Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Тагаева Е.А. 1 Бакулина Е.А. 1 Бакаева О.А. 1 Каско Ж.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева
В современных условиях цифровизации образования готовность педагога использовать средства ИКТ для решения профессиональных задач становится одним из компонентов его профессиональной компетентности, а перед педагогическим вузами стоит задача обновления подходов к проектированию и реализации образовательных программ подготовки педагогических кадров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Эти положения и определяют актуальность исследования. В статье обоснована необходимость формирования ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровизации образования. Материалом исследования явились федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт педагога в части формирования ИКТ-компетентности, а также личные наработки авторов статьи в области использования информационных технологий в образовании. На примере дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «ИКТ и медиаинформационная грамотность» рассматриваются компетенции студентов, необходимые для успешной профессиональной образовательной деятельности. В структуре ИКТ-компетентности рассматривается общепользовательский, общепедагогический, предметно-педагогический компоненты, которые характеризуются набором определенных знаний, умений и способов действий. Показаны виды учебной деятельности, способствующие формированию компонентов ИКТ-компетентности, а также представлены показатели сформированности ИКТ-компетенций бакалавров педагогического вуза и критерии их оценивания. Подробно описаны практико-ориентированные и проектные задания для студентов, формирующие ИКТ-компетентность.
бакалавры педагогического вуза
информационно-коммуникационные технологии
ИКТ-компетенции
использование информационных технологий в профессиональной деятельности
цифровизация образования
1. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71677640/0f5bc7a8a57f91a2aed3f8b1dc5a4dde/ (дата обращения: 13.12.2019).
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 13.12.2019).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/6e21b42610f5717e5cbdf9e63827297f/#block_1000 (дата обращения: 13.12.2019).
4. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения: 13.12.2019).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/94 (дата обращения: 10.12.2019).

Научный прогресс, инновационные изменения, протекающие в обществе, формируют требования к будущим педагогам, необходимые для успешной профессиональной образовательной деятельности в условиях информатизации и цифровизации образования. В настоящее время в нашей стране активно ведутся работы в рамках нового масштабного проекта «Современная цифровая образовательная среда» [1], реализуются программа цифровой экономики [2] и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [3], требующие нового формата обучения школьников. Поэтому перед высшим образованием стоит сложная задача подготовки не просто высококвалифицированного специалиста, но профессионала, отвечающего требованиям цифровой экономики, цифрового сообщества и современного рынка труда, способного работать завтра в совершенно новых информационных условиях. Высокий уровень профессиональных компетенций, сформированных у студентов в педагогическом вузе, становится залогом востребованности и успешности их как будущих специалистов.

Успешность, в свою очередь, зависит от уровня ИКТ-компетенций студентов и готовности использовать их в своей будущей профессиональной деятельности.

Действующий в настоящее время профессиональный стандарт педагога предусматривает владение ИКТ-компетентностями, среди которых общепользовательская ИКТ-компетентность, общепедагогическая ИКТ-компетентность, предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [4].

Цель исследования состоит в определении путей формирования ИКТ-компетенций студентов педагогического вуза в условиях цифровизации образования.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования являлись образовательные стандарты высшего образования, профессиональный стандарт педагога в части формирования ИКТ-компетентности, личные наработки авторов статьи в области использования информационных технологий в образовании. В исследовании использовались теоретические (анализ научной, учебно-методической литературы, федеральных и нормативных документов по проблеме исследования) и эмпирические (наблюдение, анализ документов и опыта работы преподавателей, методы прогнозирования, сбора и накопления данных) методы исследования. Методологическим обоснованием к использованию данных методов стали деятельностный, личностный и системный подходы.

Результаты исследования и их обсуждения

Рассмотрим процесс формирования ИКТ-компетенций будущих педагогов на примере подготовки бакалавра педагогического образования в Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева согласно федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [5].

Согласно учебным планам вуза формирование указанных компонентов целесообразно при изучении следующих дисциплин: «Информационные технологии в образовании» и «ИКТ и медиаинформационная грамотность». На этих дисциплинах студенты осуществляют определённые виды учебной деятельности, способствующие формированию компонентов ИКТ-компетентности (таблица 1).

Таблица 1

Формирование компонентов ИКТ-компетентности студентов при изучении дисциплин

Дисциплина

Информационные технологии

в образовании

ИКТ и медиаинформационная грамотность

Цель

Формирование ИКТ-компетенций у бакалавров в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»

Получение опыта в области поиска, синтеза, критического анализа медиаконтента, его применения при разработке образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями обучающихся, в том числе с использованием ИКТ

Формируемые

компетенции

Способность реализовывать образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями, в том числе информационными, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

способность проектировать содержание образовательных программ и их элементов (ПК-6)

Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1); и способность участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) (ОПК-2)

Образовательные

результаты

– Мотивация к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;

– представление о дистанционных образовательных технологиях и возможностях их включения в профессиональную деятельность;

– умение находить новые эффективные стратегии внедрения информационных технологий, интернет-технологий в профессиональную деятельность;

– навыки разработки сайтов, обеспечивающие возможность представления и публикации профессиональной информации и презентации своего опыта работы в форме сайта, размещенного в сети Интернет

– Знание основных понятий медиаобразования и медиакомпетентности;

– способы и средства реализации информационного поиска медиаконтента;

– навыки использования технологии развития критического мышления для анализа медиа;

– навыки создания медиаконтента и наполнения им личного информационного пространства;

– представление о роли медиапедагогики в профессиональной деятельности учителя;

– технологии самопрезентации;

– знание методов и средств организации и проведения образовательных мероприятий в соответствии с образовательными потребностями

Формы

учебной

деятельности

Лабораторные работы, выполнение проектных заданий

Лабораторные работы, выполнение проектных заданий, учебная (ознакомительная) практика

 

В рамках лабораторных работ дисциплины «Информационные технологии в образовании» предусмотрено выполнение практико-ориентированных заданий, которые направлены на формирование компетенций ОПК-3 и ПК-6. Приведем примеры таких заданий:

  1. Изучите возможности сервиса Документы Google:

1) войдите в свой аккаунт Google, создайте документ, содержащий информацию по теме «Возможности сервисов Web 2.0», дополните документ изображениями, таблицами, закладками; пригласите соавторов для совместного редактирования документа;

2) создайте документ – приглашение на открытое внеклассное мероприятие в школе, используя шаблон «Информационный бюллетень». Пригласите соавторов (двоих коллег) для возможности оставлять комментарии к документу;

3) разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием сервиса Документы Google.

  1. Изучите возможности сервиса Формы Google:

1) создайте анкету для учащихся, содержащую 10 вопросов разных типов: один из списка, текст, выпадающий список, несколько из списка;

2) отредактируйте анкету, добавив название, изображение, фон темы и фон страницы;

3) создайте и настройте таблицу ответов;

4) предоставьте доступ коллегам для прохождения анкеты.

  1. С помощью сервиса Формы Google составьте тест (в соответствии с профилем подготовки), содержащий вопросы различных типов: с выбором одного варианта, с выбором нескольких вариантов, открытые вопросы, шкала.

Настройте параметры тестирования: добавьте количество баллов за верный ответ, комментарии к верным и неверным ответам.

Предоставьте доступ коллегам для прохождения анкеты.

  1. Разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока с использованием сервиса Формы Google.
  2. Изучите возможности сервиса создания интеллект-карт MindMeister.com:

1) создайте интеллект-карту на основе учебного материала (в соответствии с профилем подготовки), используя возможности вставки рисунков и значков, а также вложенных файлов и заметок;

2) представьте фрагмент урока (в соответствии с профилем подготовки) с использованием сервиса MindMeister.com.

  1. Изучите возможности сервиса разработки приложений с использованием интерактивных модулей LearningApps.org:

1) разработайте (в соответствии с профилем подготовки) интерактивные задания следующих типов: приложение-викторину с выбором правильного ответа, назначение на карте, найти пару, кроссворд, сортировка по группам, пазл, сортировка картинок;

2) разработайте и продемонстрируйте фрагмент урока (в соответствии с профилем подготовки) с использованием интерактивных приложений.

Стоит отметить, что, наряду с лабораторными, выполнение студентами проектных заданий оказывает значительное влияние на формирование ИКТ-компетентности. Так, в рамках дисциплины «ИКТ и медиаинформационная грамотность» предлагается следующая тематика проектов, ориентированная на формирование компетенции УК-1:

  1. Выполните поиск информации по проблеме использования цифровых ресурсов в образовании. Проведите анализ различных подходов к ее решению. Составьте перечень ресурсов, которые могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности.
  2. Выполните подготовку к проведению опроса (анкетирования) по какой-либо проблеме. Определите цель опроса (анкетирования), его основные задачи. Составьте вопросы и задания для проведения опроса (анкетирования), возможные исходы для опрашиваемых в плане изменения отношения к поставленной проблеме.
  3. Выполните подготовку материалов для самопрезентации. Составьте план самопрезентации. Подготовить текст для интервью. Выполните подготовку текста и сценария для видеорезюме. Определите и составьте описание материалов, требуемых для прохождения собеседования.

Для формирования компетенции ОПК-2 обучающимся предлагается следующая тематика проектов:

  1. Выполните поиск медиаматериалов по учебным дисциплинам в соответствии с профилем подготовки. Проведите анализ и систематизацию медиаматериалов. Покажите, как найденные материалы могут быть использованы в будущей профессиональной деятельности.
  2. Создайте личное информационное пространство для размещения медиаконтента. Реализуйте сценарий видеорезюме. С использованием соответствующих сервисов создайте медиаматериалы, необходимые для прохождения собеседования. Разместите данные медиаматериалы в личном информационном пространстве.
  3. Организуйте мероприятие учебной (научно-исследовательской, воспитательной) направленности с использованием сервисов сети Интернет. Охарактеризуйте роль и место данного мероприятия в учебном процессе.

Получение и совершенствование профессиональных умений (коммуникативных и ИКТ-компетенций) и опыта профессиональной деятельности будущих педагогов осуществляется в ходе прохождения учебной (ознакомительной) практики, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом и относящейся к дисциплине «ИКТ и медиаинформационная грамотность».

Целью практики является формирование опыта подготовки документов профессиональной направленности с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также обретение положительного коммуникативного опыта, необходимого для осуществления разработки и апробации индивидуального (группового) проектного задания.

Вышеперечисленные виды учебной деятельности студентов в совокупности позволяют сформировать ИКТ-компетентность. Основные показатели ее сформированности представлены в таблице 2.

Показатели сформированности ИКТ-компетентности студентов

педагогического вуза

Уровень сформированности

Характеристики компетенций

Повышенный

Знает и понимает теоретическое содержание дисциплины; творчески использует ресурсы (технологии, средства) для решения профессиональных задач; владеет навыками решения практических задач

Базовый

Знает и понимает теоретическое содержание дисциплины; в достаточной степени сформированы умения применять на практике и переносить из одной научной области в другую теоретические знания; умения и навыки демонстрируются в учебной и практической деятельности; имеет навыки оценивания собственных достижений; умеет определять проблемы и потребности в конкретной области профессиональной деятельности

Пороговый

Понимает теоретическое содержание дисциплины; имеет представление о проблемах, процессах, явлениях; знаком с терминологией, сущностью, характеристиками изучаемых явлений; демонстрирует практические умения применения знаний в конкретных ситуациях профессиональной деятельности

Ниже порогового

Допускает пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не способен продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине

 

Уровень сформированности компетенций является количественной характеристикой подготовленности студента и определяется по шестибалльной системе – от 0 до 5:

  1. Ниже порогового (компетенция не сформирована) – 0 баллов – «неудовлетворительно» / «не зачтено».
  2. Пороговый уровень – 1-2 балла – «удовлетворительно» / «зачтено».
  3. Базовый уровень – 3-4 балла – «хорошо» / «зачтено».
  4. Повышенный уровень – 5 баллов – «отлично» / «зачтено».

При оценке уровня сформированности ИКТ-компетентности также оцениваются качество выполнения учебных заданий, степень самостоятельности, умение анализировать и ретранслировать информацию, умение создавать собственные информационные продукты.

Выводы

Таким образом, изучение дисциплин «Информационные технологии в образовании» и «ИКТ и медиаинформационная грамотность» в достаточном объеме обеспечивает формирование общепользовательской, общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентностей. Высокий уровень сформированности данных компетенций становится гарантией их востребованности и успешности в педагогической деятельности. Содержание ИКТ-компетентности педагога является динамичным и зависит от уровня развития информационных технологий. Поэтому будущий педагог должен научиться самостоятельно осваивать специализированные технологии и ресурсы того или иного учебного предмета, а также быть готовым к их эффективному внедрению в образовательную деятельность.


Библиографическая ссылка

Тагаева Е.А., Бакулина Е.А., Бакаева О.А., Каско Ж.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29531 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674