Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАКТОВОК И СМЫСЛОВ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Крутиков М.А. 1, 2 Голубева О.В. 2 Андреева Г.Ю. 2
1 ГАУДПО ЛО «Институт развития образования»
2 ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского»
В статье рассматриваются сущность и содержание основополагающих категорий компетентностного подхода. Контекстуальный анализ трактовок и смыслов центральных понятий компетентностного подхода по различным отечественным и зарубежным словарным и энциклопедическим источникам показал, что феномены «компетенция», «компетентность», «компетентный» имеют большое разнообразие трактовок. Наиболее часто в литературных источниках «компетенция» и «компетентность» трактуются как круг знаний, способности или умения, полномочия или правомочность, достаток или способность эффективно применять знания на практике для максимальной прибыли. Исследование показало, что наличие расхождений в определении терминов связано не только с работой переводчиков, но и с речевой культурой носителей языка, а также с их национальными традициями. Анализ нормативных документов позволил выявить смысловые различия в определении ключевых категорий, несмотря на применение единого методологического подхода (компетентностного) к разработке стандартов. Так, в ФГОС ОО одним из результатов образования рассматривается формирование у учащихся ключевых компетенций, но в рамках предметных областей результаты имеют размытый характер, следствием чего являются сложности в понимании учителями «смыслов» и «рамок» стандартов. Иной подход имеется на уровне профессионального и высшего образования. В ФГОС СПО и ВО понятие «компетентность» трактуется как совокупность компетенций, которые формируются при изучении разных модулей образовательной программы, что в итоге приводит к достижению цели (результату) обучения – компетентному специалисту, имеющему право выполнять определенный вид профессиональной деятельности.
компетенция
компетентность
компетентностный подход
1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. М.: Дрофа, 2009. С. 2, 67.
2. Англо-русский экономический словарь. [Электронный ресурс]. URL: https://economy_en_ru.academic.ru/ (дата обращения: 14.09.2019).
3. Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М.: Оникс, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/enru_muller (дата обращения: 12.09.2019).
4. Новый большой англо-русский словарь / под ред. Ю.Д. Апресяна, Э.М. Медниковой. [Электронный ресурс]. URL: https://eng-rus.slovaronline.com/ (дата обращения: 12.09.2019).
5. Новый большой немецко-русский словарь [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/deru_full (дата обращения: 12.09.2019).
6. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).
7. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
8. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электронный ресурс]. URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 15.09.2019).
9. Гаврилюк Г. В. Проблемно-ориентированный механизм и инструменты формирования и развития компетенций стейкхолдеров инновационной экономики // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 67. С. 31.
10. Dale M., Lies P. Assessing Management Skills. L., 1996. P. 26.
11. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.
12. Селевко Г. Компетентности и их классификация / Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. № 4. С. 136-144.
13. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. М.: Академия, 2007. 352 с.
14. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. 396 с.
15. Шадриков В.Д. Формирование базовых компетенций на основе деятельностного подхода (на примере педагогической деятельности) // Мир психологии. 2014. №3 (79). С. 105-119.
16. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4 (4). С. 16-31.
17. Хомский Н. «Язык и мышление». М.: МГУ, 1972. 123 с.
18. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.09.2019).
19. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2009. 39 с.

Одним из характерных признаков современной действительности являются постоянные и стремительные перемены, затрагивающие все сферы человеческой жизни. Являясь следствием социально-экономических преобразований и политических кризисов, они формируют новые требования к системе образования. В сложившихся условиях важнейшей целью современного российского образования становится реализация модели выпускника, которая соответствует трендам устойчивого развития и международным компетентностным моделям для разных ступеней образования.

В связи с обозначенными тенденциями целью нашего исследования стало проведение сравнительного анализа понимания теоретических основ компетентностного подхода в отечественной и зарубежной практике.

Материал и методы исследования

Материалом исследования послужили словарные и энциклопедические источники, а также психолого-педагогические исследования, которые позволили выявить понимание сущности и содержания основополагающих категорий компетентностного подхода в отечественном и зарубежном образовании.

Ведущими методами исследования стали сравнение, анализ и синтез научной литературы, нормативной документации.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение теории и практики отечественного и зарубежного образования показывает, что проблемы реализации компетентностного подхода в образовательном процессе связаны с проблемой отсутствия единого подхода к определению понятий «компетенция» и «компетентность». Для выявления сущности обозначенных понятий мы провели их контекстуальный анализ по различным словарно-энциклопедическим источникам (словарям русского, английского и немецкого языка) и научным исследованиям.

В процессе изучения работ по данной проблеме мы обратили внимание на то, что при наличии многообразия толкований понятия «компетенция» в основе русского «компетенция», немецкого «kompetenz», английского «competence» лежит их латинское соответствие. Так, в «Латинско-русском словаре» [1] имеются определения таких категорий, как com-peto, competens, competentia, которые не позволяют однозначно трактовать производные термины:

– com-peto имеет значение совершенного или несовершенного действия и определяется как: 1) добиваться, стремиться; 2) совпадать, соответствовать, подходить, согласовываться; 3) быть годным, способным; 4) требовать согласно закону (юридическое);

– сompetentia рассматривается как «согласованность частей, соразмерность, симметрия» или «сочетание, связь»;

– сompetens понимается как «подходящий, соответствующий, сообразный» или в юридическом понимании как «компетентный, законный».

В английском и немецком языках категория «компетенция» рассматривается через существительное «competence» (англ.) и «Kompetenz» (нем.), а также прилагательное «competent» (англ.) и «kompetent» (нем.). Так, в современных словарях английского языка [2, 3, 4] наиболее часто существительное «competence» определяется как способность или умение, компетентность, достаток или хорошее материальное положение, правомочность (юридическая компетенция). Схожие смыслы имеет немецкое «кompetenz» – компетентность, компетенция, полномочия по осуществлению (чего-либо); подведомственность (юрид.); соискание. Прилагательное «competent» в английском языке определяется как компетентный (знающий), полноправный или правомочный (юридическое), достаточный, законный. Отличное от англоязычного понимания прилагательное «competent» рассматривается в немецком языке как компетентный [5, 6].

Российские словари [6] содержат перевод с английского и немецкого языков таких терминов, как «компетентность», «компетенции» и «компетентный» (табл. 1).

Таблица 1

Понятия «компетентность», «компетенции» и «компетентный» в английском и немецком языках

Компетентность

Zustaendigkeit;

Kompe­tenz, Kompetenzbereich (нем.)

Competence,

authority (англ.)

Компетентный

1) competent (о человеке), sachverstaendig, sachkunding, massgebend (авторитетный);

2) zustaendig befugt (об учреждении)

competent,

authoritative (англ.)

Компетенция

1) Kompetenz, Kenntnisse (круг знаний); Wissensbereich;

2) Kompetenz; Kompetenzbereich (круг полномо­чий)

Competence (круг пол­номочий) jurisdiction

 

По мнению автора «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова [6], «компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен или круг чьих-нибудь полномочий (прав)», а «компетентный» определяется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области. Примерно таким же образом лексическое значение слов «компетенция» и «компетентность» объясняет и лексикограф Д.Н. Ушаков [6]. При этом он считает, что компетенция – это, с одной стороны, круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью (познанием или опытом), а с другой – круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). Существительное «компетентность» С.И. Ожегов и Д.Н. Ушаков рассматривают в единстве с прилагательным «компетентный», появление суффикса «-ность» означает степень овладения определенным качеством (инфор­мированность, осведомленность и т. д.). Аналогичные подходы к толкованию понятия «компетенция» и производных от него терминов дают С.А. Кузнецов, Т.Ф. Ефремова, а также Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин [6, 7, 8].

Результаты контекстуального анализа показывают, что термины «компетенция» и «компетентность» в английском и немецком языках имеют многообразие значений, которые принадлежат к разным смысловым областям и наиболее часто понимаются как круг знаний, способности или умения, полномочия или правомочность, достаток или хорошее материальное положение. Наличие разнообразия трактовок связано не только с работой переводчиков, но и с речевой культурой носителей языка, а также с их национальными традициями. Так, английское (американское) понимание термина «competence» как «достаток или хорошее материальное положение» соответствует жизненным идеалам носителей языка в материальном смысле, когда обеспеченность в материальном плане рассматривается как синоним компетентности в какой-либо сфере (как правило, в узкой сфере – способность эффективно применять знания на практике для максимальной прибыли).

Выявленные подходы к определению феноменов «компетенция» и «компетентность» оказали влияние на понимание данных терминов в отечественной науке и практике.

В отечественной психолого-педагогической литературе присутствует как широкое (интегративное), так и более узкое (связанное со спецификой исследований) понимание феномена «компетенция»:

– знания и умения применять их на практике (С.В. Шекшня, Н.Н. Ермошкин);

– совокупность взаимосвязанных качеств личности (А.В. Хуторской, Н.А. Гончарова, Н.В. Баграмова и др.);

– способности и готовность к реализации деятельности (А.Н. Митин);

– характерная особенность организации (корпоративная компетенция, конкурентное преимущество) [9];

– способности выпускника, приобретенные в ходе обучения (Р. Уайт);

– основные способности, определяющие поведение (Dale M., Lies P.) [10];

– готовность обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки (Э.Д. Днепрова).

Обобщая взгляды исследователей А.В. Хуторского, И.А Зимней, В.И.  Слободчикова, Н.А. Гончаровой, можно прийти к выводу, что едино определить феномен «компетенция» невозможно и следует рассматривать данную категорию в рамках следующих основных подходов:

– педагогический подход (А.В. Хуторской, В.И. Слободчиков, Н.А. Гончарова и др.), согласно которому компетенция рассматривается как содержание обучения (задаваемое и необходимое для освоения), социальный или государственный заказ разным уровням системы образования и всей системе в целом. В рамках данного подхода понятие «компетенция» наиболее часто рассматривается как социальное требование (норма), которая определяется и задается как стратегическое направление подготовки с целью качественной и продуктивной деятельности в зависимости от ступени обучения и его специфики [11, 12, 13];

– психологический подходпод компетенцией понимаются характеристики человека (психологические и интеллектуальные), которые способствуют освоению содержания обучения и обеспечивают эффективную подготовку к деятельности (В.Д. Шадриков, Дж. Равен, Л.М. Спенсер, С.М. Спенсер и др.). В рамках этого подхода компетенции рассматриваются не столько через усвоенные знания и умения, сколько через психологические условия, обеспечивающие результативность деятельности [14, 15, 16];

– лингво-психологический подход (Н. Хомский) – компетенция рассматривается как внутренняя психическая программа, алгоритм действий, внутренний потенциал человека, реализуемый в процессе деятельности. Так, согласно Н. Хомскому существует принципиальное отличие между языковой компетенцией человека и умением применять ее в конкретной жизненной ситуации [17].

Контекстуальный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить существование многообразия подходов к определению понятий «компетенция» и «компетентность», а также показал наличие путаницы в сопоставлении понятий и их сути. Так, в исследованиях отечественных ученых понятие «компетентность» рассматривается как:

  • процесс опытного обладания компетенцией или компетенциями, например приобретаемое в обучении новое качество, результат образования (А.В. Хуторской, В.А. Исаев, В.И. Воротилова, М.А. Чошанов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер);
  • совокупность компетенций (В.Д. Шадриков, В.И. Слободчиков);
  • знание своего дела, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей (Н.Н. Нечаев, Г.И. Резницкая);
  • синоним компетенции (Л.Н. Болотов);
  • готовность к осуществлению деятельности (П.В. Симонов, Э.Д. Днепрова, Н.В. Кузьмина, А.И. Панарин, В.А. Сластенин);
  • психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (Л.М. Митина);
  • обладание мобильными знаниями и стремление к их обновлению и использованию в конкретных ситуациях (М.А. Чошанов, Н.А. Гончарова, Л.Ю. Степашкина);
  • способность к практической деятельности (А.М. Новиков, В.В. Краевский, А.В. Хуторской);
  • владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом (Н.Ф. Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель);
  • отношение существующих между знанием и действием в человеческой практике (Л.Н. Боголюбов, В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков).

Теоретические положения отечественных и зарубежных ученых послужили основой для разработки и внедрения государственной политики Российской Федерации в сфере образования, основные положения которой реализованы в Федеральных государственных образовательных стандартах. Новые стандарты [18] определяют требования к структуре, условиям и результатам реализации образовательных программ на каждом уровне образования (ДО, ОО, СПО, ВО) с учетом и на основе идей компетентностного подхода. Заложенная в Стандартах идея перехода от знаниевой парадигмы образования к деятельностной позволяет образовательным организациям разного уровня проектировать траекторию движения к результату обучения, реализуя триединую цель (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение результатов освоения образовательной программы на разных уровнях образования

ФГОС ОО

ФГОС СПО

ФГОС ВО

Личностные результаты;

метапредметные результаты (в том числе универсальные учебные действия);

предметные результаты.

Общие компетенции;

профессиональные компетенции.

 

Общекультурные компетенции;

общепрофессиональные компетенции;

профессиональные компетенции.

 

В концепции ФГОС ОО основополагающие категории компетентностного подхода рассматриваются по-разному, имеются отличия в понимании феноменов «компетенция» и «компетентность» [19], например при определении:

– цели школьного обучения умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями [19, с. 17–18];

– одного из государственных приоритетов как формирование компетентности по освоению новых компетенций [19, с. 10];

– личностного развития через компетенцию «уметь учиться» [19, с. 17].

Анализ ФГОС ОО показывает, что при наличии разночтений в понимании терминов «компетенция» и «компетентность» одним из результатов образования рассматривается формирование у учащихся ключевых компетенций (предметной, коммуникативной, информационной и иных). Однако на практике, даже в рамках одной предметной области, отождествляются такие понятия, как «готовность», «способность», «опыт», «действие», «умение», «представление», «компетенция». Таким образом, понимание образовательного результата имеет размытый характер и, как следствие, выражается в сложности восприятия учителями «смыслов» и «рамок», которые задаются стандартами.

Иная картина с пониманием категорий «компетенция» и «компетентность» имеется в среднем профессиональном и высшем образовании. В ФГОС СПО и ВО определяется состав общих и профессиональный компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в результате обучения.

Содержание общих компетенций по различным профессиям/специальностям/направлениям подготовки созвучно, перечисляются свойства личности, которые должны обеспечить ее успешность в профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции индивидуальны для конкретной профессии/специальности/направления в рамках определенного вида деятельности. В профессиональном образовании наличие понятия «компетенция» закономерно ведет к получению образовательного результата – компетентного специалиста. Однако, несмотря на длительность работы по ФГОС, педагоги СПО и ВО не имеют полного представления о сути понятий «компетенция» и «компетентность», что выражается в отсутствии связи между формулировкой целей (занятия или рабочей программы дисциплин) и их взаимосвязью с формируемыми компетенциями (профессиональными или общими компетенциями).

Изучение содержания ФГОС СПО и ВО показывает, что понятие «компетенция» рассматривается в нормативных документах через знания, умения, навыки, личностные качества и практический опыт. Таким образом, на уровне профессионального и высшего образования понятие «компетентность» понимается как совокупность компетенций, которые формируются при изучении разных модулей образовательной программы, что в итоге приводит к цели (результату) обучения – компетентному специалисту/бакалавру/магистру, имеющему право выполнять определенный вид профессиональной деятельности.

Выводы

Таким образом, анализ научной литературы показывает многообразие трактовок и смыслов в определении категорий «компетенция» и «компетентность», определяется совокупностью объективных факторов, среди которых особенности языка, национальные традиции, уровень культуры и образования. Исследования показывают, что термин «компетенция» следует отличать от термина «компетентность», которая является проявлением компетенции, опытом и личным отношением к деятельности. В условиях глобальных вызовов и энтропийных процессов в образовании важными для педагога XXI века являются понимание смыслов научных положений, которые послужили основой для разработки нормативных документов, и умение сохранить основополагающие рамки при переходе к образовательному процессу, начиная с понимания «должен знать» и «должен уметь» до отработки умения и навыков, а также наполнения учебного материала личностным смыслом и развития ключевых компетенций.


Библиографическая ссылка

Крутиков М.А., Голубева О.В., Андреева Г.Ю. КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАКТОВОК И СМЫСЛОВ ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29265 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674