Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Карабалаева Г.Т. 1 Мамырова М.И. 2
1 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
2 Кыргызский технический университет им. И. Раззакова
В статье анализируются теоретические основы исследования в использовании этнопедагогического компонента в воспитании молодежи. Одним из главных социальных задач любого общества, является проблема воспитания молодого поколения. Именно через процесс воспитания молодому поколению передается социально-исторический, духовно-нравственный, культурный опыт и морально-этические традиции, накопленные человеком, нацией, социумом. Обращение к народным традициям и обычаям – это один из важных путей обогащения современного организованного учебно-воспитательного процесса, который предполагает научно-обоснованный отбор и использование традиционных и инновационных форм и методов воспитания, чтобы обеспечить повышение уровня всей педагогической работы вуза. Важно сохранить и передать народные традиции и обычаи, не прерывая преемственную связь поколений, так как в них воплощается опыт предшествующих поколений, как в материальной сфере, так и в духовной культуре. Проводится анализ преподаваемых дисциплин и предлагаются темы для насыщения предметов, с целью использования этнопедагогического компонента в вузе. Приводятся результаты эксперимента по выявлению педагогических путей по использованию народных традиций и обычаев в воспитании студентов вузов. Авторы приходят к выводу, что опора на социально-гуманитарные дисциплины, насыщение психолого-педагогических дисциплин и целенаправленная внеаудиторная работа по использованию народных традиций и обычаев дает свои положительные результаты.
народные традиции и обычаи
народная педагогика
студенты
социально-гуманитарные дисциплины
психолого-педагогические дисциплины
внеаудиторная работа
педагогические пути
1. Беделбаева А.З. Болонский процесс и проблемы в системе высшего образования Кыргызстана // Социосфера. №2. 2019. С. 125-129.
2. Дружилов А.С. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58.
3. Воробьева И.В. Парадоксы реализации принципов Болонского процесса в российском образовательном пространстве //Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2 (103). С. 74-79.
4. Комелина В.А., Крылов Д.А., Лаврентьев С.Ю., Жидик А.Р. Сущность и содержание этнопедагогической компетентности будущего педагога в контексте поликультурного образовательного пространства // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=14464 (дата обращения: 08.01.2020).
5. Пухова Л.Р. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). Уфа: Лето, 2014. С. 6-7. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/4680/ (дата обращения: 14.12.2019).
6. Гревцева Г.Я., Коляда О.В. Ценности социо-культурной деятельности //Современные проблемы науки и образования. 2017. №1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26108 (дата обращения: 07.01.2020).
7. Карабалаева Г.Т., Мамырова М.И. Формирование этнокультурной компетентности студентов в процессе кураторской работы // Место литературы и педагогики в эпоху глобализации: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летнему юбилею д.п.н., проф. А. Муратова. (Бишкек, 12 мая 2017). Бишкек, С. 79-84.

С вхождением Кыргызстана в единое образовательное пространство главной задачей в сфере образования является гармонизация национальных и этнокультурных отношений. Присоединение Кыргызстана к Болонской образовательной декларации изменили и содержание образования в высшей школе [1-3].

Одним из главных социальных задач любого общества, является проблема воспитания молодого поколения. Именно через процесс воспитания молодому поколению передается социально-исторический, духовно-нравственный, культурный опыт и морально-этические традиции, накопленные человеком, нацией, социумом. В связи с глобализационными мировыми процессами, наиболее действенными и устойчивыми средствами воспитания, являются накопленные на протяжении многих веков обычаи и традиции народа. Все это актуализирует и активизирует изучение и использование этнопедагогического компонента в учебно-воспитательном процессе вуза, с целью воспитания и социального формирования молодежи [4]. В первую очередь, это относится к студенческой молодежи, которые в будущем будут представлять кадровый и интеллектуальный потенциал нашей страны. Все это подтверждает существование перед педагогической наукой проблемы формирования молодого поколения, которая в будущем будет успешно выполнять свои профессиональные задачи в неоднородной этнической среде и которая будет обладать высокой этнопедагогической и этнокультурной компетентностью [5].

Цель исследования: раскрыть воспитывающее значение народных традиций и обычаев и показать пути их использования в качестве этнопедагогического компонента в учебно-воспитательном процессе вуза.

Материал и методы исследования. Новая современная социокультурная и образовательная ситуация, когда образование становится социальной потребностью большей части молодежи, требует от субъектов образовательного процесса новых подходов в учебно-воспитательном процессе профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования послужили исследования проблемы использования и внедрения этнопедагогического аспекта в современной образовательной среде. Определенный интерес в данном отношении представляют работы В.Б. Власовой, В.Д. Плахова, А.Г. Спиркина, И.В. Суханова и др.

Ученые Кыргызстана также исследуют проблему значения народных традиций в воспитании разного возраста детей и молодежи: А.Э. Измайлов, Н.И. Имаева, А. Алимбеков, Р.А. Абдраимова, Н.А. Асипова, А.Т. Калдыбаева, Т.В. Панкова и др. Тем не менее, многие вопросы до сих пор недостаточно исследованы, в частности, вопрос исследования путей использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе студентов вуза.

Исходя из научно-практической необходимости, нами были предприняты усилия по исследованию народных традиций и обычаев, которые могут повлиять на воспитание студентов в вузе. Прежде всего, нами были изучены исторические и культурные истоки кыргызского народа, так как именно народ является наследником своей духовной и самобытной культуры. В процессе исследования мы акцентировали свое внимание на возможности использования духовного наследия кыргызов, а именно их традиций и обычаев в учебно-воспитательном процессе вуза с целью формирования у молодого поколения чувства гражданина-гуманиста, гражданина-патриота и формирования духовно-нравственных ценностей в современных социокультурных условиях.

В настоящее время, когда происходит переоценка нравственных, культурных и др. ценностей, особенно актуальным становится проблема возрождения духовных ценностей, традиций и обычаев кыргызского народа. В настоящее время среди молодежи происходит упадок и смена нравственных ориентиров, поэтому необходимо в этой сложившейся ситуации обратиться к своим национальным корням и мудрости предков. В связи с этим для воспитания и формирования молодого поколения в учебно-воспитательном процессе вуза необходимо выявить и создать эффективные педагогические пути, которые будут способствовать позитивному воспитанию молодого поколения

Большое значение среди педагогических путей является использование в учебно-воспитательном процессе этнопедагогического компонента. В качестве определяющих педагогических путей мы выдвигаем необходимость использования народных традиций и обычаев как средства влияния на формирующуюся личность студента. Это связано с тем, что у многих студентов вуза очень слабые или ложные представления о народных традициях и обычаях, которые влияют на воспитание и становление молодого поколения. На основе авторской концепции использования народных традиций и обычаев в современном воспитании студентов мы разработали эмпирическую методологию и методику исследования обсуждаемого конструкта, которые были ориентированы на выявление педагогических путей, его содержания, ключевых ресурсных свойств и их интерпретацию в высшей школе.

Исходя из поставленной цели нами были использованы следующие методы - теоретические и эмпирические методы исследования такие как: анализ научно-педагогической литературы, наблюдение, опрос, анкетирование (студенты КНУ им. Ж. Баласагына, КТУ им. И. Раззакова – всего 150 студентов), беседа, педагогический эксперимент (5 фокус-групп со студентами вуза), изучение документации и опыт других вузов, эксперимент, а также математические методы, которые использовались для обработки данных анкетирования и эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение. На констатирующем этапе исследования, мы опирались на предположение о том, что в целом, народные традиции и обычаи являются устойчивым социальным опытом, который отражает прогрессивный опыт народа и в дальнейшем он используется во взаимоотношениях в обществе. Из анкетирования нами установлено, что только 51% студентов знают и дают правильное определение традициям и обычаям и указывают на их позитивное влияние в воспитании молодежи.

Таким образом, изучая влияния народных традиций и обычаев на воспитание студентов, мы пришли к выводу, что народные традиции и обычаи влияют положительно на их формирование как личности, знакомят молодежь со своими корнями и культурой, которая необходима им в современных условиях, помогают развивать в них духовно-нравственные ценности, уважать культуру своего народа. К сожалению, в современных социокультурных условиях проблема влияния народных традиций и обычаев на воспитание молодежи является достаточно противоречивой и недостаточно исследованной, поэтому требует дальнейшего изучения, т.к. среди студентов имеются ложные представления о некоторых народных традициях и обычаях, либо вызывают у них равнодушие.

В процессе опытно-экспериментальной работы мы опирались на процесс преподавания социально-гуманитарных, психолого-педагогических дисциплин, а также насыщали их содержание знаниями о народных традициях и обычаях, формировали у них уважение и интерес к народным традициям и обычаям [6].

Мы сделали обзор и проанализировали социально-гуманитарные дисциплины, которые преподаются в наших вузах (КНУ и КТУ). В блок социально-гуманитарных дисциплин входят такие предметы: кыргызский язык, философия, Манасоведение, история Кыргызстана, психология, педагогика и др. Данный цикл дисциплин осуществляет важные функции образовательного и воспитательного характера в учебном процессе, поэтому эти дисциплины включены в рабочие и учебные планы для студентов. Анализ блока социально-гуманитарных дисциплин выявил, что в них содержатся такие дисциплины, в которых рассматриваются вопросы истории, культуры народа, народные традиции и обычаи. Студенты узнают, что каждая культура имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в народных традициях, обычаях в особенностях быта, труда, представлениях о семейных взаимоотношениях, отношениях с другими людьми. При этом они получают большой опыт нравственного, умственного, трудового воспитания. Все эти знания о национальных особенностях, специфике их культуры, ценности, вызывают духовную близость и уважение к своим народным традициям и обычаям.

Анализ рабочих программ социально-гуманитарных дисциплин помог выявить их возможности. Выбор программ этого блока дисциплин основывается на том, что именно они оказывают большое влияние на воспитание студентов.

Философия. Основная задача дисциплины является формирование мировоззрения будущих профессионалов. Философия также оказывает большое влияние на формирование нравственного воспитания студентов.

История Кыргызстана. Изучение курса дает студентам глубокие знания в раскрытии истории кыргызского народа. Дисциплина формирует чувства патриотизма, формирует национальное самосознание, а также любовь и уважение к народным традициям и обычаям.

Манасоведение. Во всех вузах Кыргызстана студентам преподается дисциплина «Манасоведение» для того, чтобы знать свои корни, сформировать у молодого поколения идеи гуманизма, терпимости, великодушия, патриотизма, сплоченности и единства кыргызского народа.

Кыргызский язык. Кыргызский язык дает студентам возможность больше узнать язык, языковые процессы, а также культуру, традиции своего народа, повысить свою языковую компетенцию и использовать этот материал в своей практической жизни.

Таким образом, проанализировав блок, социально-гуманитарных дисциплин мы выявили, что именно эти предметы раскрывают в своем содержании темы, посвященные народным традициям и обычаям. Каждая дисциплина рассматривает народные традиции и обычаи в своем контексте и взаимосвязаны между собой. Этот блок дисциплин не просто рассматривает народные традиции и обычаи, а через традиции и обычаи расширяет познания молодого поколения и проявляет глубокий интерес в изучении своих корней. Изучая корни своих предков, студенты знакомятся с культурой, традицией и обычаями народа, которая передается из поколения в поколение, а также народные традиции и обычаи формируют духовно-нравственные ценности у студенческой молодежи. Через содержание этих дисциплин студенты по-новому осмысливают и воспринимают жизнь, более глубоко и качественно.

Отсюда следует сделать вывод, что именно социально-гуманитарный блок дисциплин подготавливает и играет ключевую роль в воспитании и формировании личности. Все это говорит о том, что именно подготовленность студентов в социально-гуманитарном плане является условием для формирования будущего мировоззрения, отношения к людям, к себе и т.д., а также является необходимым условием компетентностного подхода в деле подготовки специалиста-профессионала.

Следует также отметить, что в вузах с педагогической направленностью студенты получают глубокую психолого-педагогическую подготовку, необходимую для преподавательской деятельности. Поэтому, мы рассмотрели возможности психолого-педагогических дисциплин в учебно-воспитательном процессе вузов (КНУ и КТУ) по подготовке студентов к использованию традиций и обычаев в учебном процессе. В связи с этим,  мы хотели бы проанализировать такие дисциплины как: «Методика воспитательной работы», «Основы педагогического мастерства», «Социальная психология» которые преподаются студентам этого направления, раскрыть возможности этих дисциплин в воспитании студентов, а также насытить эти дисциплины темами о народных традициях и обычаях.

Итак, рассматривая возможности психолого-педагогических дисциплин, мы хотели бы более подробно остановиться и рассмотреть возможности этих дисциплин.

Методика воспитательной работы. Программы курса «Методика воспитательной работы» имеют большой потенциал в раскрытии сущности и культурно-духовной ценности народных традиций и обычаев, так как являются одним из наиболее существенных и эффективных средств воспитательного процесса в учебной деятельности студентов. В процессе преподавания данного курса мы обогатили их темами и вопросами, раскрывающие народные традиции и обычаи: Педагогическое воздействие на поведение воспитанников с помощью народной педагогики. Средства и приемы воспитания в народной педагогике (устное народное творчество, традиции и обычаи). Использование народных традиций и обычаев в целях воспитательного воздействия и повышения эффективности педагогического взаимодействия. Семейные ценности, влияние семейных традиций на воспитание современной молодежи. Современные семейные традиции и обычаи, их роль и значение в жизни человека, а также их влияние на  формирование культуры, духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Основы педагогического мастерства. Данная дисциплина показывает возможности изучения народных традиций и обычаев, в применении их педагогом в своей профессиональной деятельности. Данную дисциплину мы обогатили следующими темами: Применение методов народного воспитания в учебном процессе. Влияние народных традиций и обычаев на формирование у студентов чувства гражданина-патриота, нравственности, культуры поведения, честности, принципиальности и толерантности. Применение народных традиций и обычаев в творческой и учебной деятельности как стиль взаимодействия педагога и студентов. Нравственный смысл традиций и обычаев в воспитании и его проявления в поступках студентов. Использование народных традиций и обычаев в повседневной жизни человека с целью формирования трудолюбия, уважения к старшим, гостеприимства, уважения к педагогу и студентам. Техника убеждения и внушения с применением элементов народных традиций и обычаев.

Социальная психология. Данный предмет изучает взаимоотношения между людьми, социализацию человека в обществе. Данный предмет мы обогащали следующими темами: Общение как взаимодействие и взаимоотношение людей в многонациональной среде, которое отличается народными традициями, обычаями, культурой. Умение выстраивать диалог с представителями различных этнических культур. Знание особенностей их культуры, народных традиций и обычаев, национального характера, национального самосознания при осуществлении совместной деятельности. Традиции, обычаи и нравы людей разных народов.

Итак, рассмотрев психолого-педагогический блок дисциплин и насыщая их народными традициями и обычаями, мы пришли к выводу, что эти дисциплины не просто информируют студентов о традициях и обычаях, а помогают развивать личность, формируют у студентов духовно-нравственные ценности, культуру поведения, толерантность. Посредством изучения этих дисциплин студенты обогащаются духовно, культурно, нравственно, а также проявляют уважение к своим традициям и обычаям и используют их в повседневной жизни.

Исходя их этого, целью и задачей нашего формирующего эксперимента было проведение целенаправленной и насыщенной внеаудиторной воспитательной работы со студентами. На этом этапе работы, мы совместно с кураторами, разработали план воспитательной работы, в котором большой акцент делали на использование средств народных традиций и обычаев. Вся внеаудиторная воспитательная работа проводилась на основе полученных теоретических знаний студентами в процессе изучения социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин, с дополнительным наполнением специальных тем по народным традициям и обычаям. Формами проведения кураторской работы были: лекции, диспуты, круглые столы, беседы и др. со студентами КНУ им. Ж. Баласагына, КТУ им. И. Раззакова.

Так, со студентами педагогической направленности мы проводили воспитательные мероприятия, посвященные народным традициям и обычаям, в частности, «Кыз узатуу» (Проводы невесты), диспут «Кража невесты – традиция или преступление?», традиции и обычаи, связанные с рождением ребенка и другие [7]. В ходе проведения данного мероприятия мы ставили основную цель: знакомство со значением народных традиций и обычаев, использование их в повседневной жизни, умение ценить культурные и материальные ценности народа.

На контрольном этапе эксперимента нами установлено, что проводимая нами работа дала положительные результаты. Студенты 85-98% правильно понимают, что такое «традиция», «обычай»; в достаточной степени знают традиции и обряды своего народа, гордятся традициями и обычаями своего народа; согласны что, обращение сегодня к народным традициям и обычаям может оказать положительное влияние на современную молодежь.

Выводы. Таким образом, в результате проведенной исследовательской работы мы выделили следующие педагогические пути с целью  воспитания и формирования полноценной личности современных студентов:

  • акцентировать внимание студентов на изучение народных традиций и обычаев в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин;
  • включать в содержание психолого-педагогических дисциплин дополнительные темы по изучению народных традиций и обычаев;
  • включать в план внеаудиторной воспитательной работы различные воспитательные мероприятия с использованием народных традиций и обычаев;
  • использовать разнообразные формы и методы воспитательной работы со студентами.
  • Проведенная целенаправленная работа по использованию этнопедагогического компонента в учебно-воспитательном процессе вуза на основе применения и использования народных традиций и обычаев оказывает позитивное влияние на воспитание современных студентов.

Библиографическая ссылка

Карабалаева Г.Т., Мамырова М.И. ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29504 (дата обращения: 31.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074