Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Гоголева И.В. 1 Семенова Г.Е. 2 Николаев Е.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Якутская государственная сельскохозяйственная академия»
2 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Авторами данной статьи проанализированы основные образовательные программы по подготовке бакалавров. В качестве одного из методических средств формирования профессиональной компетенции обучающихся в системе высшего профессионального образования рассмотрен компетентностный подход. Авторы уверены, что при профессиональной подготовке студентов предполагается взаимодействие всех основных составляющих данного подхода, которые соединены друг с другом междисциплинарными связями, как по учебной дисциплине, так и во всем учебном плане. Также авторами были определены требования, которые при компетентностном подходе позволяют внедрить междисциплинарную интеграцию в учебный процесс. Для реализации компетентностного подхода установлены педагогические условия: построение последовательности дисциплин в учебном процессе; достижение непрерывности и преемственности в формировании базовых понятий; рассмотрение учебного плана ООП ВПО и ОПОП ВО в соответствии с матрицей компетенций в зависимости от вуза, профиля кафедры, квалифицированности профессорско-преподавательского состава, разработчиков образовательной программы, содержания и выбора дисциплин и иного; междисциплинарная компетентность преподавателей; научные семинары по междисциплинарным связям и иное; методы математического моделирования как методологическая основа общепрофессиональных дисциплин и как метод научного познания мира; применение методов математического моделирования, современных образовательных технологий, пакетов прикладных программ, обеспечивающих целостность достижения практико-ориентированных задач, связанных с количественным и качественным анализом.
компетентностный подход
основная примерная образовательная программа впо и во
учебный план
междисциплинарная интеграция
матрица компетенций образовательной программы направления во
1. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016. 176 с.
2. Горб В.Г. Компетентностный поход в высшем образовании: проблемы и решения // Вопросы Управления. 2018. №6(55). С. 216-223.
3. Гоголева И.В. Междисциплинарная интеграция в учебной деятельности студентов вуза учебном процессе // Глобальный научный потенциал. 2014. №11 (44). С. 56-60.
4. Бермус А.Г. Компетентностный подход в современном образовании представляет собой проблему // Эйдос, 2005. Режим доступа: www.eidos.ru/journal/2005 (дата обращения: 12.12.2019).
5. Шершнева В.В. Как оценить междисциплинарные компетенции студента // Высшее образование в России. 2007. №10. С.91-94.
6. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С.32-33.
7. Гоголева И.В. Общематематические дисциплины экономических направлений для бакалавриата // Высшее образование сегодня. 2014. №7. С. 74-77.
8. Педагогическая модель мотивационного обеспечения учебной деятельности студентов // Наука и бизнес: пути развития. 2014. №11 (41). С. 12-16.

В условиях современного развития общества в системе высшего профессионального образования изменились требования к уровню подготовки выпускников. Сегодня на первый план выходят такие качества будущих бакалавров и магистров, как конкурентоспособность, самостоятельность, инициативность, мобильность, способность к самообразованию и саморазвитию. Для достижения этих целей и для реализации эффективных действий в систему организации учебного процесса были введены компетенции и компетентностный подход. Происходящие в мире социально-экономические изменения и рыночные отношения предъявляют к работникам всех сфер жизнедеятельности человека совершенно новые требования. Эти перемены коснулись не только содержания учебно-образовательного процесса, но и требований к цели, результатам и применяемым образовательным технологиям. В системе образования ориентиром выступают не приобретаемые знания, умения и навыки, а компетенции, соответствующие выбранному профилю будущей профессиональной деятельности выпускника. В этих условиях компетентностно-ориентированное обучение становится объективной реальностью.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация образования на его результаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию [1, с. 7].

Сегодня во всем мире и в нашей стране происходят большие социально-экономические изменения. Эти процессы естественным образом влияют и на систему образования. Происходит историческая реконструкция всей образовательной системы – от дошкольного образования до всей системы высшего образования. В этих условиях от педагогического сообщества требуется поиск ответов на вопросы: «кто он – обучающийся и для чего его учить? Чему учить? Как учить? Каков результат?» Для нахождения выхода из сложившейся ситуации от преподавателя требуются определенные профессиональные действия, разработки таких методик, которые в конечном итоге обеспечат методологию построения соответствующего учебно-образовательного процесса [1, с. 10].

В отечественной научно-педагогической литературе достаточно подробно отражены и изучены компетенции. Остановимся лишь на некоторых ключевых компетенциях. Например, из математических универсальных компетенций у обучающихся можно выделить такие, как уметь переводить на математический язык и моделировать различные прикладные задачи из других областей науки; владеть математической логикой, методами анализа и синтеза; уметь применять современные образовательные и информационные технологии; обладать математической культурой, способностью применять на практике умения и навыки решения математических задач. Из общекультурных и общепрофессиональных компетенций – коммуникативные способности, межкультурное взаимопонимание; владеть культурой мышления, уметь обобщать, анализировать; быть способным ориентироваться в окружающем мире; владеть навыками саморазвития, самообразования, приобретения новых знаний и умений; четко осознавать роль и значимость своей будущей профессии и т.д. По мнению Жака Делора, именно такие компетенции, будучи ключевыми, позволят обучающимся в дальнейшем научиться жить полноценно, познавать свой внутренний мир и окружающее пространство, научиться по-настоящему работать и творить, научиться жить в гармонии в огромной человеческой сообщности [1, с. 28–29].

Цель исследования: проанализировать и обобщить некоторые пути реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования.

Материал и методы исследования: теоретический обзор и обобщение психолого-педагогической литературы по данной проблеме исследования.

Профессиональные компетенции обучающихся сгруппированы по профессиональным качествам. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися в течение всего учебно-образовательного и учебно-воспитательного процесса, составляют основу формирования будущих компетенций. Являясь необходимой теоретической базой, они обеспечивают эффективность образовательного процесса. Таким образом, для успешного формирования необходимых компетенций и достижения целей профессионально-образовательного процесса студенту нужно овладеть теоретическим уровнем операциональных знаний, которые необходимы для формирования профессиональных навыков. Для того чтобы успешно освоить профессиональные умения и развить способность выполнять конкретные практические задачи, обучающемуся потребуются и предметные знания, а также и аксиологические знания, способствующие формированию гражданских, личностных качеств [2, с. 220–221].

B сфере высшего профессионального образования на современном этапе в качестве одной из методологий повышения качества образования можно рассмотреть компетентностный подход. Профессиональную компетентность студентов можно рассмотреть как показатель их личностного, гражданского и профессионального развития [2, с. 217].

Несмотря на то что идет переход на ФГОС 3++, остается проблемой противоборство, явное или скрытое, между компетентностным подходом и «знаниевым» подходом [3, с. 14]. С точки зрения рассмотренной концептуальной позиции в отношении иерархии образовательных смыслов целевых ориентиров высшего профессионального образования мы считаем противопоставление «знаниевого» подхода компетентностному не совсем корректным.

Результаты исследования и их обсуждение. Для реализации компетентностного подхода в учебном процессе высшего профессионального образования можно предусмотреть применение активных и интерактивных технологий проведения занятий. B рамках учебных курсов могут быть предусмотрены семинары с привлечением представителей ведущих компаний, государственных и общественных организаций, видеоконференции, онлайн и дистанционные курсы ведущих отечественных и зарубежных специалистов [1, с. 35].

По мнению Э.Ф. Зеера, «компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности» [3, с. 2]. Е.А. Сорокоумова под компетентностями понимает систему универсальных ЗУН (знаний, умений, навыков), а также опыт самостоятельной творческой деятельности и личной ответственности.

В любом образовательном процессе большая ответственность возлагается на педагога. Важную роль играют его профессионализм, высокий уровень общей культуры и педагогическое мастерство. Залогом решения задач, стоящих сегодня перед российской системой образования, выступают позиция преподавателя как гражданина и интеллигента, его мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и собственного мастерства [4, с. 37].

Из чего складывается и в чем заключается профессионализм современного преподавателя высшей школы? В первую очередь преподаватель должен быть профессионалом своего дела, мастерски владеть преподаваемым предметом, быть теоретически и методологически подготовлен и подкован. Он должен владеть всеми приемами, методами и технологиями, которые способствовали бы повышению качества обучения и воспитания студентов. Огромную роль играет также уровень общей и педагогической культуры преподавателя. Сюда можно отнести его активную жизненную позицию, его морально-этические качества как личности, отношение к студентам и коллегам. Немаловажное значение имеют также способность преподавателя к самообразованию и совершенствованию, его стремление к постоянному развитию своего преподавательского и педагогического мастерства. Педагогический профессионализм преподавателя представляет собой непрерывный процесс совершенствования всех составляющих научно-педагогической и учебно-воспитательной деятельности. В конечном итоге это способствует реализации компетентностного подхода в образовательный процесс в системе высшего профессионального образования. Организованный таким способом процесс обучения позволит студентам быть субъектами в учебно-образовательном процессе, быть активными участниками, способными влиять на эффективную организацию учебно-познавательной и воспитательной деятельности.

При реализации компетентностного подхода не случайно особое внимание уделено роли преподавателя в учебно-педагогическом процессе и значению профессиональных и личностных качеств преподавателя. Именно преподаватель реализовывает на практике весь спектр необходимых действий, направленных на формирование у обучающихся определенных компетенций, конкретных умений и навыков, чтобы в будущем выпускники были способны самостоятельно находить выходы из любых затруднительных ситуаций, умели решать практические задачи, выстраивать логически и последовательно любые теоретические проблемы, организовать свою умственную и познавательную деятельность. Вот почему так важны профессиональные и личностные качества педагога, уровень его теоретических знаний, его способность обучать, воспитывать, понимать и уважать личность студента. Для эффективности всего учебно-воспитательного процесса, так же как и студент, преподаватель тоже должен заниматься саморазвитием, самообучением и самосовершенствованием [5, с. 37].

Проблема внедрения компетентностного подхода в систему высшего образования достаточно широко исследуется в работах российских ученых. Рассмотрено множество теоретических и научно-методологических решений данного вопроса, которые дают возможность его применения в учебно-воспитательной деятельности для совершенствования организации педагогического процесса. И по сегодняшний день продолжается внедрение нового подхода в учебный процесс [2, с. 22–222].

Как определить концептуальную основу формирования и развития компетенций обучающихся? Совокупность профессиональных, общекультурных и общепрофессиональных компетенций составляет так называемую матрицу компетенций ООП. В качестве наиболее эффективной формы разработки педагогической модели данного процесса можно рассмотреть интегративно-контекстное обучение. Данная педагогическая технология позволит совместить учебно-познавательную деятельность обучающегося с его профессиональной деятельностью [6, с. 41].

При профессиональной подготовке студентов особую актуальность приобретает использование междисциплинарных связей, что позволяет осуществить обмен информацией всех основных составляющих учебного плана отдельного направления обучения. Одним из педагогических условий развития компетентности обучающегося можно назвать соединение междисциплинарной интеграции с контекстным обучением. Формирование будущего специалиста зависит от уровня и сформированности методики и методологии преподавания дисциплин, ориентированных на моделирование будущей профессиональной деятельности выпускника [5, с. 92].

При анализе различных исследований в данной области педагогики высшей школы были выделены следующие источники междисциплинарных связей: единство базовых учебных дисциплин, общенаучных дисциплин, факультативов, элективных курсов, что позволяет рационально и последовательно выстроить учебный предмет [2, с. 3]; общепедагогические и познавательные возможности курса высшей математики, способствующие овладению обучающимися методами умственной деятельности в процессе обучения в других предметных и образовательных направлениях [6]; необходимость внедрения математического знания в мотивационные сферы студентов; раскрытие математики как многомерного процесса, фундаментальной основы математической подготовки бакалавров.

В качестве одного из промежуточных элементов модели можно рассмотреть междисциплинарную интеграцию. Этот метод направлен на такое укрепление междисциплинарных связей, чтобы при составлении учебного плана образовательной программы сохранились теоретическая и практическая части учебных предметов. Это позволит реализовать компетентностный подход, при котором будут формироваться и развиваться междисциплинарные компетенции, дающие студентам возможность осознанно применять на практике накопленные знания и умения, весь потенциал базовых дисциплин.

При использовании междисциплинарных связей в учебно-образовательном процессе происходят применение современных образовательных технологий и методов обучения, общенаучных методологических принципов, согласованное изучение основных фундаментальных понятий. Все это в целом формирует общедидактический принцип междисциплинарной интеграции. Реализация интеграции в учебный процесс требует от разработчиков основной образовательной программы выполнения определенного объема подготовительной работы: формирование и введение в учебный план различных профильных дисциплин, соответствующих дидактических единиц учебной дисциплины. Для построения эффективной модели формирования профессиональных компетенций вся система обучения и подготовки выпускников должна быть преобразована в единое согласованное методическое, теоретическое и технологическое средство образовательного процесса. При такой организации учебно-образовательного процесса междисциплинарная интеграция может рассматриваться как основной инструмент оптимизации структуры модели знаний и системы дисциплин.

Рассмотрим возможные пути построения учебного процесса при осуществлении компетентностного подхода в системе высшего образования.

  1. Организация учебного процесса, который был бы направлен на органичное внедрение компетентностного подхода в разрабатываемый учебный план. При таком построении образовательной программы дисциплины должны отвечать принципам междисциплинарной интеграции. Каждая последующая дисциплина должна быть согласована с предыдущей и находиться с ней в логической взаимосвязи. Базовые понятия будут развиваться последовательно, постепенно усложняясь, наполняясь и обогащаясь новым содержанием и смыслом. Выстроенная таким образом последовательность дисциплин способствует обеспечению непрерывности обучения и преемственности в развитии познавательной деятельности обучающихся, успешному овладению ими базовыми понятиями и фундаментальными знаниями. Для эффективного претворения данного условия в учебный процесс по каждой изучаемой дисциплине должна быть разработана педагогическая модель формирования и развития профессиональных компетенций у студентов. Вся учебная деятельность обучающегося должна быть организована и сформирована в контексте его будущей профессии. Внедрение в учебный процесс межпредметной интеграции предполагает разнообразие применяемых преподавателем в своей педагогической деятельности методов и средств обучения. Современное развитие образовательной системы требует от преподавателя перехода на современные технологии обучения, построенные на концептуальной, деятельностной основе, предполагающей активизацию учебно-познавательной деятельности обучающегося, развитие творческих способностей, логического мышления и мышления в целом, формирование положительной мотивации к учебе. Для формирования компетентного преподавателя высшей школы, способного выстроить учебный процесс на основе современных образовательных технологий, на знаниевой, информационной и деятельностной парадигме, необходимо проведение цикла научно-методических семинаров, посвященных актуальным проблемам современного высшего образования, с привлечением лекторов и компетентных в этой области специалистов.
  2. Использование современных информационных технологий как важной составляющей развития более эффективных подходов обучения и совершенствования методики преподавания. Технологии дистанционного обучения широко используются в системе высшего профессионального образования. Многие известные мировые учебные заведения практикуют его довольно успешно многие годы. В настоящее время в дистанционном обучении используются различные информационные ресурсы Интернета (к примеру, текстовые документы, аудио- и видеоконференции), с помощью которых стали доступны новые формы педагогической деятельности: дистанционные лекции, лабораторные работы и практикумы, виртуальные экскурсии и многое другое. Их применение способствует экономии времени обучения, повышению мотивации учащихся, лучшему представлению, пониманию и усвоению учебного материала. При дистанционном обучении используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Такое обучение прежде всего является самостоятельной формой обучения по разработанной программе, а информационные технологии в нем являются ведущим средством. Сегодня имеются технические возможности для того, чтобы учащийся, находящийся на большом расстоянии, прослушал и просмотрел лекцию, принял участие в видеоконференции или получил консультацию, выполнил компьютерный лабораторный эксперимент и т.д. В наше время опыт дистанционного обучения появляется у многих, особенно у представителей молодого поколения.
  3. Математическое моделирование как междисциплинарный инструмент позволяет проанализировать широкий спектр возможных ситуаций и принять оптимальное решение. Включение в учебный процесс методов математического моделирования, основ программирования и информатизации помогает решать различные практико-ориентированные задачи. Применение универсального математического метода познания в современных условиях развития образовательного процесса – это реалии сегодняшнего дня. Методологическую основу многих учебных дисциплин составляет количественный анализ. При проектировании сложных технических систем, управлении экономикой или бизнесом, при прогнозировании последствий альтернативных действий большое значение имеет выбор оптимального пути достижения цели. В самых разных областях (образование, медицина, экономика, экология, физика и т.д.) возникают постановки задач, обладающих рядом общих признаков и решаемых аналогичными методами. Владение каждым выпускником вуза (независимо от профиля и направления подготовки) математическими методами исследования, информационными технологиями и основами программирования является велением времени. Сегодняшний выпускник вуза должен обладать такими профессиональными компетенциями, как умение оперативно искать, собирать и обрабатывать информацию, умение принимать решение и делать выбор, умение самообучаться и приобретать новые знания, владеть методами математического моделирования и проведения математических расчетов, владеть навыками работы с компьютером [7, с. 76; 8].

Выводы. Нами рассмотрены некоторые пути реализации компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования. Проанализированы вопросы, возникающие при разработке учебных планов в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми при переходе на новые стандарты. Рассмотрена роль преподавателя и его компетентности в построении образовательной траектории обучающегося. Отмечено, что внедрение в учебный процесс междисциплинарной интеграции позволит повысить уровень познавательной деятельности и творческих способностей студентов.


Библиографическая ссылка

Гоголева И.В., Семенова Г.Е., Николаев Е.В. НЕКОТОРЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29444 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674