Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Абдулгалимов Р.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»
В статье рассматривается концептуальная модель процесса развития профессионального мировоззрения студента современного вуза на примере медицинского вуза, где содержательный блок представлен в виде совокупности взаимосвязанных элементов: цель, содержание, формы, методы и технологии – педагогические условия, средства, результаты. Отличительной особенностью концептуальной модели является то, что в ней показано авторское содержательное наполнение самообразовательной деятельности студентов, в частности реализован авторский спецкурс «Основы развития профессионального мировоззрения студентов медицинских вузов». В процессе разработки концептуальной модели мы опирались на принципы (интеграции, личностно-ориентированный, открытости, научности, гуманизации) педагогического моделирования, которые позволяют выделить цель, задачи, содержание концепции, и учли требования, предъявляемые к организации профессиональной подготовки студентов медицинского вуза, направленной на развитие профессионального мировоззрения, благодаря чему достигалось единство целостности концептуальной модели развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза. Конструируя модель развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза, мы исходили из того, что подставленная модель способствует результативной организации процесса развития мировоззренческих качеств у будущего врача. Предлагаемая модель была спроектирована в ходе подготовки специалистов в ФГБОУ «Дагестанский государственный медицинский университет», отвечает заявленным запросам и основывается на целостной системе решения новых образовательных задач.
концептуальная модель
профессиональное мировоззрение
медицинский вуз
будущий врач
развитие
1. Абдулгалимов Р.М., Абдулгалимова Г.Н. Место профессионального мировоззрения врача в структуре его профессиональной культуры // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 104-105.
2. Абдулгалимов Р.М., Абдулгалимова Г.Н. Содержание компетентностной модели выпускника медицинского профиля // Модернизация системы непрерывного образования: материалы международная научно-практической конференции (Махачкала, 10-12 июля 2014 г.). Махачкала: ДГУ, 2014. С. 54-58.
3. Реутова Л.П. Методологические основы проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2012. № 2. С. 90-96.
4. Экономика России в XXI веке: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции «Экономические науки и прикладные исследования: фундаментальные проблемы модернизации экономики России», посвященной 110-летию экономического образования в Томском политехническом университете / под ред. Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой. Томский политехнический университет. Т. II. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 468 с.
5. Айбатыров К.С., Магомедова З.И. Проектирование модели формирования профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета (с 2017 года). 2013. № 1. С. 198-202.
6. Айбатыров К.С., Айбатырова М.А. Формирование профессионально ориентированной креативности специалистов технического профиля // Известия дагестанского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (19). С. 66-69.

Развитие профессионального мировоззрения будущего специалиста является одной из главных задач современного вуза, которая обусловлена растущим накалом противоречий, характерных для современного этапа развития цивилизации, неустойчивостью и сложностью технологических, политических, культурных, экономических и социальных процессов. В этих условиях возрастает роль мировоззрения в развитии личности и, следовательно, возникает необходимость в развитии профессионального мировоззрения будущего специалиста в процессе обучения. Особое значение при этом приобретают процесс ценностного самоопределения в высшей школе, развитие системы ценностных ориентаций, имеющих информационно-технологическую и гуманистическую направленность, необходимые для развития профессионального мировоззрения будущего специалиста.

Следовательно, предлагаемая с целью развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза концептуальная модель несет две структурно-функциональные нагрузки. Одна из них связана с реализацией концептуальных предписаний на моделирование процесса развития профессионального мировоззрения студента, а другая – с разработкой педагогических условий реализации названного процесса, она представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цель, содержание, форма, методы, средства и результаты. Каждый элемент выполняет определенную системообразующую функцию.

Концептуальная модель позволит теоретически представить, затем построить процесс развития профессионального мировоззрения будущего врача, она раскрывает своеобразный внутренний мир личности, отвечает современным требованиям к специалисту и основывается на единой системе решения новой образовательной задачи.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужил учебный процесс по профилю подготовки специалистов 31.05.01. – Лечебное дело, 31.05.02. – Педиатрия, направленный на развитие профессионального мировоззрения. Методы исследования – наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение. При построении целевого блока выделили два вида целеполагания: 1) формирующее (или базовое), которое обусловлено требованиями ФГОС 3+, образовательно-профессиональных программ к подготовке студента медицинского вуза; 2) свободное, предлагающее наибольшее развитие личных качеств и способностей будущего специалиста: мировоззренческих, профессионально-значимых, психолого-педагогических, информационно-технологических.

Содержательный блок. В структуре профессионального мировоззрения врача основными структурными элементами содержательного блока рассматриваемой модели выступают праксиологический и ментальный компоненты.

Праксиологический компонент профессионального мировоззрения врача включает четыре элемента (мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мировзаимодействие).

Ментальный компонент профессионального мировоззрения представляет «жизненные, практические установки врача, устойчивые образы мира, эмоциональные предпочтения, свойственные субъекту и его культурной традиции. В профессиональном сознании врача аккумулируется вся совокупность алгоритмов, норм, ценностей и языка, свойственных профессионально-медицинской деятельности. Профессиональная картина мира врача реконструируется в процессе его практической деятельности в сфере медицины и представляет собой сложное ментальное образование в его сознании с картинами мира: социально-научным, биоэтическим, антропоцентрическим, информационно-технологическим» [1]. Данные элементы тесно взаимосвязаны между собой, определены запросами профессии врача, содержанием и отношениями человеческих связей, устанавливаемыми характером работы, его содержанием, местом профессиональной группы в системе коллективного разделения труда и социальной структурой общества, работают на получение искомого результата – развитие профессионального мировоззрения будущего врача.

Содержательный блок рассматриваемой модели дополнен авторским представлением. В учебный процесс с 1-го по 6-й курсы внедрен интегрированный авторский спецкурс «Основы развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза», направленный на формирование мировоззрения. В него включены шесть модулей, в рамках которых представлена возможность самообразовательной деятельности студента.

Считаем, что уровень сформированности профессионального мировоззрения, развития мышления, сознания, поведения, осознание своего места и своей роли в современном обществе содействуют мотивации и стремлению к цели самообразовательной деятельности будущих врачей. Следует признать, что в целом проблема построения содержания развития мировоззрения еще требует своего полного решения в различных профессиональных областях. Она различна и корректируется с развитием общества, с изменением информационно-технологической и машинно-гуманитарной составляющей профессионального мировоззрения.

Следующий блок – процессуально-деятельностный, он связан с разработкой педагогических условий (специально отбираемое содержание, технология обучения, средства, формы взаимодействия субъектов), которые представляют собой когнитивную основу образовательно-педагогического процесса, определяемую личностными качествами будущего врача; процессуально-методическая основа образовательного процесса связана с личностными качествами преподавателя; субъектная основа педагогического процесса связана с педагогическим взаимодействием и межличностным общением преподавателя и студента. Педагогические требования образовательной среды медицинского вуза направлены на формирование гуманитарной, информационно-технологической составляющей профессионального мировоззрения будущего врача.

Концептуальная модель развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза

В модели выделена оценочно-результативная характеристика, в которой были представлены критерии (когнитивный, ценностно-мотивационный, деятельностный) и показатели сформированности профессионального мировоззрения студента. Представленная модель была сконструирована с учетом указанных уточнений и дополнений (рисунок).

Сравнительный анализ рассмотренных нами моделей подготовки будущего врача показал, что базовая модель (компетентностная) [2] отражает требования государства посредством ФГОС3+ ВО, а концептуальная модель отвечает требованиям ФГОС3+ ВО, требованиям личности и требованиям современного общества. Базовая модель ориентирована на узкоспециализированную прагматическую подготовку будущего врача, что, по нашему мнению, противоречит интересам будущего врача, поскольку требования работодателей, тенденции развития информационного общества, современный рынок труда ставят перед выпускником медицинского вуза иные задачи, задачи по реалиям времени. Существующая (базовая) модель подготовки специалиста-врача не проявляет в широком поле профессиональной деятельности, что дает возможность концептуальная модель, разработанной на основе мировоззренческого подхода.

Предложенная модель соответствует требованиям современного общества, является приемлемой моделью к профессиональной деятельности врача и к тому же имеет мировоззренческую направленность (гуманитарную, информационно-технологическую) современного образования, становится составной частью фундаментальной медицинской подготовки.

Концептуальная модель процесса развития профессионального мировоззрения будущего врача, предложенная нами:

– отражает как компетентностный, так и мировоззренческий подход; интегративный междисциплинарный характер обучения, обусловленный цивилизационными особенностями процесса развития профессионального мировоззрения будущих врачей; потребность студента в целостном, системном видении мира человека;

– обусловливает мировоззренческие установки на отношение к пациенту (человеку) как к ведущей ценности своей профессиональной деятельности; личностно-смысловое развитие будущего врача;

– ориентирует студента на профессиональную деятельность и на перманентно наполненные профессионально значимые и ценностные качества; в гуманитарных вопросах, коммуникативных стратегиях и информационно-технологических умениях; педагога – на организацию учебного процесса в соответствии с предложенной моделью.

В процессе разработки концепции учтены принципы моделирования, позволяющие выделить цель, задачи, содержание и результат, а также учтены требования к организации профессиональной подготовки студента медицинского вуза, направленной на развитие профессионального мировоззрения.

Одним из существенных принципов проектирования, лежащим в основе механизма развития профессионального мировоззрения, является принцип интеграции, позволяющий объединить в целостную систему философские, психологические, педагогические, информационные, технологические, дидактические и профессионально-медицинские знания. Принцип используется при разработке наукоемких образовательных технологий – интегральных технологий обучения, воспитания, научных исследований, которые предусматривают использование современного передового педагогического опыта, «направленного на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям профессионального образования, содержанию трудовой деятельности, основанных на индивидуализированных формах организации учебного процесса, сориентированных на развитие творческого мышления студентов» [1].

Другой принцип, личностно-ориентированный – реализация инновационных направленностей – требует реализации новой профессионально-миро­воззренческой парадигмы, устремленной на творческую сущность, формирование духовно­сти и культуры специалиста. «Благодаря этому образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Это один из принципов формирования профессионального мировоззрения, основанного на сочетании внутренней свободы специалиста, к инакомыслию, профессиональной ответственности и толерантности. Сегодня думающий человек должен наблюдать, вносить ценные предложения, анализировать окружающий мир, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и разногласия» [3]. Таким образом, современный специалист должен иметь высокую профессиональную культуру и обладать соответствующим для профессионала мировоззрением. Личностно-ориентированное профессиональное образование выступает как важное условие развития у будущего врача потребности в знаниях, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний, овладения умениями умственной деятельности.

Третий принцип – открытости – ориентирован на субъекта трудовой деятельности как на показатель наибольшего учета тенденций процесса развития профессионального мировоззрения, целенаправленной интеграции образования в общественные процессы культуры окружающего мира. Открытость профессионального образования и общества тесно связана с понятием «профессиональное мировоззрение» как совокупностью профессиональных норм, ценностей, отношений и способов действия. Этот принцип характеризует процесс обмена знаниями между преподавателем и студентом (обратная связь), целенаправленное добывание знаний (информации), в нем используются методы и средства обучения, корректируется содержание образования медицинского вуза, которое должно соответствовать потребностям в знаниях и умениях студента и требованиям современного формирующегося общества.

Четвертый принцип – научность – требует процесса развития профессионального мировоззрения, чтобы учебный материал отвечал современным достижениям соответствующих наук. В процессе изучения закономерностей формирования информационного общества, феноменов общей культуры и ее профессионального мировоззрения у студента должны развиваться мышление (клиническое мышление), поведение, информационно-технологическое и профессиональное мировоззрение.

Наконец, пятый принцип – гуманизация – ведет к окультуриванию педагогического процесса и поведения его участников – как объекта, так и субъекта образовательного процесса. Гуманизация образования «представляет собой систему взаимоорганизованных, вписанных в образовательный процесс» ценностей и «обеспечивающих через усваиваемые» студентом знания их профессионально-нравственное формирование, развитие профессионально значимых, ценностных «ориентаций и установок, осознание своего личностного достоинства, свободы и ответственности за поступки и результаты деятельности» [4]. Перечисленные принципы определили новую мировоззренческую парадигму.

В организационном плане целостность концептуальной модели развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза достигалась «благодаря единству процессов-компонентов, таких как:

– содержание профессиональной подготовки, материальная база вуза, операционно-конструктивная деятельность преподавателя; деловое взаимодействие преподавателей и студента по поводу содержания подготовки и процесса развития профессионального мировоззрения, целью взаимодействия которых является усвоение студентом полученных знаний; деловое взаимодействие преподавателей и студентов на уровне формального и неформального общения с целью демонстрации (со стороны преподавателя) и усвоения (со стороны студента) профессиональных знаний; освоение студентами содержания профессиональной подготовки и образцов профессионально ориентированного поведения без непосредственного участия преподавателя (самообразование, самовоспитание);

– управляемость – модель предполагает возможность не только целеполагания, но и таких управленческих действий, как планирование, организация, мониторинг, корректировка педагогических условий и иные, влияющих на формирование когнитивного, ценностно-мотивационного и деятельностного компонентов профессионального мировоззрения, а также предметных знаний, умений и навыков студентов;

– эффективность – при осуществлении моделирования процесс реализации модели считают эффективным, если он: обеспечивает положительную динамику компонентов профессионального мировоззрения; положительно влияет на профессиональные мотивы студента; не требует дополнительных ресурсов; оптимизирует учебный процесс и повышает его результативность;

– воспроизводимость – модель обладает качествами, позволяющими проверять ее параметры и с определенными допущениями применять в других учреждениях высшего профессионального образования, с другими субъектами образовательного процесса» [5].

В ходе осмысления механизма развития профессионального мировоззрения студента медицинского вуза мы также основывались на взгляды Д.Н. Узнадзе о коинциденции – одновременном протекании каких-либо событий; стечении обстоятельств внутреннего и внешнего, которая представляет собой предметную, психолого-педагогическую, гуманитарную и информационную направленность на развитие профессионального мировоззрения будущего врача как существенное профессионально-личностное качество, в результате которого достигается коинциденция педагогических условий – внешнего, создаваемого в процессе профессиональной подготовки [6] будущих врачей, и внутреннего – психологического, связанного с мировоззренческим потенциалом личности студента.

Заключение. Предлагаемая модель была спроектирована в ходе подготовки специалистов в ФГБОУ «Дагестанский государственный медицинский университет», соответствует предъявленным требованиям и базируется на решении поставленных образовательных задач. В ходе построения концептуальной модели учтены необходимые требования и принципы моделирования, предъявляемые к организации подготовки специалистов, направленные на развитие профессионального мировоззрения студентов медицинского вуза.

Безусловно, конструируя концептуальную модель развития профессионального мировоззрения будущего врача, мы понимали, что такая модель способствует эффективной организации развития профессионально-мировоззренческих качеств у будущего врача, необходимых для успешной трудовой деятельности в современном обществе. В то же самое время на этапе развития вузовских систем подготовка врача может реализовываться путем конвергенции базовой модели и предлагаемой нами концептуальной модели.


Библиографическая ссылка

Абдулгалимов Р.М. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29079 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674