Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В БЕЛЬГИИ

Сабирова Д.Р. 1 Яценко Г.С. 1 Боднар С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет»
В данной статье анализируются профессиональные роли современного учителя в Бельгии. Авторы рассматривают стандарты подготовки учителей, которые считаются неотъемлемым компонентом европейского образования. Профессиональное образование в целом и подготовка учителей в частности описываются как подготовка специалистов с профессиональными, организационными, коммуникативными навыками и высоким уровнем компетенций. Обеспечение качества в системе педагогического образования реализуется с помощью: внутреннего мониторинга оценки качества; внешней оценки конкретной образовательной программы; проведения реформ, направленных на улучшение качества образования. Авторы раскрывают критерии соответствия профессиональным требованиям, а именно: соответствие профилю карьеры и формирование базовых компетенций начинающих учителей. В исследовании также представлена подготовка педагогов, обучающих учителей в соответствии с 3-ступенчатой моделью (3 I Model), и описаны их профессиональные роли. В ходе исследования использовались метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов. В результате авторы приходят к заключению, что профессиональная роль современного учителя в Бельгии смещается в сторону творческой индивидуальной работы с каждым обучающимся, основанной на передаче личного опыта в совместном свободном общении, деятельности через диалог, а также вовлечении родителей в процесс обучения.
учитель
обучающийся
подготовка учителей
непрерывное образование
качество образования
компетенция
компетентность
1. Education at a Glance: OECD Indicators. OECD Publishing. 2011. [Электронный ресурс]. DOI: 10.1787/eag-2011-en (дата обращения: 30.09.2019).
2. Боднар С.С. Профессионально-личностные характеристики современного учителя в Канаде // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=25532 (дата обращения: 01.10.2019).
3. Пуховська Л.П. Личностная модель подготовки преподавателей на Западе. [Электронный ресурс]. URL: http://referatu.net.ua/newreferats/27/183320 (дата обращения: 05.09.2019).
4. Transforming Teaching, Learning, and Assessment [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/resources/transforming_teaching_learning_and_assessment.pdf (дата обращения: 15.09.2019).
5. Communication from the commission to the European, Rethinking Education: Investing in skills for better socio-economic outcomes. Strasbourg. 2012. P. 17.
6. Education and Training Monitor Belgium. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/document-library-docs/et-monitor-report-2018-belgium_en.pdf (дата обращения: 01.10.2019).
7. Яценко Г.С. Особенности организации профессиональной подготовки педагогических кадров в системе высшего профессионального образования Бельгии // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 173-176.
8. Standaert R. Belgium: Regional Development. Flemish Ministry of Education and Training. 2014. P. 2-20.
9. Supporting teacher competence development for better learning outcomes. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/assets/eac/education/experts-groups/2011-2013/teacher/teachercomp_en.pdf (дата обращения: 29.09.2019).
10. Meeus W., Cools W., Placklé I. Teacher educators developing professional roles: frictions between current and optimal practices. European Journal of Teacher Education. 2018. vol. 41 (1). P. 15-31. DOI: 10.1080/02619768.2017.1393515.
11. Sabirova D. Continuous teacher education: quality assurance. Social and Behavioral Sciences. 2014. vol. 143. P. 243-246.

В современных условиях глобализации и интеллектуализации общества, пересмотра парадигмы образования следует обратить внимание на важность профессионального опыта, формирования компетентности педагогов, их стремление к постоянному саморазвитию.

Подготовка учителей включает в себя получение педагогических и дидактических знаний, приобретение исследовательского и практического опыта. Однако компетентность заключается не только в получении профессиональной квалификации, но и в развитии личностно-профессиональных характеристик учителя, которые могут включать: нестандартное творческое мышление, способность принятия соответствующих решений, эффективное применение знаний в соответствии с ситуацией, стремление к самосовершенствованию. Так, например, на Всемирном саммите по подготовке учителей (World Summit on Teaching Profession) отмечалось, что педагоги должны поддержать обучающихся приобрести не только «знания, умения и навыки, которые легче всего преподать и тестировать», но, что более важно, обучить способам мышления (мышление в критических ситуациях, принятие решений, творческое мышление); навыкам взаимодействия (общение, сотрудничество); применению различных технологий в работе (в том числе информационных и коммуникационных технологий); личной и социальной ответственности за успех в современном мире» [1].

Целью исследования является раскрытие профессиональных ролей современного учителя в Европе в целом и в Бельгии в частности.

Материал и методы исследования. Это исследование было основано на обширном научном обзоре литературы и анализе работ, связанных с профессиональным ростом преподавателей в Бельгии.

В исследовании использовались такие источники, как: публикации в отечественных и зарубежных изданиях, научные обзоры украинских и бельгийских ученых, документы и материалы докладов ЮНЕСКО, ОЭСР, правительственных документов Европы и Бельгии.

Методы исследования: метод актуализации, отбора, систематизации и обобщения фактов и оригинальных источников, научная интерпретация и синтез конкретных фактических материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. На протяжении десятилетий отечественные и зарубежные исследователи обсуждают идею о возможности идентификации комплексной характеристики «идеального учителя», «качественного учителя», «эффективного учителя». Так, например, рассматривают две составляющие «качественного учителя»:

  1. профессиональная подготовка учителя, его квалификация;
  2. практическая деятельность учителя [2].

В странах Европейского союза в целом и в Бельгии в частности профессиональное образование и подготовка квалифицированных педагогических кадров рассматривается как обучение и воспитание специалиста, обладающего широким потенциалом профессионального творчества, организаторскими и коммуникативными способностями, необходимыми для эффективной образовательной деятельности, глубокими знаниями по выбранной специальности и высоким уровнем компетентности.

Украинская исследовательница Л.П. Пуховская (Л.П. Пуховська), проанализировав подготовку учителей в странах Европы, выделяет четыре ее составляющие [3]:

  • академическая традиционная (учителю отводится роль «передатчика» знаний, а основная цель его подготовки – достижение высоких знаний в области профессиональной дисциплины);
  • технологическая (роль учителя такая же, как и при академической традиционной составляющей, цель подготовки заключается в профессиональной компетентности, получении фиксированных предметных знаний и умений, педагогического мастерства);
  • индивидуальная (тесно связана с гуманистическим подходом в образовании, который определяет человека, его ценности, свободу, активность центром педагогического процесса);
  • опытно-ориентированная (формирование у учителя творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, поиск собственного мастерства).

Роль педагогов и школы в современном мире трансформируется: учителя преподают в более многонациональных классах, интегрируют обучающихся с особыми потребностями, эффективно используют ИКТ в обучении, участвуют в оценивании, в процессах подотчетности и вовлечении родителей в жизнь школы и т.д. Профессиональные роли учителя, по версии ЮНЕСКО [4]:

  1. организатор обучения;
  2. конструктор совместного обучения;
  3. организатор метакогнитивной рефлексии;
  4. организатор рефлексии на тему этических ценностей и мировоззрения;
  5. организатор эффективного использования технологий в обучении;
  6. организатор коммуникации разнообразными способами.

Кроме того, как отмечается в сообщении Европейской комиссии «Переосмысление образования», реформа систем образования имеет значение для достижения более эффективной (качественной) подготовки высококвалифицированных специалистов в области образования. В этом контексте в докладе государствам-членам Европейского союза предлагается следующее:

  • пересмотреть профессиональный профиль посредством укрепления профессии учителя с точки зрения эффективности;
  • обеспечить мониторинг качества начального педагогического образования (Initial Teacher Education);
  • принять общие согласованные требования для отбора и профессионального развития преподавательского состава на основе четко определенных компетенций;
  • осуществить повышение квалификации преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий [5].

Согласно ежегодному отчету «Исследование в области образования и подготовки учителей», Бельгия сталкивается с нехваткой квалифицированных учителей. Основными причинами являются трудность привлечения наиболее подготовленных выпускников школ в профессию, условия позднего выхода на пенсию, невозможность прохождения переподготовки для учителей-предметников и низкий процент высококвалифицированных кадров среди студентов. В этой связи правительство Фламандского сообщества Бельгии утвердило концептуальные решения и законодательные акты в сфере образования, которые включают [6]:

  1. обязательные вступительные экзамены для студентов, поступающих на педагогические факультеты;
  2. осуществление подготовки учителей в высших учебных заведениях;
  3. углубление программы начальной подготовки учителей, улучшение контента по дидактике, управлению образованием, мультикультурному образованию;
  4. введение конкретной магистерской программы в области образования;
  5. предложение путей карьерного роста для взрослых, желающих стать учителями.

Компетентные преподаватели создают прочную базу для обеспечения будущих профессиональных кадров знаниями и практическими навыками в избранной специальности. Они выступают гарантом качества высшего образования, что является одной из основных условий унификации европейского образовательного пространства [7].

Обеспечение качества в системе высшего образования реализуется с помощью [8]:

  1. внутреннего мониторинга оценки качества;
  2. внешней оценки конкретной образовательной программы (например, отчеты по самооценке, которые исполняются внешними группами по оценке, согласованные с Советом фламандского колледжа университета и Межвузовским фламандским советом).
  3. проведения реформ, направленных на улучшение качества образования, которые основываются на внешнем и внутреннем мониторинге в системе образования и обеспечивают гарантии развития на протяжении всей карьеры.

Во Фландрии разработаны критерии соответствия профессиональным требованиям, которые включают [9]:

- профиль карьеры (a career profile): критерии соответствия профессиональным требованиям для опытных преподавателей;

- базовые компетенции (basic competences): что конкретно начинающий учитель должен знать, уметь и делать.

На современном этапе критерии соответствия профессиональным требованиям учителя структурированы следующим образом:

1. A) Универсальные критерии (Overall attitudes):

A1 решительность (Decisiveness): готов принять меры и взять на себя ответственность;

A2 отношение к людям (Relational attitude): проявление уважения, сочувствия в общении с другими людьми;

A3 критическое мышление (Critical thinking): к собственному мнению, взглядам и целям других в обсуждении; проверка возможностей и вариантов для определенных целей, прежде чем занять определенную позицию;

A4 любознательность (Curiosity): поиск ситуаций для расширения и повышения компетенций;

A5 способность к организации (Talent for organization): умение планировать и осуществлять координацию для эффективного достижения целей;

A6 готовность к сотрудничеству (Sense of collaboration): совместная работа над общими задачами;

A7 ответственность (Responsibility): участие в школьном сообществе и развитие учеников;

A8 гибкость (Flexibility): адаптация к изменяющимся условиям в образовании.

2. Функциональные компетенции (Functional framework for competences). Учитель выступает как:

  1. учитель в качестве руководителя процесса обучения и развития (teacher as supervisor of developmental and learning processes),
  2. учитель-педагог (the teacher as educator),
  3. учитель-предметник (the teacher as subject matter specialist),
  4. учитель-организатор (the teacher as organizer),
  5. учитель - новатор и исследователь (the teacher as innovator and researcher),
  6. учитель - партнер родителей (the teacher as partner of parents),
  7. учитель – участник команды школы (the teacher as member of a school team),
  8. учитель в качестве партнера сторонних организаций (the teacher as partner of external parties),
  9. учитель в качестве члена образовательного сообщества (the teacher as member of the educational community),
  10. учитель как проводник культуры (the teacher as culture participant).

Основная цель данных критериев соответствия профессиональным требованиям заключается в обеспечении ориентира для профессионального развития, в целях создания общих требований к качественной подготовке учителя, а также для стимулирования ответственности и осознания своего собственного профессионального развития.

Бельгия, приняв общеевропейские рекомендации по языковому образованию, определяет приоритетными объектами личностного и методического развития, например, будущего учителя иностранного языка его поведение, мотивы, ценности, идеалы, черты личности, знания, умения и навыки, а также умение учиться в течение всей жизни.

Учитель должен также обладать определенной языковой компетентностью, которая должна быть направлена на получение таких навыков, которые помогли бы подготовить обучающихся к различным речевым ситуациям. Следует направить свою педагогическую деятельность на усвоение обучающимися следующих умений [3]:

  • планировать и организовывать высказывания;
  • формулировать высказывания посредством языковых средств;
  • оформлять высказывания артикуляционно правильно;
  • писать или печатать текст;
  • воспринимать высказывания на слух;
  • понимать высказывания;
  • воспринимать письменный текст;
  • распознавать рукописный ввод.

В профессиональную компетентность будущего учителя иностранных языков в Бельгии входят различные по цели и содержанию компетенции, включающие мотивационный, эмоционально-волевой, оценочный компоненты, связанные с когнитивными компонентами и компонентом поведения.

Качество подготовки учителя во многом также зависит от уровня квалификации тех, кто его учит. Подготовка педагогов, обучающих учителей в Бельгии, может быть представлена в соответствии с 3-ступенчатой моделью (3 I Model):

  • начальное образование (initial education),
  • вхождение в профессию (induction education),
  • дальнейшее профессиональное развитие (in-service education).

Рассмотрим профессиональные роли педагогов, которые готовят будущих учителей [10]:

Учителя-педагоги (Teacher of Teachers): данная роль предполагает наличие знаний об обучении взрослых и о том, как его организовать, а также знаний педагогики и дидактики, накладывает высокие требования к профессиональным действиям и рефлексивным способностям педагога.

Исследователь (Researcher): роль учителя-педагога как исследователя становится все более важной в современной действительности, но еще не стала общепринятой нормой. Более того, реализация этой роли неоднозначна, т.к. может включать в себя обмен результатами исследований, подготовку совместных публикаций с коллегами и студентами или проведение практических исследований.

Руководитель педагогической практики (Coach): данная роль - самая влиятельная, включает в себя процесс поддержки студентов во время прохождения педагогической практики. Эту роль выполняют преподаватели образовательных учреждений, а также консультанты по месту работы, назначенные в школах, именуемые наставниками.

Педагог - составитель учебной программы (Curriculum developer): роль педагога как разработчика учебной программы заключается в сотрудничестве с коллегами-педагогами или коллегами в школах. Основы разработки учебного плана зависят от их основных образовательных траекторий, и они представляют основные аспекты обучения, на основе которых может строиться учебная программа.

Педагог, контролирующий доступ к профессии (Gatekeeper): в этой роли педагог принимает решения, касающиеся доступа к профессии учителя. Суммативная оценка формирует суть этой роли, большинство европейских стран в настоящее время имеют стандарты и профили, которые обеспечивают основу для такой оценки. Педагоги, контролирующие доступ к профессии, преобразовывают эти рамки в конкретные цели (качественные критерии) и определяют способы, которыми они могут быть достигнуты.

Посредник (Intermediary): образовательные учреждения и школы несут совместную ответственность за подготовку учителей, разделяют общую направленность учебного процесса будущих учителей.

Учитывая социальную ответственность учителей-педагогов в процессе обучения студентов и будущих учителей, обучение на протяжении всей жизни кажется очевидным и необходимым.

Именно непрерывность профессионального обучения – основа для формирования специалиста нового поколения [11]. Качество подготовки преподавателей является интегральной характеристикой, показывающей эффективность профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, его соответствие потребностям и ожиданиям государства, общественности, студентов и их родителей.

Заключение

Таким образом, роль современного учителя в Бельгии постепенно меняется в сторону творческой индивидуальной работы с каждым обучающимся, основанной на передаче личного опыта в совместном свободном общении, деятельности через диалог, вовлечении родителей в процесс обучения.


Библиографическая ссылка

Сабирова Д.Р., Яценко Г.С., Боднар С.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В БЕЛЬГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29327 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674