Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В «ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНКУБАТОРЕ»

Жданко Т.А. 1 Ларионова Л.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
В статье актуализируется проблема формирования профессиональных ценностей студентов как данность, позволяющая в будущем осмысленно и целенаправленно выполнять профессиональную деятельность. Авторы представляют результаты педагогического эксперимента по формированию профессиональных ценностей студентов - будущих психологов в «Профессиональном инкубаторе». Авторы представляют «Профессиональный инкубатор» как систему, включающую разные организации. Эти организации находятся в составе вуза (СНО «Студенческий центр психологической помощи» кафедры психологии ИРНИТУ, АНО «Научно-исследовательский институт психологии», ООО «Психологическая школа ИРНИТУ», Лаборатория экспериментальной психодиагностики по цифровой графологии кафедры психологии ИРНИТУ) и также являются самостоятельными, с ними вуз сотрудничает на договорной основе (Психологическая служба ГУФСИН РФ по Иркутской области). В качестве приоритетных профессиональных ценностей студентов - будущих психологов авторами выделены: аутентичность, эмпатия, толерантность, безоценочность. В статье описываются 3 этапа педагогического эксперимента: 1-й - организующий - осуществлялся в 2011-2013 годах; 2-й - формирующий - 2013-2015 годы; 3-й - констатирующий - 2015-2017 годы. В ходе педагогического эксперимента для проверки сформированных профессиональных ценностей у студентов были использованы методики: «Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко», «Шкала аутентичности А.М. Вуда», «Шкала принятия других В. Фейя», «Опросник уровней эмпатии И.М. Юсупова». Результаты исследования проверяются методами математической статистики, используется t-критерий Стьюдента для проверки равенства значений сформированности профессиональных ценностей в контрольной и экспериментальной группах.
профессиональные ценности
аутентичность
эмпатия
толерантность
безоценочность
«профессиональный инкубатор»
1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70643472/ (дата обращения: 30.01.2020).
2. Андрюнина А.С. Формирование профессиональных ценностей у будущих педагогов. // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 205-214.
3. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 208 с.
4. Кибальник А.В. Формирование личностно-профессиональных ценностных ориентаций будущих социальных педагогов в условиях образовательной среды вуза // Социокультурные механизмы преемственности ценностей: материалы всерос. науч.-практ. конф.с междунар. участием (Иркутск, 16-17 ноября 2012 г.). М.: Культурная революция, 2012. С. 329-331.
5. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств школьных практических психологов: дис. ... канд. психол. наук. Кемерово, 1996. 152 с.
6. Скляренко И.С. Теория и практика формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений: дис… докт. пед. наук. Москва, 2011. 535 с.
7. Слободнюк Е.Г. Профессионально-ценностные ориентации как фактор становления личности будущего учителя: дис… канд. пед. наук. Магнитогорск. 2000. 192 с.
8. Тягунова О.А. Профессиональные ценности практического психолога как субъекта помогающей профессии // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 1. С. 105-113.
9. Ларионова Л.А., Жданко Т.А. Формирование профессиональных ценностей будущих психологов на базе деятельности студенческого центра психологической помощи (профессионального инкубатора) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. №5. С. 365-370.
10. Ларионова Л.А., Жданко Т.А. Профессиональные ценности: проблемное поле, интерпретация // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2017. №10. С. 100-106.

В современных условиях отношение субъекта к своей профессии как к ценности становится актуальным для изучения. Актуализируется проблема формирования профессиональных ценностей и трудоустройства по специальности в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (2014), где приводятся статистические данные о том, что около 37% молодых людей в России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и к профессиональной деятельности [1]. Эта негативная тенденция наблюдается на фоне доступности профессионального образования в Российской Федерации. Рынок образовательных услуг представлен широким спектром профессий, ежегодно их количество увеличивается. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда некоторые студенты, еще не закончив обучение в вузе, уверены, что не будут работать, по выбранной  специальности / направлению подготовки.

В исследовании нами выдвинуто предположение о том, что разочарование в профессии у студентов и нежелание работать по полученной в вузе специальности происходит из-за того, что не сформированы профессиональные ценности и профессия не является ценностью как таковой.

Проблема формирования профессиональных ценностей, ценностных ориентаций и установок рассматривалась разными исследователями в педагогике и психологии (А.С. Андрюнина [2], И.Ф. Исаев [3], А.В. Кибальник [4], А.В. Серый [5], И.С. Скляренко [6], Е.Г. Слободнюк [7], О.А. Тягунова [8] и др.).

Целью исследования является формирование профессиональных ценностей (аутентичности, эмпатии, толерантности, безоценочности) студентов - будущих психологов в «Профессиональном инкубаторе».

Для формирования профессиональных ценностей студентов - будущих психологов нами был создан «Профессиональный инкубатор». «Профессиональный инкубатор» как часть образовательного пространства вуза объединяет разные организации, взаимодействующие между собой. В этих организациях студенты под руководством практических психологов реализуют разнообразные формы работы (психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование), которые дают возможность формировать профессиональные ценности [9].

В педагогическом эксперименте были задействованы ресурсы организаций, входящих в «Профессиональный инкубатор» (человеческие, организационные, материальные, информационные и др.). Наличие разного рода ресурсов, взаимодействие с практическими психологами позволило наполнить «Профессиональный инкубатор» структурно и содержательно и организовать его функционирование в формате педагогического условия формирования профессиональных ценностей студентов.

В исследовании определена сущность «Профессионального инкубатора» - это структура, которая представляет собой часть образовательного пространства вуза, включает разные организации в составе вуза и взаимодействующие с вузом на договорной основе (СНО «Студенческий центр психологической помощи» кафедры психологии ИРНИТУ, АНО «Научно-исследовательский институт психологии», ООО «Психологическая школа ИРНИТУ», Лаборатория экспериментальной психодиагностики по цифровой графологии кафедры психологии ИРНИТУ, Психологическая служба ГУФСИН РФ по Иркутской области), в которых студенты - будущие психологи (направление подготовки 37.03.03 «Психология») получают опыт профессиональной деятельности. При этом конструктивное взаимодействие осуществляется в триаде: практический психолог – преподаватель вуза – студент. В «Профессиональном инкубаторе» студенты осуществляют практическую деятельность по психопрофилактике, психокоррекции и психологическому консультированию на разных уровнях профессиональной ответственности [10]. Участие в различных видах профессиональной деятельности позволяет студентам осознать ценность профессии практического психолога.

И.Ф. Исаев считает, что такие категории, как «ценность», «ценностные ориентации» и «профессиональные ценности», способны обеспечить целостность профессионального мировоззрения и его устойчивость [3]. А.В. Кибальник определяет профессиональные ценностные ориентации как базовую характеристику личности, необходимую будущему специалисту [4]. А.С. Андрюнина, проводя факторный анализ процесса формирования системы ценностей человека, выделяет в качестве одного из существенных факторов - профессиональную деятельность [2].

В результате проведенного опроса среди студентов и преподавателей ФГБОУ ВО «ИГУ», ФГБОУ ВО «ИРНИТУ», а также психологов-практиков выявлено, что проблема формирования профессиональных ценностей является актуальной, 75% респондентов указали на необходимость формирования профессиональных ценностей именно в процессе обучения.

Нами был организован педагогический эксперимент, который проходил в три этапа (1-й - организующий этап - 2011-2013 гг.; 2-й - формирующий этап - 2013-2015 гг.; 3-й - констатирующий этап - 2015-2017 гг.).

На первом, организующем, этапе педагогического эксперимента на основе анализа научных исследований (М. Рокич, Д. Бьюдженталь, К. Роджерс, Р. Мэй, Р. Кочюнас, Л.В. Баева и др.) было выделено более десяти характеристик, которые исследователи отнесли к профессиональным ценностям психолога. Перечень выделенных профессиональных ценностей послужил основой для проведения анкетирования студентов, преподавателей, практических психологов.

В проведенном нами анкетировании приняли участие 63 студента - будущих психолога, 25 преподавателей вузов, осуществляющих профессиональную подготовку студентов, и 54 практических психолога, общее количество респондентов – 142. Из всего спектра предложенных профессиональных ценностей психолога 93 респондента выделили как важные профессиональные ценности: толерантность, эмпатию, аутентичность и безоценочность [10]. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов проведенного анкетирования профессиональные ценности: толерантность, эмпатия, аутентичность, и безоценочность - выделены в качестве приоритетных, поскольку именно эти качества позволяют психологу осуществлять профессиональную деятельность.

В качестве диагностического инструментария использовались: «Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко», «Опросник уровней эмпатии И.М. Юсупова», «Шкала аутентичности А.М. Вуда», «Шкала принятия других В. Фейя».

По выбранным методикам мы проводили три замера на каждом этапе педагогического эксперимента (в том числе и на втором, формирующем, этапе педагогического эксперимента), в экспериментальной группе (далее по тексту - ЭГ) и контрольной группе (далее по тексту - КГ) испытуемых. Всего в педагогическом эксперименте приняли участие 164 человека. В ЭГ - 89 человек, это студенты - будущие психологи, которые принимали участие в деятельности «Профессионального инкубатора»; в КГ - 75 человек, сюда вошли студенты - будущие психологи, которые не были включены в деятельность в «Профессиональном инкубаторе».

Для проверки равенства значений в ЭГ и КГ и выявления динамики сформированности профессиональных ценностей (эмпатии, толерантности, безоценочности, аутентичности) использовался t-критерий Стьюдента. Результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, представлены в таблицах 1-6.

Таблица 1

Сравнение уровней значимости различий сформированности эмпатии между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

17, 9

5,2

8 - 31

0,44

нет

КГ (75)

18, 3

6,4

15 - 36

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

35,1

7,3

21 - 64

10

0, 1%

КГ (75)

21,8

9,6

15 - 48

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

46,2

10,5

37 - 86

4,14

0,1%

КГ (75)

37,1

16,4

20 - 60

 

 

 

Наглядно представлено (таблица 1), что при 1-м замере у студентов ЭГ и КГ нет разницы в уровнях сформированности эмпатии, во 2-м и 3-м замерах у студентов ЭГ и КГ разница на значительном уровне (0,1%). Это показывает рост эмпатии у студентов ЭГ при включении их в различные виды деятельности в «Профессиональном инкубаторе». У студентов КГ динамика эмпатии ниже в сравнении со студентами ЭГ.

Таблица 2

Сравнение уровней значимости различий сформированности толерантности между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

97,4

10,8

86 -126

1,87

нет

КГ (75)

93,6

14,5

78 - 119

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

78,8

15,5

47 - 101

2,72

1%

КГ (75)

86,4

19, 6

69 - 120

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

70,9

14,6

36 - 83

3,73

0,1%

КГ (75)

81,8

23,4

45 - 100

 

 

 

Из таблицы 2 можно видеть значимую разницу результатов сформированности толерантности между ЭГ и КГ после 2-го замера (1%) и после 3-го замера (0,1%). Аналогично эмпатии толерантность у студентов ЭГ повышается с момента включения студентов в активную профессиональную деятельность.

Таблица 3

Сравнение уровней значимости различий принятия между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

26,4

7,8

15 - 46

1,83

нет

КГ (75)

24,1

8,2

23 - 46

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

43,1

8,8

20 - 66

6,7

0,1%

КГ (75)

29,7

15,3

20 - 45

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

49,4

7,2

30 - 62

6,68

0,1%

КГ (75)

36,7

15,1

30 - 48

 

 

    

Результаты сравнения уровня значимости сформированности принятия других у студентов ЭГ и КГ представлены в таблице 3. По результатам 1-го замера различий между ЭГ и КГ нет, а по результатам 2-го и 3-го замеров различия определяются на значимом уровне (0,1%). Отмечается, что динамика толерантности после 2-го замера выше, чем уровень сформированности принятия других. Это говорит о том, что студентам проявлять толерантность удаётся лучше, нежели принимать другого безоценочно.

Результаты по методике «Шкала аутентичности А.М. Вуда» представлены в таблицах 4, 5 и 6, мы рассмотрели результаты каждой субшкалы (аутентичность, независимость от мнения окружающих, самопринятие) отдельно.

Таблица 4

Сравнение уровней значимости различий аутентичности между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

17,6

3,2

12 - 24

0,94

нет

КГ (75)

18,1

3,5

10 - 24

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

18,7

2,9

10 - 26

0,16

нет

КГ (75)

18,5

2,8

12 - 24

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

23,6

2,3

16 - 28

8,75

0,1%

КГ (75)

19,4

3,6

12 - 24

 

 

  

Динамику уровней значимости различий аутентичности у студентов в ЭГ и КГ мы видим только после 3-го замера (0,1%). Это характеризует тот факт, что студентам трудно воспринимать свой внутренний опыт как подлинный.

Таблица 5

Сравнение уровней значимости различий независимости от мнения окружающих между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

10,9

4,1

7 – 16

 

нет

КГ (75)

11,1

3,9

8 - 18

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

12,1

3,5

8 - 18

3,57

0,1%

КГ (75)

11,3

3,8

8 - 18

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

14,6

2,1

12 - 24

4,68

0,1%

КГ (75)

12,5

3,6

8 - 20

 

 

  

Из таблицы 5 видно, что динамика независимости от мнения окружающих у студентов в ЭГ и КГ диагностируется уже после 2-го замера. Уровень значимости различий сформированности составляет - 0,1%.      

Таблица 6

Сравнение уровней значимости различий самопринятия между ЭГ и КГ

1-й замер

 

Хср

 

σ

Разброс

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

ЭГ (89)

9,7

2,0

6 - 14

0,59

нет

КГ (75)

9,9

2,3

6 - 16

 

 

2-й замер

ЭГ (89)

9,5

2,1

6 – 14

1,71

5%

КГ (75)

10,1

2,3

6 - 14

 

 

3-й замер

ЭГ (89)

14,0

2,1

10 - 20

5,75

0,1%

КГ (75)

11,8

2,7

7 - 18

 

 

  

Динамика самопринятия у студентов ЭГ наблюдается после 2-го замера, но значимая разница (0,1%) видна только после 3-го замера.

На 3-м, констатирующем, этапе педагогического эксперимента были проведены окончательные замеры по всем методикам, а также сравнены все полученные результаты. Мы отобразили усредненные результаты, полученные по 3 замерам в ЭГ и КГ. Начальный замер нам показывает, что оценка профессиональных ценностей (эмпатии, толерантности, безоценочности, аутентичности) в начале обучения в обеих группах имеет низкий уровень. Это указывает на необходимость формирования профессиональных ценностей студентов-первокурсников.

Представленные выше результаты обусловили включение студентов ЭГ в различные виды деятельности (психопрофилактика, психокоррекция, психологическое консультирование) в «Профессиональном инкубаторе» начиная с 1-го курса. Эта деятельность осуществлялась под руководством преподавателей кафедры и практических психологов.

В процессе психопрофилактики студенты учились соответствовать своему внутреннему опыту, стремились доводить информацию до аудитории с учетом их восприятия и особенностей. В ходе психологического консультирования студенты проявляли эмпатию, это помогало понять проблемы консультируемого. Проявление аутентичности позволяло студентам конструировать эффективный сеттинг, т.е. принимать клиента таким, какой он есть, и выстраивать оптимальные инструментальные отношения. Проводя психокоррекцию с опорой на толерантность и безоценочность, студенты разрабатывали тактики рационального использования личных ресурсов клиента, посредством проявления эмпатии и аутентичности выстраивали оптимальное взаимодействие с клиентом.

Такая работа через два года позволила увидеть разницу в формировании профессиональных ценностей (эмпатии, толерантности, безоценочности, аутентичности) в ЭГ и КГ. В ЭГ уровень сформированности профессиональных ценностей вырос от низкого до среднего, а в КГ вырос незначительно, так и остался на низком уровне (см. результаты 2-го замера в таблицах 1-6).

После третьего замера (через 2 года) уровень профессиональных ценностей изменился в обеих группах.

В ЭГ у части студентов эмпатия, толерантность, безоценочность, аутентичность оказались на верхней границе нормального уровня, а также появились студенты, у которых эти ценности изменились значительно (высокий уровень). В количественном выражении это выглядит так: из 89 человек в ЭГ стали иметь высокий уровень эмпатии - 24 человека, высокий уровень толерантности - 35 человек, высокий уровень безоценочности - 12 человек, высокий уровень аутентичности - 35 человек.

В КГ – из 75 человек стали иметь высокий уровень эмпатии - 0 человек, высокий уровень толерантности - 2 человека, высокий уровень безоценочности - 0 человек, высокий уровень аутентичности - 2 человека). Все остальные показатели в КГ оказались на нижней границе нормального уровня (см. результаты 3-го замера в таблицах 1-6).

Таким образом, в ходе педагогического эксперимента, организованного в «Профессиональном инкубаторе», доказана эффективность формирования профессиональных ценностей (эмпатия, толерантность, безоценочность, аутентичность) студентов - будущих психологов. Положительная динамика обусловлена включением студентов в деятельность по основным направлениям работы психолога: психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию.

Использование «Профессионального инкубатора» как педагогического условия в образовательном пространстве вуза позволяет интенсифицировать процесс формирования профессиональных ценностей у студентов - будущих психологов.

Сформированные профессиональные ценности и восприятие своей профессии как ценности позволяют студенту - будущему психологу осмысленно и целенаправленно выполнять свою профессиональную деятельность в будущем.


Библиографическая ссылка

Жданко Т.А., Ларионова Л.А. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В «ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИНКУБАТОРЕ» // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29563 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674