Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ СОВРЕМЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Потапов А.Ф. 1 Коростелев А.С. 1 Иванова А.А. 1 Нусугуров С.Д. 1
1 ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова"
Целью исследования явилось изучение уровня знаний врачей анестезиологов-реаниматологов современных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациентам, критериев качества оказания медицинской помощи и юридических вопросов, возникающих в практической работе врача. Проанализированы результаты тестирования 54 врачей анестезиологов-реаниматологов, проходивших цикл повышения квалификации на сертификационном цикле продолжительностью 144 часа на базе факультета последипломного обучения врачей медицинского института Северо-Восточного федерального университета. Тестовые задания составлены на основе 17 клинических рекомендаций, в основном разработанных Федерацией анестезиологов-реаниматологов (ФАР) России и представленных в свободном доступе на сайте far.org.ru, Приказа МЗ РФ № 203н от 17.05.2017 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» и юридических аспектов в анестезиологии и реаниматологии. Слушателями выполнены тестовые задания из 10 вопросов по 19 клиническим темам. Оценка ответов проводилась по следующей системе: «верно» - 10 баллов, «частично верно» (неточный выбор в случаях с несколькими ответами) – 5 баллов и «неверно» - 0 баллов. Результат 90–100 баллов оценивался как «отлично», 80–89 – «хорошо», 70–79 – «удовлетворительно», 69 и менее – «неудовлетворительно». Положительные результаты (70 и выше баллов) получены в 10 из 19 тем, что составляет 52,6%. Анализ индивидуальных оценок слушателей показал, что удельный вес неудовлетворительных оценок в 9 тестовых заданиях превышает 30%. Выявлено, что наихудшие результаты отмечены в разделах клинической медицины, таких как нарушение гемостаза и периоперационная инфузионная терапия. Также отмечена низкая юридическая грамотность врачей. Полученные результаты требуют внимания и свидетельствуют о необходимости включения в образовательные программы дополнительного обучения врачей обзора современных клинических рекомендаций, вопросов повышения качества оказания медицинской помощи и юридической грамотности врачей.
врачи анестезиологи-реаниматологи
клинические рекомендации
оценка уровня знаний
1. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций". [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2018/12/28/klinika-dok.html (дата обращения: 20.07.2019).
2. Петров В.И., Недогода С.В. Медицина, основанная на доказательствах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 144 с.
3. Гриценко И.Ю., Железина О.В., Куранов В.Г. и др. Защита врачей: практикум по тактике. Национальная медицинская палата. М., 2018. 122 с.
4. Приказ Министерства здравоохранения России от 10.05.2017 №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70301502/ (дата обращения: 20.07.2019).
5. Акопов В.И. О состоянии здравоохранения и медицинского образования в россии и возможностях повышения их уровня // Научно-культурологический журнал. 2016. № 2 (305). [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?issueid=315&level1=main (дата обращения: 20.07.2019).
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70301502/ (дата обращения: 20.07.2019).
7. Приказ МЗ РФ от 12 ноября 2012 г. № 909н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям по профилю «анестезиология и реаниматология». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70301502/ (дата обращения: 20.07.2019).
8. Пешев Л.П., Ляличкина Н.А. Реальные пути повышения качества высшего медицинского образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26826 (дата обращения: 21.07.2019).
9. Ятрогении и злодеяния: СК и медики – о врачебных ошибках. Аналитический центр Vademecum. [Электронный ресурс]. URL: https://vademec.ru/article/yatrogenii_i_zlodeyaniya-_sk_i_mediki_- o_vrachebnykh_oshibkakh_/ (дата обращения: 09.08.2019).
10. Белая халатность: в России растет количество уголовных дел по факту врачебных ошибок. [Электронный ресурс] URL: https://russian.rt.com/russia/article/617505-sk-statistika-vrachebniye-oshibki (дата обращения: 09.08.2019).

В настоящее время ведение больных согласно клиническим рекомендациям (протоколам лечения) является обязательным условием для лечения больных. Соответствующие изменения внесены в ст. 40 Федерального закона № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно последним изменениям, которые вступят в силу с 1 января 2022 г., лечение больных, наряду с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, должно проводиться на основании клинических рекомендаций, а экспертиза качества медицинской помощи - проводиться на основании критериев оценки качества медицинской помощи [1].

Клинические рекомендации, основанные на принципах доказательной медицины, призваны помочь врачу в принятии правильного решения в самых различных клинических ситуациях. Их использование дает возможность обеспечить полноту диагностических мероприятий, своевременно выставить клинический диагноз и назначить больному адекватный объем лечения [2]. Кроме того, соблюдение клинических рекомендаций позволяет оценить качество проведенного лечения, а также обеспечить защиту врача при возникновении вопросов правового характера [3; 4].

Необходимо обратить внимание на то, что здоровье человека зависит от многих факторов: более чем на 50% от социальных, которые должно решать государство. Если исключить 30-40% заболеваний, связанных с генетическими особенностями, то ответственность медицины не будет превышать 15-20%. Среди многих факторов главным в повышении уровня медицинской помощи является качественная подготовка специалистов с медицинским образованием. На современном этапе мировые тенденции таковы, что знания устаревают в среднем на 15% в год, и в течение шести лет полностью обновляются [5]. Следовательно, для поддержания должного уровня профессиональной компетентности врачи должны постоянно повышать квалификацию, быть информированными о современных клинических рекомендациях по лечению пациентов.

Таким образом, наряду со стандартами и порядками оказания медицинской помощи по профилю «анестезиология и реаниматология» [6; 7], соблюдение клинических рекомендаций (протоколов лечения) является обязательным для медицинских организаций и лечащих врачей. Учитывая вышеизложенное, оценка знаний врачами анестезиологами-реаниматологами современных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи пациентам, выявление и анализ наиболее частых ошибок представляется актуальным.

Цель исследования. Изучение уровня знаний врачей анестезиологов-реаниматологов современных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи, критериев качества оказания медицинской помощи и юридических вопросов, возникающих в практической работе врача.

Материал и методы исследования

Проведен анализ результатов тестирования 54 врачей анестезиологов-реаниматологов, проходивших цикл повышения квалификации (сертификационный цикл, 144 часа) на базе факультета последипломного обучения врачей медицинского института. Из них 42 врача работали в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии (ОАРИТ) медицинских организаций г. Якутска и 12 врачей в ОАРИТ центральных районных больниц.

Тестовые задания составлены на основании 17 клинических рекомендаций, большинство из которых разработаны Федерацией анестезиологов-реаниматологов (ФАР) России и представлены в свободном доступе на сайте far.org.ru, критериев качества оказания медицинской помощи, утвержденных Приказом МЗ РФ № 203н от 17.05.2017 г. «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» [7] и юридических аспектов в анестезиологии и реаниматологии. Каждое тестовое задание включало 10 вопросов с одним или несколькими правильными ответами. При оценке ответов применялась следующая система: «верно» - 10 баллов, «частично верно» (неточный выбор в случаях с несколькими ответами) – 5 баллов и «неверно» - 0 баллов. Итого максимальный балл за тест составлял 100 баллов. Результат 90–100 баллов оценивался как «отлично», 80–89 – «хорошо», 70–79 – «удовлетворительно», 69 и менее – «неудовлетворительно». Ограничения по времени решения тестов и количеству подходов не вводились.

Обработка статистических данных выполнена в среде Windows 2010 c использованием программы Excel и включала: определение среднего значения и стандартного отклонения (М±σ) данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты тестирования в усредненных баллах представлены в таблице и расположены в порядке снижения баллов. Положительные результаты (70 и выше баллов), выбранные по средним значениям баллов, получены по 10 из 19 тем, что составляет 52,6%. Заметим, что при выборе только ответов «верно» к категории положительных будут относиться ответы лишь к тестам 6 тем (31,6%) - № 1, 2, 3, 4, 8, 10.

Результаты тестирования знаний анестезиологов-реаниматологов (баллы)

Тема

Ответы на тесты, баллы (M±σ)

всего баллов

«верно»

«частично верно»

1

Периоперационное ведение больных с артериальной гипертензией

83,6±25,5

82,2±27,7

5,9±2,0

2

Термическая травма

83,2±10,1

77,8±14,3

8,3±4,1

3

Оценка и критерии качества оказания медицинской помощи

82,7±11,4

76,1±13,7

7,4±2,5

4

Сердечно-легочная реанимация у детей

82,2±11,5

75,7±13,4

7,3±3,6

5

Периоперационная нутритивная поддержка

81,9±7,2

68,7±10,9

13,7±5,4

6

Ведение больных с морбидным ожирением

80,1±9,1

63,1±15,0

16,9±7,4

7

Острое повреждение почек

79,8±13,8

68,4±19,4

14,0±6,7

8

Протокол реанимации и интенсивной терапии при острой массивной кровопотере

78,0±5,0

73,1±13,7

6,3±3,5

9

Периоперационное ведение гериатрических больных

77,9±14,0

67,8±18,2

10,1±4,9

10

Периоперационное ведение больных с ИБС

74,0±8,6

70,8±9,5

5,5±1,6

11

Периоперационное ведение больных с желудочковыми тахиаритмиями

69,3±8,2

54,1±10,4

15,2±5,4

12

Сердечно-легочная реанимация у взрослых

68,1±9,1

53,5±11,8

14,9±5,9

13

Профилактика и лечение периоперационной анафилаксии и анафилактического шока

66,8±14,4

54,1±18,2

25,4±8,3

14

Протокол ведения больных с черепно-мозговой травмой

63,3±21,3

56,1±23,6

10,0±3,8

15

Периоперационное ведение больных сахарным диабетом

63,0±13,5

47,6±16,6

15,4±5,6

16

Периоперационное ведение при нарушениях гемостаза

59,9±7,5

46,7±9,9

14,0±5,2

17

Юридические аспекты в анестезиологии и реаниматологии

54,7±15,7

49,4±18,3

7,2±3,0

18

Острое нарушение мозгового кровообращения

49,7±23,1

45,3±23,5

8,3±2,4

19

Принципы периоперационной инфузионной терапии

48,5±9,7

37,0±15,0

13,8±7,8

 

Наряду с анализом общего, усредненного уровня знаний врачей, нами проведено изучение индивидуальных оценок слушателей, которое подтверждает представленные выше данные (рисунок).

Как видно из диаграммы, начиная с 11 темы («Анафилаксия и анафилактический шок») удельный вес неудовлетворительных ответов превышает 30%.

 

Результаты анализа знаний анестезиологов-реаниматологов (оценка)

Мы допускаем, что не все указанные клинические вопросы встречаются в практике врачей, однако считаем, что анестезиолог-реаниматолог, имеющий стаж работы свыше 5 лет, должен разбираться во всех представленных клинических разделах. Например, результаты тестов по таким клиническим темам, как нарушение гемостаза и периоперационная инфузионная терапия, которые, по нашему мнению, встречаются ежедневно в деятельности анестезиолога-реаниматолога вне зависимости от места его работы (городское или сельское звено здравоохранения), оказались в нижних строках. Кроме того, следует отметить, что перечень тем был выбран с учетом пожеланий слушателей предыдущих сертификационных циклов как наиболее актуальных для региона.

Выявлен также низкий уровень юридической грамотности врачей. Так, 42 (77,8%) врача имели неудовлетворительные оценки по тестам данного раздела.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало недостаточный уровень знаний современных клинических рекомендаций практикующими врачами анестезиологами-реаниматологами. Выявлено, что наихудшие результаты отмечены в разделах клинической медицины, которые часто встречаются в повседневной практике врача анестезиолога-реаниматолога. Данный факт вызывает серьезное беспокойство, т.к. именно в анестезиологии-реаниматологии врачебные ошибки чаще приводят к фатальным исходам.

Полученные результаты требуют внимания и свидетельствуют о необходимости включения в образовательные программы дополнительного обучения врачей обзора современных клинических рекомендаций по оказанию медицинской помощи, вопросов повышения качества оказания медицинской помощи и юридической грамотности врачей. Также значимым моментом является личная мотивация и способность врача к самосовершенствованию. Безусловно, важное значение имеет и базовая подготовка выпускников медицинских вузов.

Проблема уровня высшего медицинского образования является одним из ключевых моментов в системе повышения качества медицинской помощи населению. В настоящее время идет реорганизация всей системы медицинского образования, в ходе которой процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, кардинально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.

По мнению некоторых авторов, отсутствует выверенная стратегия выхода системы здравоохранения из тупика. Основной сложностью решения проблемы авторы называют несоответствующую систему высшего медицинского образования в России, обусловленную низкой оплатой труда педагогов-врачей, отсутствием достаточной материально–технической базы для обеспечения учебного процесса по единому современному стандарту. Среди множества предложений по повышению качества высшего медицинского образования, на наш взгляд, наиболее перспективным является предложение изменить программу 6-летнего обучения студентов в медицинском вузе. Предлагается по окончании 4-го курса, т.е. после освоения базисных знаний по основным предметам, на 5 и 6 курсах начинать освоение избранной специальности (первичная специализация), а затем продолжить обучение в течение 2 лет в ординатуре, являющейся обязательным этапом медицинского образования. При такой программе действительно увеличатся сроки специализации будущих врачей без крупных финансовых затрат и одновременно повысится уровень их клинической подготовки [8].

Одной из наиболее обсуждаемых тем в медицинском сообществе России является информация о создании в Следственном комитете России специальных отделов по расследованию врачебных ошибок. На основании изучения материалов 143 уголовных дел (в основном по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности»), находившихся в производстве в 2016-2017 годах, экспертами Следственного комитета установлено, что большинство нарушений совершаются врачами-хирургами (27%), акушерами-гинекологами (17%) и анестезиологами-реаниматологами (13%). Полученные данные были представлены в Министерство здравоохранения Российской Федерации в аналитическом отчете «Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с ненадлежащим оказанием медицинской помощи». По результатам проверок Следственный комитет создал специальные отделы по расследованию врачебных преступлений. Во врачебном сообществе признают, что из-за системных проблем в сфере здравоохранения медики допускают ошибки. Также, по данным Следственного комитета России, по итогам 2018 года было возбуждено более 2 тысяч уголовных дел по факту преступлений, связанных с врачебными ошибками. Это примерно на 24% больше, чем в 2017 году [9].

Около 6,6 тысячи человек обратились в 2018 голу в Следственный комитет с жалобами на некачественное оказание медицинской помощи или на врачебные ошибки, что примерно на 9,5% больше, чем по итогам 2017 года. По сравнению с показателями 2017 года можно констатировать увеличение количества жалоб в 3 раза, а уголовных дел – в 7 раз [10].

Независимо от того, каким будет дальнейшее развитие событий, безусловно, представленная информация требует серьезного внимания, т.к. в вопросах качества медицинской помощи краеугольным камнем является уровень профессиональной компетентности врача.


Библиографическая ссылка

Потапов А.Ф., Коростелев А.С., Иванова А.А., Нусугуров С.Д. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ВРАЧЕЙ АНЕСТЕЗИОЛОГОВ-РЕАНИМАТОЛОГОВ СОВРЕМЕННЫХ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ, КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29116 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674