Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Ефимова В.М. 1 Скоромная Н.Н. 1 Яцкова Л.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», Таврическая академия
В статье обсуждаются проблемы формирования компетенции, определяющей способность выпускника вуза к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций. Составной частью компетенций в сфере безопасности является наличие у выпускника практических навыков оказания первой помощи пострадавшим. Рассматривается методика трехэтапного формирования практических навыков с применением компьютерных технологий, симуляторов и ролевых игр. На первом этапе – виртуальном – осуществляется ознакомление с видеофрагментами опыта оказания первой помощи пострадавшим. На втором этапе – практическом – в режиме практического занятия отрабатываются конкретные приемы оказания первой помощи на тренажере и симуляторах. На третьем этапе – коррекционно-аналитическом – проводятся ролевые и деловые игры, решение ситуационных задач с аргументацией порядка выполнения действий по оказанию помощи и анализом эффективности их применения в зависимости от условий, определенных в задаче. Гибкое сочетание описанных деятельностных методов формирования навыков ППП позволяет повысить качество практического обучения, развивать ценностное отношение к безопасности и здоровью. Предлагаемая методика отвечает требованиям компетентностного подхода, поскольку способствует формированию как знаний и умений, так и личностных качеств будущих специалистов и обеспечивает возможность развития рефлексии студента в сфере безопасности.
подготовка
студенты
компетенции в сфере безопасности
приёмы первой помощи
1. Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2019 № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/44747 (дата обращения: 04.12.2019).
2. Девисилов В.А. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования // Образование и наука. 2009. № 5 (62). С. 91-104.
3. Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А. Основы дидактики темы «Травматический шок» учебного модуля «Первая помощь при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности» для гуманитарных и технических университетов // Безопасность жизнедеятельности. 2019. № 1 (217). С.57-64.
4. Костенок П.И. Современные тенденции и проблемы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» (на примере вузовского обучения) // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 4 (39). С. 51-58.
5. Кубрушко П.Ф., Девисилов В.А. Технологии формирования ноксологических компетенций в вузе / Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2010. № 4. С. 16-22.
6. Попова Г.А., Кошкина Н.А. К методике преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в вузе // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 7-8 (23-24). С. 12-17.
7. Яхимович В.И., Шкляренко А.П. Проектирование модели профессиональных компетенций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» при подготовке учителя в системе педагогического образования высшей школы // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2015. № 2. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20026 (дата обращения: 06.12.2019).
8. Лапшина И.В., Зарубина Р.В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2013. № 2. С. 61-65.
9. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91.
10. ГОСТ 12.0.004-2015. «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (вместе с «Программами обучения безопасности труда») (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 N 600-ст). [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200136072 (дата обращения: 12.12.2019).
11. Ефимова В.М., Скоромная Н.Н., Яцкова Л.П. Оказание первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций в подготовке будущих специалистов // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54 (2). С 115-122.

Новый Указ Президента Российской Федерации от 16.10.2019 г. № 501 «О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года» [1] в значительной степени обращен к преподавателям дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», планируемым результатом профессиональной деятельности которых должно стать формирование у будущих специалистов компетенций в сфере безопасности. Компетенции, определяющие способность выпускника вуза к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, отражены во ФГОС ВО 3+ (общекультурная компетенция ОК-9 – способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций) и во ФГОС ВО 3++ (универсальная компетенция УК-8 – способность создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций). Специфической особенностью сформированности данных компетенций является вероятность их применения в нестандартных ситуациях: в условиях ускоренных изменений производственной среды, чрезвычайных ситуаций и т.п. [2]. Как следствие, в процессе формирования компетенций в сфере безопасности необходимо применять такие методы обучения студентов, которые обеспечивают доведение необходимых практических навыков до автоматизма, развивают личностные качества – ответственность, самостоятельность, ценностное отношение к безопасности и здоровью. Составной частью данных компетенций является наличие у выпускника практических навыков оказания первой помощи пострадавшим, причем с учетом того, что эти навыки могут понадобиться в экстремальных условиях. Вместе с тем предлагаемые традиционные методики не позволяют в полном объеме решить данные задачи [3].

Цель исследования: обоснование методического сопровождения формирования навыков оказания первой помощи пострадавшим как составной части компетенций в сфере безопасности.

Формированию компетенций в сфере безопасности посвящено значительное количество публикаций [4, 5]. Авторы считают, что формирование компетенций в сфере безопасности является достаточно сложной задачей в связи с ограниченностью аудиторного времени для освоения практического опыта [6]; неподготовленностью студентов к восприятию дисциплины, поскольку школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не дает необходимых знаний [7]; недостаточным уровнем школьных предметов физики, химии, экологии [8] и рядом других причин. Усложняют данную проблему разночтения в понимании понятий «компетенция» и «компетентность» по отношению к сфере безопасности и охране труда. В данной работе мы рассматриваем понятие «компетенция» как «нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимой для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере», «компетентность» как «совокупность личных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту» [9, с. 86]. В соответствии с таким подходом содержание компетенций в сфере безопасности сформулировано во ФГОС ВО, профессиональных стандартах, нормативных документах [10], предложениях экспертного сообщества и иных документах, а задача преподавателя – сформировать личные качества обучаемого, необходимые и достаточные для осуществления продуктивной деятельности по отношению к обеспечению безопасности. Ранее мы опросили определенное количество учителей, студентов и педагогов университета о наличии у них потребности в навыках оказания первой помощи пострадавшим. Практически все респонденты указывают на такую потребность в связи с конкретными ситуациями в жизни и профессиональной деятельности в соответствии с требованиями статьи 41 «Закона об образовании» и рядом других обстоятельств [11].

Вышеперечисленные обстоятельства актуализируют поиск новых методик формирования компетенций в сфере безопасности, которые бы соответствовали особенностям восприятия сегодняшнего поколения студентов (так называемое поколение Z), способствовали бы формированию практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций, развивали конативную (поведенческую) и аксиологическую (ценностную) составляющие компетенции в сфере безопасности. В структуре компетенций в сфере безопасности навыки первой помощи пострадавшим занимают особое место. Многие случаи гибели и инвалидизации людей в условиях природных и техногенных катастроф можно было бы предотвратить, своевременно оказав первую помощь пострадавшим. В юности сложно понять, точнее, почувствовать, что от твоих действий (или бездействия) зависит жизнь человека. Статистические данные о летальности пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и чрезвычайных ситуациях из-за несвоевременного оказания помощи принимаются как абстрактная информация.

В рамках компетентностного подхода обретение будущими специалистами способности использовать приемы первой помощи согласно Перечню мероприятий (приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»), предполагает не только освоение определенного объема информации, но и в первую очередь овладение опытом практических действий в сложной ситуации и осознание ценности человеческой жизни и здоровья [11, с. 120]. Мы апробировали различные технологии формирования практических навыков первой помощи пострадавшим, включая тренинги, обучение на основе кейсов, проектные методы, однако наиболее эффективной считаем методику трехэтапного формирования практических навыков первой помощи пострадавшим.

Методика трехэтапного формирования практических навыков первой помощи пострадавшим – гибридная, разработана с учетом положений деятельностного и компетентностного подходов и основана на использовании компьютерных технологий, симуляционного обучения, ролевых и деловых игр, решении ситуационных задач.

На первом этапе – виртуальном – мы предлагали студентам ознакомиться с видеоопытом оказания первой помощи пострадавшим при помощи компьютерных технологий. На этапе подготовки к практическому занятию студенты получали задание посмотреть по изучаемой теме определенный видеосюжет с демонстрацией конкретных приемов оказания помощи пострадавшему. Такой подход позволял студенту наглядно определять последовательность действий при оказании помощи и повторно просмотреть учебный материал с целью закрепления полученной информации, обеспечивал высокое качество наглядности (особенно при использовании 3D моделей). Формировалась зона ближайшего развития понятийного аппарата, определялась логика последовательности действий, моделировались разные исходы рассматриваемой ситуации. Закрепление и осмысление просмотренного видеоконтента через заданный текст по теме позволяли студентам качественно подготовиться к практическому занятию.

На втором этапе – практическом – знания, полученные студентами самостоятельно, проверяются на аудиторном занятии, отрабатываются конкретные приемы оказания первой помощи, обсуждаются вопросы, возникшие при подготовке к занятию. Проверка выполнения заданий самостоятельной работы осуществляется с помощью тестового контроля по теме предложенного видеоролика. Тестовое задание для самоконтроля содержит 10 вопросов закрытого типа: верно/неверно; множественный выбор (один правильный ответ); множественный выбор (несколько правильных ответов) и вопросы на соответствие. Студентам предлагаются несколько вариантов заданий. На основе, полученной во время тестового контроля информации о степени усвоения студентами материала, преподаватель выявляет круг вопросов, которые необходимо рассмотреть с целью устранения пробелов в знаниях и определения действий в спорных ситуациях. Такой методический прием нацелен на развитие рефлексивности и осознанности действий и умений продемонстрировать приобретенные навыки.

Умения и навыки оказания первой помощи формируются после многократного повторения и доведения их до автоматизма, при строгом соблюдении последовательности выполнения. В связи с этим на практических занятиях мы используем тренажерное оборудование, позволяющее осваивать и совершенствовать навыки оказания помощи по целому ряду экстренных и неотложных состояний: при артериальном кровотечении, при остановке дыхания и сердечной деятельности, при травматических повреждениях и ранениях, ожогах и отморожениях, отравлениях. Студенты обучаются на тренажере сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механическом с индикацией правильности выполнения действий, с тестовыми режимами и интерактивной анимационной компьютерной программой (с датчиком объема и скорости потока воздуха при ИВЛ) «Максим III-01»; имитаторах ранений и поражений; наборах для имитации несчастного случая.

Использование симуляторов дает возможность студенту освоить необходимые навыки, не нанося урона здоровью человека, научиться работать в соответствии с современными алгоритмами оказания помощи, повысить уровень выполнения манипуляций и оценить эффективность собственных действий, что позволит в дальнейшем избегать ошибок как при работе на тренажере, так и в реальных условиях. Включение в программу освоения навыков контроля качества выполнения позволяет за короткий промежуток времени определить возможные трудности усвоения материала каждым студентом и провести их анализ, что существенно повышает эффективность подготовки.

На третьем этапе – коррекционно-аналитическом – для оценки сформированности практических навыков мы используем ролевые и деловые игры, решение ситуационных задач с аргументацией порядка выполнения своих действий и анализом эффективности их применения в зависимости от условий, определенных в задаче.

В ходе ролевой игры студент оказывается в ситуации, которая включает те же ограничения и мотивацию, какие существуют в жизни, и дает возможность понять, достаточна ли подготовка или что-то осталось упущенным в ходе обучения. После первого цикла игр, ситуации и роли в которых определяются преподавателем случайным образом, содержание второго цикла формируется на основании реальных сюжетов, свидетелями (и/или участниками) которых были студенты. В подобных случаях большое значение имеют собранность и находчивость оказывающего помощь, с тем чтобы по мере своих возможностей суметь оказать первую помощь − комплекс максимально доступных в данных условиях мер, направленных на спасение жизни пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.

В ролевой игре выделяется подготовительный эпизод, во время которого обоснуется актуальность темы игры, определяются цель и задачи. Второй эпизод – распределение ролей – происходит по случайному принципу через карточки с наименованием присвоенной роли: «пострадавший ученик», «пострадавший учитель», «родители» и т.п. Игрокам предлагается оборудование: кровоостанавливающие жгуты, бинты, вата, палки, перчатки, перекись водорода 3%-ная, нафтизин, 5%-ный спиртовой раствор йода, косыночные повязки, пузырь для льда. Согласно присвоенной роли каждый студент определяет свои действия, их порядок и логику, потребность в оборудовании и вспомогательных материалах. Преподаватель при необходимости корректирует траекторию поведения каждого участника ролевой игры. Задачи второго игрового цикла, сформированные на основании реальных сюжетов, свидетелями и/или участниками которых были студенты, рассматриваются в аудитории как ситуационные. Однако именно жизненный опыт, транслируемый и обсуждаемый в среде сверстников, оказывает непосредственное влияние на развитие личностного смысла действий по оказанию первой помощи, формирование ценностного отношения к безопасности и жизни. Эмоционально окрашенные рассказы о ситуациях, свидетелями которых были участники игры, яркие детали и подробности совершенных действий с последующим анализом правильности их выполнения в зависимости от сложившихся обстоятельств закрепляют результаты практического обучения. Такая работа в группе стимулирует творческую активность студентов, развивает умения, связанные с согласованием интересов, уважением чужого мнения, принятием разных точек зрения, необходимых для выработки наиболее оптимального окончательного решения. По итогам игры преподаватель делает обобщение по полноте и адекватности действий участников игры; анализирует со студентами правильность и последовательность выполнения практических навыков по оказанию первой помощи и оценивает сформированность навыков первой помощи пострадавшему.

Мы не рассматриваем психофизиологические механизмы формирования у обучающихся устойчивого навыка оказания первой помощи пострадавшим (ППП), однако с педагогической точки зрения хотим отметить эффективность последовательного сочетания визуализации действий («посмотрел»), тактильных движений («прикоснулся и почувствовал»), эмоционального вовлечения («поиграл и прожил ситуацию»). Гибкое сочетание описанных деятельностных методов формирования навыков ППП позволяет повысить качество практического обучения, развивать ценностное отношение к безопасности и здоровью, готовить к реальной профессиональной жизни и педагогической деятельности. Реализация описанной модели подготовки будущих специалистов возможна при соблюдении ряда педагогических условий и материально-технического обеспечения: наличии необходимого оборудования – симуляторов, тренажеров, мультимедийного и программного сопровождения; готовности преподавателей к применению активных и интерактивных технологий; способности обучающихся к систематическим самостоятельным занятиям в информационной среде.

В стремительно меняющемся мире технологий и профессиональной реальности важно сформировать «компетентностное ядро» профессиональной деятельности – совокупность личных качеств обучающихся, позволяющих обеспечить сохранение жизни и здоровья в любых ситуациях. Мы считаем, что применение методики трехэтапного освоения навыков оправдано при формировании ряда компетенций в сфере безопасности, реализация которых может происходить в нестандартных условиях и при ограниченном времени для принятия решений, требует осознанного выбора алгоритма действий, высокого уровня взятой на себя ответственности. Студент должен знать и понимать, что он делает, с какой целью он выполняет свои действия, а также уметь применить приобретенные навыки.

Выводы. Таким образом, проблемы в формировании навыков оказания первой помощи пострадавшим связаны с ограниченным временем аудиторной работы со студентами, недостаточным уровнем медико-биологических знаний, нечеткими требованиями ФГОС ВО к качеству формируемых компетенций. Разработанная нами и экспериментально проверенная методика трехэтапного освоения навыков оказания первой помощи пострадавшим с применением компьютерных технологий, симуляторов и ролевых игр позволяет не только сформировать практические навыки, но и отработать их реализацию в игровых моделях чрезвычайных ситуаций. Использование компьютерной имитации угрожающего жизни состояния способствует правильному пониманию фактора времени, позволяет выработать определенную скорость и технику выполнения практического навыка. Предлагаемая методика отвечает требованиям компетентностного подхода, поскольку способствует формированию как знаний и умений, так и личностных качеств будущих специалистов – ответственности, сострадания, ценностного отношения к здоровью и жизни человека, позволяет довести развиваемые навыки до автоматизма и обеспечивает возможность развития рефлексии студента в сфере безопасности.


Библиографическая ссылка

Ефимова В.М., Скоромная Н.Н., Яцкова Л.П. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА К ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29465 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674