Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Хорошилова С.П. 1 Костина Е.А. 1 Бородина Т.Л. 1
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
На современном этапе реформирования системы образования в вузах РФ принята трехуровневая система высшего образования – бакалавриат, магистратура и аспирантура, ориентированная на компетентностный подход. Одной из перспективных форм реализации магистерских программ в системе современного образования является сетевая форма взаимодействия между университетами для обеспечения качества учебного процесса. На сегодняшний день ключевой компетенцией учителя иностранного языка является ИКТ-компетенция. В связи с этим в Новосибирском государственном педагогическом университете на факультете иностранных языков была открыта сетевая магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», опыт и перспективы реализации которой представлены в данной статье. Магистратура готовит высококвалифицированных специалистов в области иностранных языков, владеющих информационно-коммуникационными технологиями для осуществления педагогической деятельности в школьном образовании. Проанализировав тренды в современной образовательной системе, авторы статьи приходят к выводу, что университетам для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и модернизации образовательного процесса в вузе необходимо использовать преимущества онлайн-образования с использованием массовых открытых онлайн-курсов (МООК). В связи с этим перспективы реализации магистерской программы могут заключаться в сетевом сотрудничестве с национальной платформой «Открытое образование».
трехуровневая система высшего образования
сетевая форма
икт компетенция
магистерская программа
обучение иностранным языкам
массовые открытые онлайн курсы (моок)
1. Гуджатуллаева Е.М. Анализ тенденций модернизации высшего профессионального образования в России // Вестник Чувашского университета. 2011. № 1. С. 350-358.
2. Ширинкина Е.В. Современная парадигма реформирования высшего образования // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 4. С. 69-77.
3. The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new decade. Communique of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education. Leuven and Louvai (la) Neuve, 28–29 April 2009 // Высшее образование в России. 2009. № 7. C. 156-162.
4. Костина Е.А., Хорошилова С.П. Влияние краткосрочной академической мобильности на профессиональную подготовку учителя // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 50-55.
5. Никитенко Е.В. Тенденции развития высшего образования в России в условиях его модернизации // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 44-48.
6. Положение системы менеджмента качества НГПУ 700240-0601-2013. Организация сетевой формы реализации образовательных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nspu.ru/upload/iblock/027/%D0%9F%D0%9B%20700240-0601-2013_%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%20%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%9E%D0%9F_%D0%98%D0%B7%D0%BC4.pdf (дата обращения: 10.05.2019).

Процессы глобализации, информатизации и технологизации современного общества с неизбежностью вызывают потребность изменения всей системы образования и ее образовательных уровней, начиная с дошкольного образования и заканчивая послевузовским образованием. Современная система образования в высших учебных заведениях Российской Федерации находится в перманентном состоянии реформирования и модернизации с 1990-х гг., когда был принят ряд правительственных документов, обеспечивающих будущий процесс развития образования [1]. В 2000 г. Правительство РФ продолжило реализовывать стратегию реформ и модернизации образования, приняв согласно статье 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» Федеральную программу о развитии, модернизации и совершенствовании системы образования в целом. В данном документе были обозначены меры, призванные изменить все уровни системы образования в стране [1]. 2000-е гг. также отмечены законотворчеством в области образования, которое не заканчивается и в настоящее время. Таким образом, процесс реформирования системы высшего образования – это законодательно регламентированный процесс изменений в системе высшей школы, который решает целый комплекс вопросов, связанных с финансированием, ресурсным обеспечением высших учебных заведений, а также доступностью и качеством высшего образования, конкурентоспособностью выпускников вузов.

Примечателен тот факт, что исторически реформирование высшего образования предполагало реализацию двух моделей: так называемой советской модели и европейской модели, абсолютно новой для системы отечественных образовательных координат. Согласно Е.В. Ширинкиной, две модели кардинально отличаются по таким критериям, как качество образования, финансирование, доступность и управление образованием [2]. Советская модель обладает сильными техническими традициями, фундаментальностью, предполагает бюджетное финансирование, централизованное управление и поступление в вузы на конкурсной основе. Европейская же модель характеризуется практико-ориентированным, компетентностным подходом в образовании, конкурсным поступлением в вузы, преобладанием внебюджетного финансирования и автономного управления. Подписание Россией Болонского соглашения [3] определило приоритетом реализацию именно европейской модели образования, так как построение системы отечественного образования по этой модели могло обеспечить интеграцию участников образовательного процесса в европейскую систему, реализовывая один из ее ключевых принципов – академическую мобильность студентов и преподавательского состава [4]. Таким образом, в большинстве высших учебных заведений России реализуется трехуровневая подготовка обучающихся – бакалавриат, магистратура и аспирантура.

В свете современной образовательной парадигмы для выпускников вузов на первый план выходит необходимость стать грамотным перспективным специалистом и не проиграть на рынке труда, заняв достойное место в социуме. В отношении будущих учителей быть конкурентоспособным означает владеть всеми необходимыми компетенциями, которые определяются ФГОСами и формируются в рамках образовательных программ педагогических вузов.

Одной из ключевых компетенций, которая характеризует учителя иностранного языка как профессионала, является компетенция, связанная с использованием информационно-коммуникационных технологий. В отношении преподавания иностранных языков можно сказать, что ИКТ-компетенция учителей иностранных языков включает и теоретические знания о современных информационно-коммуникационных технологиях, и практические умения создавать и использовать огромное разнообразие ИК-технологий, включающих в себя социальные сети, интернет-ресурсы, в том числе учебные, образовательные платформы, социальные сервисы Веб 2.0, мобильные устройства и т.д. Овладение данной компетенцией – это требование не только ФГОС, определяющего траекторию образовательных программ в вузах, но и современного технологического общества [5].

В ответ на социальный заказ социума руководство факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического университета в 2016 г. приняло решение об организации на факультете магистерской программы «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Разработать и реализовать программу было поручено кафедре английского языка. Первый набор обучающихся на данную программу состоялся осенью 2017 г. Программа магистратуры «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» разработана на основе ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 21 ноября 2014 г. № 1505. Выпускники программы готовятся к педагогической и научно-исследовательской профессиональной деятельности, для осуществления которой им потребуются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и специальные компетенции.

Целями исследования являются анализ опыта реализации сетевой формы магистратуры педагогического образования «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», описание принципов разработки и функционирования программы, а также анализ перспектив развития сетевого взаимодействия в вузовской среде через интеграцию МООК в учебные планы вузов.

Материал и методы исследования. Материалом исследования выступили нормативно-правовые документы, определяющие особенности реализации сетевой формы обучения в вузе; информационные ресурсы и технологии образовательных учреждений; практика работы научно-педагогических кадров вузов. В работе использовались следующие методы: анализ нормативно-правовой документации, сложившейся практики сетевого взаимодействия, анкетирование, систематизация и обобщение данных для построения выводов, актуальных для формирования научно обоснованного подхода по внедрению сетевой формы реализации магистерской программы в систему высшего образования.

Результаты исследования и их обсуждение. Магистратура «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» предназначена для обучения выпускников-бакалавров, специалистов, преподавателей и учителей иностранного языка использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, что повышает эффективность и оптимизирует процесс обучения, отвечая современному социальному заказу общества. Необходимо заметить, что магистратура готовит высококвалифицированных специалистов в области иностранных языков, владеющих информационно-коммуникационными технологиями для осуществления педагогической деятельности в школьном образовании, а не специалистов в области информатики. В связи с этим цели магистерской программы формулируются следующим образом.

  1. Овладение магистрантами методикой применения ИКТ в процессе обучения иностранным языкам.
  2. Формирование практических навыков использования ИКТ-ресурсов и устройств.
  3. Определение роли и места ИКТ-ресурсов в конкретной педагогической деятельности магистрантов.

Магистратура «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» организована по принципу творческого сотрудничества между студентами и преподавателями, целью которого является усвоение уникальных авторских курсов и учебных программ, специально разработанных высококвалифицированными специалистами факультета иностранных языков для высшей ступени университетского образования. Для повышения своей квалификации в области информационно-коммуникационных технологий преподаватели факультета регулярно проходят стажировки в ведущих отечественных и зарубежных учебных заведениях.

Кроме того, для обеспечения учебного процесса в магистратуре факультет привлекает известных российских специалистов в области информационно-коммуникационных технологий в педагогическом образовании. В связи с этим магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» реализуется как сетевая совместно с Дагестанским государственным педагогическим университетом.

Цель организации сетевой формы реализации образовательных программ – повышение качества высшего образования через использование сетевого взаимодействия вузов с применением новых информационно-коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов участников сети. При этом решаются следующие задачи:

а) расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в рамках выбранной образовательной программы через обеспечение академической мобильности;

б) выбор сетевой модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению организаций, входящих в сетевое взаимодействие;

в) освоение механизма создания и эффективного использования ресурсных центров дистанционного и электронного обучения;

г) реализация новых подходов к организационному построению образовательного процесса в организациях сети;

д) расширение условий и возможностей для получения учащимися профессионально значимых, в том числе уникальных, компетенций [6].

Для реализации магистерской программы «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» на факультете иностранных языков была выбрана кластерная модель сетевой программы. Сетевая форма (кластерная модель) – это форма децентрализованного взаимодействия нескольких субъектов открытого типа, способная неограниченно расширяться путем включения все новых и новых субъектов. При этом каждый субъект (узел, звено) системы в первую очередь несет ответственность за учебный процесс, происходящий непосредственно под его воздействием, в целом же за качество услуг при сетевой организации отвечает вуз-администратор (оператор кластера), реализующий образовательную программу [3]. В такой модели ФГБОУ ВО «НГПУ» является оператором кластера. По окончании обучения выпускник получает диплом о высшем образовании ФГБОУ ВО «НГПУ», включающий описание периодов обучения в организациях-партнерах [6].

Магистерская программа «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» построена на принципах модульного обучения, которое предполагает базовую и вариативную части. Базовая часть состоит из двух модулей: модуля общекультурной подготовки и модуля общепрофессиональной подготовки. Вариативная часть включает в себя три модуля: методический модуль, научный модуль и языковой модуль, а также три блока дисциплин по выбору. Именно дисциплины по выбору являются наиболее практико-ориентированными и дают возможность магистрантам овладеть методикой применения ИКТ в процессе обучения иностранным языкам, а также сформировать практические навыки использования ИКТ-ресурсов и устройств в своей педагогической деятельности. В первом блоке дисциплин по выбору магистрантам предлагаются такие дисциплины, как «Дистанционные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», «Дистанционная образовательная платформа Мудл (Moodle)». Второй блок представлен следующими дисциплинами: «ИКТ-компетентность педагога», «Мультимедийные технологии в обучении грамматике иностранного языка», «Потенциал цифровых образовательных ресурсов в обучении лексике иностранного языка». Третий блок дисциплин по выбору, который реализуется на втором курсе магистратуры, предлагает такие дисциплины, как «Интернет и сервисы Web 2.0 в обучении иностранному языку», «ИКТ в обучении межъязыковой коммуникации», «Использование ИКТ в исследованиях по компаративистике», «Применение ИКТ при обучении иноязычной литературе», «Современные технологии обучения иностранному языку».

Научно-исследовательская работа (НИР) – один из основных видов деятельности обучающихся в магистратуре. Во внеучебное время научно-исследовательская работа студентов магистратуры предполагает следующие виды деятельности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, организуемых кафедрами, вузом; участие и самостоятельное проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов по актуальной проблематике в рамках Всероссийской лингво-методической школы, проводимой факультетом иностранных языков ФГБОУ ВО «НГПУ»; написание научных статей, тезисов.

Магистранты первого года обучения (2017–2018 гг.) по программе «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам» продемонстрировали активное участие в научно-исследовательской деятельности: ими были представлены 12 научных докладов (с публикацией тезисов) по вопросам дидактического потенциала ИКТ платформ и ресурсов в обучении английскому языку на VII Всероссийской студенческой НПК с международным участием «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации», 2018 г., 10 научных докладов на XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2019», подготовлены к публикации и опубликованы в журналах РИНЦ с высоким импакт-фактором 8 научных статей (2018–2019), получены дипломы 1-й, 2-й, 3-й степеней.

По результатам проведенного анкетирования среди студентов выпускных курсов факультета иностранных языков НГПУ об актуальности магистерской программы «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам», а также по количеству поданных заявлений на программу уже в первый год набора в 2017 г. можно констатировать, что данная форма магистратуры является перспективным направлением для решения задач модернизации высшего образования и может быть рекомендована для дальнейшего внедрения в систему трехуровневой реализации педагогического образования.

Для определения перспектив развития магистерской программы в условиях все возрастающей конкуренции как внутри вуза, так и со стороны других вузов – провайдеров магистерских программ представляется целесообразным рассмотреть мировые тренды в современной системе вузовского образования. По мнению представителей вузовского сообщества и бизнес-партнеров, общее состояние системы характеризуется высокой степенью неопределенности, которая препятствует долгосрочному планированию. Вузы пытаются нащупать перспективные тренды для своего самоопределения, найти свою нишу для разработки стратегии развития вуза, чтобы занять достойные позиции на рынке образовательных услуг.

Проанализировав работы по данной проблеме, можно обозначить следующие тренды развития современного образования.

  1. Клиентоориентированность – смена вектора в образовании на удовлетворение потребностей студентов.
  2. Гибкость образовательных организаций в создании условий для индивидуализации образовательной траектории студента.
  3. Массовизация высшего образования, которая привела к возросшей конкуренции между вузами.
  4. Формирование стратегических альянсов между несколькими университетами как результат глобализации.
  5. Информатизация и цифровизация обучающей среды вуза.

Данные анализа мировых трендов в системе высшего образования свидетельствуют о том, что университетам для повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг необходимо использовать преимущества онлайн-образования для модернизации своего образовательного процесса через интеграцию массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в учебный план образовательных программ [2]. Перспективы реализации магистерской программы мы видим в сетевом сотрудничестве с национальной платформой «Открытое образование». В сравнении с курсами других платформ онлайн-обучения курсы национальной платформы имеют ряд преимуществ: 1) разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС; 2) соответствуют требованиям к результатам обучения образовательных программ, реализуемых в вузах; 3) особое внимание уделяется эффективности и качеству онлайн-курсов, а также процедурам оценки результатов обучения.

Платформа на сегодняшний день объединяет 15 вузов-разработчиков и предлагает для изучения более 350 онлайн-курсов. Сетевое взаимодействие с национальной платформой решает ряд актуальных вопросов вузовского образования: восполнение недостающих кадровых ресурсов требуемой квалификации; оптимизация затрат на реализацию образовательной программы; гибкость планирования учебного процесса и создание индивидуальных образовательных траекторий студентов.

Выводы. При решении задач модернизации высшего образования в России разработчики магистерских программ сталкиваются с необходимостью заниматься рядом стратегических и организационных задач. Для того чтобы проектировать дальнейшее качественное функционирование магистерской программы в условиях возросшей конкуренции, необходимо проанализировать последние тренды в высшем образовании. Анализ тенденций развития в вузовской среде показывает, что онлайн-образование и смешанное обучение стали ключевым фактором успешности вуза. Если в университете отсутствует эффективная стратегия по интеграции этих подходов в учебные планы магистерских программ, можно утверждать, что потенциал такого вуза не реализуется полностью. Таким образом, университетам для повышения своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг необходимо использовать преимущества онлайн-образования с использованием МООК для модернизации своего образовательного процесса.


Библиографическая ссылка

Хорошилова С.П., Костина Е.А., Бородина Т.Л. СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28894 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674