Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Райкова К.А. 1 Ефимов А.А. 1 Савенкова Е.Н. 1 Алексеев Ю.Д. 1 Гавриченко Е.П. 1 Коротина О.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского Минздрава России»
Реализуемая в настоящее время модель высшего образования модернизируется и включает в себя изменения индивидуальных качеств педагога. Целью работы явилось определение приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза для реализации педагогических способностей при оптимизации образовательного процесса. Исследование проведено методом анкетирования 230 студентов и 55 педагогов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в 2018-2019 учебном году для выяснения приоритетных педагогических качеств личности преподавателя медицинского вуза. В результате исследования было выявлено, что «высокий уровень владения предметными знаниями», «понятное и доступное изложение материала», «справедливость в оценке знаний обучающихся» и «умение правильно построить занятие» явились первостепенными в соответствующих группах педагогических способностей (гностической, проектировочной, коммуникативной, конструктивной), по мнению и студентов, и педагогов. В группе организаторских способностей обучающиеся выделили среди других качеств «склонность к организаторской деятельности», а педагоги – «самообладание, самоконтроль». Большая часть студентов и педагогов предложила «доброжелательность» и «практический опыт» в качестве дополнительных педагогических качеств личности. Кроме этого, студенты высказались об отзывчивости, позитивности, объективности, любви к преподаваемой дисциплине, педагоги - об интеллигентности, эмпатии, вежливости, стрессоустойчивости, грамотности. Проведенное исследование выявило приоритетные качества личности педагога медицинского вуза в соответствующих группах педагогических способностей. Для оптимизации учебного процесса педагогам стоило бы обратить внимание на организаторскую деятельность в группах и более глубокое развитие своих коммуникативных и проектировочных способностей.
педагогические способности
педагогическое мастерство
качества личности
педагог
медицинский вуз
оптимизация
учебный процесс
1. Профессиональный стандарт №514 “Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. №608н) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 28.03.2019).
2. Селищев И.В. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Высшая школа: проблемы и перспективы: материалы 13-й Международной науч.-метод. конф., Минск, 2018. Ч.1. С. 323-329.
3. Ходжалиев С.А. Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы // Образование и воспитание. 2015. №5. С. 74-75.
4. Садым К.Б. Особенности педагогического мастерства в высшей школе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С. 253-254.
5. Товажнянский Л.Л., Романовский О.Г., Бондаренко В.В., Пономарев О.С., Черванова З.О. Основы педагогики высшей школы. Харьков: НТУ «ХПИ», 2005. 600 с.
6. Фицула М.М. Педагогика высшей школы. Киев: Академия, 2002. 528 с.
7. Гарабажий В.А. Современный преподаватель вуза глазами студентов // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2011. №1. С. 77-80.
8. Малышева Л.А., Стрекаловская А.А., Захарова Ф.А., Макаров А.Е., Осипов Н.Н. Преподаватель глазами студентов медицинского института СВФУ // Вестник Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова. 2017. №1 (06). С. 125-129.
9. Ерофеева Н.Е., Чикова И.В. Мониторинг «Преподаватель глазами студентов» как инструмент регулирования профессиональной деятельности педагога и повышения качества обучения в вузе // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7, №5. С. 188.
10. Зубова Е.В. Анкетирование «Преподаватель – глазами студентов» и особенности его проведения в вузе // Современное профессиональное образование: новые требования и перспективы для экономики и общества: материалы III Международной научно-практической конференции, Вологда. 2013. С. 656-658.

Происходящие изменения в отношении различных ступеней образовательного процесса оставляют за высшим образованием роль основного фактора социального и экономического прогресса. Реализуемая в настоящее время модель высшего образования модернизируется и включает в себя изменения индивидуальных качеств педагога. Деятельность преподавателя вуза регламентируется профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н. Основной целью профессиональной деятельности педагога высшей школы обозначена организация деятельности обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций, позволяющих осуществлять профессиональную деятельность. Важное значение имеют также обеспечение достижения нормативно установленных результатов образования, создание педагогических условий для профессионального и личностного развития обучающихся, удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования, методическое обеспечение реализации образовательных программ [1].

По мнению И.В. Селищева [2], профессия педагога относится к типу «человек-человек» и определяется следующими качествами личности: высокой степенью саморегуляции, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, понимать намерения, помыслы, настроение других людей, разбираться во взаимоотношениях обучающихся, хорошо помнить, овладевать знанием о личных качествах многих и разных людей, руководить, учить, воспитывать, решать нестандартные ситуации, слушать и выслушивать, способностью сопереживания, широким кругозором, наблюдательностью, потребностью в общении и коммуникативной культурой. Качества личности, являющиеся условием успешного выполнения педагогической деятельности, определяются как педагогические способности. Педагогические способности подразделяются на гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские [3].

Гностические способности выражают чувствительность педагога к способам овладения информацией о мире, обучающихся и составляют основу деятельности преподавателя. Проектировочные способности участвуют в конструировании педагогического и научного «лабиринта» - пути от незнания к знанию. Конструктивные способности определяют чувствительность к последовательному построению занятий и научной деятельности во времени и пространстве. Проектировочные и конструктивные способности являются определяющими в достижении высокого уровня мастерства и наиболее взаимосвязаны. Организаторские способности выражаются умением организовать себя, свое время, деятельность обучающихся (индивидуальную, групповую, коллективную). Коммуникативные качества личности характеризуются способностью всесторонне и объективно воспринимать собеседника. Общение – это, бесспорно, важное средство как воспитания и образования студентов, так и совершенствования педагогического профессионализма.

Основой вышеуказанного разделения педагогических способностей являются различия в качествах личности, но в совокупности они определяют успешность преподавателя, которая подразделяется на индивидуальную и социальную. Как отметил Селищев И.В. в статье «Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы» [2], в основе успешной деятельности педагогов высшей школы лежат индивидуально-психологические особенности личности, и именно они выражаются определенным стилем педагогической деятельности, ориентированным на максимальный результат.

С педагогическими способностями тесно связано понятие «педагогического мастерства» педагога высшей школы. Педагогическое мастерство преподавателя медицинского вуза выражается в его профессиональной деятельности и отдельно от личности не существует. Большинство авторов определяют «педагогическое мастерство» как совокупность педагогических способностей и профессиональных знаний, педагогической техники, педагогической нравственности, профессионально значимых качеств, внешней культуры [4-6].

Мониторинг компетентности педагогов медицинских вузов в России не является новаторством: регулярно проводятся тесты, анкетирования, экспертные оценки, анализы результатов педагогических исследований, социологические опросы. Большая часть исследователей отдает предпочтение анкетированию как методу изучения профессионального мастерства педагогов [7-10].

Однако мнение студентов не всегда учитывается, хотя оно является важным как для оценки компетентности педагога, так и для улучшения педагогического процесса. Ведь появление многоступенчатой системы обучения изменило и характер восприятия преподавателя студентами, и личностные качества педагога. Первое место занимают именно те качества, которые определяют уровень профессионализма преподавателя или уровень педагогического мастерства. И, несмотря на то что педагог медицинского вуза по-прежнему остается авторитетом для обучающихся, мнение студентов позволяет оптимизировать процессы постоянного самосовершенствования и повышения уровня профессионализма, что является основой подготовки высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, способствует конкурентоспособности высшего медицинского образования как сферы услуг.

Целью данной работы явилось определение приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза для реализации педагогических способностей при оптимизации образовательного процесса.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось методом анкетирования 230 студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов и 55 педагогов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского в 2018-2019 учебном году.

Анкеты являлись анонимными и индивидуальными и содержали вопросы, касающиеся качеств личности преподавателя медицинского вуза. Респондентам предлагалось расставить качества личности преподавателя медицинского вуза в каждой группе педагогических способностей в порядке возрастания значимости цифрами от 1 до 3 (где 1 – наименее значимое качество, 2 – качество средней значимости, 3 – наиболее значимое качество). Обозначенные качества преподавателей демонстрировали соответствующие группы педагогических способностей. Группы обозначались номерами от 1 до 5 (1 - гностические способности, 2 - проектировочные способности, 3 - организаторские способности, 4 - коммуникативные способности, 5 - конструктивные способности) (таблица). Также анкетируемым участникам было рекомендовано высказаться о приоритетной группе педагогических способностей и предложить качества личности преподавателя, помимо представленных в анкетах, которые, по мнению респондентов, должны быть присущи педагогу медицинского вуза.

Качества личности преподавателя в соответствующих группах педагогических способностей

№f

Название группы педагогических способностей

Качество личности преподавателя

1

Гностическая

Высокий уровень владения предметными знаниями

Разносторонняя развитость личности преподавателя

Использование инновационных форм обучения (игра, дискуссия, презентация)

2

Проектировочная

Нацеленность на будущую деятельность обучающихся

Создание продуктивных способов обучения

Понятное и доступное изложение материала

3

Организаторская

Требовательность по отношению к студентам

Самообладание, самоконтроль

Склонность к организаторской деятельности

4

Коммуникативная

Общительность

Умение расположить к себе

Справедливость в оценке знаний обучающихся

5

Конструктивная

Развитое мышление

Умение правильно построить занятие

Хорошая интуиция

 

Результаты анкетирования размещались в программе для работы с электронными таблицами Microsoft Excel. По приоритетным качествам в группах педагогических способностей подсчитывался средний балл по каждому качеству. Обработка полученной информации по показателям остальных вопросов осуществлялась посредством перевода абсолютных значений в относительные величины, определения частоты встречаемости ответов и ее выражения в процентном отношении к общему количеству анкет. Отдельно проводился анализ результатов анкетирования педагогов в сравнении с мнением студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Студенты в гностической группе педагогических способностей отдали предпочтение «высокому уровню владения предметными знаниями» (средний балл – 2,7), менее значимыми стали «разностороннее развитие личности» и «использование инноваций» (средние баллы - 1,77 и 1,62 соответственно). В проектировочной группе для обучающихся первостепенным явилось «понятное и доступное изложение материала» (средний балл – 2,73), второстепенными - «создание продуктивных способов обучения» и «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» (средние баллы - 1,77 и 1,61 соответственно). В группе организаторских способностей студенты разместили на первом месте «склонность к организаторской деятельности» (средний балл - 2,09), а второе место разделили «требовательность по отношению к студентам» и «самообладание, самоконтроль» (средние баллы – по 1,97). В коммуникативной группе самым важным качеством личности обучающиеся посчитали «справедливость» (средний балл – 2,36), близко к нему разместилось «умение расположить к себе» (средний балл – 2,24), и самый низкий балл – у «общительности» (1,43). Среди конструктивных способностей у студентов наибольшее значение имело «умение правильно построить занятие» (средний балл – 2,56), далее следовали «развитое мышление» и «хорошая интуиция» (средние баллы – 2,3 и 1,18 соответственно) (рисунок).

Среди групп педагогических способностей обучающиеся отдали предпочтение проектировочной группе.

Ответы студентов на вопрос о дополнительных педагогических качествах были разнообразны и интересны. Первостепенными оказались следующие личностные качества: доброжелательность, практический опыт, отзывчивость, позитивность, объективность, любовь к преподаваемой дисциплине.

Распределение ответов студентов по поводу приоритетных качеств личности преподавателя медицинского вуза в группах

Кроме вышеуказанных качеств личности, студентами реже предлагались: знание актуальной (современной) информации по предмету; харизматичность; уважение к обучающимся; ответственность, адекватность; вежливость, критичность; интеллигентность, искренность, неподкупность.

Распределение педагогических качеств личности преподавателями в гностической, коммуникативной и конструктивной группах педагогических способностей было схожим с мнением обучающихся. В остальных группах мнение преподавателей несколько отличалось от мнения студентов. В группе организаторских способностей первое место педагоги отвели «самообладанию, самоконтролю»; второе место - «склонности к организаторской деятельности», на третьем месте разместили «требовательность по отношению к студентам». В проектировочной группе педагоги выделили как приоритетное качество личности «понятное и доступное изложение материала», что совпало с мнением студентов. А «нацеленность на будущую деятельность обучающихся» и «создание продуктивных способов обучения» разместили на противоположных местах, нежели студенты.

«Высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся» и «умение правильно построить занятие» по праву явились первостепенными в соответствующих группах педагогических способностей. По поводу организаторских качеств личности расхождение мнений преподавателей и студентов объясняется, на наш взгляд, их ролью в педагогическом процессе.

В качестве приоритетной группы педагогических способностей преподаватели отдали предпочтение первой группе (гностической), в то время как студенты выбрали вторую группу (проектировочную). Несмотря на это, наблюдался значительный отрыв обеих групп от остальных у всех респондентов.

В своих ответах на вопрос о дополнительных педагогических качествах преподаватели выделили интеллигентность, доброжелательность, практический опыт, эмпатию, вежливость, стрессоустойчивость, грамотность, гуманность, общую культуру, наблюдательность, знание актуальной (современной) информации по предмету, ответственность, уважение к обучающимся, объективность, знание иностранного языка, харизматичность, креативность, критичность, адекватность, лабильность, научный интерес, позитивность, знание основ профессиональной коммуникации, пунктуальность, интерес к предмету, бескорыстие, искренность, индивидуальный подход к студентам, тактичность.

Следует отметить, что доброжелательность и наличие практического опыта работы были предложены как студентами, так и педагогами, и разместились на втором месте по значимости.

Предложенные самими студентами качества личности относятся к группе коммуникативных и проектировочных способностей, а предложенные преподавателями – к проектировочным способностям. Однако преподаватели рекомендовали обратить внимание на развитие таких личностных качеств, как внешняя культура, педагогическая нравственность и педагогическая техника, которые наряду с педагогическими способностями являются составляющими педагогического мастерства.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование показало, что приоритетными педагогическими качествами личности, по мнению как студентов, так и преподавателей, стали «высокий уровень владения предметными знаниями», «справедливость в оценке знаний обучающихся», «умение правильно построить занятие», «понятное и доступное изложение материала», «склонность к организаторской деятельности» и «самообладание, самоконтроль». Приоритетными группами педагогических способностей были определены гностические и проектировочные. А среди предложенных респондентами личностных качеств особенно выделились «доброжелательность» и «наличие практического опыта работы».

Согласно полученным результатам опроса студентов, для оптимизации учебного процесса педагогам медицинского вуза следует обратить внимание на организаторскую деятельность в группах, в частности при структуризации занятия отдавать предпочтение интерактивным методам его проведения, развивать использование элементов дистанционного обучения, основываясь на своих проектировочных способностях (создание продуктивных способов обучения с нацеленностью на будущую деятельность студентов). При этом педагогам необходимо более глубоко развивать свои коммуникативные способности, преимущественно такие составляющие их качества личности, как справедливость, доброжелательность, отзывчивость, объективность, умение расположить к себе.


Библиографическая ссылка

Райкова К.А., Ефимов А.А., Савенкова Е.Н., Алексеев Ю.Д., Гавриченко Е.П., Коротина О.С. АНАЛИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29436 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674