Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ФОРМИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Алькова С.Ю. 1 Булгакова О.В. 1 Жулепов В.И. 1
1 БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа "Сургутский государственный университет"
В статье приведены результаты исследования факторов, формирующих профессиональную мотивацию студентов направления «Физическая культура» Сургутского государственного университета, а также приведен сравнительный анализ мотивации студентов первого-четвертого курсов направления «Физическая культура». В исследовании были применены опросы студентов по специально разработанным анкетам, которые были составлены с учетом особенностей образовательной среды Сургутского государственного университета. Было проведено исследование следующего: факторов, определивших выбор студентами профессии; степени значимости составляющих профессиональной деятельности для студентов; степени значимости развития профессиональных компетенций для студентов; степени значимости результатов обучения в вузе для студентов. Затем был проведен анализ динамики профессиональной мотивации студентов и целевой направленности профессиональной мотивации студентов. Далее было проведено статистическое изучение связи между явлениями, используемое в непараметрических методах с помощью методики Ч.Э. Спирмена. В заключении были разработаны практические рекомендации, направленные на формирование профессиональной мотивации студентов направления «Физическая культура» Исследование изменения профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в вузе необходимо для создания вузом такой образовательной среды, которая позволит обеспечить формирование высокого уровня профессиональной мотивации.
профессиональная деятельность
профессиональная мотивация
факторы
формирующие профессиональную мотивацию студентов в сфере физической культуры и спорта
1. Куликов Л.М., Семенова Е.В. Подготовка квалифицированных специалистов сферы физической культуры как социальная проблема// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. [Электронный ресурс]. URL: http://sportfiction.ru/articles/podgotovka-kvalifitsirovannykh-spetsialistov-sfery-fizicheskoy-kultury-kak-sotsialnaya-problema (дата обращения: 12.11.2019).
2. Воробьева М.В. Развитие профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в туристском вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Сходня, 2010. 24 с.
3. Яковлев Е.В. Исследование мотивации студентов направления «Физическая культура» к профессиональной деятельности // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб.ст. по материалам CXVI междунар.науч.-практ.конф. 2019. №16 (116). С. 59-63.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.psychol-ok.ru/statistics/spearman/ (дата обращения: 12.11.2019).
5. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 N 33796). [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-07.08.2014-N-935/ (дата обращения: 21.11.2019).

В данный момент в связи с постоянным ростом научно-технического прогресса, а также с расширением объема различной информации возрастает и необходимость общества в высококлассных специалистах [1], профессионалах. В связи с этим вопрос формирования профессиональной мотивации студентов вуза к избранной профессии стоит особенно остро.

В последнее время наблюдается снижение профессиональной мотивации [2] в сфере физической культуры и спорта (ФК и С). Это может быть связано со многими факторами, например с тем, что студенты имеют недостаточное предоставление о выбранной ими специальности, или с тем, что образовательный процесс вуза не способствует развитию мотивации к профессиональной деятельности.

Цель исследования: исследовать факторы, оказывающие формирующее воздействие на профессиональную мотивацию студентов направления «Физическая культура» Сургутского государственного университета [3].

Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты направления «Физическая культура» (с первого по четвертый курс). Общее количество респондентов составило 70 человек.

Для выявления факторов, оказавших формирующее значение на выбор будущей профессии, студентам было предложено ответить на вопросы специально разработанной анкеты.

Вопросы, используемые в анкете, были составлены с учетом исследования, проведенного И.В. Краковецкой, Н.А. Сазонтовой, И.П. Телегиной, Е.С. Глуховой (2013 г.), и модифицированы с учетом особенностей образовательной среды Сургутского государственного университета [3].

Достоверность полученных результатов была проверена с помощью методики Ч.Э. Спирмена (1904 г.), суть которой заключается в статистическом изучении связи между явлениями, используемой в непараметрических методах [4].

Результаты исследования и их обсуждение

Профессиональная мотивация – это внутренний движущий фактор, под влиянием которого формируются профессиональная образованность и культура личности будущего специалиста. Поэтому необходимо исследовать изменение этого свойства личности в процессе обучения в вузе и учитывать данные результаты при создании такой образовательной среды, которая обеспечит формирование высокого уровня профессиональной мотивации.

На рисунке 1 графически представлена информация об ответах студентов, где отображено как количество ответивших, так и их доля в общем количестве ответов. Например, запись 9; 5% означает, что данный вариант выбрали 9 человек, и это 2% от всех опрашиваемых студентов.

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос о причинах выбора профессии в сфере ФК и С

Анализ полученных результатов показывает, что большая часть студентов ориентирована интересом к будущей профессии и интересом к спорту.

Способствовали выбору профессии студентов и рекомендации друзей (9%), и семейная традиция (5%).

В условиях материального мира все более популярным ответом студентов спортивных направлений на вопрос, где найти смысл жизни, является: «В богатстве и накоплении благ», но работа выпускника физкультурно-спортивного направления не кажется им высокоприбыльной (14% студентов).

Студентов мало интересует научно-исследовательская сфера, они в большей степени нацелены на практическую деятельность.

Следует отметить, что небольшое количество студентов (1%) рассмотрели обучение в вузе как способ отсрочки от призыва в армию – это может говорить о том, что все студенты так или иначе мотивированы избранной профессией.

Далее студентам было предложено определить степень значимости для себя видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура») [5].

В таблице 1 представлены результаты ранжирования (чем ниже ранг, тем выше значимость).

Таблица 1

Оценка степени значимости видов профессиональной деятельности для студентов

Составляющие

Степень важности

(средние показатели рангов)

Педагогическая

2,2

Тренерская

1,5

Рекреационная

4,5

Организационно-управленческая

3,6

Научно-исследовательская

3,7

Культурно-просветительская

4

 

Представленные результаты констатируют, что основным мотиватором для студентов является тренерская деятельность.

У многих студентов (как показывают результаты анкетирования) профессиональная мотивация формировалась под влиянием следующего:

- интерес к спорту (22%), являются спортсменами и имеют спортивный разряд (27%);

- являлись спортсменами (14%) и хотят проявить себя дальше в качестве тренера;

- интерес к профессии, сформированный под влиянием личного примера тренера (26%).

Высокая оценка дана педагогической деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты планируют свою будущую профессиональную деятельность либо в системе спортивной подготовки, либо в системе образования.

Для оценки студентами степени развития профессиональных компетенций, необходимых для обучения по направлению «Физическая культура», им было предложено определить для себя степень значимости профессиональных компетенций. В таблице 2 представлены результаты оценки (чем выше балл, тем выше значимость).

Таблица 2

Оценка значимости развития профессиональных компетенций для студентов

п/п

С чем связана компетенция

Средний балл

1.

Со способностью определять характер влияния на организм человека физкультурно-спортивной деятельности

6,4

2.

Со способностью проводить учебные занятия с учетом особенностей занимающихся

8,5

3.

Со способностью осуществлять спортивную подготовку занимающихся с учетом их особенностей

7,3

4.

Со способностью воспитывать у учеников социально-личностные качества

5,8

5.

Со способностью оценивать физические способности и функциональное состояние занимающихся

8,6

6.

Со способностью использовать для формирования навыков здорового образа жизни средства избранного вида спорта

4,5

7.

Со способностью обеспечивать в процессе профессиональной деятельности соблюдение требований безопасности

7,5

8.

Со способностью организовывать и проводить соревнования

8,3

9.

Со способностью осуществлять планирование деятельности физкультурно-спортивных организаций, проводить учет и формировать отчетность

8,7

10.

Со способностью формировать осознанное отношение к физкультурно-спортивной деятельности различных групп населения

5,4

11.

Со способностью проводить научные исследования, направленные на определение эффективности различных сторон деятельности

3,7

12.

Со способностью использовать духовные ценности, накопленные в области физической культуры и спорта

4,7

13.

Со способностью использовать информационную и библиографическую культуру в решении задач профессиональной деятельности

6,6

 

Далее студентам было предложено оценить степень значимости для себя результатов обучения в вузе. В таблице 3 представлены результаты ранжирования (чем ниже ранг, тем выше значимость).

Таблица 3

Оценка результатов обучения в вузе для студентов

№ п/п

Составляющие профессиональной деятельности

Степень важности

1.

Теоретические знания, необходимые для профессии

1,2

2.

Интеллектуальный потенциал

5,4

3.

Умения и навыки, необходимые на практике

2,2

4.

Навыки работы с информацией

8,3

5.

Навыки самоорганизации для достижения поставленной цели

2,6

6.

Личные и деловые контакты

3,6

7.

Навыки работы в команде

2,7

8.

Лидерские качества

3,7

9.

Творческий потенциал

8,6

10.

Физические кондиции

2,6

 

Представленные результаты показывают, что по степени значимости результатов обучения в вузе они отдали приоритет составляющим профессиональной деятельности № 1, 3, 5 и 10. Однако составляющие профессиональной деятельности № 4 и 9 не имеют особой значимости для студентов (?).

Далее исследование было посвящено анализу динамики профессиональной мотивации студентов, которую можно проследить по удовлетворенности выбором профессии (рис. 2).

Рис. 2. Сравнительный анализ ответов на вопрос об удовлетворенности выбором профессии в сфере ФК и С (в %)

На рисунке видно, что профессиональная мотивация и удовлетворенность избранной профессией у студентов начинают снижаться со второго курса до четвертого курса.

На первом курсе удовлетворенность выбором профессии равна 76,5%, а на четвертом – 30%. Увеличилось количество студентов, которые не удовлетворены выбором профессии, а также количество сомневающихся.

Затем был проведен анализ динамики целевой направленности профессиональной мотивации студентов (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительный анализ ответов на вопрос о планах студентов после окончания обучения (в %)

Один из важнейших показателей эффективности деятельности высшего учебного заведения – это количество выпускников, работающих по профессиональному направлению. Рисунок демонстрирует, что на первом курсе количество студентов, связывающих себя с избранной профессией, равно 76,4%, а на четвертом курсе – 40%.

Достоверность полученных результатов была проверена с помощью методики Ч.Э. Спирмена. Связь между признаком Y и фактором X сильная и обратная: чем выше курс, тем меньше интерес к избранной профессии.

Полученные данные позволяют сделать вывод, что студенты часто не имеют отличной физической подготовки, но испытывают интерес к спорту и хотят найти работу, связанную со сферой спорта (например, обучая других). Также они хотят поддерживать себя в хорошей форме (наблюдаются два основных мотивирующих фактора).

Заключение

Результаты проведенного исследования позволили сформулировать практические рекомендации для студентов направления «Физическая культура». На формирование профессиональной мотивации будут оказывать положительное влияние следующие факторы.

Первый курс

1. Создать у студентов представление об избранной профессии в сфере ФК и С и определить ее общественную значимость.

2. Формировать ценностно-смысловое отношение к профессии в сфере ФК и С.

3. Обеспечить успешную адаптацию студентов направления «Физическая культура» в новых социальных условиях вуза.

Второй курс

1. Познакомить студентов с профессиональной деятельностью специалиста в сфере ФК и С на практике.

2. Формировать профессиональные знания, умения и владения с учетом особенностей будущей физкультурно-спортивной деятельности.

3. Приобщить студентов к профессиональному самообразованию путем целенаправленного вовлечения в систематическую познавательную деятельность.

Третий курс

1. Создавать образовательную среду, в которой отношение к профессии формировалось бы как ценностно-смысловое.

2. Включить студентов в организацию и проведение различных физкультурно-спортивных мероприятий, что помогло бы осмысленно оценить собственную профессиональную подготовленность.

3. Постоянно обращать внимание студентов на требования профессиональных стандартов в сфере ФК и С, что будет способствовать формированию ответственного отношения к профессии.

Четвертый курс

1. Ставить на учебных занятиях такие профессиональные задачи, которые будут способствовать развитию самостоятельности.

2. Для совершенствования профессиональных компетенций постоянно вовлекать студентов в проектную деятельность.

3. Продолжать способствовать формированию ответственного отношения к профессии.

4. Постоянно знакомить студентов с инновациями в сфере ФК и С, что будет способствовать пониманию студентами необходимости профессионального самообразования.

5. Воспитывать рефлексию к альтернативным взглядам, традиционным и инновационным подходам к изучению проблем профессиональной деятельности в сфере ФК и С.


Библиографическая ссылка

Алькова С.Ю., Булгакова О.В., Жулепов В.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ФОРМИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29383 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674