Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

Елагина В.С. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
Интегративный подход позволяет рассматривать сложные, глубинные психолого-педагогические явления и процессы во взаимосвязи, тем самым обеспечивая целостное представление о личности человека и особенностях его обучения и развития. Использование интегративного подхода в обучении курсантов позволяет моделировать процесс изучения дисциплины «Психология и педагогика», проектировать междисциплинарные технологии к организации психолого-педагогической подготовки будущих офицеров. Особую актуальность интегративный подход приобретает в формировании и развитии исследовательской компетентности при выполнении междисциплинарных проектов и заданий, требующих переноса знаний из одной области знаний на предмет изучения другой. Цель статьи ‒ теоретически обосновать целесообразность применения интегративного подхода к изучению дисциплины «Психология и педагогика» в военном вузе. Методологическую основу работы составляют идеи интеграции, нашедшие отражение в исследованиях отечественных учёных. В качестве методов данной работы использовались анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта работы в военном вузе. Интегративный подход рассматривается как условие эффективной теоретической и практической подготовки курсантов военного вуза, так как способствует формированию и использованию знаний и умений в новых ситуациях, особенно при анализе конкретных проблем, связанных с их военно-профессиональной, исследовательской деятельностью и социальной жизнью. Реализация интегративного подхода в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» осуществляется поэтапно. Проектирование образовательного процесса, предполагающего коррекцию содержания учебных программ, разработку методики проведения интегративных форм учебных занятий, использование методов обучения и способов деятельности, наиболее соответствующих формированию целостного восприятия обучающимися психолого-педагогических явлений и процессов, безусловно, будет способствовать повышению эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и повысит качество усвоения дисциплины «Психология и педагогика».
интеграция
интегративный подход
междисциплинарные умения
военно-профессиональная подготовка
1. Зверев И.Д., Максимова В.П. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. 160 с.
2. Берулава М.Н. Теоретические основы интеграции образования. М.: Совершенство, 1998.142 с.
3. Дубицкая Л.В. Анализ понятия «интеграция» в различных областях научного знания // Школа будущего. 2014. № 5. С. 70-82.
4. Чернецова Е.В., Маслова Е.Г., Сальски Л. Реализация интегративного подхода в преподавании американистики в высшей школе // Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1. С. 120-133.
5. Лепешинский И.Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: монография. Омск: изд-во ОмГТУ, 2011. 221 с.
6. Цибизова Т.Ю. Интеграция военной подготовки в программы высшего образования // Высшее образование в России. 2016. №11. С. 158-162.
7. Андриенко Е.В. Интегративные тенденции в современном образовании как фактор его модернизации // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 1 (41). С. 5-10.
8. Ардабацкая И.А. Процессы интеграции в образовательном пространстве современной школы // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 6. С. 36-40.
9. Кабкова Е.П. Категория обобщения как актуальная педагогическая проблема // Педагогика искусства: электронный научный журнал. 2008. №2. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2008/kabkova_03-05-2008-1.htm (дата обращения: 09.01.2020).
10. Нагель О.И. К вопросу об интеграции в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. С. 74-82.
11. Полянкина С.Ю. Понятие интеграции в категориальном аппарате философии образования // Интеграция образования. 2013. № 2. С. 76-81.
12. Тарасова В.Н. Интеграция и дифференциация в современной образовательной практике: монография. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. 250 с.
13. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В. Интеграция учебных предметов // Сов. Педагогика. 1987. №9. С. 70-75.
14. Елагина В.С., Хайрулин Ш.Ш., Рогожин В.М. Междисциплинарный подход к формированию универсальных компетенций в процессе изучения гуманитарных дисциплин в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. №2.
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?Id=28655 (дата обращения: 10.01.2020).

Современные требования к качеству военно-профессиональной подготовки будущих офицеров актуализируют задачу совершенствования образовательного процесса в военном  вузе, особенностью которого должно стать формирование не только высокопрофессионального военного специалиста, но и личности, способной к целостному восприятию явлений окружающего мира, системному анализу процессов, протекающих в социокультурной и профессиональной среде. Современный военный специалист должен быть эрудированным, обладать широким спектром системных знаний естественно-научных и гуманитарных дисциплин, целостным мировоззрением и обобщенными навыками, позволяющими осуществлять перенос знаний и умений из одной дисциплины на предмет изучения другой.

На современном этапе развития образования мы наблюдаем ярко выраженную тенденцию интеграции науки и практики. Это связано, прежде всего, с пониманием значения интеграции для совершенствования образовательного процесса, достижения единства и целостности внутри него, основанных на взаимосвязи, взаимозависимости всех его составляющих.

В своей работе интегративный подход мы рассматриваем применительно к дисциплине «Психология и педагогика», изучающейся курсантами военного вуза.

Следует отметить, что разделы «Психология» и «Педагогика», включенные в данную дисциплину, не являются лишь простой суммой двух в сущности отдельных предметов, и желание установить связь между ними ‒ не механическая деятельность. Предметная разобщенность в изучении дисциплины «Психология и педагогика» недопустима, так как без понимания глубокой связи между психологическими явлениями и дидактическими особенностями организации обучения невозможно сформировать целостное представление о психолого-педагогической подготовке курсантов.    

На наш взгляд, интегративный подход является универсальным способом синтеза двух важных для теории и практики образования областей знаний ‒ психологии и педагогики. Применительно к данной дисциплине его следует рассматривать как условие формирования у курсантов целостного представления о психолого-педагогических явлениях, происходящих в процессе обучения военнослужащих.

В образовательном процессе интегративный подход позволяет разрабатывать междисциплинарные программы, применять активные методы обучения, интегративные формы и технологии подготовки  курсантов, которые способствуют личностному росту курсантов, развитию психических познавательных процессов и свойств личности, а также подготовке курсантов к военно-профессиональной деятельности, в которой придется решать комплексные задачи, требующие междисциплинарных знаний и умений.

Значение интегративного подхода в целостном развитии личности курсанта трудно переоценить. Его использование при построении образовательного процесса обеспечивает осознание каждым курсантом значимости междисциплинарных знаний в военной деятельности, связанной с обучением и воспитанием своих подчиненных, повышение мотивации к познавательной деятельности интегративного характера, интеллектуальное развитие личности, в частности развитие проблемного мышления, приобретение опыта использования предыдущих знаний в последующем изучении дисциплины. Применение интегративного подхода к  профессиональной подготовке курсантов способствует взаимодействию преподавателей в выработке общих подходов к организации обучения и воспитания военнослужащих, разработке интегративных форм и методов обучения и воспитания, достижению единства аудиторной и внеаудиторной деятельности, что, безусловно, повысит эффективность и качество образовательного процесса в вузе.

Осознавая важность и значимость интегративного подхода к организации образовательного процесса в вузе, преподаватели лишь эпизодически используют его в своей практике. Это объясняется трудностями, с которыми они сталкиваются в своей работе, и  прежде всего с дефицитом времени на изучение дисциплины, отсутствием уверенности в целесообразности применения интегративного подхода к обучению курсантов, а также невозможностью систематического применения групповых форм обучения курсантов, изменения учебного плана, ориентированного на изучение психологии и педагогики в разных семестрах.

Цель исследования: теоретическое обоснование применения интегративного подхода к изучению дисциплины «Психология и педагогика» в военном вузе.

Материал и методы исследования. В качестве методологической основы исследования был рассмотрен интегративный подход, который достаточно широко исследуется в работах отечественных учёных. Известные философы А.К. Астафьев, Б.М. Кедров, В.С. Степин, Э.М. Мирский и др., рассуждая о динамике научного знания, особое внимание уделяли междисциплинарной организации науки, синтезу гуманитарных и естественно-научных знаний.

Проблема актуальности междисциплинарного обучения учащихся и студентов, а также различные аспекты использования интегративного подхода в подготовке военных специалистов  рассматривались в трудах И.Д. Зверева и В.Н. Максимовой [1], М.Н. Берулавы [2], Л.В. Дубицкой [3], Е.В. Чернецовой [4], И.Ю. Лепешинского [5], Т.Ю. Цибизовой [6] и др.

На современном этапе развития отечественного образования проблема интеграции как стратегия обучения рассматривается в работах Е.В. Андриенко [7], И.А. Ардабацкой [8], Е.П. Кабковой [9], О.И. Нагель [10], С.Ю. Полянкиной [11], Тарасовой В.Н. [12] и др. В качестве методов данной работы использовались анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта работы в военном вузе.

Результаты исследования и их обсуждение. Понятие «интеграция» исследуется рядом гуманитарных наук: философией, социологией, педагогикой, психологией, естествознанием, что свидетельствует о его сложной междисциплинарной сущности. Не имея однозначного толкования, понятие «интеграция» рассматривается как процесс, явление, условие развития, результат обучения.

В словаре иностранных слов данное понятие определяется как объединение в целое каких-либо частей, элементов.

Опыт интеграции науки, считают И.Д. Зверев и В.Н. Максимова, должен найти отражение в трех  компонентах структуры содержания каждого учебного предмета: 1) в системе знаний, которая качественно преобразуется под влиянием междисциплинарных связей; 2) в системе умений, которые приобретают специфику в учебно-познавательной деятельности, реализующей МПС; 3) в системе отношений, формируемых учебным познанием в процессе синтеза знаний из разных предметов [1, с. 27-28]. Интеграцию они рассматривают как процесс и результат создания единого, целого, неразрывно связанного.  

По мнению М.Н. Берулавы, интеграция образования представляет единство содержательных и процессуальных сторон обучения и имеет отношение ко всем составляющим содержания образования: общетеоретическим представлениям, учебному предмету, деятельности преподавателя и личности обучающегося. Интеграцию содержания образования он рассматривает на трех основных уровнях: уровне целостности, уровне дидактического синтеза и уровне межпредметных связей. Автор делает попытку показать соотношение между МПС и интеграцией учебных предметов. При этом межпредметные связи он рассматривает как определенный уровень интеграции учебных дисциплин и отмечает, что хотя межпредметные связи обозначены в некоторых программах, однако многие учителя эти рекомендации не учитывают, продолжая учить только «своему» предмету. Программное содержание образования с учетом МПС еще не обеспечивает их успешной реализации. Эффективна, по мнению автора, интеграция между предметами на уровне дидактического синтеза. Дидактический синтез характеризуется не только содержательной интеграцией учебных предметов, но и процессуальной, так как предполагает интеграцию форм учебных занятий, а также методов и средств обучения. Высший уровень интеграции содержания образования характеризуется целостностью, завершающейся формированием новой учебной дисциплины, имеющей собственный предмет изучения, основу которой составляют науки, возникающие на стыке старых [2, с. 112-116].

Данный подход нашел отражение в работах Е.П. Кабковой [9], представляющих интеграцию в педагогике как сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса и, наконец, как взаимодействие сложных межнаучных связей, определяющих образовательную стратегию.

В качестве условий реализации интегративного подхода в обучении Ю.И. Дик, А.А. Пинский и В.В. Усанов предлагают следующие принципы: 1) объекты интеграции должны совпадать либо быть достаточно близкими; 2) в интегрируемых учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования; 3) интегрируемые учебные предметы строятся на основании общих закономерностей, общих теоретических концепций [13].

На наш взгляд, интегративный подход является универсальным методологическим подходом к областям знаний о человеке, который способствует исследованию системных процессов жизни, включающих психические, физиологические и социальные явления.

В своих работах мы отмечали, что интегративный подход является условием эффективной теоретической и практической подготовки курсантов военного вуза, он способствует формированию и использованию учебных навыков в новых ситуациях, особенно при анализе конкретных проблем, связанных с их военно-профессиональной, исследовательской деятельностью и социальной жизнью, обеспечивает целостное развитие профессионально значимых качеств курсантов [14]. Установление междисциплинарных связей необходимо в процессе изучения дисциплины, так как формирование нового знания в разделе «Педагогика» часто становится невозможным без опоры на психологические знания.

Реализация интегративного подхода в процессе изучения дисциплины «Психология и педагогика» должна осуществляться поэтапно.

На первом этапе необходимо определить возможности интеграции двух разделов дисциплины «Психология» и «Педагогика» на уровне целостного подхода. Выявленные возможности интеграции психолого-педагогических знаний на этом этапе рассматриваются в общей системе целей изучения дисциплины «Психология и педагогика» и его результатов. На этом этапе определяются содержательные основы междисциплинарных связей, включающие систему знаний, общих для данных областей наук. Общность психолого-педагогических знаний объясняется расширением концептуальной сферы конкретного раздела дисциплины, её основных идей, понятий, закономерностей, явлений, наконец, методов познания, используемых в психолого-педагогических исследованиях. В процессах взаимосвязи психологии и педагогики большую роль играют принципы формирования научных понятий, изучения психолого-педагогических теорий и концепций, которые являются основой построения научной картины мира. Знания, формируемые на основе межпредметной интеграции, приобретают свойства системных объектов, а именно: целостность, динамичность, взаимодействие, соподчиненность.

На втором этапе осуществляется дидактическая интеграция, то есть интеграция форм, методов и средств формирования междисциплинарных знаний и обобщенных умений переноса знаний из одной области науки в другую. Процесс формирования и усвоения междисциплинарных знаний и умений по психологии и педагогики может осуществляться с использованием различных форм организации обучения, носящих комплексный характер проведения и решающих следующий комплекс дидактических задач: применение и обобщение знаний из двух смежных разделов дисциплины «Психология и педагогика»; формирование умений самостоятельно осуществлять перенос знаний из смежных разделов; решать педагогические задачи и ситуации с привлечением знаний психологии и педагогики. Комплексные формы учебных занятий позволяют не только всесторонне рассматривать проблемы, требующие привлечения знаний из смежных дисциплин, но развивать познавательный интерес к изучению учебной дисциплины, видеть практическое значение каждой из них в профессиональной деятельности военного офицера. Функциями интегративного семинара являются синтез знаний по смежным вопросам разных разделов изучаемой дисциплины, систематизация и обобщение знаний смежных областей наук. Интегративный семинар отличается от традиционных семинаров предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; логической обусловленностью и взаимосвязанностью материала интегрируемых разделов данной дисциплины, большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии. Большое значение в формировании междисциплинарных знаний и умений курсантов имеют такие методы обучения, как метод проектного обучения и кейс-технологии, которые предполагают комплексное применение знаний. 

На третьем этапе разрабатывается методическое обеспечение интегративного подхода к формированию психолого-педагогических знаний и умений, включающее использование электронного учебного пособия, ориентированного на формирование системы междисциплинарных знаний, методы и формы обучения, методику изучения отдельных тем, критерии и показатели сформированности знаний и умений, комплекс контрольно-оценочных средств, что позволит преподавателю значительно повысить эффективность и качество подготовки курсантов.

На четвертом этапе осуществляется непосредственное формирование междисциплинарных психолого-педагогических знаний и умений, измерение и оценка их сформированности с учётом требований интегративного подхода. Формирование междисциплинарных психолого-педагогических знаний и умений осуществляется постепенно и проходит несколько этапов. Цель первого этапа - формирование у курсантов умений использовать знания из смежных разделов дисциплины. Он включает: 1) процесс повторения курсантами необходимых сведений из смежного раздела дисциплины; 2) объяснение нового материала с использованием фактов и понятий из смежных разделов дисциплины. Задача преподавателя заключается в демонстрации единства и целостности психологических и педагогических знаний, их фундаментальности и универсальности для объяснения их роли для развития личности человека.

На втором этапе внимание уделяется формированию умений осуществлять перенос знаний из одной области науки в другую. На этом этапе курсанты осуществляют самостоятельный поиск и воспроизведение отдельных знаний фактического или теоретического характера из смежных разделов дисциплины. Задача третьего этапа заключается в обучении курсантов применять знания смежных разделов дисциплины для иллюстрации единства психолого-педагогических знаний, а также использовать обобщенные знания междисциплинарного характера для объяснения психолого-педагогических процессов или решения задач, требующих комплексного подхода и привлечения знаний из разных предметов.

Рефлексивная деятельности данного этапа позволит не только определить эффективность реализации интегративного подхода, его влияние на качество изучения дисциплины, но и выявить трудности и дидактические ошибки организации процесса обучения курсантов. Эти мероприятия необходимы для дальнейшего совершенствования образовательного процесса, в основе которого лежат принципы интегративного подхода.

Заключение. Таким образом, на основе интегративного подхода, рассматриваемого нами в качестве методологии организации психолого-педагогической подготовки, появляется возможность осуществить связь между двумя важнейшими разделами дисциплины «Психология и педагогика». Взаимопроникновение отдельных дисциплин способствует целостному восприятию психолого-педагогических явлений и процессов, пониманию роли психологических знаний для эффективной организации педагогического процесса, направленного на военно-профессиональную подготовку, одним из аспектов которой является обучение и воспитание военнослужащих. Осознание необходимости комплексного использования знаний, умений самостоятельно осуществлять перенос знаний из смежных дисциплин позволит офицеру эффективно решать профессиональные задачи.

Проектирование образовательного процесса на основе интегративного подхода, предполагающего коррекцию содержания учебных программ с целью выявления междисциплинарных фактов, понятий и теорий, разработку методики проведения интегративных форм учебных занятий, использование методов обучения и способов деятельности, наиболее соответствующих формированию целостного восприятия обучающимися психолого-педагогических явлений и процессов, безусловно, будет способствовать повышению эффективности военно-профессиональной подготовки будущих офицеров и повысит качество усвоения дисциплины «Психология и педагогика».


Библиографическая ссылка

Елагина В.С. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29521 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674