ИДО ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет». Однако ведущее место по подготовке учителей физической культуры, являющихся специалистами в реализации адаптированных образовательных программ, ложится на Барнаульский государственный педагогический колледж, в котором непосредственно реализуется подготовка студентов по адаптивной физической культуре (АФК).

Выпускник колледжа, руководствуясь при этом ФГОС СПО по специальности 49.02.02 «Адаптивная физическая культура», должен владеть соответствующими навыками методического обеспечения процесса адаптивного физического воспитания и физического воспитания с учащимися СМГ [11].

Исходя из отмеченных требований к выпускнику можно вновь отметить очередную проблему – будущий специалист готовится к организации физического воспитания детей с ОВЗ по адаптированным программам. Однако при осуществлении профессиональной деятельности с учащимися, не имеющими отклонений в здоровье, студенты специальности «АФК» не являются компетентными в силу того, что учебным планом предусмотрена направленность собственно на реализацию АФК.

Тщательное изучение содержания требований ФГОС к выпускникам вузов и ссузов по ФК и АФК позволяет выявить в системе подготовки будущих учителей следующий парадокс – студенты специальности «АФК» готовятся к проведению занятий по физической культуре в группах учащихся с ОВЗ и СМГ, но не владеют умениями и навыками организации занятий физического воспитания с учащимися, не имеющими отклонений в здоровье. Такая же ситуация, только с обратной закономерностью, наблюдается и в подготовке студентов специальности «Физическая культура» в вузе.

Более того, такого рода нестыковки можно наблюдать в содержании требований профессиональных стандартов «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (2014) и «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (2016) [12, 13].

Далее рассмотрим конкретную проблемную ситуацию, с которой сталкиваются учителя при инклюзивном обучении учащихся физической культуре в одной из школ г. Барнаула. Так, на начало 2018–2019 учебного года в МБОУ СОШ №Х г. Барнаула обучались 340 детей, из которых:

- 21 учащийся с ОВЗ: слабовидящие – 9 учащихся, с нарушением опорно-двигательного аппарата – 6 учащихся, с тяжелым нарушением речи – 2 ребенка, слабослышащих – 4 учащихся;

- 64 школьника по состоянию здоровья относятся к СМГ.

К началу учебного году учителя физической культуры исходя из особенностей контингента разработали адаптированные рабочие программы в соответствии с формами обучения (рис.).

Формы организации физического воспитания обучающихся в МБОУ СОШ №Х г. Барнаула

В образовательной организации для 9 учащихся организован специальный класс коррекционной направленности. В нем при организации физического воспитания работает учитель, имеющий специальность «Адаптивная физическая культура». Для учащихся специального класса (n=9) и обучающихся, находящихся на надомном обучении (n=3), специалистом по АФК подготовлен соответствующий комплект программно-методического сопровождения: соответствующая адаптированная образовательная программа по дисциплине «Физическая культура», фонд оценочных средств, контрольно-измерительные и дидактические материалы.

Из рисунка также видно, что в рамках инклюзивной формы физически воспитываются 9 учащихся с ОВЗ. При организации уроков физической культуры с учащимися, в классах которых имеются дети с ОВЗ, как раз и возникла проблема проведения занятий в инклюзивной форме. В данной организации дисциплина «Физическая культура» осуществляется в нестандартной форме в четырех классах, где обучаются от 1 до 3 детей с ОВЗ. Ситуация осложняется еще и тем, что в каждом классе учится от 2 до 5 учащихся, отнесенных по состоянию здоровья в СМГ.

Перед учителями ставится непреодолимая на данный момент проблема – обеспечение высокого качества физического воспитания всех категорий учащихся в условиях их совместного обучения.

Поиск решения проблемы подготовки специалистов «необходимого профиля» привел к потребности анализа учебных планов вузов и колледжей по подготовке студентов по программам специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура». Данный анализ дал возможность увидеть недочеты и внести соответствующие коррективы в формирование недостающих инклюзивных компетенций на основе интеграции в рамках вариативных компонентов двух специальностей недостающих компонентов (дисциплин), позволяющих формировать необходимые способности.

Так, для студентов специальности «ФК» предлагается внести коррективы в учебный план в рамках вариативного компонента. В профессиональный учебный цикл можно интегрировать профессиональный модуль специалистов по АФК «Организация адаптивного физического воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях» в объеме междисциплинарного курса «Частные методики адаптивного физического воспитания», в том числе и соответствующие учебную и производственную практики.

В свою очередь способ получения студентами специальности «АФК» возможности к осуществлению инклюзивных форм физического воспитания обучающихся видится нами в интегрировании в качестве вариативного компонента в учебный план программы подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) профессионального модуля «Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам» в объеме междисциплинарного курса «Методики обучения предмету “Физическая культура”», в том числе и в соответствующие учебную и производственную практики.

Совершенствование учебных планов должно повлечь за собой смену вектора в подготовке специалиста на всестороннюю, более качественную подготовку, наполненную различными нюансами профессиональной деятельности. Например, при изучении дисциплины «Методика обучения предмету “Физическая культура”» возникает возможность обучать студентов специальности «АФК» технологиям программирования учебно-воспитательного процесса, организуемого в условиях инклюзии, поскольку сложившаяся ситуация в системе инклюзивного образования создала массу трудностей и некоторого рода путаницу как в самой технологии программирования, так и в работе с конкретными документами планирования [14]. При таком подходе будущие специалисты смогут грамотно подходить к разработке документов планирования (начиная от технологической карты урока и заканчивая рабочей программой дисциплины) и соответственно последующей организации физического воспитания со всеми категориями обучающихся в рамках одного конкретного урока.

Изучение имеющегося научного опыта в области подготовки специалистов АФК и инклюзивного образования, представленного в форме диссертационных работ (n>50), показало, что основная доля диссертаций направлена на подготовку специалистов к использованию различных средств адаптивной физической культуры с детьми определенной нозологической группы либо с конкретным заболеванием (таким как задержка психического развития, синдром Дауна, детский церебральный паралич, глухота и пр.). Часть работ посвящена повышению качества подготовки определенного набора профессиональных и общекультурных компетенций специалистов АФК. В интересующем нас ракурсе исследуемой проблемы удовлетворяет содержание только двух кандидатских диссертаций:

- работа И.Н. Хафизуллиной, посвященная формированию инклюзивной компетентности будущих учителей в условиях обучения в вузе (2008);

- диссертация Ю.В. Шумиловской, раскрывающая особенности подготовки будущего учителя в условиях инклюзивного образования (2011).

Отмеченные работы приводят экспериментально обоснованные методики, позволяющие подходить к подготовке будущего специалиста с учетом требований сегодняшнего дня, исходя из запросов современной школы и потребностей субъектов образовательного процесса [15].

Таким образом, проблема подготовки будущих учителей физической культуры, обладающих инклюзивными компетенциями, остается открытой. Несмотря на «кадровый голод» в такого рода специалистах, на данный момент проблема их подготовки вниманием ученых и исследователей необоснованно обделена.

Выводы:

- наблюдается дефицит внимания к проблеме подготовки учительских кадров, формирования у них комплекса соответствующих компетенций для организации адаптивного физического воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования (последняя работа датирована 2011 г.);

- в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и адаптивной физической культуре требуется переориентация вектора на подготовку у будущих учителей готовности к организации физического воспитания обучающихся в условиях инклюзивного образования;

- для полноценной организации подготовки будущего специалиста, способного к реализации инклюзивных форм в рамках физического воспитания школьников, помимо систематического анализа и постоянной коррекции содержания программы подготовки специалистов среднего звена, в том числе и учебных планов, необходимо своевременно актуализировать соответствующие технологии и методики, ориентированные на творческое развитие профессиональной компетентности будущих специалистов, включаемых в процесс инклюзивного образования.


Библиографическая ссылка

Шеенко Е.И., Рыжкова Н.Н. К ПРОБЛЕМЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА», ОРИЕНТИРОВАННЫХ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28815 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674