Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Сандирова М.Н. 1 Илясова А.Ю. 1 Абдрахманова И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры»
В статье отмечается актуальность внедрения в процесс обучения вузов физической культуры дистанционных образовательных технологий. Выявлены сущностные характеристики и произведено обобщение опыта использования дистанционного обучения в физкультурных вузах РФ. Рассмотрены особенности формирования адекватной среды обучения для студентов, имеющих индивидуальный график освоения дисциплин, определенных учебным планом. Актуальность проблемы оптимизации указанного процесса подтверждена высоким удельным весом количества студентов-спортсменов, не имеющих возможности систематической аудиторной работы в связи с периодичностью их вовлечения в соревновательную деятельность. Выделены особенности разработки и последующего представления образовательных ресурсов в электронной среде обучения как при наличии профессиональной платформы, так и при ее отсутствии. Рассмотрены преимущества и недостатки реализации контрольно-диагностической функции электронной среды при полном или частичном отсутствии непосредственного взаимодействия субъектов процесса обучения. Произведен анализ проблем, связанных с реализацией дистанционного обучения в высших учебных заведениях, в частности в спортивных вузах. Авторами представлена модель обучения с использованием дистанционных образовательных технологий на основе системы дистанционного обучения Moodle и приведена подробная характеристика ее структурных элементов.
дистанционное обучение
дистанционные образовательные технологии
образовательный процесс
вузы физической культуры
модель обучения
физическая культура
moodle
1. Стеценко Н.В., Широбакина Е.А. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. № 1 (22). С. 35-40.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/2/394 (дата обращения: 10.08.2019).
3. Широбакина Е.А., Андреенко Т.А. О внедрении информационных технологий в самостоятельное обучение студентов спортивно-педагогическим дисциплинам // Проблемы и перспективы внедрения информационных и коммуникационных технологий в физкультурное образование в контексте подготовки конкурентоспособного компетентного специалиста: материалы Международной заочной электронной научно-методической конференции (Волгоград, 21-25 ноября 2016 г.). 2016. С. 201-205. [Электронный ресурс] URL: https://yadi.sk/i/DTm2pRG_34S7ES (дата обращения: 10.08.2019).
4. Каткова Т.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры. / // Концепт. 2015. № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm (дата обращения: 10.08.2019).
5. Иванова Н.Ю., Овчинников А.Ю. Оценка уровня профессиональной подготовленности студентов при освоении базовых видов спорта // Вестник спортивной науки. 2015. № 6. С. 42-44.
6. Хадиуллина Р.Р. Влияние дистанционных образовательных технологий на повышение комфортности виртуальной образовательной среды вуза физической культуры // Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием (с. Чурапча, 29 марта 2017 г.). 2017. С. 273-277.
7. Абдрахманова И.В., Илясова А.Ю., Коренева В.В., Науменко Ю.В., Сандирова М.Н., Стеценко Н.В., Хованская Т.В., Широбакина Е.А. Организационно-методические основы обучения с использованием дистанционных технологий в вузах физической культуры: монография / Под ред. Н.В. Стеценко, А.Ю. Илясовой. Волгоград, 2018. 222 с.
8. Таймазов В.А., Бакулев С.Е., Чистяков В.А. Программа инновационного развития дистанционных образовательных технологий в университете Лесгафта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (143). С. 207-212.

На протяжении последнего десятилетия российские вузы активно используют в образовательной деятельности дистанционное обучение (ДО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ), которые благодаря своим интерактивным возможностям обеспечивают коммуникацию между субъектами образовательного процесса, разделенными пространством или распределенными во времени. «В настоящий момент ДОТ являются основным инструментом для достижения одной из целей цифровизации образования – обеспечения непрерывности процесса обучения» [1].

Действующие нормативные документы указывают на возможность применения ДО и ДОТ при организации учебного процесса бакалавров направления подготовки 49.03.01 Физическая культура [2]. И хотя Федеральный закон использует в тексте и ДО и ДОТ, мы считаем, что в условиях спортивного вуза целесообразно говорить о дистанционной поддержке обучения на основе использования в образовательном процессе ДОТ. Поскольку ДО в большей степени подразумевает организацию учебного процесса вне аудиторных занятий, а применение ДОТ – интенсивную самостоятельную работу студентов.

Необходимость внедрения ДОТ в образовательный процесс спортивных вузов обусловлена следующими проблемами обучения бакалавров направления подготовки 49.03.01 Физическая культура: во-первых, студенты очной формы обучения, испытывая дефицит времени из-за частых отъездов на соревнования и учебно-тренировочные сборы, пропускают занятия или выбирают индивидуальную форму обучения [3]; во-вторых, студенты заочной формы обучения испытывают сложности при освоении образовательной программы в межсессионный период, связанные, с одной стороны, с большим объемом теоретического материала, предлагаемого для самостоятельного изучения [4], а с другой - отсутствием взаимодействия с преподавателем при самостоятельном изучении специальных, профильных дисциплин [5]; в-третьих, студенты-спортсмены высшей квалификации, ведущие активную тренировочно-соревновательную деятельность, испытывают «психологический дискомфорт, беспокойство за невозможность осуществления учебно-познавательной деятельности во время тренировок и соревнований; неудовлетворенность пространственно-предметными условиями образовательной среды, результатами обучения» [6].

Однако вопросам внедрения ДОТ в вузы физической культуры педагогическим сообществом уделено недостаточно внимания (В.Д. Сячин, В.А. Чистяков, Н.Ю. Иванова, Т.В. Каткова, Л.В. Аслезова и др.). До сих пор остаются нераскрытыми особенности применения ДОТ в образовательном процессе вузов физической культуры, не описаны методики внедрения ДОТ в подготовку бакалавров направления 49.03.01 Физическая культура.

Таким образом, существует противоречие между актуальностью внедрения ДОТ в вузы физической культуры, закрепленного на законодательном уровне, с одной стороны, и отсутствием модели организации образовательного процесса студентов-спортсменов с использованием ДОТ - с другой.

Цель исследования состояла в определении теоретических основ организации процесса обучения с использованием ДОТ на основе изучения опыта их применения в российских вузах физической культуры.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования был произведен обзор официальных сайтов вузов физической культуры и анализ научно-методической литературы посредством применения аналитико-синтетических методов и системного подхода. Были определены компоненты обучения с использованием ДОТ в вузах (рис. 1), выявлены сущностные характеристики ДОТ и подтверждена актуальность их использования в вузах физической культуры [7].

Рис. 1. Компоненты обучения с использованием ДОТ в вузах

Сотрудниками лаборатории информатизации непрерывного педагогического образования РАО «Институт педагогического образования» в 2010 г. была выявлена совокупность проблем, решение которых специалистами широкого профиля направлено на эффективное проектирование и грамотную организацию ДОТ в образовательных учреждениях (рис. 2).

Рис. 2. Проблемы организации ДО в образовательных учреждениях и виды деятельности по их устранению

Проектирование процесса обучения с использованием ДОТ зависит от многих параметров, в первую очередь от уровневого целеполагания образования (профессиональное или дополнительное) и наличия или отсутствия программного обеспечения при его реализации.

Изучив опыт российских вузов физической культуры, мы выделили 2 модели организации образовательного процесса с применением ДОТ: без использования программной платформы – системы дистанционного обучения (СДО) и на основе СДО (рис. 3).

Внедрение ДОТ в вузы без использования программной платформы подразумевает использование в процессе обучения электронных информационно-образовательных ресурсов (ЭИОР), доступ к которым осуществляется с официального сайта организации. При этом отсутствует четкая организация контроля учебной деятельности студентов и руководства ДО.

При реализации ДОТ на основе программной платформы организацию и контроль выполняют центры ДОТ (управление ДО, отделы ДО, управление информационных технологий), деканаты заочного, очного обучения и дополнительного образования. Учебные материалы разрабатываются в конкретных программных оболочках и размещаются в СДО в виде электронных учебно-методических комплексов дисциплин (ЭУМКД).

Рис. 3. Опыт организации обучения с использованием ДОТ в вузах физической культуры

Представленные данные подтверждают актуальность построения организационной модели обучения в высшей школе на основе внедрения ДОТ.

В большинстве вузов физической культуры используют СДО Moodle – свободно распространяемую программу, которая пользуется огромной популярностью во всем мире за счет своих преимуществ:

? обширные коммуникативные возможности (возможность связи с преподавателем и другими участниками образовательного процесса в режиме онлайн и офлайн);

? разработка учебно-методических материалов в разных формах (лекции, глоссарий, тест и др.);

? возможность создания интерактивных элементов обучения (задания, учебные чаты, семинары, опросы и др.);

? создание сложного и интегрированного курса по выбранной дисциплине;

? компоновка курсов для изучения студентами в реальном времени без контакта с преподавателем и др.

Рассмотрим подробнее, как организовано обучение с использованием ДОТ в российских вузах физической культуры.

В Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма организацией ДО занимаются Институт заочного и дистанционного обучения и Институт дополнительного образования. Доступ к дистанционным курсам осуществляется персонифицировано по логину и паролю.

В Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта организован Центр дистанционного образования, задачами которого являются: «обеспечение выполнения ФГОС по реализуемым образовательным программам с применением электронного обучения и ДОТ; организация, координация и контроль учебной, научно-исследовательской и методической работы по дисциплинам, изучаемым с применением электронного обучения и ДОТ; совершенствование методического обеспечения учебного процесса и контроль методической работы кафедр университета по реализуемым образовательным программам с применением электронного обучения и ДОТ (совместно с учебным центром и ЦОКО Университета)» [8].

Наиболее полные и структурированные курсы изучаемых дисциплин представлены в СДО Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. На базе академии создано Управление информационных технологий, под руководством которого функционирует СДО.

На образовательном портале Сибирского государственного университета физической культуры ДОТ применяются на следующих уровнях образования: среднее профессиональное образование, высшее образование, дополнительное образование. На базе образовательного портала также проводятся различные конкурсы и олимпиады.

В Дальневосточной государственной академии физической культуры (ДВГАФК) при обучении студентов используется «Образовательный портал дистанционного обучения ДВГАФК». Для удобства работы на портале размещены справочные материалы по организации и реализации учебного процесса.

В Уральском государственном университете физической культуры (УралГУФК) создан Центр информационно-образовательных технологий, в котором создан отдел ДОТ. Портал электронных образовательных ресурсов работает под управлением системы TandemE-learning и предоставляет возможности организации единого ЭУМК, проведения контрольных мероприятий (тестирования и экзаменов), ведения журнала успеваемости, обеспечения асинхронного и синхронного взаимодействия участников учебного процесса (чаты, форумы, видеоконференции и т. д.).

В Чайковском государственном институте физической культуры для организации обучения с использованием ДОТ установлена СДО Moodle, позволяющая улучшить координацию всех участников образовательного процесса (преподавателей кафедр, студентов и работников деканата), ускорить доступ студентов к учебным материалам, а также реализовывать тестирование студентов.

В Волгоградской государственной академии физической культуры (ВГАФК) для реализации обучения с использованием ДОТ на основе СДО Moodle создан «Образовательный портал ВГАФК», доступ к которому имеют студенты, обучающиеся по индивидуальному графику. В тестовом режиме организована учебная работа студентов факультета заочного обучения по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура в межсессионный период.

В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма организован факультет индивидуальных образовательных технологий. Настроен информационно-образовательный портал SGAFK-DIST для работы со студентами, обучающимися по индивидуальному графику.

Результаты исследования и их обсуждение

На основе обобщения опыта реализации ДОТ в вузах физической культуры нами была разработана организационная модель обучения с использованием ДОТ, которая позволяет осуществлять учебную деятельность параллельно с тренировочно-соревновательным процессом за счет организации интерактивной самостоятельной работы студентов направления подготовки 49.03.01 Физическая культура в СДО Moodle [5]. Нами были определены функциональные характеристики структурных элементов процесса дистанционной поддержки очного обучения (рис. 4).

Рис. 4. Организационная модель обучения с использованием ДОТ на основе СДО Moodle

Рассмотрим структуру представленной модели обучения с использованием ДОТ.

Организует и управляет СДО Центр дистанционных образовательных технологий.

Администратор СДО выполняет следующие обязанности: управление образовательным порталом; создание персонифицированных учетных записей для субъектов образовательного процесса; распределение студентов по группам; назначение дисциплин преподавателям; организация обучения субъектов образовательного процесса технологиям работы в СДО; обучение и консультирование разработчиков курсов по вопросам создания учебного контента в СДО; осуществление поиска новых электронных средств обучения; участие в повышении квалификации сотрудников образовательного учреждения в области знакомства с новым инструментарием для эффективного осуществления обучения с использованием ДОТ.

В обязанности специалистов отдела технической поддержки входит техническое обеспечение процесса обучения на основе ДОТ: управление платформой СДО Moodle; обеспечение бесперебойной работы сервера образовательного учреждения.

Специалисты службы качества образовательной деятельности выполняют экспертизу разрабатываемых преподавателями курсов ДО; мониторинг результатов обучения с использованием ДОТ.

Преподаватели создают содержательную основу освоения учебного материала, определяющую качество процесса обучения с использованием ДОТ: разработка ЭУМКД по преподаваемым дисциплинам, с дальнейшим размещением и обновлением их в СДО Moodle; обеспечение индивидуального подхода к студентам в интерактивном режиме: проверка выполненных заданий и тестов, обсуждение в учебных чатах проблем, возникающих по ходу обучения, ответы на вопросы в предметных форумах и т.д.

Студенты выстраивают индивидуальную образовательную траекторию за счет: дозирования объема учебной деятельности в соответствии с графиком своей тренировочно-соревновательной деятельности; обратной связи с преподавателем (оценивание работы, получение комментария и т. п.); интерактивного взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Заключение

Совершенствование условий достижения образовательных целей в физкультурных вузах посредством внедрения ДОТ, предполагающих использование возможностей СДО Moodle, позволит оптимизировать организационные составляющие следующих процессов: реализации индивидуальных образовательных траекторий студентами, обучающимися по индивидуальному графику; включения студентов в непрерывную и систематическую продуктивную учебно-познавательную деятельность; модернизации системы заочного обучения; развития системы повышения квалификации.


Библиографическая ссылка

Сандирова М.Н., Илясова А.Ю., Абдрахманова И.В. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29154 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674