Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Семёнова Г.И. 1 Семкина В.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Основные задачи этнопедагогики направлены на исследование традиционной культуры народов России. У некоторых народов (ханты, манси, ненцы) по сей день сохранились национальные игры и соревнования. Так, регулярно проводятся соревнования по северному многоборью. У народов Севера и Урала сохранились национальные виды борьбы. Одной из традиционных русских народных игр является лапта. Ее разновидности изучались Печняком В.А., были выявлены десятки видов игр с палками. К сожалению, многие состязания и игры забываются и не культивируются у молодежи. Вместе с тем в них заложены большие возможности для формирования патриотизма, сохранения народной культуры. В педагогике всегда уделялось внимание формированию духовно-нравственных ценностей. В наше время, в век глобализации, зависимости от Интернета, эпоху гаджетов, требуется поиск новых подходов к формированию этих качеств молодежи. В статье представлены результаты исследования решения данной проблемы. Опрос студентов показал слабую информированность молодежи о традиционных видах спорта и состязаниях народов Севера и Урала. При этом анализ ситуации возрождения этнокультуры показал, что имеются положительные примеры в этом контексте. В Свердловской области уже 15 лет существует федерация лапты, казачество Урала проводит игры и состязания с саблями, борьбой на поясах и т.д. Одним из путей возрождения национальных игр и видов спорта, на наш взгляд, является проведение массовых мероприятий с целью популяризации этнокультуры. Этнофестиваль, проведенный в рамках проекта молодежных инициатив, показал, что у молодежи имеется определенный интерес к национальной культуре и этническим состязаниям. Представляется, что регулярное проведение подобных мероприятий не только позволит возродить забытые игры и состязания, но и будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей у современной молодежи.
этнопедагогика
народные игры
национальные виды спорта
духовно-нравственные ценности
этнофестиваль
молодёжь
1. Мартынова Е.П., Новикова Н.И. Тазовские ненцы в условиях нефтегазового освоения: Этнологическая экспертиза 2011 г. М., 2012. 132 с.
2. Головнёв А.В., Белобородов С.А., Перевалова Е.В. ЭтноЭкспедиция «Урал-2011» // Уральский исторический вестник. 2011. № 4 (33). С. 131–135.
3. Белоруссова С.Ю., Калугина М.С., Курлаев А.Е., Палкин А.С. ЭтноЭкспедиция «Урал-2012» // Уральский исторический вестник. 2012. № 4 (37). С. 138–143.
4. Абрамов И.В., Киссер Т.С., Печняк В.А. ЭтноЭкспедиция "УРАЛ-2013" // Уральский исторический вестник. 2013. № 4 (41). С. 145-149.
5. Прокопенко В.И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов севера российской федерации // Теория и практика физической культуры. 2012. № 7. С. 12-16.
6. Кривуля А.Н., Семёнова Г.И. Учет образа жизни коренных народов Севера при разработке программ по физической культуре. Екатеринбург: изд-во Уральского государственного университета, 2000. С. 8-9.
7. Головина С.Ю. Взаимосвязь физического и духовного воспитания в традиции обских угров (ханты, манси) // Физическая культура и спорт в условиях модернизации образования современного общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2010. С. 210-211.
8. Булатова Н.Д. Этнопедагогика как ценность и условие формирования ценностных ориентаций у будущих специалистов в области культуры и образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. №1(20). С. 188-190.
9. Казначеев С.В., Ципцина Н.Н., Легирь Г.Г. Этнопедагогика сегодня – возможный путь развития // Научный потенциал. 2013. № 4. С. 57-65.
10. Семкина В.И., Семёнова Г.И. Этнопедагогические основы развития сельского спорта // Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире: материалы XXI российской научно-практической конференции (с международным участием). Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. С. 908-911.
11. Всемирные Игры Кочевников 2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.worldnomadgames.com/ru/ (11.12.2019).

Вопросам сохранения и возрождения национальной культуры, традиций, самобытности народов России уделялось и уделяется достаточно большое внимание педагогов, историков, этнографов и специалистов в области культуры. На Урале и в Сибири проживает большое количество людей различных национальностей. Исследованию их культурного наследия посвящены работы таких ученых, как Е.П. Мартынова [1], А.В. Головнев, С.Ю. Белоруссова, В.А. Печняк и др. [2-4]. Их исследования в основном касаются культурного наследия в области быта, трудовой деятельности, архитектуры и пр. В некоторой степени они касаются и сферы физической культуры, национальных игр, состязаний и видов спорта. В большей степени этих вопросов касаются исследования В.И. Прокопенко, А.Н. Кривули [5; 6].  Как отмечают в своих работах эти авторы, жизнь в суровых климатических условиях Крайнего Севера предъявляет жесткие требования к его обитателям. Народы Севера старались воспитывать подрастающее поколение физически и психически закаленным, сильным и смелым, ловким и выносливым, хорошо владеющим традиционными видами промыслов. Основой педагогического процесса в прошлые века было физическое и трудовое воспитание. Без этого невозможно подготовить ребенка к полноценной жизни в суровых условиях Урала и Крайнего Севера. У каждого из 26 народов Крайнего Севера (в том числе у ненцев, ханты и манси) традиционно была своя система физического воспитания. Основанная в первую очередь на закаливании организма, она комплексно воздействовала на человека. Основными средствами физического воспитания северных народов были народные игры, единоборства, самобытные физические упражнения, традиционные состязания. К сожалению, в годы советской власти эта система физического воспитания отвергалась.

Сегодня вопрос о благотворном влиянии физической культуры и спорта на активную и продолжительную деятельность человека во всех его сферах не является дискуссионным. Народы Урала и Севера достаточно успешно решали задачи воспитательного, образовательного и оздоровительного характера традиционной физической культурой. Она давала человеку, проживающему на данных территориях, прежде всего закалку, высокую физкультурно-спортивную и профессионально-прикладную подготовку. Со временем, на основе самостоятельной трудовой деятельности, зародились национальные виды спорта народов Севера. Именно в них представители северных народов могли состязаться в силе, ловкости, выносливости, реализуя тем самым потребность приобщения к национальной культуре.

Исследование проблемы развития образования в Западной Сибири, в частности физического воспитания, показывает, что организация и проведение уроков физической культуры в национальных школах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов до 1996 года не учитывали исторический опыт традиционного физического воспитания коренных народов Севера. Первая экспериментальная программа по физической культуре для коренных народов Севера была разработана В.И. Прокопенко, В.В. Прокопенко и Н.В. Самолововой («Комплексная национальная программа по физическому воспитанию для учащихся начальной школы (ханты, лесные ненцы)». Программа преломляет в себе национально-региональный компонент, опираясь на базовый государственный стандарт (федеральный компонент) по предмету «Физическая культура». При этом следует подчеркнуть, что уроки физической культуры в программе насыщены традиционными национальными играми и состязаниями.

Разработанная в начале XXI века авторская программа (автор А.Н. Кривуля) по физической культуре с учетом национально-регионального компонента для начальных классов национальных школ Ханты-Мансийского автономного округа также состояла из двух частей: базовой и вариативной. В вариативной части предпочтение отдается национальным видам спорта, традиционным национальным играм и состязаниям, самобытным упражнениям. Отличительной особенностью данной программы от программы В.И. Прокопенко является то, что впервые программа по физической культуре для начальных классов национальных школ округа основана на национальных видах спорта. Кроме того, в раздел «гимнастика» были включены элементы национального танца «Тулыглап», а в разделе «лыжная подготовка» один час в неделю отводится на обучение бегу на национальных (камусовых) лыжах.

Ранее однообразная, стандартная система образования не создавала условий для приобщения подрастающего поколения к материальной и духовной культуре родного народа, его традициям, не была заинтересована в формировании у учащихся этнического самосознания. В результате в Ханты-Мансийском автономном округе появились поколения, не знающие обычаи, традиции, историю и культуру своего народа. Наблюдается тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит забвение формировавшихся тысячелетиями нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, национального менталитета.

Физическое воспитание, не учитывающее традиции коренных народов, не только не способствовало улучшению физического состояния коренных жителей Севера, а, наоборот, значительно ухудшало его. Современное подрастающее поколение северных этносов не проходит той сложной «школы северной жизни», которую проходили их предки. Такое «окультуривание» коренных жителей Севера способствует в определенной мере и быстрому забвению ими своих многовековых культурных традиций, ведет к потере национального самосознания.

Очевидно, что авторская программа А.Н. Кривули направлена на гармоничное физическое развитие детей начальных классов национальных школ округа. Своеобразие данной программы заключается в том, что она способствует развитию современных национальных видов спорта, самовыражению учащихся ханты и манси через национальную физическую культуру, сохраняет самобытные традиции физического воспитания, повышает самосознание представителей малых народов Севера.

Как отмечает С.Ю. Головина, традиционно наблюдалась взаимосвязь физического и духовного воспитания у обских угров (ханты, манси) [7]. Жителям Крайнего Севера на протяжении веков приходилось решать много задач: как воспитать здоровое потомство, прокормить семью, сохранить здоровье и физические силы до старости, чтобы приносить пользу своему роду. Ключевое здесь слово «здоровье». Больной человек не сможет выжить в суровых климатических условиях, более того, он станет серьезной обузой для общества, в котором работать начинают уже с трехлетнего возраста. Именно поэтому физическому воспитанию северяне традиционно уделяли особое внимание. Для его реализации издавна существовала масса средств и методов. У обских угров широко была развита игровая культура, которая способствовала также закреплению трудовых навыков. В процессе игр и состязаний, трудовой деятельности оттачивалось мастерство промысловиков, закалялись тело и дух.

Таким образом, анализ литературы показал, что традиционное физическое воспитание на Урале и в Сибири способствовало не только физическому, но и духовно-нравственному развитию подрастающего поколения.

Булатова Н.Д. отмечает, что в настоящее время система российского образования лишена нравственных ориентиров как четко определенной системы ценностей и идеалов, по которой всегда строились воспитательный и образовательный процессы. Современные педагоги все чаще сталкиваются с трудностями, связанными с появлением новых ценностей и ценностных ориентаций, навязыванием западного стиля жизни и чуждых отечественной культуре ценностей [8].

При этом заложенные в традиционной культуре духовность и нравственность всегда выступали гарантами ведения населением здорового образа жизни и уважения к традициям. Казначеев С.В. и др. считают, что обряды, традиции, обычаи и сегодня, конечно, в измененной, отражающей существующую действительность, форме должны сопутствовать каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Они должны, как и прежде, духовно сплачивать народ, включив в себя общественные и государственные праздники [9].

Цель исследования – выявить возможности культурно-массовых мероприятий, таких как «Этнофестиваль», не только для возрождения этнических игр и состязаний, но и формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи.

Материал и методы исследования

Изучая этнопедагогические основы формирования духовно-нравственных ценностей современной молодежи, мы провели ряд исследований. С этой целью использовались такие методы исследования, как анализ научно-методической литературы, социологический опрос и математико-статистическая обработка полученных данных.

На базе института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета было проведено исследование, направленное на выявление осведомленности об этноспортивном движении у будущих педагогов по физической культуре и спортивных тренеров. Для выявления отношения студентов к этнопедагогике им был предложен анкетный тест, состоящий из 10 вопросов. В исследовании приняли участие 45 студентов, обучающихся на 3-4 курсах направления подготовки «Физическая культура» [10].

Для разрешения сложившейся социальной проблемы (низкая осведомленность студентов об этнопедагогике в целом, и национальных, народных, этнических видах спорта и состязаниях в частности) было принято решение провести на территории Уральского федерального университета фестиваль этнических видов спорта для всех желающих гостей и жителей города.

Основные преследуемые задачи данного фестиваля:

  1. Вовлечение в этноспортивное движение населения Екатеринбурга.
  2. Содействие научному и организационно-методическому обоснованию этноспортивного движения, видов этноспорта, традиционных игр и состязаний народов России.
  3. Популяризация, развитие и выведение на всероссийский уровень видов этноспорта, традиционных игр и состязаний народов России.
  4. Сохранение исторического культурного наследия и многообразия народов России в эпоху глобализации.

Таким образом, 8 декабря 2019 г. в городе Екатеринбург, на базе физкультурно-оздоровительного комплекса Уральского федерального университета, был проведен I городской спортивный праздник «ЭТНОфестиваль». Он проводился в рамках проекта молодежных инициатив благотворительного фонда по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина.

Был выигран денежный грант на проведение данного мероприятия. С целью популяризации российских народных видов спорта в рамках фестиваля были проведены мастер-классы для всех желающих по русской лапте, киле, фланкировке шашкой, подвижным национальным играм. Также были прочитаны две лекции, раскрывающие сущность и самобытность культуры многочисленных народов России, а именно по темам «Когда детям на Руси было жить хорошо?» и «Состязательная культура Урала: история и антропология».

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе социологического опроса студентов физкультурного вуза было выявлено, что 6 человек (всего 13%) слышали о проведении Всемирных игр кочевников [11], но 80% от всех опрошенных студентов, что составило 36 человек, не знали о существовании данного международного масштабного мероприятия. Всего 3 студента (7%) затруднились ответить на данный вопрос.

Студентам предлагалось поразмышлять о том, какие виды спорта могут быть включены в программу Всемирных игр кочевников. Данный вопрос вызвал у студентов сложности, большинство затруднились ответить.

На вопрос «Какие национальные виды спорта вы знаете?» респонденты также затруднились ответить, называли преимущественно футбол, легкую атлетику, баскетбол, волейбол, некоторые виды единоборств. Только 7 из опрошенных студентов назвали лапту, также 5 человек привели в пример гиревой спорт.

Анализ ответов на вопрос «Какие национальные игры Вы знаете?» также показал скромные познания студентов, так как респонденты отмечали преимущественно «салки» и «чай, чай – выручай», при этому упуская все многообразие подвижных игр.

Из результатов исследования можно сделать вывод о том, что студенты имеют слабое представление об этнических видах спорта и национальных играх. Многие виды спорта и игры забываются, теряется самобытность различных этнических групп населения России. При этом очевидно, что для будущих педагогов знания об этноспорте должны являться неотъемлемой частью компетенций и достойного уровня педагогической грамотности.

Разработка проекта «Этнофестиваль», подготовка данного культурно-массового мероприятия и его проведение явилось следующим этапом исследовательской деятельности. Так, 20 сентября на площадке конгресс-центра «Marins Park Hotel» прошел форум «Территория спортивных инициатив». Проект «Территория спортивных инициатив» реализовался с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках грантового конкурса форума был представлен и данный проект – городской спортивный праздник «ЭТНОфестиваль». По результатам конкурса проект получил грантовую поддержку для дальнейшего развития, а главным партнёром стал благотворительный фонд по поддержке спорта в Свердловской области А.В. Шипулина.

Мероприятие посетили 122 человека. Участники проявили высокий уровень заинтересованности, активное участие в мастер-классах и вовлеченность в процесс с высоким уровнем энтузиазма к участию в дальнейших мероприятиях этнического движения. Получено более 30 положительных отзывов. Для всех участников на протяжении всего мероприятия функционировали фотозона и фудкорт, работали фотографы и волонтеры, осуществлялась видеофиксация.

В рамках мероприятия были получены следующие качественные и количественные результаты:

  1. В рамках проекта была создана группа во «ВКонтакте» с охватом аудитории в 5887 просмотров основной записи сообщества.
  2. Мероприятие посетили 122 человека.
  3. Зафиксировано 21 упоминание основной записи сообщества в других сообществах во «ВКонтакте».
  4. Получено более 30 положительных отзывов от участников фестиваля.
  5. Выявлено позитивное отношение и интерес по отношению к национальным играм и видам спорта у населения.

Заключение

Изучение вопросов развития образования в целом, и физического воспитания в частности, в Сибири и на Урале показало, что у урало-сибирских народов накоплен богатый опыт развития национальных видов спорта и самобытных народных состязаний. Однако в ХХ веке национальные традиции стали утрачиваться. Это касается всех сторон этнокультурного наследия, в том числе и в сфере физической культуры и спорта. При этом анализ литературы показал, что приобщение к культурному наследию различных этнических групп может способствовать формированию духовно-нравственных ценностей и ценностных ориентаций подрастающего поколения.

Проведенное исследование показало, что необходимо возрождать этнические виды спорта и состязаний. Этому могут способствовать такие мероприятия, как проведенный «Этнофестиваль», в ходе которого можно знакомить современную молодежь с забытыми играми, состязаниями, видами спорта народов и национальностей родного края. Несомненно, это позволит повысить самосознание молодежи, что в свою очередь будет способствовать формированию духовно-нравственных ценностей современной молодежи.


Библиографическая ссылка

Семёнова Г.И., Семкина В.И. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29534 (дата обращения: 31.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074