Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Картавых М.А. 1 Камерилова Г.С. 1 Щепетильников А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им К. Минина»
2 МБОУ «Школа 3»
В статье предлагается обоснование актуальности коммуникативно-речевых задач в структуре коммуникативных универсальных учебных действий современного стандарта общего образования, таких как описание, объяснение, доказательство, убеждение, которые не получили достаточного теоретического осмысления и использования в методике обучения. На основе анализа научной литературы и лучших практик разработана и апробирована модель функционально-операционной педагогической технологии развития коммуникативных речевых действий в обучении безопасности жизнедеятельности. Модель включает взаимосвязанные концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты. Методологическую основу составляет идея развивающего обучения, реализующаяся в современных личностно-ориентированном, системно-деятельностном, коммуникативном подходах, а также в принципах гуманизации, природо- и культуросообразности, диалогичности, сотрудничества. Обоснованы цель, содержание, этапы развития коммуникативных речевых действий в единстве их функций и операций; определены результаты и дана их оценка. В каждом из речевых коммуникативных действий выделены аспекты: аксиологический, когнитивный, праксиологический, усвоение которых обеспечивает продуктивность учебного взаимодействия обучающихся при изучении безопасности жизнедеятельности. В результате экспериментальной апробации материалов исследования установлены положительные результаты, свидетельствующие об эффективности предлагаемой модели. Обращается внимание на динамику коммуникативной деятельности обучающихся, проявляющуюся в постепенном переходе от монологических способов речевого взаимодействия к диалогу, дискуссионным формам межсубъектного общения.
коммуникативные универсальные учебные действия
речевые действия
описание
объяснение
доказательство
аргументация
убеждение
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 448 с.
3. Роготнева Е.Н. Речевая коммуникация: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. 60 с.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. 272 с.
5. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ: Бурят.книж. изд-во, 1974. 261 с.
6. Веряскина М.А. Экологическая безопасность: содержательно-технологический аспект профессионально-педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22686(дата обращения: 13.11.2019).
7.Камерилова Г.С., Картавых М.А. Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования // Вестник Мининского университета. 2017. №1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/327/328 (дата обращения 13.11.2019).
8. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие. М.: Академия, 2009. 288 с.
9. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. М.: Флинта: Наука, 2011. 696 с.
10. Хамаганова В.М. Своеобразие предикативного признака в тексте типа описание // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 10(76). C. 173-176.

Развивающий характер современного образования в области безопасности жизнедеятельности связан с организацией различных видов совместной деятельности обучающихся, в процессе которой происходят коммуникативный обмен и обогащение информацией, чувственно-эмоциональным опытом, правилами безопасного поведения. В составе коммуникативных действий особое значение имеют речевые действия как средство регуляции собственной деятельности (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская) [1]. В их число входит речевое отображение совершаемой деятельности, то есть решение речевых задач, к числу которых И.Я. Зимняя и Т.С. Путиловская относят следующие: описание, объяснение, доказательства, убеждение [2]. Методические вопросы их структуры и развития раскрываются в работах Е.Н. Роготневой, О.А. Гойхмана, Т.М. Надеиной, О.А. Нечаевой [3–5]. Названные речевые коммуникативные действия играют весьма значительную роль в освоении обучающимися содержания курса «Основы безопасного поведения», формировании культуры безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях различного характера (Н.П. Абаскалова, С.В. Алексеев, Л.В. Байбородова, М.А. Веряскина, Г.С. Камерилова, М.А. Картавых, Л.А. Михайлов, П.В. Станкевич) [6–8]. Данный состав действий в форме речевых знаний через этап интериоризации переходит во внутренний план новых усвоенных правил, понятий и осознанной деятельности личности. Каждая коммуникативная речевая задача отличается своей целевой ориентацией, предметом, условиями ее выполнения, средствами и способом решения, результатом [2]. В ходе исследования установлено противоречие между высокой оценкой роли речевой коммуникации в личностном развитии, отмечаемой всеми исследователями, и недостаточной разработкой процесса развития коммуникативных речевых действий в обучении безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования состояла в раскрытии педагогической сущности коммуникативных речевых действий при обучении безопасности жизнедеятельности и разработке модели функционально-операционной педагогической технологии их развития.

Материалы и методы исследования. Методология исследования определялась современными подходами развивающего образования в области безопасности жизнедеятельности, придающего ему общую гуманистическую идеологию и демократический вектор развития. Личностно-ориентированный, системно-деятельностный и коммуникативный подходы ставят личность и единство развития ее аксиологической, когнитивной и волевой сфер сознания в центр образовательного процесса, учитывая возрастные и психологические особенности. Поскольку решающим условием личностного развития является деятельность, предполагалось включение обучающихся в различные виды коммуникативно-речевых действий в ходе обучения безопасности жизнедеятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие коммуникативных речевых действий представляет собой этапный и продолжительный процесс, осуществляемый в ходе всего обучения безопасности жизнедеятельности в образовательной организации. Каждое из речевых коммуникативных действий в силу своей сущности выполняет разные функции, которые обеспечиваются конкретными операциями. Учитывая, что коммуникативная деятельность обучающихся полифункциональна, операции влияют на все четыре действия: описание, объяснение, доказательство, убеждение. В этом состоит смысл функционально-операционного подхода к межсубъектному взаимодействию (Е.Н. Роготнева, Е.Н. Щуркова). При этом предполагается, что сопряжение конкретной операции с определенной функцией происходит по доминанте влияния на обучающего [3]. Опираясь на данные позиции, мы выполнили разработку модели функционально-операционной педагогической технологии развития коммуникативных речевых действий в обучении безопасности жизнедеятельности. Модель включает следующие взаимосвязанные компоненты: концептуальный, определяющий методологию применения данной технологии; а также компоненты методической основы – целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный (рис.). Концептуальный компонент выстраивался в логике развивающего образования, которое реализуется посредством личностно-ориентированного, системно-деятельностного и коммуникативного подходов, а также принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, диалогичности, сотрудничества. На первом этапе разработки модели выделялись результативно-целевой, содержательный компоненты, сущность и содержание коммуникативных речевых действий; на втором этапе определялись их ведущие педагогические функции [9, 10]; на третьем этапе осуществлялся подбор адекватных операций, обеспечивающих выполнение функций, что отражено в графическом представлении модели.

Модель отражает этапность процесса развития коммуникативных речевых действий: от освоения процедуры описаний, объяснений, доказательств до формирования убеждений.

В безопасности жизнедеятельности большую роль играет обучение описаниям. Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта в отношении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» особо подчеркиваются умение описывать опасные явления, их предвидение и предотвращение, а также владение правилами безопасного поведения. Описание входит в состав коммуникативных универсальных учебных действий, позволяющих устно или письменно выразить свои мысли. Описание согласно исследованиям О.А. Нечаевой представляет собой модель монологического сообщения, для которого характерно указание признаков изучаемого процесса, имеющего для него определенную смысловую нагрузку [5].

Концептуальный компонент – методологическая основа

Подходы развивающего обучения: личностно-ориентированный, системно-деятельностный, коммуникативный

Принципы: гуманизации, природо- и культуросообразности, диалогичности, сотрудничества

Компоненты методической основы: технологии обучения безопасности жизнедеятельности

Целевой

Содержательный

Процессуальный

Развитие коммуникативных речевых действий при обучении безопасности жизнедеятельности в совокупности описаний, объяснений, доказательств, убеждений

Содержание коммуникативно-речевых действий в сфере опасных и чрезвычайных ситуаций природного,

техногенного, социального характера и способов защиты от них:

– аксиологический аспект;

– когнитивный аспект;

– праксиологический аспект

 

 

 

 

Этап 1. Описания

Основная функция: создание целостного представления об опасной ситуации.

Операции: а) поиск и использование научно проверенных фактов; б) применение ярких образов, выразительных средств речи; в) четкая логика изложения.

Этап 2. Объяснения

Основная функция: раскрытие закономерностей проявления рисков, выраженных в понятиях безопасности жизнедеятельности.

Операции: а) точная постановка речевой задачи («зачем?»); б) поиск причин и причинно-следственных связей; в) использование методов сравнения и аналогий; г) привлечение ярких примеров; д) логичность изложения.

Этап 3. Доказательство

Основная функция: обоснование выдвигаемого положения с использованием убедительной аргументации.

Операции: а) формулировка тезиса; б) аргументация тезиса; в) демонстрация.

Этап 4. Убеждение

Основная функция: формирование актуальной системы личных взглядов, смыслов, установок на вопросы обеспечения личной и общественной безопасности.

Операции: а) точная постановка речевой задачи; б) применение коммуникативных методов и диалоговых технологий; в) групповая работа на идеях сотрудничества

Результативно-оценочный компонент

 

Уровень развития коммуникативных речевых действий в совокупности аксиологического, когнитивного, праксиологического аспектов: низкий, средний, высокий.

 

Основные структурные компоненты модели функционально-операционной педагогической технологии развития коммуникативных речевых действий при обучении безопасности жизнедеятельности

В результате выполненного нами анализа установлено, что в содержании образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» активно используются как визуальные описания, так и описания-характеристики. Визуальные описания, связанные с чувственным восприятием, начинаются с наблюдений опасных явлений непосредственно или с помощью разнообразной визуализации. Они доминируют в младших классах, где обучаются школьники с наглядно-образным или предметно-действенным мышлением. При составлении визуальных описаний обучающиеся отмечают, как правило, внешние (видимые или ощущаемые) признаки явлений, называя их понятными терминами. Описания-характеристики отличаются большей абстрактностью и обобщенностью, поскольку акцент делается не на внешние, а на устойчивые признаки опасных и чрезвычайных ситуаций, которые часто не поддаются чувственному восприятию. Они применяются начиная со среднего школьного возраста, когда обучающиеся готовы и способны к выделению существенных признаков опасности. Так, переход от визуальных описаний, создающих первичные представления, к описаниям-характеристикам обеспечивает условия формирования понятий.

Основная функция описаний – создание целостного представления об опасных ситуациях, раскрытие их внешних свойств, изучаемых в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

В отличие от описания, объяснение раскрывает внутреннюю сущность опасностей и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, экологического характера на основе выявления их причин, масштаба и качественного разнообразия, остроты проявления, поражающих факторов, правил безопасного поведения. Объяснения связаны с изучением механизмов и законов развития опасных ситуаций, установлением причинно-следственных связей. При этом предлагаемое обучающимся объяснение должно представлять собой логический вывод, опирающийся на отдельные предпосылки. Так, объективной предпосылкой развития учения о безопасности жизнедеятельности является рост опасностей, их разнообразия, драматизма и остроты проявления, масштабности (от локального до глобального). Формирование этого коммуникативного способа речевого взаимодействия происходит в среднем и старшем школьном возрасте, когда у подростков возрастают интеллектуальные возможности, а учебное взаимодействие с одноклассниками становится приоритетным (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин). В обучении безопасности жизнедеятельности применяются различные виды объяснений: структурное, причинное, функциональное, генетическое.

Основная функция объяснений – раскрытие закономерностей проявления рисков, происходящих в реальном мире и выраженных в понятиях безопасности жизнедеятельности.

Доказательство означает процедуру установления правильности утверждения в области безопасности жизнедеятельности путем приведения неоспоримых фактов, статистики, аксиомы о потенциально опасном любом виде деятельности. Основная функция доказательства – это обоснование выдвигаемого обучающимся положения с использованием убедительной аргументации, строящейся в алгоритме: тезис – аргумент – демонстрация. В младшем подростковом возрасте преобладает эмпирический уровень аргументации. Обучающиеся учатся доказывать свою позицию, опираясь на личный опыт или примеры из повседневной жизни, литературы, Интернета, средств массовой информации. Обучающиеся старшего подросткового возраста при аргументации положений безопасности жизнедеятельности выходят на теоретический уровень, когда обосновывают свою точку зрения на основе существующих закономерностей, общих понятий, научных направлений.

Выделяют различные виды доказательств: доказательства на правильность содержания выдвигаемого утверждения и доказательства на верность выстроенной логической связи (горный район – риск схода селей – противоселевая защита). Доказательства подобного рода относятся к доказательствам по существу. Доказательства отличаются формой аргументации: дедуктивное доказательство означает, что выдвигаемое положение основывается на общетеоретических положениях; недедуктивное доказательство опирается, как правило, на гипотетические рассуждения. Кроме того, в последнем применяются индуктивные обоснования, использующие эмпирические знания, а также доказательства по аналогии (если экономический кризис в одной стране вызывает безработицу, то безработица неизбежна в любой другой стране в случае кризисных явлений).

Убеждение представляет собой выработанную на основе усвоенных предыдущих коммуникативных речевых действий систему устойчивых взглядов, обеспечивающих личную мировоззренческую позицию и осознанную платформу культуры безопасного поведения. В процесс формирования убеждений заложены ценностные идеи устойчивого развития, жизненные базовые потребности в безопасности, сохранении здоровья, здорового образа жизни, толерантности. Когнитивный базис убеждений обучающихся в области безопасности жизнедеятельности складывается из достоверных знаний, отражающих накопленный опыт и прогрессивные тенденции в науке и практической деятельности. Праксиологический компонент убеждений связан с активностью и инициативностью обучающихся в оценке опасных и чрезвычайных ситуаций, выбором правильной стратегии их возможного предотвращения и ликвидации, оказания первой помощи пострадавшим. Основная функция убеждений – формирование актуальной системы современных личных взглядов, смыслов, установок на вопросы обеспечения личной и общественной безопасности, которые выступают весомыми доводами в полемике и собственном поведении.

Операции, обеспечивающие усвоение обучающимися коммуникативных речевых действий, показанные на рисунке, опираются на применение коммуникативных методов и диалоговых технологий (групповые дискуссии, мозговые штурмы, эвристические беседы, игры, решение кейс-задач, выполнение проектов). Несмотря на различия коммуникативных речевых действий, существует общая логика их развития: 1) показ учителем их значения и постановка цели; 2) демонстрация учителем образца выполнения действия; 3) выполнение действия обучающимся на основе алгоритма и с помощью учителя; 4) самостоятельное применение, в том числе и для выполнения новых учебных задач.

Результативно-оценочный компонент предполагал оценку уровня развития коммуникативных речевых действий при обучении безопасности жизнедеятельности: низкий, средний и высокий, исходя из результатов усвоения: аксиологического (ценностные отношения), когнитивного (знания), праксиологического (умения, в том числе творческие) аспектов. Низкий уровень означает непонимание роли коммуникативных речевых действий и недостаточную активность по их усвоению, отсутствие или слабое представление об их сущности, затруднения в применении. Средний уровень характеризует ситуативную активность в выполнении коммуникативных речевых действий, знание основных правил и способов действий, умение применять их на основе предлагаемых алгоритмов. Высокий уровень характеризуется устойчивой активностью в выполнении коммуникативных речевых действий, знанием правил и способов действий, самостоятельным и свободным владением способами их применения, в том числе в нестандартных ситуациях. Результаты опытно-экспериментальной работы выявили заметный рост числа обучающихся со средним и высоким уровнем развития коммуникативных речевых действий при обучении безопасности жизнедеятельности. Если на этапе констатирующего эксперимента на низком уровне находились 38% обучающихся, на среднем – 52%, на высоком – 10%, то по итогам формирующего эксперимента эти данные составили соответственно 12%, 67%, 21%. Выявленное повышение активности к овладению коммуникативными речевыми действиями положительно повлияло на усвоение самих действий, а с их помощью – и на содержание учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Отмечена тенденция перехода обучающихся от преобладающих монологических способов речевого взаимодействия к диалогу.

Выводы

Необходимость развития коммуникативных речевых действий, включающих описание, объяснение, доказательство, убеждение, в обучении безопасности жизнедеятельности потребовало разработки специальной модели функционально-операционной педагогической технологии, объединяющей концептуальный, целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты. В каждом коммуникативно-речевом действии выделены его функции и операции по их выполнению, определены аксиологический, когнитивный, праксиологический аспекты, освоение которых обеспечивает успешное межсубъектное взаимодействие обучающихся. Экспериментальная педагогическая практика показала позитивную динамику в развитии у обучающихся коммуникативных речевых действий: выполнять описания, давать объяснения, доказывать свою точку зрения, используя инструментарий аргументации; демонстрировать устойчивые убеждения в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 


Библиографическая ссылка

Картавых М.А., Камерилова Г.С., Щепетильников А.А. КОММУНИКАТИВНЫЕ РЕЧЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29389 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674