Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Лукьянова М.И. 1 Галацкова И.А. 1
1 ФГБОУ ВО Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Данная статья посвящена проблеме изучения особенностей эмоционального состояния обучающихся экспериментальных образовательных организаций. Под экспериментальными образовательными организациями авторы понимают школы, вошедшие в областную программу развития инновационных процессов в Ульяновской области и достигшие высокой эффективности в повышении качества образования за счет внедрения инновационных изменений. Авторы предполагают, что образовательный процесс в экспериментальной образовательной организации, направленный на формирование личностных результатов обучающихся в условиях здоровьесберегающей образовательной среды, связан с определенным эмоциональным состоянием школьников. В статье приводятся результаты исследования, на основе которых можно сделать вывод о том, что эмоциональное состояние учащихся экспериментальной образовательной организации характеризуется положительным эмоциональным отношением к учению, низким уровнем тревожности, высокой познавательной активностью и высокой учебной мотивацией. Все перечисленные эмоции в совокупности создают атмосферу эмоционального комфорта в учебной деятельности. Наличие данной атмосферы способствует успешному осуществлению процесса обучения. Результаты исследования могут быть использованы учителями-предметниками, классными руководителями, школьными психологами, а также администрацией образовательных организаций при организации образовательного процесса и ведении инновационной экспериментальной деятельности, а также для мотивации педагогических коллективов к вступлению в программу развития инновационных процессов.
экспериментальная образовательная организация
программа развития инновационных процессов
эмоциональное состояние
положительное эмоциональное отношение к учению
тревожность
учебная мотивация
1. Прохорова С.Ю. Программно-целевое управление развитием инновационных процессов в регионе // Вестник Образования России. 2016. №4. С. 38-47.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ министра образования и науки РФ №1897 от 17.10.10. [Электронный ресурс.] URL: https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения 01.09.2019).
3. Лукьянова М.И., Галацкова И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда как фактор формирования личностных результатов образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 8-1. С. 126-130.
4. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2013.783 с.
5. Конопкин О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 38-49.
6. Хромов А. Б. Позитивные эмоциональные состояния младших школьников в ситуациях дифференцированного обучения: дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2005. 235 с.
7. Диагностика одаренности учащихся: сборник диагностических методик / авторы-составители И.А. Галацкова, М.В. Губина; под ред. Л.И. Пентехиной. Ульяновск: УлГТУ, 2012. 190 с.

В современных условиях образования в период реализации ФГОС общего образования в обучении востребовано субъект-субъектное взаимодействие педагога с обучающимися, когда в зоне внимания учителя оказываются эмоциональное состояние, потребности и возможности каждого ребенка, его личностный потенциал, психологические особенности.

Однако достаточно часто изменения в системе образования характеризуются не применением инновационных технологий, а интенсификацией обучения. Соответственно, увеличение содержания образования, интенсификация учебных программ сопровождаются физическими и эмоциональными перегрузками школьников, ухудшением их физического, социального, психологического здоровья, невротическими реакциями и как результат – школьной дезадаптацией. Школа, которая, по мнению Ш.А. Амонашвили, должна приносить радость, часто превращается в свою противоположность. Данное противоречие возможно разрешить, используя подход, предполагающий организацию образовательной деятельности, сопровождающуюся позитивным эмоциональным состоянием обучающихся, что способствует достижению одной из основных целей образования – повышению его качества.

Система образования Ульяновской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с реализацией программы развития инновационных процессов (РИП). Инновационная инфраструктура в сфере образования Ульяновской области была создана в начале 1990-х годов и достигла высокой эффективности в решении таких важных задач, как повышение качества образования за счет инициации и поддержки инновационных изменений [1]. В области около 200 образовательных организаций работают в рамках программы РИП и имеют статус областной экспериментальной площадки.

При внедрении инновационных педагогических методов обучения и воспитания не всегда уделяется должное внимание изучению особенностей эмоционального состояния обучающихся, его специфики, состава, структуры. А это может существенно повлиять на эффективность внедряемых инноваций.

Цель исследования – изучение особенностей эмоционального состояния обучающихся подросткового возраста экспериментальных образовательных организаций. Результаты могут быть полезны для педагогических коллективов и администрации тех школ, на базе которых вводятся инновации и осуществляется опытно-экспериментальная работа.

В основе актуальности исследования лежат следующие противоречия: между требованиями ФГОС ООО [2] к формированию личностных образовательных результатов обучающихся и недостаточным вниманием педагогов к их эмоциональному состоянию в образовательной деятельности; между мотивирующей функцией эмоций и слабой изученностью особенностей эмоционального состояния в процессе обучения; между стремлением учителя к учету индивидуально-психологических особенностей школьников в инновационном образовательном процессе и отсутствием знаний о феноменологии эмоционального состояния подростков как факторе учебной успешности. Проблема данного исследования состоит в изучении особенностей эмоционального состояния школьников образовательных организаций, вошедших в программу РИП (далее мы будем использовать термин «экспериментальные организации»). В качестве гипотезы выступает предположение о существующем различии в особенностях эмоционального состояния подростков, обучающихся в экспериментальных образовательных организациях, и обучающихся в обычных массовых общеобразовательных школах, не входящих в областную программу РИП.

Материал и методы исследования. Исследование проводилось на базе экспериментальной образовательной организации, работающей в статусе экспериментальной площадки в областной программе РИП, и школы, не являющейся экспериментальной образовательной организацией. Определяя особенности экспериментального образовательного учреждения, на базе которого проходило исследование, необходимо отметить направленность его инновационной деятельности на организацию здоровьесберегающей образовательной среды как фактора формирования личностных результатов учащихся [3].

Сегодня социальные условия каждому члену общества создают сложные проблемы, для решения которых невозможно использовать готовые решения. Высокая конкурентоспособность в обществе может быть у человека, умеющего реагировать, действовать, совершать осознанный выбор и брать за него ответственность в условиях риска, социальных изменений, противоречий. Та общественная ситуация, которая существует в настоящее время, ориентирует цели образования на развитие личности обучающегося, на формирование его потребности и способности к саморазвитию и самосовершенствованию, а также его готовности к осуществлению активной социальной роли. Соответственно, и в экспериментальной образовательной организации возникает влияние нововведений на эмоциональное состояние школьников.

В качестве методов исследования нами применялись теоретический анализ психолого-педагогической литературы, «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» А.Д. Андреевой, а также метод количественного анализа результатов.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме особенностей эмоционального состояния подростков, мы соглашаемся с позицией Е.П. Ильина [4]. По его мнению, эмоциональная сфера учащихся подросткового возраста характеризуется большой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, достаточно бурным выражением чувств; более длительными по времени эмоциональными переживаниями, чем у детей младшего школьного возраста. Также подросткам свойственны тревожность, возникающая как следствие имеющейся у них высокой готовности к переживанию страха; противоречивость чувств. Также можно отметить переживаемый подростками кризис идентичности и связанную с ним неустойчивую самооценку; сильно развитое чувство принадлежности к группе. Подростки ориентированы на мнение сверстников, неодобрение которых переживают острее и болезненнее, чем неодобрение педагога. Их часто одолевает страх быть отверженными сверстниками. В основе дружбы у подростков лежит общность интересов, нравственных чувств, а не совместная деятельность, как у учеников начальной школы. К дружбе подростки предъявляют очень высокие требования [4].

Эмоциональное состояние влияет на поведение человека и регулирует его деятельность, так как является внутренним источником активности. Эмоции определяют поведение опосредованно через не осознаваемые личностью мотивы. Исследователи, занимающиеся изучением эмоций, отмечают, что положительные и отрицательные эмоции влияют на учебную деятельность школьников. Результаты деятельности учащихся определяются модальностью эмоционального состояния личности, ее психологическим самочувствием и эмоциональным благополучием. Модальность эмоционального состояния может определять повышение продуктивности деятельности, а может ее блокировать [5]. А.Б. Хромов, анализируя модальность эмоциональных состояний, к положительным относит аффективные реакции, проявляющиеся в течение длительного времени, и понимающие в качестве повышающих эффективность психических процессов, определяющих конструктивное взаимодействие человека с окружающими, положительно влияющих на продуктивность деятельности [6]. Все стороны учебной деятельности ребят подросткового возраста взаимосвязаны с эмоциями. Исследователи отмечают особенности эмоционального климата, способствующие формированию учебной мотивации: положительное эмоциональное отношение к школе, возникающее в результате эффективной педагогической деятельности, а также уважительного отношения семьи к школе и педагогам; положительные эмоции, выражаемые вследствие бесконфликтного поведения со сверстниками в коллективе, с конструктивными деловыми взаимоотношениями с педагогами. Переживанию положительных эмоций подростками способствует активное участие их в жизни классного коллектива. К положительным эмоциям относятся эмоции престижности, проявляющиеся при таком типе отношений учителя и учащихся, который образуется в процессе реализации педагогом инновационных методов обучения, при субъект-субъектном взаимодействии их в совместном овладении знаниями; эмоции, образующиеся в результате осознания подростками собственных возможностей в достижении учебных результатов, в поисках решения нестандартных задач, в преодолении возникающих перед ними сложных жизненных ситуаций, необходимости сделать ценностный выбор. К этой группе эмоций относятся эмоции удовлетворения от результатов собственного труда и справедливого отношения к нему педагога; эмоции от освоения нового учебного материала, которые развиваются от реакции на новизну учебного содержания: от любопытства и любознательности как реакции на интересный материал до устойчивого эмоционально-познавательного отношения к учебному предмету; положительные эмоции, которые возникают при овладении школьниками техникой самостоятельного добывания знаний, эффективными приемами совершенствования собственной учебной деятельности, саморазвития. Положительные эмоции у подростков могут быть вызваны самостоятельностью в обучении, то есть долей их ответственности при переходе от одного этапа образовательной деятельности к другому.

Психологи, исследовавшие эмоциональное состояние, описывают два уровня: психологический и социально-психологический, оказывающие значимое влияние на такие функции эмоционального состояния, определяющие поведение подростка в образовательной деятельности, как коммуникативная и экспрессивная. От внутренних факторов (индивидуально-психологических особенностей) и внешних (таких как условия образовательной среды, профессионально-личностные качества педагога, психологический климат классного коллектива) зависят настроение, эмоциональное самочувствие, эффективность формирования результатов образования учащихся. Благоприятные образовательные условия позволяют создать положительное эмоциональное состояние учащихся, способствуют повышению качества образования.

При определении эмоционального состояния мы придерживаемся позиции А.Б. Хромова, что положительное эмоциональное состояние является формой презентации позитивных переживаний личности сознанию и отличается долговременным проявлением. Позитивное эмоциональное состояние – это способ организации эмоционального процесса, положительная аура протекания психических процессов. Позитивное эмоциональное состояние – это структурная составляющая позитивных психических состояний, являющихся целостной характеристикой деятельности психики в течение конкретного промежутка времени. Положительное эмоциональное состояние, по А.Б. Хромову, выражается достаточно слабо по интенсивности и является оценкой человека явлений окружающего мира, событий, а также собственных переживаний личности [6].

Таким образом, позитивное эмоциональное состояние создает психологический комфорт и благополучие в образовательной деятельности, является важнейшим условием достижения успеха обучающихся в обучении.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании особенностей эмоционального состояния приняли участие 50 подростков: 26 учащихся 9-го класса экспериментальной образовательной организации (экспериментальная группа) и 24 учащихся 9-го класса массовой общеобразовательной школы, не имеющей статуса экспериментальной площадки (контрольная группа).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы» (А.Д. Андреева) [7]. Результаты степени выраженности изучаемых показателей представлены в таблице.

Результаты диагностики эмоционального состояния обучающихся 

Показатель

Уровень

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Учебная мотивация

I (очень высокий)

3

11,5

II (высокий)

8

30,8

2         

8 ,5

III (средний)

14

53,8

15

62,5

IV (ниже среднего)

1

3,9

6

25

V (низкий)

1

4

Познавательная

активность

высокий

13

50

4

16,5

средний

12

46

12

50

низкий

1

4

8

33,5

Тревожность

высокий

3

11,5

12

50

средний

19

73

10

42

низкий

4

15,5

2

8

Гнев

высокий

5

20,8

средний

8

30,7

16

66,6

низкий

18

69,3

3

11,6

 

Авторы методики выделяют следующие уровни мотивации учения.

I уровень (очень высокий) — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему (в нашем исследовании обучающихся, имеющих данный уровень учебной мотивации, нет в контрольной группе, а в экспериментальной их 11,5%).

II уровень (высокий) — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (с данным уровнем мотивации отмечены 8 подростков в экспериментальной группе и 2 ученика в контрольной группе).

III уровень (средний) — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.

IV уровень (ниже среднего) — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению; преобладает среди учащихся контрольной группы.

V уровень (низкий) — резко отрицательное отношение к учению. Учащихся в экспериментальной группе с отрицательной мотивацией нет, в контрольной группе – один ученик.

С целью проверки статистической достоверности полученных результатов нами использовался метод количественного анализа – критерий углового преобразования Фишера. Для этого определили значение каждого признака для разделения испытуемых на тех, у кого «есть эффект», и тех, у кого его нет. Есть эффект – I, II, III уровень учебной мотивации, высокий уровень познавательной активности, низкий и средний уровень тревожности, низкий уровень гнева; нет эффекта – IV, V уровень учебной мотивации, средний и низкий уровень познавательной активности, высокий уровень тревожности, средний и высокий уровень гнева. Проведя необходимые расчеты, мы пришли к выводу, что все j*, полученные при расчетах, находятся в зоне значимости, то есть доля лиц с положительным эмоциональным состоянием в группе учащихся экспериментальной образовательной организации больше, чем в группе обучающихся школы, не входящей в программу развития инновационных процессов.

Таким образом, гипотеза, сформулированная нами при планировании эксперимента о существовании различий в особенностях эмоционального состояния подростков, обучающихся в экспериментальных образовательных организациях и обычных массовых общеобразовательных школах, не входящих в областную программу РИП, подтвердилась: имеются различия в эмоциональном состоянии учащихся экспериментального образовательного учреждения и учащихся общеобразовательной школы, не являющейся экспериментальной площадкой. Эмоциональное состояние учащихся экспериментального образовательного учреждения характеризуется положительным эмоциональным отношением к учению, низким уровнем тревожности, высокой познавательной активностью и высокой учебной мотивацией.

Заключение. Эмоциональная сфера у подростков, обучающихся в экспериментальной образовательной организации, обладает особенностями, которые детерминированы спецификой инновационной деятельности. Значимость исследования заключается в получении результатов теоретического анализа проблемы выявления особенностей эмоционального состояния учащихся экспериментальных образовательных организаций, их систематизации, что создало предпосылки для моделирования и реализации экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях; в теоретическом обосновании необходимости осуществления инновационной деятельности в условиях конкретной образовательной организации с целью активизации и усиления возможностей образовательной среды для наиболее полной актуализации личностного потенциала обучающихся.

Практическая значимость работы заключается в том, что экспериментально доказана возможность обеспечения положительного эмоционального состояния обучающихся посредством осуществления экспериментального образовательного процесса.

Результаты исследования могут быть использованы педагогами, классными руководителями, школьными психологами, а также администрацией образовательных учреждений при выборе направленности инновационной деятельности, при прогнозировании образовательных эффектов конкретного нововведения и его влияния на эмоциональное состояние обучающихся.


Библиографическая ссылка

Лукьянова М.И., Галацкова И.А. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29232 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674