Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Мальцева А.Н. 1, 1
1 Курский Государственный Медицинский Университет
В статье представлен современный взгляд на педагогический процесс в медицинском ВУЗе с использованием новейших электронных технологий, проведен анализ результативности данного подхода к изучению материала, дается его характеристика, дается сравнительная характеристика с традиционной, академической формой, приводятся примеры использования новых технологий в практике преподавания в медицинском вузе. Применение интерактивных технологий, включаемые для достижения поставленным образовательным целям и задачам. Повышение уровня компетентности современного студента, его профессиональную квалификацию, необходимо повысить уровень преподавания. Все это возможно на современном этапе за счет внедрения в процесс обучения в сети Интернет, с применением различных видов интерактивных технологий, дистанционного взаимодействия прямого и обратного между преподавателем и обучаемым, углубленного самостоятельного изучения материала. Современные электронные методы обучения в медицинском ВУЗе позволяют повысить качество образования, так как применение активных видов обучения, новейших образовательных технологий повышает активность и самостоятельность обучаемого при изучении материала. Глубокое изучение тематического материала в медицинском ВУЗе, диктует использование современных электронных технологий, позволяющих предоставить возможность обучающимся полный и свободный контакт с обширными объемами справочных данных, мониторирование изменений содержания материала в соответствии с новыми научными достижениями мирового масштаба. Интерактивные методы обучения в медицинском ВУЗе позволяют повысить качество образования, так как их применение увеличивает процент самостоятельной работы студентов при освоении материала. В условиях мировой компьютеризации, развитие интерактивных технологий и масштабное применение в образовательном процессе содержит огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня.
современные методы обучения
образовательные технологии
эффективность образования
1. Огольцова Е.Г., Хмельницкая О.М. Формирование активного обучения как средство развития познавательной деятельности студентов // Развитие качества высшего профессионального образования в современных условиях: материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. 2009. C. 129-133.
2. Маяковская Н.В. Профессиональное воспитание будущего врача в вузе // Наука и школа. 2012. Вып. 4. С. 151-154.
3. Яворская С.Д., Николаева М.Г., Болгова Т.А., Горбачева Т.И. Инновационные методы обучения студентов медицинского ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24979 (дата обращения: 27.06.2019).
4. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. Вып. 4. С. 136-144.
5. Мельникова И.Ю., Романцов М.Г. Особенности медицинского образования и роль преподавателя в образовательном процессе на современном этапе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-2. С. 47-52.
6. Загвязинский В.И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 12-18.
7. Модернизация системы непрерывного образования: материалы II-ой Международной научно-практической конференции / Под общей ред. профессора Т.Г. Везирова. (Дербент, 25-27 июня 2010 г.). Дербент: ДГПУ, 2010. С. 501
8. Гришнова Е.Е. Модернизация учебного процесса: проблемы и тенденции // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 41-45.
9. Лазарева Г.А., Мальцева А.Н. Электронные технологии в учебном процессе медицинского ВУЗа // Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 84-й годовщине КГМУ (Курск, 01 февраля 2019 г.) / Под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, Н.Б. Дрёмовой, А.И. Овод, Н.С. Степашова. 2019. С. 334-338.
10. Петрунева Р.М. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса: иллюзии и реальность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 65-70.
11. Загвязинский В.И. О системном подходе к реформированию отечественного образования // Педагогика. 2016. № 1. С. 12-18.
12. Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 5-16.
13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. T. 2. 816 с.
14. Смирнова О.В. Философия науки и техники: учебное пособие. М., 2014. 290 с.
15. Студент как субъект саморазвития и отношения к учебно-профессиональной деятельности / Под. ред. В.Г. Маралова. М., 2011. 191 с.

Современное развитие информационно-коммуникационных технологий оказало значительное влияние на формирование педагогического процесса в вузе. Педагогический процесс медицинского вуза имеет особую специфику. Применение активных форм обучения в преподавании медицинских дисциплин обусловлено тем, что студенты должны не только получить определенные знания, но и уметь применять их в конкретной практической ситуации [1]. Электронные технологии – это прежде всего активные формы обучения, которые сегодня широко внедряются в процесс обучения. Большое значение в активизации процессов обучения имеет комплексное и целенаправленное использование технических средств, однако главное в учебном процессе – активность студента, желание стать профессионалом. Активные методы охватывают все виды аудиторных занятий со студентами [2].

Цель: обобщение опыта использования современных интерактивных методов преподавания в Курском государственном медицинском университете для формирования у обучающихся профессиональной компетенции, с помощью которой возможно достичь более высокого уровня учебного процесса.

Задачи: подготовка современных специалистов, способных квалифицированно применять знания в условиях практической деятельности.

Материал и методы исследования. В ходе исследовательской работы использовались теоретические и эмпирические методы, т.е. анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, методы графического представления информации, а также анализ эффективности аудиторных и внеаудиторных интерактивных форм обучения, применяемых в процессе обучения студентов Курского государственного медицинского университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Современная тенденция в стратегии профессионального образования – прежде всего широкое внедрение в учебный процесс активных форм обучения, которые охватывают все виды аудиторных и внеаудиторных занятий со студентами [3]. Смысловая нагрузка современной педагогической подготовки направлена главным образом на самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности [4].

В классическом варианте обучения в ходе лекций, практических и семинарских занятий основным действующим лицом являлся преподаватель, который строит ход изучения темы, т.е. тему занятия. Обучающийся – пассивный слушатель. Для мониторинга уровня знаний при классической форме обучения использовались такие оценочные средства, как теоретический опрос, тестирование, решение ситуационных задач, индивидуальное задание. У педагога были временные ограничения, т.е. за определенное время рассмотреть как можно больший объем учебного материала. В настоящее время задачей высшей школы является не просто подготовка специалиста, а высококвалифицированного профессионала, способного принимать решения быстро и адекватно в нестандартной ситуации, совмещающего практическую деятельность с исследовательской работой. Максимальное выполнение поставленной цели требует решения задач с внедрением современных новейших форм обучения в медицинском вузе. Перспективной задачей вуза является развитие и внедрение высоких технологий в научную, педагогическую и клиническую деятельность на всех этапах профессионального образования врачей [5].

Современные электронные методы обучения в медицинском вузе позволяют повысить качество образования, так как применение активных видов обучения, новейших образовательных технологий повышает активность и самостоятельность обучаемого при изучении материала. Интерактивное взаимодействие способствует личностно ориентированному подходу в образовании, предполагая самообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и преподаватель, и обучаемый являются субъектами учебного процесса [6]. В процесс обучения включаются разного рода электронные технологии. Сегодня занятие в медицинском вузе строится следующим образом: наряду с академической базовой формой применяются интерактивные варианты подачи знаний, такие как электронные справочники, электронные словари, электронные библиотеки. Как профессорско-преподавательский состав, так и обучающиеся используют различные поисковые системы в подготовке к занятиям. В процессе актуализации изучаемого материала применяются  следующие интерактивные технологии: электронные презентации, онлайн-журналы, интернет-ресурсы по акушерству и гинекологии, акушерско-гинекологические веб-сайты. Широкое использование в педагогическом процессе электронных образовательных ресурсов является важным сегментом медицинского вуза. Например, видео- и аудиоматериалы, мультимедийные технологии позволяют ярче отразить содержание разделов изучаемого материала. Глубокое изучение тематического материала в медицинском вузе диктует необходимость применения современных электронных технологий, позволяющих предоставить обучающимся полный и свободный контакт с обширными объемами справочных данных, мониторирование изменений содержания материала в соответствии с новыми научными достижениями мирового масштаба. Система общего и профессионального образования, несмотря на ярко выраженную потребность в более широком внедрении высоких образовательных технологий, сама по себе является катализатором процесса информатизации общества, инструментом формирования информационной культуры человека, подготовки профессионалов новой формации [7]. По результату социологического опроса 78% профессорско-преподавательского состава, говоря о важности и актуальности использования современных электронных технологий, считают базовую академическую форму обучения в медицинском университете главнейшей.

Анализируя научные источники, можно сказать, что развитие инновационной деятельности – это важное направление современного мирового образования. Инновационная деятельность вуза – это внедрение новых форм и методов образовательных технологий. По данным социологического опроса (75% опрошенных) основная цель инновационных форм преподавания – это повышение уровня или качества образования, по данным 25% опрошенных – это дополнительное развитие обучающегося и обучаемого. Анализируя использование преподавательским составом КГМУ инновационных методов, можно утверждать, что существует прямая зависимость применения активных форм преподавания от возраста преподавательского состава. Так, максимальное использование инновационных методов при обучении отмечается у преподавателей в возрасте от 30 до 50 лет (78%). Педагоги в возрасте от 50 до 60 лет в 20% занятий применяют инновационные формы,  в возрасте от 60 до 70 лет –  лишь в 2% (диаграмма 1).

По мнению социального опроса, современный вуз – это постоянное использование интерактивных форм обучения. Так, в Курском государственном медицинском университете сегодня в 100% используются инновационные методы обучения.

Диаграмма 1. Использование инновационных методов обучения КГМУ

Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса рассматривается как возможное средство интенсификации и обогащения образовательного процесса в рамках реализации ФГОС в соответствии с запросами отдельной личности и возможностями образовательного учреждения [8–10].

 Кафедра акушерства и гинекологии последипломного образования Курского медицинского университета также внедрила интерактивные технологии в образовательный процесс. В частности, в преподавании дисциплин акушерско-гинекологического профиля в рамках аудиторных занятий акцент делается на использовании таких вариантов интерактивных форм, как лекция-конференция, круглый стол, анализ конкретных ситуаций. Участие в лекции-конференции позволяет обучающимся не только изучить материал темы, но и приобрести такие навыки, как работа в команде, умение отстаивать собственную точку зрения с применением аргументов, а также анализировать мнения коллег. Для подготовки используются такие технологии, как презентация, электронные учебники, рассылка по электронной почте вопросов и необходимых источников для подготовки, форум, тестирование [11–13]. Высокоэффективная связь преподавателя и обучаемого в педагогическом процессе не только повышает уровень организации учебного процесса, но и в большей степени формирует коммуникативные компетенции обучающихся.

Диаграмма 2. Варианты информационных технологий в учебном процессе КГМУ

Электронные технологии, используемые при дистанционном обучении, делятся на три большие категории: неинтерактивные (печатные материалы или бумажные носители, аудио-, видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям [14]. В период с 2016 г. по 2018 г. в преподавательской деятельности широко используются презентации, тестирование, увеличился процент организации форумов и телеконференций (диаграмма 2). Существует несколько форм занятий дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникации: веб-занятия (веб-форумы, дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы); чат-занятия (применение чат-технологий); телеконференции (использование электронной почты) [15].

 В медицинском вузе дистанционное обучение обрело все более широкое применение. Так, на кафедре акушерства и гинекологии ФПО практикуется изучение части лекционного материала, а то и целого курса в виде дистанционного обучения. Такая форма стимулирует самостоятельную работу студентов, формирует навыки самообразования, развивает мобильность и ответственность, которые необходимы современным специалистам. Электронные технологии повышают творческий потенциал студента. Дистанционное обучение – это возможность сделать процесс обучения более ярким и динамичным, оно позволяет формировать более глубокие знания. Данный вид обучения способствует созданию единого информационно-образовательного пространства через интернет-технологии, прямой и обратной связи преподавателя и обучаемого. Дистанционное обучение в медицинском университете является частью очного образования и относится к виду самостоятельной работы обучающихся.

В Курском государственном медицинском университете стало традиционным использовать тестовый компьютерный контроль, который позволяет в доступной форме дать скрининговую оценку знаний обучающихся. Для определения усвояемости изучаемого материала на практических занятиях кафедры предлагается тестирование для определения исходного уровня знаний по данной теме и в конце изучения. Результаты говорят сами за себя – применение интерактивных форм обучения повышает качество и успеваемость обучающихся, что отражается в рейтингах студента.

Диаграмма 3. Уровень исходных и конечных знаний обучающихся КГМУ

В настоящее время имеются активные формы занятия дистанционного обучения, такие как веб-конференции, чат-занятия, внедрение которых в учебный процесс пока менее востребовано.

 Характерная черта современного образования  – это индивидуальный подход к обучению, мотивации, активности, самостоятельности обучающегося. Особенностями современного медицинского образования являются увеличение процента самостоятельной работы в процессе обучения, широкое использование интерактивных форм обучения. Одной из форм самостоятельной работы медицинского вуза может быть симуляционное обучение – важный сегмент обучения в медицинском вузе. Данный вариант преподавания максимально приближен к реальным практическим ситуациям, необходим для углубленного применения теоретических знаний студентов на практике. Применение наряду с традиционной формой обучения указанных интерактивных методов способствует совершенствованию профессионального уровня на основе постоянного расширения числа клинических ситуаций, развивает логическое и образное мышление.

 В дополнение к теоретическим и практическим вопросам, которые находятся в открытом доступе на сайте кафедры акушерства и гинекологии ФПО, существует база тестовых и ситуационных задач по различным разделам медицины в КГМУ, которые решаются после углубленного изучения теоретического материала. Важность решения ситуационных задач заключается в том, что обучающиеся имеют возможность на основании базы теоретических знаний самостоятельно использовать их в практической ситуации. Решение задач по ходу практических занятий дает возможность развивать коммуникативную составляющую образования, так как позволяет обучающемуся в процессе решения отстоять свою точку зрения, предложить свою тактическую и терапевтическую схему, а преподаватель регулирует ход диалога и комментарии коллег. Используемые преподавателями кафедры акушерства и гинекологии ФПО КГМУ при изложении материала электронные технологии придают образовательному процессу более яркую, динамичную окраску, что  усиливает интерес обучающихся к изучению предмета. Современные электронно-образовательные технологии являются одним из востребованных методов при подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины, способных свободно владеть различными способами коммуникации.

Интерактивные методы в процессе обучения студентов являются серьезным вызовом традиционной форме образования. Полная замена традиционного обучения на электронные методы в медицинском университете невозможна, поскольку внедрение интерактивных методов позволяет всего лишь повысить уровень компетентности современного специалиста, создает расширенные возможности для доступа к научно-практическим достижениям мирового уровня, способствует личностному развитию, повышению профессиональной квалификации. Следовательно, главнейшая задача медицинского вуза – обучение специальности в операционных, родильных залах, палатах, т.е. прямой контакт с пациентом. Информационные технологии необходимы для укрепления связи и взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Выводы. Современный метод преподавания в Курском государственном медицинском университете с использованием информационных технологий свидетельствует об эффективности, необходимости и огромной перспективе применения в процессе обучения электронных технологий. По мере развития информационно-коммуникационных технологий возрастает число сторонников внедрения в процесс обучения электронных методов. Интерактивные методы обучения в Курском государственном медицинском университете позволяют повысить качество образования, так как их применение увеличивает процент самостоятельной работы студентов при освоении материала. Мировая компьютеризация, развитие интерактивных технологий и масштабное их применение в образовательном процессе содержат огромный потенциал для формирования нового выпускника медицинского университета высокого профессионального уровня, способного использовать в своей практической деятельности современные электронные технологии.


Библиографическая ссылка

Мальцева А.Н. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29040 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674