Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Рябчиков А.А. 1 Петровская М.В. 1 Зайцев А.В. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Главным ресурсом и капиталом сегодняшнего дня, безусловно, являются технологии освоения, получения и переработки знаний, служащих источником прогрессивного развития человека, его профессиональной компетентности, личностной и профессиональной культуры. В этой связи можно говорить об ориентации образования, в том числе и военного, на приобщение обучающихся к культуре и ее ценностям. Современные тенденции интеграции образования и культуры, возрастание роли духовного фактора во всех сферах жизни вызывают необходимость совершенствовать содержание и организацию образовательного процесса в военных вузах. Культурологический подход к формированию исследовательской культуры курсантов военных вузов проявляется в целенаправленном и систематическом утверждении общечеловеческих ценностей в образовательном и исследовательском пространстве и применении при построении программы исследовательской деятельности современных педагогических технологий, основанных на достижениях мировой культуры. Культурологический подход предполагает приобщение курсантов к общечеловеческой культуре, их саморазвитие и самореализацию в ней. Он помогает решить главную задачу образовательного процесса – способствовать становлению личности, развивать индивидуальность, помогать самоактуализации. В рамках данной статьи авторы, основываясь на основных положениях культурологического подхода, раскрывают дополнительные аспекты и перспективы развития исследовательской культуры у курсантов военных вузов, рассматривают основные ценности исследовательской культуры.
культура
Исследовательская культура
культурологический подход
ценности исследовательской культуры
курсанты военных вузов
1. Шихова О.Н. Исследовательская культура современной студенческой молодежи: социологический анализ: автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург, 2015. 23 с.
2. Чернышенко Е.Г. Формирование исследовательской культуры учащихся в условиях общеобразовательного учреждения // «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2012. № 5 (9). С. 20-26.
3. Морозова О.Г. Формирование исследовательской культуры у курсантов военного вуза во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009. 23 с.
4. Кусаметова Г.К., Колганатова М.Ж. Возможности и условия формирования исследовательской культуры студентов в учебном процессе // Евразийский союз ученых. 2014. № 12 (09). [Электронный ресурс]. URL: https://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/возможности-и-условия-формирования-и/ (дата обращения: 19.07.2019).
5. Макотрова Г.В. Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся гимназии: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2001. 234 c.
6. Полковникова Т.А. Педагогические возможности дискуссии в процессе становления исследовательской культуры старшеклассников: автореф. дис.... канд. пед. наук. Санкт-Петербург., 2007. 22 с.
7. Маркова В.И. Формирование исследовательской культуры учителя в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 24 с.
8. Шихова А.Л. Развитие исследовательской культуры студентов среднего специального учебного заведения: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2007. 261 с.
9. Макарова Ю.В. Формирование основ исследовательской культуры специалистов по направлению «Социальная работа» в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. …канд. пед. наук. Орел, 2012. 25 с.
10. Гайсина Г.И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики // Гаудеамус. 2002. № 2 (2). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kulturologicheskogo-podhoda-kak-metodologicheskoy-osnovy-pedagogiki (дата обращения: 20.06.2019).
11. Галагузов А.Н. Культурологический подход как методологическое основание образовательной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. № 4. C. 45-50.
12. Демидов А.Б. Философия и методология науки: курс лекций. Витебск: «ВГУ имени П.М. Машерова», 2009. С. 65-67.
13. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки: учебник для магистратуры. М.: Юрайт, 2014. 450 с.
14. Милиев И.Х. Педагогические условия формирования исследовательской культуры старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2016. 22 с.
15. Черепанов М.С. Ценности и принципы исследовательской деятельности учащихся. Опыт осмысления с точки зрения компетентностного подхода // Пермский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 30-33.

Современный этап развития социума, безусловно, сопровождается трансформациями в политической, экономической, правовой, духовной и образовательной сферах. Не вызывает сомнения, что значительное влияние на эти трансформации оказывает культура во всех ее проявлениях. Признание важности развития культуры, переосмысление представления о взаимодействии в образовательном пространстве педагога и обучающегося привели к актуализации культурологического подхода, ориентированного на равноправное сотрудничество субъектов образовательного процесса и принятие культурных образцов поведения. Культурологический подход, проявляясь во всем многообразии деятельности, является одним из ведущих при развитии исследовательской культуры курсантов военных вузов.

Цель исследования – рассмотреть основные положения культурологического подхода в педагогике как основания для формирования исследовательской культуры курсантов военных вузов.

Материал и методы исследования. Исследование основано на анализе современной научной педагогической и психологической литературы, ФГОС ВО и Квалификационных требований, определяющих требования к организации образовательного процесса в военных вузах, в том числе в части, касающейся исследовательской деятельности курсантов, а также опирается на совокупность теоретических (анализ, конкретизация, систематизация, обобщение) и эмпирических (наблюдение, изучение деятельности курсантов, анализ нормативных документов, анкетирование) методов.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогике выделяют несколько видов моделей образования. Так называемые культурные (или культурологические) модели (Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.И. Ситникова, М.Н. Скаткин и др.) рассматривают образование как пространство воспроизводства и развития культуры как у субъектов этого пространства, так и самой образовательной среды. В рамках этого направления в военной педагогике и психологии изучаются различные аспекты культуры курсантов военных вузов, такие как: правовая культура (В.В. Бондуровский, М.В. Гирская, Ю.И. Дутов, А.А. Иванов и др.), речевая культура (Л.Н. Лазуткина, С.В. Лычагина, Е.В. Лушина, Г.Р. Малыгина и др.), коммуникативная культура (Г.А. Анохина, Е.В. Белосевич, В.С. Романюк, В.С. Чернявская и др.), информационная культура (Р.В. Беляев, Н.Н. Елистратова, Е.О. Никитина и др.), нравственная культура (В.Н. Бородаенко, А.С. Кривенкова, Н.И. Татаркина и др.), управленческая культура (В.М. Акименко, С.П. Кириков, А.Г. Матвеев и др.), физическая культура (А.В. Евтушенко, А.В. Малиновский, В.А. Овчинников, В.М. Осминин и др.), политическая культура (И.В. Дениско, Ю.А. Коробов и др.), культура толерантности (В.А. Кучер, М.Ф. Фомина и др.), организационная культура (В.И. Семененя, С.Н. Смеянов, В.В. Третьяков и др.), техническая культура (А.В. Миронов, А.Ж. Сабырбаев и др.), гуманитарная культура (Е.В. Дорошенко, О.А. Мартыненко и др.), рефлексивная культура (А.М. Печенюк, Т.М. Усманов и др.), культура мышления (И.В. Ершова, Н.В. Задохина и др.) и пр. Принимая во внимание требования военной практики, ФГОС нового поколения и Квалификационных требований к подготовке выпускников военных вузов, на наш взгляд, необходимо говорить и о еще одном аспекте культуры будущих офицеров, позволяющем творчески, нестандартно решать профессиональные задачи, требующие активного научного познания и преобразования. Речь идет об исследовательской культуре.

В современной педагогической науке нет общепринятого определения исследовательской культуры. Анализ научных работ позволяет рассматривать исследовательскую культуру с ряда позиций.

Так, когнитивный подход определяет исследовательскую культуру как:

– «совокупность знаний, ценностей и практик, определяющих познание социальным субъектом сущностных свойств окружающего мира, возможностей его изменения с целью реализации различных потребностей функционирования и развития» [1, с. 8];

– «совокупность определенного качества предметных знаний по общественным наукам, надпредметных знаний из области философии, методологии, истории наук и системы этических, эстетических и эмоционально-нравственных критериев определения ценности исторических знаний для личности» [2, с. 21].

В рамках компетентностного подхода исследовательская культура представляется как:

– «готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков, опыта их деятельности, структуру которой образуют информационный, поисковый, инструментальный, коммуникативный и презентационный элементы» [3, с. 8];

– «способность определять средства и способы достижения познавательных целей, обосновывать и аргументировать полученные результаты» [4].

Личностно-ориентированный подход рассматривает исследовательскую культуру как:

– «интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями, навыками научного познания, ценностного отношения к его результатам и обеспечивающее ее самоопределение и творческое саморазвитие» [5, с. 9];

– «сложное динамичное личностное образование, которое представляет собой единство форм, способов и результатов учебно-исследовательской деятельности; характеризует обучающегося как субъекта этой деятельности и определяется ценностным отношением к учебно-исследовательской деятельности, а также степенью овладения условиями и способами ее осуществления» [6; с. 6];

– интегративную, динамическую характеристику «на уровне личности и субъекта инновационной деятельности, включающую его гуманистическую направленность, методологическую рефлексию, профессиональные потребности и мотивы личностной самореализации, преобразовательные способности в освоении способов и приемов решения творческих профессиональных задач, индивидуальный стиль деятельности» [7, с. 7].

Культурологический подход позволяет говорить об исследовательской культуре как:

– о составляющей базовой культуры личности, характеризующейся «готовностью к решению профессиональных проблем с использованием методов научного исследования, включающей в себя совокупность компонентов, где под готовностью понимается внутреннее состояние, связанное с установкой на выполнение деятельности, предполагающее субъективно-активную позицию и осознание значимости этой деятельности» [8, с. 10];

– о части профессиональной культуры специалиста, представляющей собой «личностную характеристику, которая включает в себя ценностное отношение к исследовательской деятельности и ее целесообразное проявление в сфере социальной работы, обеспечивая самоопределение, самореализацию в разрешении проблем профессиональной деятельности» [9, с. 8].

В рамках настоящего исследования интерес представляют основные позиции культурологического подхода.

Следует отметить, что достаточно длительный период отечественное образование развивалось «вне культуры», базируясь на материальных потребностях развития производства, обесценивающих субъекта и утверждающих технократическое мышление, что привело, по мнению Г.И. Гайсиной, к ослаблению внимания традиционной педагогики к проблемам индивидуальности личности, потере гуманитарно-культурного фона педагогической проблематики и предметоцентризму в режиме репродукции все возрастающего объема готовых к усвоению знаний [10].

Современные социальные реалии требуют создания условий для творческого самовыражения и самореализации личности, что неизбежно влечет за собой переосмысление основных положений педагогики в направлении гуманитаризации образования, в том числе и военного. В образовательной среде все чаще обнаруживаются культурологические тенденции, раскрывающие новые ценности образования (уникальность целостной личности, человек как часть культуры, саморазвитие, самореализация и др.), определяющие развитие личности как генеральную цель образования, предъявляющие повышенные требования к культурным и духовно-нравственным качествам субъектов образовательного процесса.

В 1990 г. на Международном симпозиуме, проходившем в Праге, среди основных направлений модернизации образования были обозначены и направления взаимопроникновения культуры и образования. Участники симпозиума отметили важность и необходимость формирования нового образа мира и человека, создания и внедрения специальных социокультурных техник и технологий, разработки методологических и методических положений взаимодействия человека и культуры.

В рамках культурологического подхода обучающийся рассматривается как субъект культурного развития и саморазвития, а педагог оказывает ему поддержку в самоопределении и формировании системы культурных ценностей. Образовательная среда наполняется личностными и профессиональными смыслами, направленными на формирование культурной идентичности личности обучающегося и подготовку будущего специалиста как носителя личностной и профессиональной культуры. Осуществление культурных функций становится условием продуктивного развития образования как культуротворческой сферы, в которой трансформируется общественное и личностное самосознание.

Реализация культурологического подхода в формировании исследовательской культуры курсантов военных вузов должна осуществляться в контексте общефилософского понимания культуры: 1) как нормативного, заданного в том числе требованиями ФГОС ВО и Квалификационными требованиями, а также нормами военно-профессионального сообщества; 2) как связанного с субкультурой военного вуза и особенностями межличностного и служебного взаимодействия; 3) как детерминированного образованностью, воспитанностью, интеллигентностью, креативностью, коммуникативностью субъектов образовательного процесса.

Культурологический подход выполняет в образовательной практике, в том числе при формировании исследовательской культуры у курсантов, несколько функций. Развивающая функция связана с развитием у курсантов исследовательских способностей, умений и навыков, позволяющих оценивать социокультурные явления и феномены, классифицировать факты культуры. Информационная функция реализуется путем переработки социокультурной информации, расширения культурного кругозора. Ориентационная функция направлена на аксиологическую интерпретацию культуры, формирование системы ценностей исследовательской деятельности. Мобилизационная функция проявляется в активизации интеллектуальных умений, применении их способов и приемов культурологического познания в различных жизненных и исследовательских ситуациях. Исследовательская функция реализуется через развитие посредством культурологических знаний и умений способности находить новые нестандартные решения теоретических и практических задач, проведение актуальных исследований и др.

Среди принципов культурологического подхода специалисты отмечают:

– создание, поддержание и развитие образовательного пространства как особой поликультурной среды;

– формирование у субъектов образовательного процесса особого ценностного культуросообразного отношения к миру;

– сочетание подходов, форм, способов педагогического влияния, направленных на активное освоение культурных моделей;

– использование социокультурной информации для расширения личностного информационного пространства и объема профессионального тезауруса;

– интернационализацию в основных сферах социальной жизни субъектов образовательного процесса и др.

Как отмечает А.Н. Галагузов, содержательной основой культурологического подхода и процесса его реализации являются культурные ценности и ценностные отношения. Ценности выступают регулятивными компонентами любой культуры, воплощающими идеалы и представление об эталоне. Они находят выражение в нормах, значениях и наиболее типичных для данных культур артефактах (продуктах). Будучи стержнем, ядром культуры, ценности в то же время выполняют интегративную и ориентировочную функции в социуме, в социальной, в том числе профессиональной, деятельности людей [11].

Ценности исследований определяются функциями науки в современной культуре. А.Б. Демидов к ним относит: мировоззренческую функцию, определяющую формирование научного представления о мире, науке, исследовании и др.; функцию непосредственной производственной силы, реализующуюся в теоретических и практических результатах и продуктах исследовательской деятельности; функцию социальной силы, выражающуюся в научном прогнозировании и планировании [12].

В контексте проблемы формирования исследовательской культуры Г.Н. Кузьменко говорит о двух группах ценностей, детерминирующих процесс научного познания. Автор указывает, что социокультурные или мировоззренческие ценности детерминированы социальной и культурно-исторической природой науки и научных сообществ. Внутринаучные или когнитивно-методологические ценности выполняют ориентационную и регулирующую функции применительно к процессу научного исследования. К числу этих ценностей относят: методологические нормы и процедуры научного поиска; методику проведения экспериментов; оценки результатов научной деятельности и идеалы научного исследования; этические императивы научного сообщества; новое решение актуальной научной задачи и возникновение нового направления исследования; адекватное описание, непротиворечивое объяснение, аргументированное доказательство и обоснование, четкую, логически упорядоченную систему построения или организации научного знания [13].

И.Х. Милиев в своем исследовании рассматривает научно-мировоззренческие ценности исследовательской культуры: ценности-цели, определяемые потребностями в саморазвитии и самореализации через исследовательскую деятельность; ценности-средства, выражающиеся в технологиях, алгоритмах, способах и приемах исследования; ценности-знания как упорядоченную и организованную систему знаний и умений, необходимых для проведения исследования; ценности-отношения, образованные совокупностью отношений обучающихся к себе и другим субъектам исследовательской деятельности; ценности-качества, проявляющиеся в креативности, инициативности, рефлексивности, коммуникативности, исследовательской интуиции и др. [14].

Интересными представляются результаты рефлексивного исследования М.С. Черепанова, который также выделил ценности исследовательской деятельности. К ним он отнес: ценности истины, ценности деятельности, ценности творчества, ценности коммуникации и ценности продуктивности [15]. Не вызывает сомнения, что проникновение культуры во всех ее проявлениях в исследовательскую деятельность способствует формированию и развитию у субъектов этой деятельности исследовательской культуры.

Проведенный опрос показал, что ценности исследовательской деятельности для курсантов военных вузов заключаются: в возможностях личностного и профессионального роста (78,2%); в изучении фактов, явлений и закономерностей военно-профессиональной действительности (67,7%); в определении перспектив развития военной науки и техники (66,8%); в перспективах социального взаимодействия в научном мире (54,6%); в обеспечении высокого научного статуса и конкурентоспособности военного вуза (42,1%).

Заключение. Таким образом, культурологический подход в контексте настоящего исследования предполагает овладение курсантами военных вузов общей и исследовательской культурой, активное формирование исследовательских умений, развитие креативных способностей и может быть определен как совокупность научно-теоретических положений и практикоориентированных мер, направленных на создание в образовательном пространстве военного вуза психолого-педагогических условий по освоению, репродукции и образованию новых исследовательских ценностей и технологий, определяющих культурное саморазвитие и творческую самореализацию личности будущего офицера. Стоит отметить, что реализация рассматриваемого подхода в образовательном пространстве военного вуза не только не отменяет необходимость использования и других подходов, но и требует их гармоничного сочетания, интеграции в рамках культуротворческой образовательной парадигмы при поликультурном наполнении социальной, образовательной и профессиональной реальности.


Библиографическая ссылка

Рябчиков А.А., Петровская М.В., Зайцев А.В. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29108 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674