Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КАДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАДЕТОВ

Кошевая О.Г. 1
1 ГБНОУ «Губернаторская кадетская школа-интернат МЧС»
В своей статье автор рассматривает развитие социальных компетенций кадетов в воспитательно-образовательном процессе на территории кадетского корпуса. Определяет значимость развития социальных компетенций в современном кадетском образовании. Рассматривает понятие «социальные компетенции» и подчеркивает необходимость рассмотрения педагогических условий, которые должны способствовать развитию социальных компетенций кадетов при обучении и воспитании их на территории кадетского корпуса. Речь в статье идет об одном из педагогических условий, которое автор определяет как «Модернизация образовательной среды кадетского корпуса». Автор рассматривает разные точки зрения исследователей на понятие «образовательная среда», акцентируя свое внимание на том, что многие из исследователей рассматривают данное понятие структурно, выделяя компоненты среды. Образовательную среду кадетского корпуса автор рассматривает с позиции информационного, предметного, соматического и социального компонентов. Каждый из выделенных компонентов рассматривается автором с точки зрения анализа (выявление дефектов, которые затрудняют развитие социальных компетенций кадетов), алгоритма по модернизации каждого компонента на предмет развития социальных компетенций кадетов. Приводятся результаты проделанной работы по усовершенствованию образовательной среды кадетского корпуса и примеры конкретных социальных компетенций, которые эффективно развивать по обновленным компонентам образовательной среды кадетского корпуса в процессе воспитания и обучения на территории кадетского учреждения.
образовательная среда
модернизация образовательной среды
кадеты
социальные компетенции
кадетский корпус
1. Бордовская С.Ю. Формирование общих компетенций. Томск, 2012. 367 с.
2. Захаревич В.А. Педагогические условия формирования социальных компетенций студентов бакалавриата в процессе педагогической практики: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Владикавказ, 2015. 21 с.
3. Ильина И.В. Формирование социальных компетенций у студентов профессиональных образовательных организаций: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2014. 212 с.
4. Сухинин В.П. Образовательная среда и формирование общекультурных компетенций // Наука и бизнес. 2018. №10 (91). С. 48-51.
5. Рубцов В.В., Улановская И.М. Технология оценки образовательной среды. М: ИГ – СОЦИН, 2010. 256 с.
6. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вести. Ленингр. гос. ун-та. им. А. С. Пушкина. 2011. Т. 3, №3. С. 133-138.
7. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2000. 157 с.
8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 368 с.

Кадетское образование под чутким руководством президента Российской Федерации, на современном этапе, претерпевает существенные изменения, которые реализуются в компетентностном подходе к процессу образования в целом. Но на сегодняшний день образование кадетов в большей мере направлено на подготовку военного дела и усвоение определенного объема знаний, а личностное развитие познавательных и созидательных способностей, формирование и развитие социальных компетенций обучающихся исследуются недостаточно. Как показывает анализ литературных источников, несмотря на многообразие подходов к термину «социальная компетенция», многие авторы [1-3] в своих работах описывают данный термин как систему:

- знаний о социальных нормах и правилах поведения в социальных группах и их взаимности;

- реальное восприятие социальной действительности и умение социального взаимодействия в различных социальных ситуациях;

- уровень социальной активности личности;

- достижение соответствующих социальных целей в специфических условиях, достигая при этом положительной динамики или положительного результата;

- способность использовать ресурсы социального окружения и личностный потенциал с целью достижения положительных результатов;

- потребность и готовность к саморазвитию, творческой деятельности, выполнению гражданского долга, созданию семьи и др.;

- умение адаптироваться и принимать любые социальные условия окружающей действительности;

- способность осознавать результативность своих поступков и готовность нести полную ответственность за их совершение;

- потребность в сохранении психологического и физиологического здоровья.

Социальный опыт, полученный воспитанниками в кадетском корпусе, в настоящее время не отвечает требованиям государства и недостаточен для успешной социализации в современном мире. Таким образом, необходимым на сегодняшний день является рассмотрение педагогических условий развития социальных компетенций кадетов в воспитательно-образовательном процессе, что является актуальностью в выборе данной темы.

Цель исследования: теоретически обосновать важность педагогического условия «Модернизация образовательной среды кадетского корпуса»; реализовать обновление компонентов образовательной среды на территории кадетского корпуса, для более эффективного развития социальных компетенций кадетов.

В любом образовательном учреждении создается, развивается и совершенствуется образовательная среда, которая отображает цель образовательной организации и совершенствует современные направления в системе образования в целом.

Мы согласны с мнением В.П. Сухинина, что образовательная среда позволяет решать ряд проблем, которые неизбежно возникают в образовательном процессе. Здесь речь может идти как о воспитании, так и о приобретении и развитии компетенций у обучающихся общеобразовательных учреждений, о повышении мотивации к обучению и др. Поэтому любая образовательная среда нуждается в постоянном усовершенствовании [4].

Проблемой «образовательной среды» ученые начали интенсивно интересоваться еще в 20-е годы ХХ века, в этот период исследователи рассматривали ее как фактор социального воспитания личности. На современном этапе образования можно выделить огромное количество работ, посвященных «образовательной среде» или отдельным ее компонентам (Г.Ю. Беляев, А.А. Богданов, В.Г. Бочарова, Г.Н. Волков, О.Б. Ершова, Л.И. Новикова, И.А. Липский, А.В. Мудрик, В.А. Ясвин и др.). Авторы в своих исследованиях подчеркивают тот факт, что совершенствование/изменение/модернизация образовательной среды учреждения является педагогическим условием, которое направлено на реализацию определенных задач. Но, несмотря на многообразие работ по данной проблематике, подход к определению термина «образовательная среда» неоднозначен. Рассмотрим некоторые из них.

Термин «образовательная среда» исследователь В.В. Рубцов раскрывает как «полиструктурную систему прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные психолого-педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе» [5]. Опираясь на данное определение, И.В. Ермакова и Н.И. Поливанова выделяют структурные компоненты образовательной среды, к которым относят: психологический климат; внутреннюю направленность школы; социально-психологическую структуру коллектива и др.

Тарасов С.В., говоря об образовательной среде, представляет ее как «подсистему социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [6].

Г.Ю. Беляев определяет образовательную среду с позиции учебно-воспитательной среды учреждения, которая трансформируется в процессе педагогической деятельности (моделируется, реализуется, совершенствуется), здесь авторами трансформации выступают все субъекты данного учреждения [7].

Несмотря на многообразие подходов к определению «образовательная среда», многие из авторов выделяют структурные компоненты данного понятия, которые взаимосвязанно влияют на развитие образовательной среды в целом. С этой позиции нам близка точка зрения В.А. Ясвина, который в своих исследованиях говорит о том, что образовательной среде должным образом нужно обеспечить развивающий эффект, который проявляется через определенный комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Автор в своих исследованиях выделяет пространственно-предметный, социальный и психодидактический компоненты [8].

Таким образом, проведя подробный анализ образовательной среды кадетских корпусов, мы выделили компоненты, которые необходимо модернизировать для более эффективного развития социальных компетенций кадетов в воспитательно-образовательном процессе. К компонентам образовательной среды кадетского корпуса относим: информационный, предметный, соматический, социальный.

Научная новизна нашего исследования заключается в подборе компонентов образовательной среды и наполнении каждого из выбранных компонентов с учетом специфичной среды жизнедеятельности кадетов на территории кадетского корпуса.

Рассмотрим реализацию и корректировку каждого из компонентов образовательной среды кадетских учреждений с целью развития социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе.

Информационный компонент как составляющая образовательной среды кадетского корпуса в своем наполнении представлен информативными источниками для работников и воспитанников кадетских учреждений. К таким источникам относим: устав кадетского корпуса, учебный план, должностные обязанности работников корпуса, положение о распорядке дня, положение о правилах внутреннего распорядка для воспитанников и др.

Данная документация является основным источником информации о нормах и правилах поведения кадетов на территории кадетского корпуса и за его пределами, а также определяет ряд обязанностей кадетов, нарушение которых недопустимо.

Подробный анализ данной составляющей образовательной среды показал недостатки, которые затрудняют развитие социальных компетенций у воспитанников. К таким недостаткам мы относили:

- составление распорядка дня без учета выходных и праздничных дней, в контексте личного времени кадет;

- ограничение в информационном потоке из «жизни вне кадетского корпуса» и др.

Модернизация информационного компонента заключалась в реализации следующих мероприятий: положение о правилах внутреннего распорядка для воспитанников на праздничные и выходные дни; проведение семинаров по теме «Социально значимые проблемы общества»; беседа на темы «Как определить соседа по комнате?», «Почему мне так тяжело дается этот предмет?», «Мои страхи, с которыми я хочу расстаться».

Данные мероприятия помогли воспитанникам понять суть социально значимых проблем общества, сделать правильные выводы о своей роли в данных вопросах; кадетам стало проще находиться длительное время в одном коллективе благодаря общим интересам (расселение по комнатам), они приобрели умения устанавливать долговременные отношения с коллективом, не проявлять агрессию и нетерпимость, выслушивать чужую точку зрения и многое другое. Увеличилось время на общение с родными и друзьями вне кадетского корпуса.

Предметный компонент как составляющая образовательной среды кадетского корпуса в своем наполнении представлен материальными условиями (помещения, мебель, оборудования, пособия и др.) и гигиеническими условиями (микроклимат, чистота), в которых проживают и обучаются воспитанники кадетского учреждения.

Подробный анализ данного компонента выявил ряд недостатков, которые затрудняют развитие социальных компетенций воспитанников кадетского корпуса. К ним мы отнесли: отсутствие Интернета и современных источников литературы в библиотеке (что затрудняет подготовку кадетов к выступлениям на конференциях, подготовку к олимпиадам и конкурсам); устаревшее оборудование и мебель в предметных классах (неблагоприятная обстановка для общения, плодотворной работы в группах, эмоциональная напряженность); отсутствие тренажерного зала (желание кадетов поддерживать здоровый образ жизни, интерес соревновательного характера).

Обновление материального обеспечения помогло созданию комфортной эмоциональной обстановки в аудиториях для организации индивидуальных и групповых занятий (приобретение более удобной мебели и ее новая расстановка). Появились информативные источники для подготовки к конференциям, олимпиадам и социально значимым проектам, что обеспечило дополнительное общение кадет за территорией кадетского корпуса (за счет появления нового интернет-зала и обновления литературных источников). Установка нового тренажерного зала дала возможность кадетам проявить способности вести здоровый образ жизни, проявлять стрессоустойчивость, совершенствовать самоконтроль и выдержку, выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями и в определенный промежуток времени.

Соматический компонент как составляющая образовательной среды кадетского корпуса в своем наполнении представлен значимостью здоровья и самочувствия воспитанников в процессе обучения и проживания на территории кадетского корпуса. За психологическим и физическим здоровьем кадетов, в процессе обучения на территории кадетского корпуса, внимательно следят все субъекты воспитательно-образовательного процесса (педагоги, офицеры, медицинский персонал), что подтверждается ежедневной проверкой состояния здоровья кадетов, проведением физкультминуток, влажной уборкой в комнатах и др.

Подробный анализ соматического компонента на предмет его модернизации показал единственный недостаток: сохранение вредных привычек (употребление алкоголя, курение), которые подростки приобрели еще до поступления в кадетский корпус.

В рамках развития данного компонента были проведены следующие мероприятия: семинары по теме «Вред курения и алкоголя на организм подростка»; проект по теме «Быть здоровым модно», в рамках проекта разработаны «Карта здоровья», также реализованы практические мероприятия: закаливание на утренней зарядке; посещение спортивного зала по индивидуальной и групповой траектории; ежедневная проверка комнат в общежитии медицинскими работниками (соблюдение гигиены, порядка и чистоты) и др.

Таким образом, ряд проведенных мероприятий по развитию соматического компонента образовательной среды кадетских учреждений способствовал развитию социальных компетенций у кадет: способность вести здоровый образ жизни; владение знаниями о социальных нормах, правилах поведения; способность к самоорганизации; способность принимать ответственные решения; способность к самообразованию, саморазвитию и самоконтролю; умение быть стрессоустойчивым; способность выполнять поставленные задачи в соответствии с требованиями; способность выражать и отстаивать собственную позицию; умение быть социально активным.

Социальный компонент в составе образовательной среды обуславливает взаимоотношения всех субъектов образовательной деятельности. Здесь отражаются потребности субъектов в удовлетворении и развитии потребностей образовательного процесса, гарантия в психоэмоциональной безопасности, в сохранении и динамическом развитии самооценки, в признании со стороны общества, в самоактуализации и др.

Здесь важно учитывать плодотворной контакт партнеров, который поможет установить личностное доверие друг к другу, раскрыть личный потенциал каждого подростка, а также будет сопутствовать достижению личностных результатов совместной деятельности.

Социальный компонент образовательной среды в кадетских учреждениях мы рассматривали с позиции социального развития личности юноши и его взаимоотношений. В рамках данного направления мы анализировали:

  1. Полноценную информацию о самих кадетах, которая проявляется в образе их жизни, в поведении и ценностных ориентациях, в планировании будущей профессии и др.
  2. Отношения, которые сложились у воспитанников в коллективе. Здесь учитывали взаимоотношения с сослуживцами, офицерским составом, преподавателями; проявление лидерских качеств (или наоборот); проявление таких качеств личности, как сострадание, сочувствие, неприязнь, агрессия и др.
  3. Отношения, которые складываются вне кадетского корпуса, которые проявляются во взаимоотношениях с родителями, друзьями, противоположным полом, социальными группами сферы проживания.

Чтобы в полной мере учитывать социальный компонент образовательной среды и способы его развития, необходимо уже при поступлении в кадетский корпус проводить анализ социальной сферы каждого кадета. Работа психологов кадетского корпуса акцентирует свое внимание на оценке индивидуального психологического потенциала и развития личности в целом на момент поступления в кадетский корпус, а также отслеживается динамика развития на протяжении всего процесса обучения. В первую очередь, при поступлении юноши, рассматриваются такие составляющие социального компонента, как социальное благополучие семьи, потенциал учебной адаптации, социально-психологический потенциал, особенности в поведении и общении кадета (со сверстниками, с педагогами), потенциал психоэмоциональной адаптации, личностный потенциал (состояние здоровья, целеполагание, профессиональное предпочтение).

Известно, что кадетские корпуса интернатного типа, их предназначение заключается в проявлении помощи подросткам, которые оказались в сложной социальной ситуации (сироты, дети из многодетных семей и др.). Такие подростки при поступлении проходят вне конкурса, что существенно реализует ряд проблем социального компонента, связанных с социальной адаптацией, с приобретением положительного социального опыта и др.

Следовательно, педагогический и офицерский состав типичных учреждений ставит перед собой ряд важнейших задач по развитию социального компонента образовательной среды. К ряду таких задач мы относим:

- выявление причин воспитательно-образовательных трудностей;

- развитие социальных компетенций;

- реализация разноуровневой системы индивидуализации;

- дифференциация обучения и воспитания;

- проектирование развивающей образовательной среды и др.

При модернизации социального компонента образовательной среды мы проанализировали, спланировали, технически реализовали психолого-педагогическое сопровождение кадетов, которое помогло в решении следующих задач: психолого-педагогическая помощь кадетам, которые воспитывались в неблагополучных семьях; развитие способностей к целеполаганию; развитие социальной активности; помощь в выборе профессии; формирование активной жизненной позиции; стимулирование процесса самопознания; самоопределение и постановка жизненных целей.

Реализованная система работы по модернизации социального компонента образовательной среды способствовала улучшению микроклимата в кадетском учреждении, эмоциональному балансу кадет, развитию культурного общения между кадетами и преподавательским составом, решению проблем бытового и воспитательно-образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и развития личности кадет, осуществляемый всеми субъектами образования, является ведущим в развитии социального компонента образовательной среды кадетских учреждений.

Заключение

Тщательная работа над модернизацией образовательной среды по всем компонентам позволяет развивать социальные компетенции кадет в воспитательно-образовательном процессе. Развитие социальных компетенций в условиях образовательной среды будет тем эффективнее, чем более тщательно учтен и достаточно разработан каждый из компонентов образовательной среды учреждения. Следовательно, модернизация образовательной среды кадетских учреждений является необходимым педагогическим условием в развитии социальных компетенций кадет в воспитательно-образовательном процессе.


Библиографическая ссылка

Кошевая О.Г. МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В КАДЕТСКОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАДЕТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29475 (дата обращения: 31.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074