Инновационное развитие общества диктует изменения в сфере проектировочной деятельности, в дизайне, который ассимилирует не только потребительские предпочтения и вкусы, но и развитие ряда направлений промышленного производства в целом. Это формирует новый состав компетенций выпускников, что влечет за собой осмысление образовательного процесса дизайнеров, наполнение его новыми смыслами, адекватными требованиям общества. В связи с этим целью исследования является процесс формирования компетентного специалиста в рамках проектного эксперимента, который позволяет актуализировать национальные художественные традиции российской культуры и искусства, воспитывать нравственность, духовность, патриотизм. «Современный дизайн, как и другие виды искусств, имеет свою историю, которая, несомненно, влияет на становление дизайна во всех его проявлениях…» [1, с. 394]. Таким образом, обоснование дизайн-образования как семиотической системы позволило рассматривать «дизайн» с позиций знакового взаимодействия внутри системы, найти смыслы, интерпретировать знаки коммуникативного взаимодействия между дизайнером и потребителем в новом контексте.
Материал и методы исследования. Задачи проектного эксперимента побудили нас, обратившись к анализу философских, культурологических, психологических, педагогических источников, ряда нормативных документов в сфере образования, обосновать необходимость, структуру, последовательность психолого-педагогического эксперимента. Отметим несколько важных для нас позиций, расширивших его возможности: рассмотрение «познания» как биологического феномена (У. Матурана и Ф. Варела); обращение к культуре как к семиотической системе, раскрывающейся в семиотических терминах для прочтения и сообщения закодированной информации; расшифровка семиотических смыслов и кодов в проектной деятельности дизайнеров, их использование с ориентацией на нравственность, духовность, национальные ценности российского искусства и культуры. Это позволило обратиться к семиотике, раскрывающей сложное взаимодействие знаков, знаковых и коммуникативных систем в процессе проектной деятельности; найти семиотические значения в построении новых культурных смыслов в новом контексте (Ю.М. Лотман, А.М. Пятигорский, З.Г. Минц, В.В. Иванов, М.С. Каган, В.Н. Топоров и др.).
Рассматривая, в рамках проектного эксперимента, важнейшую функцию дизайна в формировании культурных ценностей личности, мы опираемся на исследования Т.Ю. Быстровой, С.В. Норенкова, В.Т. Шимко, которые отмечают влияние символов на глубинные слои нервной системы человека. Это, в свою очередь, актуализирует модный современный дизайн за счет обращения к архетипическим символам прошлого, позволяет обеспечить комфортное психофизиологическое состояние человека при нахождении его в эмоционально-выразительных средах, наполненных знаковой символикой. Как было сказано выше, дизайн-образование как семиотическая система позволяет включать национальные ценности культуры и искусства в образовательный процесс с ориентацией на духовность, добро, нравственность, красоту. Таким образом, нами предложена система подготовки дизайнеров в высшей школе, состоящей из этапов: «синтактики», «семантики» и «прагматики», что позволило использовать универсальный инструментарий, в основе которого лежат культурные архетипы.
На начальном этапе – «синтактика» - студенты погружаются в поле культурных значений, изучая предметно-символические первоисточники, в частности в процессе учебной практики в Российском этнографическом музее г. Санкт-Петербурга. Студенты, знакомясь с экспонатами этнографических собраний Российской Федерации, используя метод ассоциаций, изучают смысл знаков, образов, символов, способы их образования и функционирования. Обращаясь к предметно-символическим первоисточникам (вещевым памятникам, документам, предметам, объектам древнего искусства), студенты анализируют тексты, изучают объекты искусства, трансформируемые в графические зарисовки, живописные этюды; происходит сбор и систематизация искусствоведческого материала, его оформление в рефератах, курсовых работах. На данном этапе дизайнеры работают с художественными образами, наделяя их архетипическими смыслами и значениями, которые производят определенное впечатление. По мнению философа Г. Лолы, «впечатление» - это образ, след, оставляемый в сознании, в памяти человека предметами и явлениями внешнего мира. Впечатление можно только произвести, оформить из уже существующих переживаний, воспоминаний, ощущений [2]. Впечатления, получаемые субъектом извне, по утверждению психолога Г.Т. Фехнера, имеющие сильную эмоциональную окраску, позволяют достигнуть необходимого «кванта» эстетического впечатления, что позволит студентам в дальнейшем конструировать семиотический дизайн-продукт с ориентацией на ценности и смыслы культуры и искусства. Поиск гармоничной в эстетическом отношении формы, выраженной в простых фигурах, линиях разного начертания, прямоугольниках, треугольниках, эллипсах и др., привел Г.Т. Фехнера к постулату, именуемому «принципом эстетического порога (Pr. äst. Swelle), из которого следует, что первым необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления» [3]. Пониманию идеальной формы архетипа, как впечатления, способствуют теоретические умозаключения Г.Т. Фехнера о нем, как о сумме прямых и ассоциативных факторов эстетического впечатления. Благодаря ассоциативному фактору «…предмет не просто воспринимается или усваивается нами, но присоединяется ко всему содержанию нашей жизни, вступает в связь с этим содержанием и наделяется тем значением и тем смыслом, которых, сам по себе, без ассоциативной связи с нашим опытом, иметь не может» [3]. Ассоциации (от лат. аssocio - связываю), выявляя связь чувственных образов с представлениями, закрепленными в культурно-историческом опыте человечества, дают возможность студентам работать с впечатлениями, создавать оригинальные графические и живописные образы. Таким образом, метод ассоциаций, используемый нами, опирается на культурные архетипы, имеющие наглядное выражение и овеществление в объектах народного творчества, позволяет расширить эмоциональную сферу студентов, сформировать определенный круг профессиональных компетенций. Такие архетипы, как архетип Ассоциация, архетип Объекта, архетип Действия, архетип Пространства, в основе которых лежат образы-символы: «Дом», «Лестница», «Путь», «След», «Точка», «Имя», «Начало», «Межа» и другие, рождают множество непрямых ассоциаций, расширяя поле «визуальных контактов» студентов с историческим материалом культуры и искусства. Таким образом, по мнению Е.М. Щепановской, выстраиваются семиотические связи между художественным образом и идеальной формой архетипа, представляя собой впечатления, мысли автора, запечатленные в художественно-графической форме. Например, архетип «Лестница» воспринимается студентами как важнейший библейский символ духовного восхождения по ступеням раскаяния, отречения, терпения и др., как символический акт общения с Космосом. Архетип «Пустота» рассматривается как «…зародыш всех возможностей», говорил о Черном квадрате Казимир Малевич. Архетип «Узор» - как пространственно-временные связи, долговечные следы, карта путника. Погружение в архетипическую символику дает возможность студентам выражать специфическое отношение к миру, наполняя его целостно-духовным содержанием, осознанным и бессознательным использованием архетипа как мироустроительной функции.
Используемые архетипические изоконструкции (специальные композиционные средства, графические навыки и умения) позволяют студентам погрузиться в русло проектно-поискового эксперимента, который является определяющим в творческом процессе. Отметим важность предпроектного этапа, позволяющего студентам оценить социальную, культурную, художественно-эстетическую значимость дизайнерской деятельности. Определив проблему, сформулировав концепцию авторского проекта, студенты нацелены на позитивное изменение действительности. Происходит поэтапное эскизирование в системе художественно-проектной деятельности. Метод «нейтрализация», используемый на данном этапе, рассматривается как преодоление хаотичности, как внутренней, эмоциональной, так и внешней - природной [4]. Американский методолог дизайна К. Александер этап эскизирования как умение думать в эскизных формах определял превращением «…абстрактной модели требований потребителя в конкретный образ предмета. Этот тип мышления аналогичен изучению искусственного языка, где с помощью кода "мысли" переводятся в "слова" и где структурируются связи между явлениями (звуки и значения - в языке, артефакты и потребности - в дизайне)» [5]. Ассоциативные семантические аналогии, перечисленные нами выше, позволяют использовать метафоричность (перенос, иносказание), аллегорию (иносказательность), гротеск (чрезмерное преувеличение), стилизацию (новое содержание в старой форме). А метод ассоциаций в целом позволяет выстраивать систему смысловых ассоциативных связей в работе над художественно-проектным образом, активизируя аналитическое и эвристическое мышление студентов. Итак, на начальном этапе проектирования применяется метод ассоциаций в виде образов – архетипов, проектное воплощение которого осуществляется с помощью архетиповых изоконструкций (различных художественных материалов и средств).
На этапе – «семантика» студенты погружаются в поле смыслов, изучая знаковые системы, раскрывают и интерпретируют заложенные в графических знаках архетипические смыслы и значения. На данном этапе студенты занимаются проектированием коллекций костюмов, предварительно разработав в графических листах его концептуально-прогностический художественный образ с опорой на ценностные основания будущего проекта. Художественно-проектная деятельность ориентирует студента на прогностическую деятельность в дизайне одежды, что предполагает умение предвидеть, обосновать актуальные изменения в композиционном формообразовании и художественном моделировании с учетом современных потребностей потребителя и реалий производства. На данном этапе студентами осваиваются новые виды художественно-проектной деятельности, что ведет к мотивационно-ценностному отношению в проектировании, формированию ряда профессиональных компетенций личности студента. Метод смысловой структурированности, используемый на данном этапе, соответствует требованиям целостности и выразительности, пропорциональности и сбалансированности художественной формы по архетипическим канонам. Студенты осознанно используют средства архетиповых изоконструкций в художественно-проектной деятельности, развиваясь духовно и нравственно, ориентируясь на приоритет российской культуры в сфере дизайна. Тактика последовательного развития проектного замысла в сочетании с экспериментальной апробацией вариантов множества решений, комбинацией новых идей, разработкой программы проектирования авторской коллекции, выставочной деятельностью - приводит к глубокому осмыслению поставленных социокультурных задач, что, на наш взгляд, формирует специалиста не только в сфере дизайна, но и в других областях.
Еще один метод, рассматриваемый нами в системе художественно-проектной деятельности - метод «Архетип жизнеустроения» как соотнесенности с человеком (Л.Б. Фрейверт), основанный на тесном контакте с пользователем, включая преобразующие воздействия на человека, среду [5]. Идея проекта, изначально выраженная в ассоциативных эскизных разработках, направлена на социально-культурную значимость объекта проектирования, предполагает структурный логико-семиотический анализ, композиционную авторскую разработку коллекции костюмов графическими и живописными материалами. Далее студентами анализируется практическая значимость проекта, возможности его реализации на предприятиях города в соответствии с потребностями рынка товаров легкой промышленности. Подобная ориентация на унификацию требований социума к разработчикам и проектировщикам, инженерам и дизайнерам актуализирует рассмотрение дизайн-проекта с точки зрения обращения к культурно-историческим традициям народа. Студенты изучают семиотику костюма, рекламного продукта, средового объекта, общезначимые языковые элементы, аргументируют результативность проектного решения в разработке производственно-потребительских качеств дизайн-продукта с ориентацией на духовно-ментальные человеческие структуры. Единство образности, идеи проекта и формы приобретает иной смысл: раскрывается духовно-нравственный потенциал проектировщика, нацеленного на создание целостного проектно-художественного образа, наделенного семиотическими, эстетическими, художественными, потребительскими качествами.
Метод «антропоморфность», используемый нами, как подобие предмета (объекта) человеческому телу, важен для дальнейшего построения проектной деятельности в русле семиотического подхода. Отмечаем, что такие композиционные категории, как симметрия, асимметрия, пропорциональность, эстетическая выразительность и другие, существующие в эргономике, раскрываются в архетипе Объекта. Активно используемые архитектонические принципы: морфология, система, структурность, метафора, формообразование, пропорциональность, мобильная конструкция, кинетизм, равновесие, пространственно-пластические, технологические структуры и другие - раскрываются с точки зрения семиотики. Специфика психофизического строения человека рассматривается как универсальный человеческий характер, обусловленный исторически. Таким образом, происходит реализация идеального образа-идеи в макете, осуществляемого муляжным методом и методом наколки с помощью ткани. Ее пластические, структурные качества позволяют использовать способ свободного ассоциативного построения - моделирование формы из плоского куска ткани. Данный метод получил название тектонического (структурного) построения, предполагает построение моделей в гармонии с пространственными ритмами, здесь дизайн – не просто посредник между прошлым и будущим, а живое эмоциональное проявление архетипического. Архетип Пространства, таким образом, реализуется через пластичность, цвет, симметрию, асимметрию, динамику в его целостности.
Остановимся еще на одном методе, позволяющем выстраивать смысловые связи в системе символов моды - методе комбинаторики, как комбинации системы прогнозов в сфере профессиональной деятельности. Анализ направлений моды на будущий сезон, актуализация творческого источника, анализ социокультурных явлений, сравнительный анализ тенденций в архитектуре, скульптуре, живописи, изучение формально-эстетического языка выбранного вида искусства - приводят к изучению проблем российского и зарубежного рынка товаров и услуг в сфере дизайна [6]. Подобные комбинаторные решения позволяют мыслить многоаспектно, системно, принимать профессиональные решения, ориентируясь на традиции российского искусства и культуры.
На итоговом этапе – прагматика - студентами анализируется дизайн-проект с точки зрения решения следующих задач: соответствия производственно-потребительских качеств изделия заявленным культурным ценностям, воспитанию духовности, нравственности, патриотизма. Завершенность художественного образа достигается путем соответствия формы смыслу, формируется целостный проектно-художественный образ, наделенный новыми потребительскими и эстетическими качествами.
На этапе «прагматика» студенты, занимаясь проектировочной деятельностью, реализуют изученную символику в авторские коллекции, графические листы. Культурные ценности, освоенные дизайнерами в процессе проектировочной деятельности, становятся частью профессиональной культуры будущего специалиста. «Семиотическая» параллель между автором и пользователем осмысливается студентами как важная часть профессиональной деятельности, определяя ее значение в воспитании вкуса потребителя дизайн-продукции. Знаки-коды в виде чувственно воспринимаемых объектов пронизывают всю деятельность дизайнера, определяют ее смысл. Чем точнее семиотическая параллель, тем более продуктивным оказывается результат, т.к. он обращен к глубинам сознания, затрагивает основы культурных архетипов. В данном контексте использование метода «неделимая точка» (в которой «сворачивается» все материальное и духовное) позволяет рассматривать «точку» как возможность возможностей, как фрагмент татуировки, запечатлевшей некий магический маршрут, как начало творения (сотворения), атом творчества (И. Морозов).
В процессе проектирования внимание уделяется развитию креативности студента, творческому поиску решения поставленной цели, самостоятельному выбору форм и средств выполнения задания, которые ориентированы на универсальные методы архетиповых изоконструкций. Индивидуальная избирательность дизайнера в использовании учебного материала влияет на характер познавательной мотивации, формирует сознательное отношение к учебной деятельности. В итоге проектировочной деятельности студенты создают авторскую коллекцию костюмов в материале, соответствующую современным направлениям моды, актуализирующую творческие потребности личности студента, формирующую профессиональную компетентность специалиста с ориентацией на архетипические структуры сознания человека. В авторских коллекциях присутствует духовно-нравственная составляющая, определяющая смысл дизайн-деятельности, затрагивающая ментальность проектировщика, самоидентификацию личности средствами дизайна. Данный этап характерен использованием метода коллективной работы, который определяет нравственные ценности сотворчества и содружества участников процесса проектирования. Студенты обращаются к ценностям семьи, отчего дома, традиций быта и культуры своего народа в контексте архетипов русской культуры. Обращение к этому методу раскрывает перед студентами понятие патриотизма, нравственности, соборности и др. [7]. Таким образом, студенты, занимающиеся проектировочной деятельностью, отличаются развитым комбинированным мышлением, способны проводить вариативный анализ, синтез исследуемых материалов, давать сравнительную оценку функционально целесообразной и технологически приемлемой проектной идее. Именно в такой творческой деятельности студент обретает высокий профессионализм, сознательность и ответственность за смысл совершаемой им деятельности, тем самым формируется профессиональная компетентность.
Выводы. Проектный эксперимент в дизайне, представленный методикой организации проектной деятельности с использованием методов архетиповых изоконструкций, позволяет осуществлять перевод национальных культурных ценностей, освоенных студентами, в русло проектировочной деятельности, формируя основы духовности, нравственности. Занятие студентами формообразованием определяет сущность деятельности дизайнера, для которого актуальность формы подчинена смысловой нагрузке, оригинальной конструкторско-технологической идее, построенной на знании, личностном опыте. Знания и умения в области инженерно-технической деятельности, моделирования одежды, разработка ассортимента и конструирование изделий легкой промышленности предполагают владение прогрессивными, современными методами проектирования при создании коллекции одежды, самосовершенствование студентов в пространстве дизайна – это постоянное стремление к развитию и использованию инноваций, приданию объектам и предметам новых потребительских качеств на основании культурных смыслов. Итак, отмеченная нами проблема востребованности дизайнера в ряде отраслей промышленности и социокультуры позволяет обратиться к культурным архетипам, лежащим в основе мироощущения человека, влияющим на целостное восприятие мира. Это в свою очередь наполняет образовательный процесс семиотическими смыслами, ориентирует студентов на нравственность и духовность в проектной деятельности.
Библиографическая ссылка
Власова И.М., Захарова Н.Ю. ПРОЕКТНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ПЕДАГОГИКЕ ДИЗАЙНА. СЕМИОТИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И МЕТОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28967 (дата обращения: 28.03.2024).