Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ»

Ельцова Л.Ф. 1 Калинина М.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова»
В основу данной статьи положен опыт преподавания дисциплины «Основы научного стиля речи» аспирантам медицинского вуза первого года обучения. Структура курса и выбор материала для лекционных и практических занятий, а также для контроля разных типов обусловлены проблемами, которые аспиранты испытывают в процессе осуществления своей деятельности. В процессе освоения дисциплины у аспирантов формируются универсальные и профессиональные компетенции. В статье описываются планируемые результаты обучения по сформированности различных уровней компетенций, характеризуется фонд оценочных средств, типичные ошибки и трудности, с которыми сталкиваются аспиранты, анализируются результаты внедрения данного курса в учебный процесс. Дисциплина предполагает как освоение теоретической части материала, так и выработку практических навыков. На практических занятиях используются интерактивные методы обучения (метод работы в «малых группах», кейс-стади). Освоение дисциплины необходимо для успешного прохождения педагогической практики, проведения научных исследований и сдачи Государственной итоговой аттестации. Написание и защита реферата в форме статьи для научного журнала по теме диссертации позволяет аспирантам первого года обучения за короткий срок представить научную статью к публикации.
научный стиль речи
аспирантура
учебная дисциплина
методика преподавания
интерактивные методы обучения
1. Языковая политика. Общероссийская экспертиза. Форум-диалог. Доклады участников. Москва, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://fadn.gov.ru/system/attachments/attaches/000/029/832/original/%D0%AF%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2018.pdf?1542388287 (дата обращения: 06.05.2019).
2. ФГОС ВО по направлениям аспирантуры. [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/95/91/7 (дата обращения: 06.05.2019).
3. Портал аспирантов. [Электронный ресурс] URL: http://www.aspirantura.spb.ru/forum/showthread.php?t=15426 (дата обращения: 06.05.2019).
4. Cкорикова Т.П. Культура научной речи в в обучении аспирантов технического вуза // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2016. № 1. С. 152-158.
5. Калинина М.А. Интерактивные методы обучения: традиции и инновации // Современные технологии в науке и образовании: сборник трудов II Международной научно-технической и научно-методической конференции, (Рязань, 01-03 марта 2017 г.). Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет, 2017. С. 83-85.
6. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. О реализации принципа интеграции в организации обучения в медицинском вузе (на примере преподавания дисциплины «Латинский язык») // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т. 7. № 1 (24). [Электронный ресурс]. URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=361 (дата обращения: 06.05.2019).
7. Консультант врача. [Электронный ресурс] URL: http://www.rosmedlib.ru (дата обращения: 06.05.2019).
8. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. [Электронный ресурс] URL: http://gramota.ru/ (дата обращения: 06.05.2019).
9. Ельцова Л.Ф., Ельцов А.В. Создание электронного учебника для преподавания лингвистических дисциплин // Психолого-педагогический поиск. 2016. №4(40). С.119-123.

В последние годы на Федеральном уровне неоднократно поднимается вопрос о важности и необходимости хорошего владения русским языком, поскольку отмечается снижение общей лингвистической образованности и грамотности у детей и взрослых [1]. Наибольшего внимания в этой связи заслуживают обучающиеся на третьем уровне высшего профессионального образования - аспиранты.

В соответствии с ФГОС ВО выпускник аспирантуры может осуществлять научно-исследовательскую (по направлению и профилю подготовки) и педагогическую деятельность по образовательным программам высшего образования [2].

Написание научных работ, в том числе диссертационных, невозможно без определенного уровня развития аналитического и дискурсивного мышления, без владения научным стилем речи. Один из самых частых вопросов на форумах аспирантов и соискателей   - «Как научиться "обнаучивать" текст?» [3]. Довольно часто научные руководители сталкиваются с неумением соискателя правильно структурировать статью или доклад, выбирать книжные обороты и выражения [4, с. 153].

Специфика обучения в аспирантуре медицинского вуза предполагает не только овладение методологическими и методическими принципами и приемами экспериментального, лабораторного и диагностического исследования, но и развитие умения систематизировать результаты своих изысканий в виде устных и письменных научных текстов различных жанров. Большинство аспирантов, как и их научных руководителей, параллельно с написанием диссертации занимаются клинической практикой, являются практикующими врачами. В связи с этим оформление обзора литературы, описания методов и результатов исследований в соответствии с требованиями научного стиля речи представляет для обучающихся в аспирантуре определенную трудность. В помощь аспирантам первого года обучения в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова в 2018-2019 учебном году была введена учебная дисциплина «Основы научного стиля речи». Она относится к  вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» ОПОП аспирантуры и предполагает формирование следующих универсальных и профессиональных компетенций. УК-1: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; УК-2: способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; УК-4: готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; ПК-7: готовность организовать, обеспечить методически и реализовать педагогический процесс по основным образовательным программам высшего образования в области профиля подготовки.

Цель: разработка учебно-методического комплекса дисциплины «Основы научного стиля речи» для аспирантов всех форм обучения, обучающихся в Рязанском государственном медицинском университете им. академика И.П. Павлова, и анализ результатов его внедрения в педагогический процесс.

Материал и методы исследования. В процессе работы использовались аналитические методы, методы систематизации и обобщения, а также педагогический эксперимент.

Результаты исследования и их обсуждение. В рамках учебно-методического комплекса была разработана рабочая программа дисциплины, фонд оценочных знаний, конспект лекций, методические указания для преподавателей и аспирантов.

Планируемыми результатами обучения по компетенции УК-1 оказались следующие: знать приемы и методы анализа и оценки современных научных достижений, пути решения исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; критерии авторства; экстра- и интралингвистические особенности научных текстов разных подстилей, жанров и форм речи; методы логической организации научного текста; уметь осуществлять критический анализ и оценку современных научных достижений, генерировать новые идеи при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях, репрезентуя их в научных текстах разных подстилей, жанров, типов и форм речи; владеть методами критического анализа и оценки современных научных достижений, способами описания результатов критического анализа в научном обзоре, диссертации, научной статье, докладе на научной конференции.

В результате формирования компетенции УК-2 планировалось знать пути и методы проектирования и осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения; особенности научного стиля как историко-культурного явления, особенности и проблемы современного терминообразования: тенденции развития языка науки в современном мире; уметь проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения; выявлять и корректировать диалогичность и экспрессивность научных текстов; владеть методами и алгоритмами осуществления комплексных исследований, в том числе междисциплинарных, на основе целостного системного научного мировоззрения; способами репрезентации методологии исследований и их результатов.

При изучении дисциплины с целью формирования компетенции УК-4 аспирант должен знать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном языке; виды и структуру статей в научном журнале, в т.ч. международном; особенности устных научных текстов, используемых в научной полемике, диспуте, на конференции, «круглом столе»; лексические и синтаксические средства, применяемые в письменных первичных и вторичных научных текстах (тезисы и материалы конференции, статья в научном журнале, монография, диссертация, презентация, реферат, отзыв, рецензия, аннотация, отчет о научно-исследовательской работе); особенности научно-методической литературы (учебник, учебное пособие, методические указания и прочее); специфику функционирования научных текстов в разных культурах. Кроме того, он должен уметь использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном языке; продуцировать устные и письменные первичные и вторичные научные тексты разных подстилей, жанров и типов речи; вести устную и письменную коммуникацию с редакциями научных журналов и оргкомитетов конференций; корректировать и редактировать тексты научного стиля речи; владеть современными методами и технологиями научной коммуникации на государственном языке; научным стилем речи во всех сферах его применения.

С целью формирования профессиональной компетенции ПК-7 аспирант должен знать современные методы и технологии коммуникации в педагогическом процессе в области профиля подготовки; особенности устных и письменных научных текстов педагогической направленности; лексические и синтаксические средства, применяемые в научных текстах педагогической направленности в области профиля подготовки; особенности научно-методической литературы (учебник, учебное пособие, методические указания и прочее). Аспирант должен уметь использовать современные методы и технологии научной коммуникации в области педагогического процесса по профилю подготовки; вести устную и письменную коммуникацию в области педагогического процесса по профилю подготовки; владеть современными методами и технологиями научной коммуникации в сфере преподавательской деятельности в области профиля подготовки.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа, из них на контактную работу с преподавателем отведено 36 часов (из них 8 часов лекций, 28 - практических занятий). Форма итогового контроля - зачет - проводилась в устной форме по билетам, содержащим два вопроса.

На лекционных занятиях по дисциплине «Основы научного стиля речи» давалась характеристика научного стиля речи как историко-культурного явления; рассматривались лингвостилистические особенности устных и письменных научных текстов профессиональной направленности, особенности структуры и стилистики научных текстов разных подстилей, жанров и форм речи, а также выделялись основные тенденции развития языка науки в современном мире. Выбор материала обусловлен проблемами, которые аспиранты испытывают в процессе осуществления своей деятельности. Так, после прочтения научных текстов профессиональной направленности, написанных в разное время учеными, которые принадлежат разным национальностям и культурам, аспирантам нередко сложно делать обзор литературы с пересказом основных выводов в силу того, что язык науки в России и за рубежом имеет свою специфику, а также в силу исторической изменчивости научного стиля. Им приходится описывать результаты экспериментов с использованием современных книжных оборотов и терминов, «переводить» такие тексты на современный русский научный язык, чтобы избегать иностилевых вкраплений. Кроме того, подготовка публикации в зарубежном научном журнале, которая осуществляется аспирантом на русском языке (с последующей передачей переводчику), все равно должна учитывать специфику построения статьи в зарубежном журнале, иметь определенную структуру и стилистику.

Практические занятия по дисциплине «Основы научного стиля речи» предусматривали разные формы организации. Контингент аспирантов неоднороден, они имеют разный уровень общей и профессиональной подготовки, возраст, социальный статус, индивидуально-психологические характеристики, что делает обязательными в соответствии с андрагогическими принципами педагогической работы индивидуальный подход и использование интерактивных методов обучения [5]. На практических занятиях аспиранты с использованием метода «малых групп» и кейс-стади углубленно разбирали экстра- и интралингвистические особенности устных и письменных текстов научного стиля и текстов педагогической направленности в области профиля подготовки, жанровую специфику первичных и вторичных научных текстов, критерии авторства, виды научных статей, структуру и этапы подготовки статьи в научном журнале; рассматривали проблемы терминообразования в профессиональной сфере и научном тексте, методы логической организации научных текстов различных подстилей и жанров. Не оставались без внимания проблемы экспрессивности и диалогичности научных текстов, интернационализации, метафоризации и персонализации в современном языке науки. Последние темы разбирались на занятиях в формах дискуссии и семинара. Много времени уделялось редактированию научных статей. Оказалось, что наиболее часто встречающиеся в текстах аспирантов ошибки связаны с построением предложений с деепричастными и причастными оборотами, уточняющими конструкциями, сложными союзами, а также с неправильным управлением и нарушением логики изложения.

Самостоятельная работа аспирантов предусматривала проработку учебного материала по конспектам лекций; поиск и систематизацию информации по проблеме; выполнение тестовых заданий; анализ устных и письменных научных текстов и составление выводов на основе проведенного анализа; выполнение упражнений; работу с терминологическими словарями русского языка; написание текстов разных жанров научного стиля речи; подготовку рефератов и докладов с презентациями на их основе; подготовку и защиту реферата в форме научной статьи по теме диссертации.

Преподавание дисциплины «Основы научного стиля речи» базируется на принципах интегративного подхода к обучению с точки зрения содержания и используемых методов [6].

Фонд оценочных средств дисциплины был разработан для всех видов аттестации с целью проверки сформированности каждой из компетенций по всем уровням («знать» - вопросы для опросов разных видов; «уметь» - задания для практических и контрольных работ, тесты; «владеть» - усложненные и творческие задания).

Так, для оценки сформированности УК-1 на уровне «знать» использовались вопросы типа: Какие стратегии и тактики автора научной статьи Вы знаете? Какова структура современной научной статьи? Каковы возможные ошибки автора научной статьи при формулировке названия? На уровне «уметь» - задания на определение подстиля и жанра научного текста, трансформацию его в тексты иных подстилей и жанров, поиск средств достижения экспрессивности в научном тексте и анализ ее уместности. На уровне владения данной компетенцией аспирант должен уметь осуществлять стилистическую правку научных текстов.

Оценка сформированности УК-2 на уровне знания производилась в процессе собеседования. Примерные вопросы: Перечислите методы логической организации научного текста. Назовите особенности научного стиля как историко-культурного явления. Определите основные особенности и проблемы современного терминообразования. Для того, чтобы оценить уровень умений, предлагалось построить алгоритм написания научной статьи, а на уровне владения - написать аннотацию к научной статье по теме диссертации.

Уровень знания сформированности компетенции УК-4 предполагал ответы на вопросы и задания: Выделите особенности устных научных текстов, используемых в научной полемике, диспуте, на конференции, «круглом столе». Определите особенности жанров научно-методической литературы (учебник, учебное пособие, методические указания). Какова специфика функционирования научных текстов в разных культурах? Уровень сформированности умений определялся выполнением заданий аналитического типа: Выделите клише, используемые для связности в данном научном тексте. На уровне владения аспирант должен уметь написать рецензию, аннотацию, разработать ключевые слова и название статьи по теме диссертации,  подготовить текст с учетом всех требований к стилистике, структуре научной статьи и оформлению списка литературы. Кроме того, следует уметь трансформировать этот письменный текст в устный, используя приемы активизации внимания слушателей, и сделать презентацию.

Сформированность профессиональной компетенции ПК-7 на уровне знаний проверялась типовыми заданиями: Назовите жанры устных и письменных научных текстов, которые могут использоваться в преподавательской деятельности в области Вашего профиля. На уровне умений аспиранты должны уметь описывать и замечать стилистические особенности устных и письменных научных текстов, которые могут использоваться в преподавательской деятельности, на уровне владения - уметь трансформировать фрагменты текстов собственно научного стиля во фрагмент лекции, раздела учебника, учебно-методического пособия.

Формы текущего контроля успеваемости, которые применялись на занятиях: устный опрос, тестирование, оценка освоения практических навыков (умений), контрольная работа, защита реферата по теоретической проблеме. Примеры тем таких рефератов: «Речевые погрешности научной статьи в связи с типами личности авторов», «Термин в научном тексте, типы дефиниций», «Национально-культурная специфика статей в научных журналах».

Рабочей программой дисциплины предусмотрено два рубежных контроля, без успешного прохождения которых аспирант не допускается к сдаче зачета. Первый представляет собой тест на знание особенностей текстов научного стиля. Второй - это написание и защита реферата в форме статьи для научного журнала по теме диссертации. Последнее задание позволяет аспирантам применить все знания, полученные ими в процессе освоения дисциплины, в собственной научной деятельности. В процессе подготовки аспиранты знакомятся с правилами для авторов, учатся формировать библиографические описания, продумывают структуру статьи, редактируют стиль изложения. В результате на первом году обучения к сдаче зачета по «Основам научного стиля речи» многие аспиранты уже успевают подать научную статью, содержащую обзор литературы по проблеме диссертационного исследования или описывающую первый этап эксперимента, для рассмотрения в редакции научных журналов, а также подготовить научный доклад по теме диссертации.

Информационные источники, рекомендованные для обучающихся, находятся в ЭБС «Консультант врача» [7]. Аспирантам рекомендовано также использовать материалы сайта «Грамота» [8].

Анализ «обратной связи» показал, что введение дисциплины положительно оценили аспиранты и преподаватели. Обучающиеся отметили, что узнали много необходимых для создания научных текстов сведений, нашли свои «слабые места» в продуцировании текстов (отступление от логичности изложения, неумение связно изложить свои мысли, нарушения грамматических, стилистических и синтаксических норм), получили возможность систематизировать имеющиеся на данный момент результаты собственных исследований и изложить их в виде научной статьи. Преподаватели положительно оценили помощь в обучении аспирантов стилистической правке, составлению библиографических описаний, написанию научных текстов разных подстилей и жанров по профилю подготовки и проблематике диссертационных исследований.

Заключение. Опыт преподавания показал, что освоение дисциплины «Основы научного стиля речи» аспирантами первого года обучения в медицинском вузе является важным для успешного прохождения ими  третьего уровня высшего профессионального образования. Аспиранты получают достаточно полную теоретическую подготовку и нарабатывают практические навыки и умения продуцировать научные устные и письменные тексты разных подстилей и жанров. Освоение дисциплины необходимо для успешного прохождения педагогической практики, проведения научных исследований и сдачи Государственной итоговой аттестации. В настоящее время ведется работа по составлению соответствующего учебного  электронного курса в системе Moodle [9]. По результатам педагогического эксперимента, наиболее продуктивными элементами в электронном учебнике с использованием этой системы могут стать тест, форум (групповой проект по стилистической правке или трансформации), индивидуальное задание (построенное по результатам анализа наиболее часто встречающихся типов ошибок у конкретных обучающихся).


Библиографическая ссылка

Ельцова Л.Ф., Калинина М.А. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ РЕЧИ» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28867 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674