Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Славкина И.А. 1 Шмульская Л.С. 1 Кутугина В.И. 1 Алиева М.Г. 1 Славкина Я.С. 2 Тарасюк Н.С. 1 Малаева Ю.М. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
2 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Статья посвящена одной из важных проблем современной методической науки – повышению качества учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. На сегодняшний день приоритетом обновления современной системы образования является ориентированность на подготовку выпускника, не только владеющего системой специальных знаний по учебным дисциплинам, но и способного творить и преобразовывать окружающую действительность, ведь обладание некой суммой знаний оказывается недостаточным фактором ориентации в быстро меняющемся мире. В связи с этим мы можем говорить о переориентации процесса обучения и воспитания «от человека образованного – к человеку творческому». В статье отмечается, что креативность как свойство личности носит комплексный характер и представляет собой процесс и результат развития человеком своей индивидуальности и может рассматриваться в качестве универсальной способности человека, позволяющей ему успешно ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, продуктивно и творчески преображать ее. По мнению авторов, вербальную креативность необходимо начинать развивать с дошкольного возраста и продолжать повышать ее уровень в процессе обучения в вузе. Авторский коллектив дает подробный анализ понятий «креативность», «вербальная креативность»; представляет серию заданий, направленных на развитие вербальной креативности студентов при изучении дисциплин лингвистического цикла; характеризует педагогические условия, необходимые для проведения данного вида работы. Большинство предлагаемых заданий прошли апробацию в ходе опытно-экспериментальной работы на базе Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета и могут быть рекомендованы к использованию в образовательном процессе педагогических вузов.
Процесс обучения
креативность
вербальная креативность
1. Библер В.С. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. 399 с.
2. Варлакова Ю.Р. Развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования в вузе: автореф. дис. … канд. педагог. наук. Красноярск, 2013. 24 с.
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Методолог. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metodolog.ru/00736/00736.html (дата обращения: 02.05.2019).
4. Mednick S.A. The associative basis of the creative process. Psychological Review. 1962. no 69. Р. 220-232.
5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.
6. Чошанов М. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 2012. 158 с.
7. Шубин А.В. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 89-98.
8. Гридина Т.А., Пипко Е.И. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение // Филологический класс. 2012. № 3 (29). С. 12-18.
9. Вайберт М.И. Креативность как один из показателей преуспевающей личности // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2015. № 9. С. 283-285.

Одной из актуальных задач системы высшего образования является ориентированность на подготовку выпускника, не только владеющего системой специальных знаний по учебным дисциплинам, но и способного творить и преобразовывать окружающую действительность, ведь обладание некой суммой знаний оказывается недостаточным фактором ориентации в быстро меняющемся мире и успешности в профессиональном сообществе. В связи с этим мы можем говорить о своего рода переориентации процесса обучения и воспитания «от человека образованного – к человеку творческому» [1].

Целями исследования являются характеристика креативности как свойства личности, описание составляющих вербальной креативности, создание и апробация комплекта заданий, служащих повышению уровня вербальной креативности студентов педагогического вуза при изучении дисциплин лингвистического цикла.

Материал и методы исследования

В работе использовались несколько групп методов:

1) методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; его применение позволило определить понятие «вербальная креативность», выявить его составляющие и критерии оценивания уровня сформированности вербальной креативности;

2) методы изучения педагогического опыта: наблюдение, изучение продуктов учебной деятельности обучающихся.

В учебном процессе применялись как включенное, так и невключенное скрытое наблюдение. Целью использования этого метода явилась необходимость получения данных о способности обучающихся к выдвижению и словесному формулированию разнообразных идей, их стремлении к оригинальности мышления, созданию яркого речевого продукта. По итогам наблюдений составлялся протокол, в котором фиксировались данные оценки вербальной креативности по основным критериям: «беглость», «гибкость» и «оригинальность». Работа проводилась со студентами 1–3-го курсов Лесосибирского педагогического института, обучающимися по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки «Русский язык и литература», «Начальное образование и дополнительное образование». Всего в исследовании приняли участие 72 студента.

Результаты исследования и их обсуждение

Креативность как свойство личности носит комплексный характер и представляет собой процесс и результат развития человеком своей индивидуальности и, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве универсальной способности человека, позволяющей ему успешно ориентироваться в изменяющихся условиях жизни, продуктивно и творчески преображать ее [2]. Несмотря на то что проблема креативности в современной педагогике и психологии является одной из центральных, в арсенале этих наук отсутствует единое определение этого понятия. Считается, что сам термин был введен в научный обиход в 1959 г. американским психологом Дж. Гилфордом, который под креативностью подразумевал особую разновидность мышления – так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое предполагает множественные пути решения той или иной проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такой тип мышления противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), нацеленному на поиск единственно верного решения [3]. Напротив, С. Медник в своих работах полагает, что в творческом процессе обязательно есть место и дивергентному, и конвергентному мышлению, ведь в процессе решения задач человек изначально опирается на конвергентный тип, а уже позже с помощью дивергентного мышления распространяет ранее полученные знания, заключения и выводы на поиск нового их применения [4].

А. Маслоу понимает креативность как качество, которое может быть применено для решения любой задачи в жизни. Согласно ему креативность – качество, которое присуще каждому с рождения, но теряемое большинством под воздействием среды. А. Маслоу считает, что интеллектуальная одаренность является одним из необходимых, но не единственным условием для проявления креативности. Главную роль в актуализации креативности согласно А. Маслоу играют мотивации, ценности, личностные черты. Творческую личность характеризуют такие черты, как когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений [5].

В области педагогики креативность чаще рассматривается с позиции проблемных ситуаций и в обобщенном виде представляет собой совокупность следующих способностей и умений:

  • способность решать множество задач в постоянно изменяющихся обстоятельствах;
  • умение принимать решение в различных ситуациях;
  • умение заявлять о своих потребностях и интересах;
  • умение находить другие источники информации;
  • умение принимать решения в различных педагогических ситуациях;
  • способность генерировать оригинальные способы решения проблемы [6].

А.В. Шубин рассматривает вербальную креативность как форму речемыслительной деятельности человека и как индивидуальные особенности речи, а также как выражение творческих способностей человека посредством языка и индивидуально-логического мышления [7].

По мнению С. Медника, необходимо различать креативность двух типов: вербальную и невербальную. Вербальная креативность выражается словом: предложение оригинальной идеи, способность преодоления словесных стереотипов, возможность создания отдаленных словесных ассоциаций и иное, в то время как невербальная – это проявление творческих способностей в виде различных художественных образов: картин, рисунков и т.д. [4]. В обобщенном виде можно заключить, что под вербальной креативностью понимается способность личности к творческому мышлению, проявляющаяся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).

Дж. Гилфорд указывает на 4 составляющие вербальной креативности:

  • оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;
  • семантическая гибкость мышления (способность воспринимать объект под разными углами зрения);
  • образная адаптивная гибкость (способность изменить восприятие объекта таким способом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);
  • способность продуцировать разнообразные идеи [3].

К основным критериям вербальной креативности относят беглость, гибкость, оригинальность. При этом беглость как количественный критерий свидетельствует о скорости протекания мыслительных процессов, что выражается в выдвижении и словесном формулировании большего или меньшего количества идей за определенную единицу времени; гибкость характеризует разнообразие этих идей, оригинальность предполагает их нестандартность. Оригинальность как наиболее очевидный показатель вербальной креативности проявляется в отказе от стандартных способов выражения мысли, даже в рамках предсказуемого сюжета, а также в неожиданном сближении разных семантических сфер, нахождении одновременно экономной и емкой формы слова [8].

На наш взгляд, работу по формированию вербальной креативности необходимо начинать в дошкольном возрасте и продолжать на всех этапах обучения, в том числе и в практике вузовского преподавания, соблюдая следующие общие педагогические условия.

  1. Поддержание доброжелательной атмосферы на занятии, создание ситуации доверия и уважения к студентам со стороны преподавателя. Указанный критерий является базовым, так как низкая степень психологического комфорта у обучающихся провоцирует состояние тревожности, которая в свою очередь состоит в обратной корреляции с креативностью. Экспериментальные исследования показывают, что на актуализацию творчества негативно влияет высокая степень тревожности [9].
  2. Предоставление обучающимся возможности выбора вида деятельности.
  3. Поощрение проявлений самостоятельности студентов в познавательной деятельности.
  4. Осуществление наводящей, а не подсказывающей помощи со стороны педагога.
  5. Внимание преподавателя к формированию мотивации учения, ориентирования на будущую педагогическую деятельность.
  6. Индивидуальный подход к обучающимся, учет их интересов, склонностей, способностей.
  7. Использование интерактивных методов и приемов обучения как необходимого условия поддержания и развития познавательной активности студентов.

Далее предлагаем задания, использование которых в образовательном процессе в вузе при изучении дисциплин лингвистического цикла, таких как: «Современный русский язык», «Педагогическая риторика», «Актуальные вопросы русского языка и речеведения», «Русский язык и культура речи», «Теория и практика эффективного речевого общения» и иных, на наш взгляд, будет способствовать повышению уровня вербальной креативности обучающихся.

      1. Игра «Третий лишний». Обучающимся предлагаются цепочки из 3 слов. По условиям задания нужно вычеркнуть «лишнее». Задание осложняется тем, что очевидного сходства между этими предметами нет, а значит, и лишним может быть любое слово, необходимо только дать последовательное объяснение своего выбора. Например: а) принтер, кисточка, чашка; б) линейка, навесной замок, огурец; в) мост, веревка, карандаш.
      2. Решение семантических пропорций. Даны первые члены семантических пропорций, в числителе и знаменателе которых находятся разные лексические единицы. Необходимо дополнить ряд, выбрав из списка слова, находящиеся в смысловых отношениях, подобных заданным. Например: убивать: умирать = поить: пить = Дополнительные слова: сидеть, кормить, тонуть, спать, думать, катить. Можно предложить обучающимся продолжить список семантических «дробей» самостоятельно или же придумать новые пропорции. Например: разбиться: хрупкий = пачкаться: ….
      3. Пополнение «Энтимологического словаря». Создание намеренно искаженного толкования слова путем его ложной семантизации. Например, стриж – парикмахер; бездарь – человек, который пришел на праздник без подарка; баранка – овца; добряк – мгновение перед падением; картофель – портфель для переноски карт. Перед предъявлением задания студентам можно рассказать историю появления этого шуточного издания, обратив внимание на то, что играют со словами даже ученые-лингвисты.
      4. «Придумай объяснение». Задание учит нестандартно мыслить, выделять причинно-следственные связи явлений, быть внимательными к семантике лексической единицы, подбирать точные вербальные формулировки. Например: «Вы приходите домой после института, а дома вас встречает розовый медведь». Обучающимся предлагается придумать как можно больше объяснений этой ситуации. Предложенные версии могут быть как реальными, так и фантастическими.
      5. Игра «Дальние родственники». Что общего между дорогой и гитарой? Между ложкой и краном?
      6. Игра «Все возможно». Обучающимся предлагается вообразить смешение различных видов восприятия, например ощущать вкус звуков, слышать цвета, обонять ощущения. Необходимо пофантазировать и представить свои размышления на одну из тем: «Чем пахнет суббота?», «Какого цвета радость?», «Какой вкус у диплома?» и т.п.
      7. «Речь адвоката». Обучающимся необходимо изучить предложенные сравнения и убедить всех, что они правомочны. Например: Спорт подобен заточке топора. Учеба подобна починке протекающего крана. Обучение подобно приготовлению торта.
      8. Игра «С миру по нитке». Проводящий упражнение задает тему размышлений. Далее обучающиеся предлагают по одной строке, располагая их в определенной последовательности: цвет, вкус, запах, образ (внешность), звук, переживания (эмоции). Например, по теме «Зима» в качестве реплик могут быть предложены: Зима – пора белого цвета в природе. Зима – вкус снежинок на губах. Зима пахнет морозной свежестью. Зима – это искрящийся снег под ногами и переливающиеся от инея деревья. Зима – это звуки вьюги и завывания пурги. Зима – это время радости и грусти.
      9. Изготовление «стишков-пирожков». «Стишки-пирожки» – своего рода игра по созданию четверостишия, написанного строчными буквами, без рифмы, оформленного без пунктуационных знаков, но со смыслом и юмором. Участникам предлагается «тесто» – 2 строчки, а им предстоит создать «начинку». Например, Без ложной скромности замечу / Я гениальный человек / А то, что ничего не создал / Так я был занят и болел.
      10. Игра «Брачные объявления». Каждый участник получает карточку с названием какого-либо предмета, обладающего характерными свойствами. Предмету нужен другой предмет, его дополняющий. Каждый участник игры произносит текст «брачного объявления» от имени своего предмета. В первой части объявления нужно представить свой предмет: описать его «внешность», характерные черты; вторая часть объявления – «заказ» на будущего «спутника жизни»: его внешние и функциональные особенности. Объявление считается правильным, если удалось найти главные черты предмета и его «половины».
      11. «…Из того, что было». Обучающимся предлагается наугад выбрать по паре слов из каждой колонки и использовать их в качестве «затравки» для создания рассказа.

        Фиаско

        Спираль

        Суфле

        Ножницы

        Словарь

        Технология

        Абзац

        Веревка

        Дополнение

        Харизма

        Сайт

        Бумажник

        Наказание

        Ноготь

        Ямб

        Хлеб

        Стена

        Пушкин

      12. «Тавтограмма». Обучающимся предлагается написать рассказ, в котором все слова начинались бы на одну букву. Например, «Боря был балованным бездельником: болтал, будто бесконечно болел…»
      13. «Акростих». Обучающимся предлагается создать стихотворную загадку, отгадкой которой будут начальные буквы каждой строки. Выполняя подобные задания, обучающиеся совершенствуют способность бегло и логически верно строить высказывание, грамотно вербально актуализировать важную информацию, создавать яркие словесные образы.
      14. Задания, основанные на соотнесении метафорических образов. Например: «Представьте рассуждения, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Объясните свой выбор. ________ для _______ то же, что сессия для студента. Или __________ подобно изготовлению торта, потому что_________». Или Вода для корабля то же, что_____________ для студента.
      15. «Семантические загадки». Для отгадывания загадки обучающимся необходимо подставить предлагаемые в качестве решения слова в соответствующие контексты и убедиться, что такая сочетаемость является возможной. Например: Это можно разжечь, оно может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это: а) костер; б) дрова; в) спор; г) фонарь; д) страсть? Или: Это можно прочистить, но нельзя очистить. Это можно вправить, но нельзя исправить. Это можно пудрить, но нельзя румянить. Что это: а) кости; б) мозги; в) труба; г) ум; д) щеки?

Представленные задания можно органично вписать в структуру практических и лабораторных занятий по лингвистическим дисциплинам или предложить выполнение заданий в качестве разминки в начале лекционного занятия. Многие из рекомендованных заданий творческого характера могут быть заданы обучающимся в качестве упражнений для внеаудиторной самостоятельной работы.

Данные педагогических наблюдений за студентами в период апробации заданий, направленных на развитие вербальной креативности, позволяют заключить, что обучающиеся заинтересованно включаются в подобную работу, раскрепощены в продуцировании идей, предлагают по несколько способов решения какой-либо языковой ситуации, охотно создают образцы языковой игры, что в целом может свидетельствовать о повышении уровня гибкости и оригинальности мышления как основных критериях вербальной креативности.

Заключение

Таким образом, развитие вербальной креативности является важной составляющей организации образовательной деятельности при изучении лингвистических дисциплин в педагогическом вузе. Задания, ориентированные на создание словесных образцов, положительно воспринимаются обучающимися, создают атмосферу творчества, что способствует более легкому восприятию фактов научной информации. Включение обучающихся в подобную деятельность способствует повышению уровня развития у них креативных способностей, обогащению внутреннего мира и повышению самооценки, что в итоге формирует креативную личность будущего педагога, желающую и умеющую учиться в течение всей жизни.


Библиографическая ссылка

Славкина И.А., Шмульская Л.С., Кутугина В.И., Алиева М.Г., Славкина Я.С., Тарасюк Н.С., Малаева Ю.М. РАЗВИТИЕ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28856 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674