Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Черная Л.В. 1 Актушина Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный медицинский университет Минздрава России
Основу образовательной технологии составляет система четкой совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Применение информационных технологий позволяет обучающимся развивать стремление к познавательной деятельности. Формирование качеств врача в современных условиях требует трансформации всех видов его деятельности, включая учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, и направлена на поиск оптимальных возможностей достижения максимальных результатов, затребованных социальными условиями. Важным моментом для решения таких задач является поддержание системы интегрированного непрерывного образования. В процессе преподавания на кафедре биологии ОмГМУ предпринята попытка мотивировать у первокурсников творческий подход к формированию основ профессиональных навыков, используя разные формы обучения. Образовательный процесс в медицинском университете направлен на формирование у обучающихся логической связи между явлениями и закономерностями в биологии и медицине. Возможности новых современных технологий и методов позволяют решить значимые педагогические задачи: повысить информационную насыщенность занятий по биологии, преодолеть ограниченность материалов учебных пособий и учебников, углубить их содержание, реализовать индивидуальный подход к обучению, повысить объективность оценивания знаний обучающихся, а также разнообразить формы и методы самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.
информационные и образовательные технологии
биология
цифровые образовательные ресурсы
1. Петрова М.Б., Стручкова И.В., Харитонова Е.А., Курбатова Л.А., Павлова Н.В. Интерактивные технологии как средство оптимизации изучения биологии в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 7. С. 161-166.
2. Абдулов Е.В., Абдулова Е.В. Использование современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 135-140.
3. Вовк С.В., Котенева И.С. Формирование информационной компетентности будущих учителей биологии средствами информационно-коммуникационных технологий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 1-2. С. 42-47.
4. Князева М.В., Колесов С.В., Хохленкова Н.В. Инновационные подходы к преподаванию биохимии в медицинских вузах // Инновационные подходы к развитию медицины, фармацевтики и эколого-биологических исследований. Одесса: Куприенко С.В. 2015. 192 с.
5. Чёрная Л.В., Актушина Г.А., Жданова Н.Б. Использование современных технологий в преподавании медицинской биологии // Инновационно-образовательные технологии и эффективная организация учебного процесса в медицинском вузе. Вузовская педагогика. Красноярск. 2011. С. 267-269.
6. Физико-химическая биология: материалы V Международной научной интернет- конференции (Ставрополь, 23-24 ноября 2017 г.). Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2017. 164 с.

Глобальная информатизация современного общества предполагает использование информации во всех сферах деятельности, при этом в разных объемах. В настоящее время в Российской Федерации идет постепенное становление новой системы образования, конечно, бесспорно, это затрагивает все высшие учебные заведения. Данный процесс сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики, а также использованием разных технологий обучения, более современных технических возможностей. Новые современные информационные и компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью образовательного процесса и значительно повышают эффективность преподавания. Современное общество ставит перед преподавателями высших учебных заведений ряд задач, которые требуют определенных знаний, умений и навыков для их решения. Для всего этого осуществления предоставляются современные информационные компьютерные технологии, дающие большие возможности. В отличие от обычных технических средств обучения современные компьютерные технологии позволяют обучающимся овладеть большим количеством готовых знаний, а также и развивать и мотивировать творческие и интеллектуальные способности, ко всему этому самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Платформу образовательной технологии составляет система четкой совместной деятельности преподавателя и обучающегося. Применение новых современных информационных технологий позволяет обучающимся развивать стремление к познавательной деятельности. Формирование качеств будущего врача в современных условиях требует трансформации всех видов его деятельности, включая учебную, воспитательную, научно-исследовательскую, и направлена на поиск оптимальных возможностей достижения максимальных результатов, затребованных социальными условиями.

Важным моментом для решения таких задач является поддержание системы интегрированного непрерывного образования. В процессе преподавания дисциплин «Биология», «Биология, экология» и «Основы медицинской генетики» преподаватели кафедры биологии ОмГМУ мотивируют студентов-первокурсников через творческий подход изучения дисциплин к формированию основ профессиональных навыков, используя разные нетрадиционные методы обучения: лекции (конференция, видеолекция), семинарские занятия в виде решения ситуационных задач, при этом сочетая информационный, иллюстративный материалы. Таким образом, образовательный процесс в высших учебных заведениях и, конечно же, в медицинском университете направлен на формирование у обучающихся взаимосвязи между явлениями и закономерностями.

Современные информационные технологии дают возможности решить одновременно несколько педагогических задач: повысить и углубить насыщенность занятий по изучаемым разделам, преодолеть ограниченность материалов учебников и учебных пособий, углубить их содержание, реализовать индивидуальный подход к обучающимся, повысить объективность оценивания знаний обучающихся при изучении нового материала, а также разнообразить формы и методы внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся.

Материал и методы исследования. Достижение информационно-коммуникационной компетентности обучающихся 1 курса является одной из главной целей и необходимых условий образовательного процесса в современном образовании. В связи со всеми изменениями, которые постоянно происходят в системе высшего образования, преподавательский состав высшего учебного заведения должен соответствовать высокому уровню учебно-методического обеспечения и материально-технической базы любой кафедры. В результате этого большие акценты в организации контроля знаний обучающихся смещены на преподавательский состав, в связи с этим создание компьютерной базы тестовых заданий и учебного материала позволяет улучшить систему промежуточного и итогового контроля [1].

Но при этом следует учитывать низкую подготовленность выпускников школ: у большей части первокурсников не сформированы способности к абстрактному и логическому мышлению, анализу и синтезу разной информации, отсутствуют навыки работы с текстом. Использование в настоящее время электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, которые рекомендуются всем первокурсникам в высшем учебном заведении, позволяют первокурсникам изучать новый материал, а также работать с учебной литературой в удобном для них месте, в удобное для них время. Наличие доступной литературы, учебных пособий и разного рода методических пособий для самостоятельной подготовки к занятиям в данной ситуации не способствует работе первокурсников на практических занятиях и, как следствие, низкой успеваемости.

Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации всего этого и повышения уровня преподавания на кафедре биологии в Омском государственном медицинском вузе были разработаны мультимедийные презентации ко всем практическим занятиям и лекциям по базовым дисциплинам кафедры «Биология» для педиатрического, лечебного, стоматологического и фармацевтического факультетов, «Биология, экология» - для медико-профилактического факультета, а также для дисциплины из вариативной части учебного плана «Основы медицинской генетики» для обучающихся первого курса педиатрического, лечебного, стоматологического и медико-профилактического факультетов.

Использование в настоящее время новых современных информационных технологий на практических занятиях по дисциплинам «Биология», «Биология, экология» позволяет сделать деятельность преподавателя и обучающихся первого курса ОмГМУ наиболее интересной, информативной, а также повысить качество обучения по предмету.

Внедрение данной системы на кафедре биологии Омского государственного медицинского университета происходит последовательно. Использование текущего контроля знаний с применением информационных технологий позволило активизировать внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся первого курса всех факультетов. Задания для самоподготовки включают тематические тесты к каждому практическому занятию, которые размещены на образовательном портале ОмГМУ. С начала учебного года обучающиеся имеют возможность подготовки к итоговому тестированию, которое включает материал, пройденный за весь год.

Использование данных презентаций на всех занятиях преподаваемых дисциплин на кафедре биологии по «Биологии», «Биологии, экологии» и по «Основам медицинской генетики» способствует наглядности изучаемого материала, лучшему усвоению знаний и привлечению внимания к наиболее важным аспектам изучаемого материала. Мультимедийные презентации и полностью учебный материал для практических занятий по следующим разделам дисциплин «Биология», «Биология, экология»: «Биология клетки. Онтогенез», «Филогенез систем органов», «Медицинская паразитология» включили иллюстративный материал в виде фотографий микро- и макропрепаратов, таблиц, рисунков и схем жизненных циклов паразитов, а также пошаговую инструкцию по выполнению практической части занятия. Кроме того, технические средства позволяют проводить текущий и итоговый контроль знаний обучающихся в начале или в конце занятия.

Традиционные методы работы с обучающимися (например, работа с графами, схемами, таблицами) сохраняются, но обязательно переплетаются с новыми видами и формами работы с привлечением более современных информационных технологий. Для достижения этих целей в учебно-методических рекомендациях для обучающихся, которые размещены на кафедральной странице сайта ОмГМУ, разработаны пошаговые подробные инструкции по работе с текстом и подготовке по основным учебно-целевым вопросам к практическому занятию.

Новые информационные технологии на всех этапах учебного практического занятия оказывают значительное влияние на оценочные результаты, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности и логического мышления обучающихся при рассматривании предлагаемого материала, а также расширяют возможности включения разнообразных упражнений и заданий в процессе преподавания. Например, иллюстрации различных патологических состояний в организме человека, аномалий развития человека при изучении раздела «Филогенез систем органов» или демонстрация жизненных циклов паразитов, с которыми обучающиеся будут знакомы в дальнейшем обучении.

В настоящее время практически каждый преподаватель сталкивается с проблемой снижения уровня познавательной активности обучающихся, нежелания и неумения работать самостоятельно как одной из причин потери интереса к учебному процессу. Отсутствие повседневного поиска информации в разных источниках приводит к снижению интереса обучения у студентов. Вследствие этого творческий подход к построению лекций и практических занятий, а также насыщенность разных приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность процесса обучения [2]. Таким образом, развитие и активизация познавательной, творческой и логической активности обучающихся - первокурсников для усвоения нового материала и разной информации – это применение на практических занятиях и лекциях небольших видеофильмов, видеороликов по изучаемым темам и разделам, что делает возможным повысить степень активности обучающихся, а также привлечь их внимание для изучения нового материала, осмысления учебного материла и применения его на практике.

Изложение изучаемого нового материала по изучаемым разделам дисциплин, преподаваемых на кафедре биологии, в электронном варианте позволяет обучающемуся всех факультетов построить определенную линию в зависимости от уровня знаний, плюс ко всему выбрать самостоятельно индивидуальный порядок изучения нового учебного материала и закрепить данный изученный материал с помощью тестовых заданий, которые всегда предлагаются в учебно-методической рекомендации для практического занятия.

Важно применение на практических занятиях мультимедиа – интерактивных (диалоговых) систем, обеспечивающих одновременную работу со звуком, анимированной компьютерной графикой, видеокадрами, статическими изображениями и текстами. Мультимедиа - сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий [3].

Активное внедрение сравнительно молодых инновационных компьютерных технологий в учебный процесс в учебном заведении является относительно новой формой системы высшего образования, открывающей новые возможности и горизонты преподавателям и студентам-первокурсникам, активирует деятельность обучающихся на протяжении всего учебного занятия, повышает качество преподавания. Конечно, это очень сильно облегчает и увеличивает эффективность усвоения нового материала при работе в студенческой группе, малой или большой. Яркий пример работы в группе - это использование «Блиц-игры» на занятиях раздела «Медицинская паразитология».

«Блиц-игры» включают составление правильной последовательности этапов и стадий развития в жизненных циклах изучаемых организмов, в том числе паразитов человека (в качестве примера блиц-игра «Цикл развития свиного цепня»).

Блиц-игра «Цикл развития свиного цепня»

№ п\п

Наименование действий

Индивидуальная

Прав. ответ

Групповая

оценка

ошибка

оценка

ошибка

1.

Попадание финны в пищеварительный тракт человека

   

7

   

2.

Миграция онкосфер по кровеносным сосудам в мышцы свиньи

   

4

   

3.

Отпочковывание члеников от шейки

   

9

   

4.

Выделение проглоттид с фекалиями человека в окружающую среду

   

1

   

5.

Образование в мышцах финны типа цистицерк

   

5

   

6.

Развитие в финне ввёрнутого сколекса

   

6

   

7.

Выход из яиц шестикрючных зародышей – онкосфер

   

3

   

8.

Попадание проглоттид с яйцами в пищеварительный тракт промежуточного хозяина (свиньи)

   

2

   

9.

Выворачивание сколекса из цистицерка и прикрепление его к стенке тонкого кишечника человека

   

8

   

10.

Достижение половой зрелости свиным цепнем

   

10

   
 

Итого:

       

 

В процессе проведения блиц-игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

А также работа в группе, которая помогает слаженно работать и, конечно же, закрепить материал – это составление кластера. Кластеры фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый материал (рисунок).

Филогенез нервной системы позвоночных животных. Онтофилогенетические пороки развития человека

Нужно заполнить свободные «спутники», указав структурные компоненты и функции, возможные связи с другими системами органов, эмбриональные источники, направления эволюции нервной системы, онтофилогенетические пороки развития, относящиеся к нервной системе человека. В результате такой совместной работы у обучающихся формируются разные навыки, например: работать с большими объемами информации и выделять в них основное, а также выявлять логические и причинно-следственные связи и уметь анализировать части информации и сравнивать их между собой.

Плюс ко всему на кафедре биологии используется видеометод - в качестве отдельного вида обучения, который служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет целый ряд дидактических функций. Данный метод, основанный преимущественно на наглядном восприятии информации, любого процесса, успешно выполняет все дидактические функции в проведении занятия. Использование разных инновационных технологий в настоящее время в учебном процессе обеспечивает возможность:

· передать обучающимся более полную информацию об изучаемых объектах и процессах;

· повысить роль наглядности изучаемых объектов и процессов.

Таким образом, в настоящее время применение информационных технологий – это одно из перспективных направлений информатизации и оптимизации учебного процесса в высшем учебном заведении. Дидактические компьютерные программы, разработанные на основе мультимедиатехнологий, позволяют представить изучаемые дисциплины в виде динамических слайдов с использованием современных конструкций, что делает подачу материалов очень удобной и повышает интерес обучающихся к обучению [4]. В качестве обратной связи с обучающимися на кафедре биологии ОмГМУ используются доклады обучающихся первого курса по результатам научно-исследовательской работы и творческих проектов, создания разных биологических моделей по заявленной тематике, которые обучающимися представляются на практическом занятии или заседаниях студенческого кружка [5].

Заключение. Важным моментом по внедрению в учебный процесс современных новых информационных технологий является использование разных инноваций при разработке лекционного материала и практических занятий по преподаваемым дисциплинам кафедры биологии ОмГМУ; использование в учебном процессе электронных методических пособий и электронного учебника, которые дают возможность более эффективно расширить границы самостоятельной работы студентов и способов контроля знаний.

В настоящее время преподаватели кафедры биологии ОмГМУ для преподавания дисциплины «Биология», «Биология, экология» используют следующие информационные технологии:

· средство контроля знаний;

· иллюстративное средство при объяснении нового материала;

· иллюстративное средство при выполнении практической части занятия;

· электронный «банк» микро- и макропрепаратов;

· иллюстративный материал циклов развития паразитов.

Современные информационные технологии в процессе преподавания позволяют:

· формировать у обучающихся логическое и абстрактное мышление;

· рационально организовать и использовать познавательную деятельность;

· изучать явления и процессы на основе компьютерного моделирования [6].

В настоящее время совместимость новых технологий с традиционными средствами и формами обучения – один из важнейших в процессе преподавания методических принципов их применения. Использование новых информационных технологий на лекциях и практических занятиях по дисциплинам «Биология», «Биология, экология» позволяет одновременно всем обучающимся демонстрировать фотографии микропрепаратов и макропрепаратов, особенности жизненных циклов паразитов, аномалий развития у человека и показывать особенности строения клеток и клеточных структур на экране монитора. Это особенно важно на практических и лекционных занятиях для обучающихся в первый год в высшем учебном заведении.

Заключение

Таким образом, использование разных методов преподавания и современных информационных технологий способствует повышению уровня эффективности обучения в высшем учебном заведении, плюс ко всему увеличивает возможности самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся, расширяет познавательный интерес обучающихся к изучению нового материала. Все это позволяет овладеть огромным объемом знаний и сформировать профессиональную компетентность будущих специалистов, в частности медиков.


Библиографическая ссылка

Черная Л.В., Актушина Г.А. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29132 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674