Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Власова В.П. 1 Акамов В.В. 1 Четайкина О.В. 1 Данилин И.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им М. Е. Евсевьева» (МГПИ)
Прогрессирующее ухудшение здоровья школьников на фоне скрытых и явных угроз современного общества предопределяет актуальность овладения компетенцией обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности обучающихся будущими учителями. Формирование здоровьеформирующей компетенции при освоении образовательных программ в области педагогического образования ФГОС ВО возложил на дисциплину «Физическая культура». Анализ учебного процесса, образовательного и профессионального стандарта педагога, рабочих программ дисциплин по физической культуре в МГПИ выявил проблему организации процедуры формирования и оценивания навыков построения здоровой жизнедеятельности бакалаврами педагогического образования. Цель исследования заключается в разработке методики и критериев оценивания сформированности компетенции построения здоровой жизнедеятельности средствами физической культуры у студентов нефизкультурных факультетов педагогического вуза. Детализация общекультурной компетенции ОК-8 на удобные для усвоения элементы, декомпозиция на планируемые результаты освоения профессиональной программы (знания, умения, навыки) и представление целей обучения по таксономии Б. Блума в виде содержательно-деятельностных матриц (знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка) направлены на решение как теоретических, так и практических задач и оценку результатов обучения. Последовательное, с первого по четвертый курс, овладение учебным материалом по дисциплине «Физическая культура» с демонстрацией практических результатов обучения обусловливает овладение здоровьеформирующей компетенцией будущими педагогами.
будущий учитель
физическая культура
компетенция
здоровьеформирование
1. Власова В.П. К проблеме формирования здоровьеформирующей компетенции будущего учителя // Развитие профессиональных компетенций учителя: основные проблемы и ценности: сборник научных трудов V международного форума по педагогическому образованию. Казань, 2019. С. 145–148.
2. Калинина Е.Э. Компетентностная модель выпускника педагогического вуза. – Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28517 (дата обращения: 12.12.2019).
3. Наговицын С.Г. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение формирования компетенций в сфере физической культуры у студентов вузов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 6. С. 92–96.
4. Варданян Ю.В., Вдовина Н.А., Кондратьева Н.П., Фадеева О.В. Особенности вузовского этапа мониторинга практико-ориентированных компетенций педагога-психолога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 3. С. 181–191.
5. Неясова И.А., Горшенина С.Н., Серикова Л.А. Профессиональная проба как средство практико-ориентированной подготовки будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2018. № 4 (9). С. 105–112.
6. Федеральный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки (уровень бакалавриата)), утвержденный приказом Минобрнауки РФ 9 февраля 2016 г. N 91 [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/7/1805 (дата обращения: 12.12.2019).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556 (дата обращения: 12.12.2019).
8. Щербакова В.Л., Платонова Е.Н., Вишневский В.И. Формирование компетенций бакалавра технического вуза по дисциплине «Физическая культура»: учеб. пособие. М. : МАДИ, 2013. 68 с.

Профессиональная деятельность педагога предъявляет немало требований к личности учителя, среди которых на первом месте стоит предметная компетентность. Однако в современном мире существует множество скрытых и явных угроз для здоровья человечества, и самым уязвимым является подрастающее поколение, в связи с чем учитель как носитель культуры и знаний должен владеть навыками обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности обучающихся [1, с. 146].

Формирование потребности в здоровом образе жизни, компетенции в области сохранения и построения здоровья в процессе обучения в вузе ФГОС ВО в области педагогического образования логично возложил на дисциплину «Физическая культура» как носителя культуры физического здоровья. Процесс физического воспитания в вузе направлен на дальнейшее развитие и совершенствование физических качеств, укрепление здоровья, выявление моторной одаренности и двигательных способностей обучающихся. Воспитание гармонично физически развитой личности должно сочетаться с воспитанием духовных и нравственных качеств, патриотизма как обязательных составляющих будущей профессиональной и других видов деятельности. Уровень профессиональной подготовленности учителя, его социально-культурное, личностное развитие, качество духовного, психического и физического здоровья должны соответствовать как интересам общества, так и кадровым запросам современной школы. Однако возрастающее количество «школьных болезней» и ухудшение качества физического развития у современных школьников (превышение массы тела, нарушения опорно-двигательного аппарата, последствия гиподинамии) свидетельствуют о низком уровне сформированности компетенции в области культуры здоровья у выпускников педагогических вузов.

Цель исследования заключается в разработке методики и критериев оценивания сформированности компетенции построения здоровой жизнедеятельности – здоровьеформирования средствами физической культуры у студентов нефизкультурных факультетов педагогического вуза. Проблема исследования заключается в организации процедуры оценивания уровня сформированности компетенции в области здоровьеформирования у будущих учителей.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использованы средства организации образовательного процесса в ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (МГПИ): ФГОС ВО и учебные планы основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) направлений подготовки 44.03.01 и 44.04.05 Педагогическое образование, профессиональный стандарт педагога, рабочие программы дисциплин базовой части блока учебного плана Б1 «Физическая культура и спорт» в объеме 72 академических часов, «Элективные курсы по физической культуре» в форме элективных дисциплин объемом 328 академических часов и сам образовательный процесс, направленный на формирование профессиональной компетенции в области физической культуры у студентов нефизкультурных факультетов.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из способом устранения противоречия между потребностью общества и государства в молодых профессионально подготовленных кадрах, компетентных не только в предметной области, но и в сфере физической культуры и культуры здоровья, являются расширение используемых средств, методов, форм организации педагогического контроля и оценка его результатов с наглядной демонстрацией сформированных навыков обучающимися [2; 3, с. 93]. На необходимость создания современной модели систематического мониторинга сформированности практико-ориентированных компетенций будущих педагогов, основанной на междисциплинарном компетентностном подходе, указывает Ю.В. Варданян [4, с. 4]. В МГПИ апробирован опыт эффективного использования профессиональных проб в качестве индикатора сформированности профессиональных компетенций выпускника педагогического вуза [5, с. 107].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования «академический бакалавриат» направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя уровнями подготовки) самостоятельную компетенцию в области физической культуры не выделяют. Формирование физической культуры личности образовательными стандартами регламентируется освоением обучающимися общекультурной компетенции ОК-8 «Готовность поддержать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» [6].

Дисциплина «Физическая культура и спорт» изучается бакалаврами нефизкультурных факультетов МГПИ в течение первого и второго семестров в виде лекционных занятий, «Элективные курсы по физической культуре» – на протяжении первого и восьмого семестров в виде практических занятий. В рабочих программах дисциплин по этапам (курсам) проектируется последовательность формирования компетенции ОК-8 в рамках учебных и самостоятельных занятий различными видами, методами и средствами физической культуры и массовых видов спорта.

Целью физического воспитания обучающихся является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и массового спорта для сохранения, укрепления и формирования здоровья студентов посредством осознанной двигательной деятельности, социальная значимость которой определяется всесторонней подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Таким образом, физическая культура определяется как часть общей культуры

человека, где дефиницией и основными ценностями являются телесность и физическое здоровье человека. Современным обществом и культурой сформированы идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о теле и физическом состоянии, для поддержания которых необходим определенный уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него, методике их применения и контроля. Акмеологическая составляющая педагогической деятельности предполагает повышение самооценки и самореализации через стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого надлежащих знаний, умений, навыков.

Профессиональная компетентность в сфере физической культуры и культуры здоровья у будущего учителя формируется параллельно становлению личностного профессионально-педагогического мировоззрения и состоит из динамически связанных процессов: накопления знаний, формирования ценностей, убеждений, интересов в сочетании с демонстрацией рациональной и адекватной деятельности в предметной и жизненных областях [7].

Основными показателями и составными элементами физической культуры личности (в нашем случае – личности будущего учителя) являются мотивация поддержания оптимального и улучшения своего физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных умений; знание и умение эффективно применять многообразие средств здорового стиля жизни в повседневной жизни и в профессиональной деятельности.

Общекультурная компетенция ОК-8 «Готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность» многокомпонентна, и ее освоение обучающими более эффективно при ее логической детализации и систематизации на отдельные, удобные для освоения элементы (Э):

– способность понимать социальную значимость физической культуры и массового спорта, их роли в повседневной жизнедеятельности (Э-1);

– владение знаниями о компонентах, определяющих здоровье человека на разных этапах онтогенеза, о здоровом стиле жизни и средствах его достижения (физические упражнения, система питания, режим дня) (Э-2);

– владение практическими навыками поддержания оптимального физического состояния, способность к личному физическому совершенствованию и укреплению собственного здоровья (личный пример реализации здорового стиля жизни) (регулярные занятия физическими упражнениями и массовыми видами спорта) (Э-3);

– готовность методически грамотно использовать средства физической культуры и массового спорта в профессиональной деятельности; способность оказать помощь в оздоровлении, физическом, психическом, нравственном и патриотическом воспитании обучающихся (Э-4).

Детализация выделенных элементов компетенции ОК-8 представляет собой процесс декомпозиции компетенции на планируемые результаты обучения (знания, умения, навыки (владения) – ЗУН) на этапах (курсах) ее формирования в процессе освоения обучающимся. Используя таксономию Б. Блума через дескрипторы «знать», «уметь», «владеть» на каждом из этапов (курсов), мы представили выделенные элементы компетенции ОК-8 в форме содержательно-деятельностных матриц, включающих 6 категорий целей обучения: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Таксономия является эффективным инструментом в руках преподавателя как при обучении студентов решению теоретических и практических задач, так и при оценке результатов обучения, определении уровня сформированности практико-ориентированных компетенций в области физической культуры и культуры здоровья [8, с. 21].

Процедура формирования и оценивания категорий целей обучения по таксономии Б. Блума в сопоставлении и во взаимосвязи с системой оценивания результатов обучения по ЗУН компетенции ОК-8 представлена в таблице.

Формирование и оценка категорий целей обучения в таксономии Б. Блума в сопоставлении с системой оценивания по ЗУН

п / п

Таксономические категории целей обучения

Компоненты обучения

ЗУН

Оценка (процедура проверки)

1.

Знание

Знание теоретического материала

Тестирование,

зачет

2.

Понимание

Знание теоретического материала

Тестирование, зачет

3.

Анализ

Умения студента

Демонстрация навыка

4.

Синтез

Умения студента

Демонстрация навыка

5.

Применение

Владение действиями

Демонстрация навыка

6.

Оценка

Владение действиями

Демонстрация навыка

 

Таксономические категории целей обучения и элементы обучения по ЗУН являются ориентирами и конечными результатами обучения, к которым должны стремиться студенты, формирующие компетенцию в области физической культуры и здоровья. Выделенные элементы компетенции ОК-8 полностью согласуются с задачами и конкретизируют направления достижения цели обучения рабочих программ дисциплин «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре», осваиваются на лекционных и отрабатываются на практических занятиях. Детализированный процесс овладения студентами компетенцией ОК-8 направлен на решение проблем в нестандартных жизненных и   профессиональных   ситуациях, обучением, контролем и коррекцией своих действий и поступков обучающихся, предусматривает самостоятельность в принятии решений.

По окончании первого курса промежуточная оценка результатов обучения по теоретической дисциплине «Физическая культура и спорт» проводится демонстрацией обучающимися сформированности знаниевого компонента теоретических аспектов компетенции ОК-8. Студент должен оценить собственное физическое развитие и состояние своего здоровья в рамках педагогических наблюдений (Э-1); описать схему действий (алгоритм) по использованию средств здорового стиля жизни исходя из уровня собственного здоровья (Э-2); охарактеризовать индивидуальный план (программу) физического самовоспитания с алгоритмом контроля, самоконтроля и самокоррекции физической и подготовленности (Э-3); определить место средств физической культуры и массового спорта в оздоровлении, всестороннем воспитании личности (Э-4).

Со второго по четвертый курс формирование компетенции ОК-8 в содержании ее элементов реализуется освоением учебного материала практической дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Оценка освоения дисциплины проводится посредством демонстрации студентом понимания и применения изученного материала в практической деятельности: продемонстрировать возможность использования средств физической культуры и массового спорта в режиме учебного труда и отдыха для всестороннего и гармоничного развития собственной личности (Э-1); применить средства физической культуры и массового спорта для реализации здорового стиля жизни (физические упражнения, питание, режим дня и т.д.) (Э-2); продемонстрировать методы контроля и оценки результатов физического самовоспитания, физической подготовленности (Э-3); применить средства и методы физической культуры и массового спорта в целях оздоровления, физического, психического, нравственного и патриотического воспитания обучающихся (Э-4).

Оценка освоения дисциплины в конце третьего курса обучения предусматривает демонстрацию умения анализа и оценки собственных практических действий в использовании средств физической культуры и массового спорта: сопоставить возможности средств физической культуры и массового спорта для достижения жизненных и профессиональных успехов после окончания вуза и оценить эффективность этого плана (Э-1); представить дифференцированное использование средств физической культуры и массового спорта для ведения здорового стиля жизни обучающихся на разных ступенях онтогенеза (Э-2); провести анализ достигнутых результатов физического самовоспитания и самосовершенствования; внести корригирующие мероприятия в план физического самосовершенствования с использованием различных средств и методов физической культуры и массового спорта (Э-3); оценить эффективность использования средств физической культуры в оздоровлении и всестороннем воспитании личности обучающихся на разных ступенях онтогенеза; оценить «школьные», антропогенные и социальные риски для здоровья обучающихся (Э-4).

Уровень освоения компетенции ОК-8 по окончании четвертого курса проводится оцениванием демонстрации обучающимися умения решения практических задач с созданием новых алгоритмов и схем здоровьеформирующего направления осваиваемой профессии: создать алгоритм (план, схему) использования профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) в профессиональной деятельности педагога (Э-1); составить план проведения, определить формы проведения и прогнозировать эффективность ППФП при обучении в вузе (Э-2); обобщить значение ППФП в формировании оптимального физического здоровья и приверженности здоровому стилю как неотъемлемого компонента профессиональной и жизненной компетенции педагогов на личном примере (Э-3); составить алгоритм первичной профилактики «школьных», антропогенных и социальных рисков для здоровья обучающихся средствами физической культуры на разных ступенях онтогенеза (Э-4).

Заключение

Компетентностный подход требует совершенствования образовательных технологий, ухода от оценивания знаний к оценке сформированности компетенций обучающихся в вузе студентов. Результатами освоения дисциплины и образовательной программы в целом должны быть конкретные измеряемые достижения студентов. Представленный алгоритм формирования профессиональной компетенции в области построения здоровой жизнедеятельности тесно связан с изучением студентами программного материала дисциплин по физической культуре, обеспечивает преемственность освоения учебного материала с первого до четвертого курса, направлен на формирование компетенции ОК-8 на теоретических и практических занятиях, сдачу контрольных нормативов, текущей и промежуточной аттестации с демонстрацией результатов обучения и обусловливает последовательность овладения здоровьеформирующей компетенцией будущими учителями.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов – партнеров по сетевому взаимодействию (Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Методика формирования профессиональной компетентности будущего учителя в области здоровьеформирования».


Библиографическая ссылка

Власова В.П., Акамов В.В., Четайкина О.В., Данилин И.В. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29456 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674