Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Терентьева И.А. 1 Никитина Т.А. 1
1 ФГБОУВО Оренбургский государственный университет
Статья посвящена проблеме формирования человеческого капитала в высшем учебном заведении и социально-воспитательной работе как фактору, влияющему на его развитие. В статье социально-воспитательная работа в высшем учебном заведении определяется как деятельность по формированию морально-нравственных качеств личности молодого человека, приобретению социальных практик, что, на наш взгляд, в современной социальной действительности является необходимым составляющим в содержании понятия «человеческий капитал». Авторами обоснована методологическая основа выстраивания социально-воспитательной работы высшего учебного заведения (подходы и принципы), определен комплекс условий, при которых процесс развития человеческого капитала будет эффективным: создание социокультурной среды, способствующей формированию системы ценностей; создание дополнительных условий для учебной деятельности, самореализации на основе традиций высшего учебного заведения; вовлечение обучающихся в различные виды социально значимой деятельности (познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, творческую), способствующее комфортному вхождению в систему со¬циальных отношений, расширяющее кругозор, формирующее адекватное отношение к миру, человеку, профессии, приобретению социальных практик; развитие мотивационной сферы. Проведенный анализ показал, что реализация социально-воспитательной работы в высшем учебном заведении способствует формированию морально-нравственных качеств личности, таких как: сострадание, милосердие, эмпатия, альтруизм, ответственное отношение к социуму, ценностное отношение к социально значимой деятельности; приобретению полезных социальных практик, способствующих началу успешного профессионального пути. Волонтерство в социальной воспитательной работе занимает приоритетное направление и является деятельностью по выбору жизненного пути молодого человека, его профессионального становления, служит для накопления жизненного опыта и необходимых навыков, привлекательных для потенциальных работодателей.
социально-воспитательная работа
человеческий капитал
высшее учебное заведение
студент
качества личности
1. Тактарова С.В. Управление формированием человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики. М.: Русайнс, 2017. 214 с.
2. Аникин В.А. Человеческий капитал: становлении концепции и основные транктовки // Экономическая социология. 2017. № 4. Т.8 URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2017/10/02/1158955771/ecsoc_t18_n4.pdf#1 (дата обращения: 03.04.2020).
3. Паршина Н.В. Человеческий капитал: сущность, содержание, особенности // Мир современной науки. 2013. №3 (18). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovecheskiy-kapital-suschnost-soderzhanie-osobennosti (дата обращения: 01.04.2020).
4. Клещева Ю.С. О взаимосвязи ценностных ориентаций общества с качеством жизни, человеческим капиталом и мотивацией к высокопроизводительному труду предпринимателей России // Финансы и кредит. 2019. Т. 25, вып. 5. С. 1033-1042.
5. Коростелкина И.А. Оценка факторов, формирующих человеческий капитал: инвестиции цифровой экономики // Управленческий учет, 2019. № 11. С. 43-55.
6. Царегородцев Ю.Н. Образование как основа формирования человеческого потенциала и человеческого капитала // Социальная политика и социальное партнерство. 2019. № 1. С. 12-20.
7. Ильина Е.Г. Малые инновационные структуры вузов в системе профессиональной подготовки кадров: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Москва, 2009. 22 с.
8. Мосиенко Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: автореф. дис. … докт. пед. наук. Оренбург, 2012. 44 с.
9. Qurambayev A. Education of a generation with high spirituality, morality and perfection-the demand of the era // Экономика и социум. 2019. № 4(59). С. 76-78.
10. Кирьякова, А. В. Аксиология креативности. Оренбург: Университет, 2014. 232 с.
11. Программа развития социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/official/program_svr_2017-2022.pdf (дата обращения: 25.03.2020).
12. Концепция социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете на 2017-2022 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/official/concept_svr_2017-2022.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

В условиях формирования инновационной экономики человеческий капитал является главной движущий силой развития общества. Знания, инновации, информационные системы, технологии становятся востребованными в новых условиях. Человеческий капитал сегодня – фактор социального развития. В новой реальности социальная деятельность становится фактором, развивающим человеческий капитал, повышающим его эффективность.

Основные положения теории «человеческого капитала», разработанные экономистами (Г. Беккером, У. Боуэном, Э. Денисоном, Т. Шульем и др.), включают материализованные в человеке знания, общие и специальные, его способность к производительному труду [1].

По мнению ученых, содержательными компонентами данного понятия являются знания, способности, дарования, что применяется в общественной деятельности. Также важным элементом является мотивация [2, 3]. 

По мнению исследователей, изменения в экономиках развитых стран приводили к развитию теории человеческого капитала и расширению индикаторов этого понятия [4, 5]. 

Образование является важным социальным институтом и инвестицией в человеческий капитал [6]. В условиях глобальных вызовов современности актуализируется проблема поиска новых форм социально-воспитательной работы, способствующих развитию личности, комфортному вхождению в социокультурное пространство, рынок труда, что, на наш взгляд, послужит фактором развития человеческого капитала. В инновационном университете необходимо решать задачи, обусловленные изменениями в экономике, политике и других сферах общественной жизни. Инновационный университет не только предоставляет возможность для профессионального становления личности, но и способствует включению в поликультурное пространство социума через творчество, социально значимую деятельность, самореализацию, ответственность за деятельность, направленную на благо и созидание [7–9].

Цель статьи – описание комплекса условий социально-воспитательной работы высшего учебного заведения, способствующей развитию человеческого капитала региона.

Материалы и методы исследования

Объект исследования: человеческий капитал высших учебных заведений (на примере ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»).

Предмет исследования: социально-воспитательная работа в высшем учебном заведении (Оренбургском государственном университете).

Материалы и методы: изучение теоретико-методологических подходов социально-воспитательной работы, анализ научной литературы, локальных нормативно-правовых документов Оренбургского государственного университета, метод наблюдения, анализ деятельности по выстраиванию социально-воспитательной работы университета, анализ приобретенных социальных практик, социального опыта студентов университета в социально значимой деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Модернизация образования в Российской Федерации ставит задачи по обновлению системы работы со студенческой молодежью в современном университете, поиску новых педагогических условий, способствующих формированию эффективного человеческого каптала с учетом вызовов современности. На наш взгляд, в процессе развития человеческого капитала необходимо учитывать морально-нравственную составляющую. И здесь, безусловно, большая роль отводится воспитательной работе.

Принципиальное значение в практике функционирования высшего учебного заведения приобретают поиск образовательного пространства для самореализации обучающихся, обеспечение их равными возможностями на основе лучших традиций университета.

Процесс развития человеческого капитала в высшем учебном заведении будет эффективным при реализации комплекса условий, таких как:

  • создание социокультурной среды, способствующей формированию системы ценностей;
  • создание дополнительных условий для учебной деятельности, самореализации на основе традиций высшего учебного заведения;
  • вовлечение обучающихся в различные виды социально значимой деятельности (познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, творческую деятельность), способствующие комфортному вхождению в систему со­циальных отношений, расширяющие кругозор, формирующие адекватное отношение к миру, человеку, профессии;
  • развитие мотивационной сферы.

Основными методологическими подходами к организации социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете являются: гуманистический (определяет отношение к личности обучающегося как абсолютной ценности, подход ориентирует на равные возможности в получении образования); системный (университет – сложная саморазвивающаяся социально-педагогическая система); личностно-деятельностный (системообразующей основой являются личность, ее деятельность и развитие); социализирующий (социально-воспитательная деятельность – открытая, многомерная система); аксиологический подход (социально-воспитательная деятельность – процесс принятия новых ценностей); этнопедагогический подход (Оренбуржье – многонациональный регион, социально-воспитательная работа должна быть выстроена на основе единства общечеловеческого, национального и индивидуального); компетентностный подход (формирование компетенций, способствующих комфортному вхождению в систему социальных отношений) [10].

Социально-воспитательная деятельность реализуется на основе следующих принципов:

  • принципа гуманизма;
  • принципа индивидуализации воспитания;
  • принципа единства, целостности и взаимосвязи всех компонентов социально-воспитательной работы в университете;
  • принципа целенаправленности воспитания;
  • принципа корпоративности (актуализация у обучающихся ценностей и традиций университета, выстраивание деятельности на основе ценностей и традиций, мотивация на достижение успеха, ответственность за дела и поступки, высокая мобильность и конкурентоспособность);
  • принципа гармонизации общечеловеческих и национальных ценностей в воспитании;
  • принципа толерантности;
  • принципа приоритета превентивных мер в социально-воспитательной работе;
  • принципа приоритета проектных технологий в социально-воспитательной работе;
  • принципа формирования событийного воспитательного пространства университета (жизненные перспективы и смыслы создаются в творческой деятельности на основе гуманистических ценностей) [11].

Социокультурная среда высшего учебного заведения является важным компонентом в комплексе условий, создающих человеческий капитал.

В Оренбургском государственном университете накоплен опыт функционирования социокультурной среды, формирующей систему ценностей студента, обеспечивающей развитие личности, внутренней культуры студента, расширяющей его кругозор.

В университете создана и успешно функционирует социальная инфраструктура, представленная учебно-спортивным комплексом, домом культуры, центром дополнительного образования, музеем истории, центром добровольчества, штабом студенческих отрядов, студенческим советом. Цель разветвленной инфраструктуры университета – создание условий для удовлетворения потребностей в спорте, самореализации в художественной самодеятельности, для становления лидерских качеств.

В Оренбургском государственном университете работает волонтерская площадка, объединяющая студентов, осуществляющих благотворительную деятельность.

Волонтерская деятельность студентов университета представлена различными формами – от взаимопомощи и самопомощи до официального предоставления услуг, осуществляющихся добровольно в социально значимой деятельности без расчета на денежное вознаграждение. Гражданское участие студента способствует формированию активной гражданской позиции, формирует моральные качества личности: эмпатию, сострадание, чувство долга, милосердие, доброту [12].

На фоне современной социальной действительности мы можем наблюдать, с одной стороны, объективную потребность благотворительных организаций в добровольческой деятельности (организации создают вакантные места), с другой – формируется добровольческий корпус волонтеров, поддерживающих организации, согласные принимать участие в безвозмездном труде во благо нуждающихся.

Волонтерская деятельность – одно из приоритетных направлений в воспитательной системе Оренбургского государственного университета. Волонтерское движение в ОГУ вносит значительный вклад в развитие добровольчества Оренбургской области.

Преподаватели совместно со студентами разрабатывают и реализуют волонтерские проекты, участвуют в благотворительности и развивают другие формы добровольчества.

Наиболее успешно в университете развиваются социальное направление (помощь детским домам, домам инвалидов, пожилым людям, организация и проведение культурно-массовых мероприятий и мероприятий интеллектуальной направленности для подростков, студентов с привлечением интернет-ресурсов, инфраструктуры университета (проект «Интеллектуальное кафе», выставки, конкурсы, олимпиады и др.)); физкультурно-спортивное направление (основные виды деятельности: превентивная работа по принципу: равный – равному, просветительская деятельность, организация и участие в спортивно-массовых мероприятиях). Основными формами работы являются профилактика здорового и безопасного образа жизни, профилактика курения, алкоголизма, наркомании, координация деятельности с организациями (государственными, общественными и т.п.), реализующими проекты в области спортивного волонтерства); экологическое направление реализуется в проектной деятельности (студенты принимают активное участие в озеленении и сезонной уборке территорий, оказывают помощь птицам и бездомным животным, работают в приютах для животных (реализация проектов «Поможем тем, у кого лапки». Руководитель проекта – Жаплова Татьяна Михайловна, доктор филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики), участвуют в ежегодной акции «Дорогою добра», посвященной международному дню защиты животных); добровольно участвуют в экологических акциях (очищение реки Урал, уборка территории в Зауральной роще и др.); участвуют в акциях по сдаче крови в донорских проектах, популяризации донорства среди молодежи; гражданско-патриотическое направление реализуется посредством участия волонтеров в восстановлении воинских захоронений, помощи в реставрации памятников культуры и др.

Добровольческая деятельность для студента – это не только участие в социально значимой деятельности, альтруизм, самореализация, но и приобретение навыков, опыта, новых знаний, установление личных контактов, путь к оплачиваемой работе в будущем, это возможность зарекомендовать себя как ответственного, работоспособного гражданина, эффективно распоряжающегося своими способностями к труду, что привлекательно для потенциальных работодателей.

Учебная деятельность высшего учебного заведения дополняется обширными дополнительными образовательными программами, участием в проектах, конкурсах.

Оренбургский государственный университет вошел в консорциум университетов шести стран, получивших грант программы Евросоюза «Эразмус+» по направлению КА2 на реализацию проекта «От университета к рынку труда 21-го века: шаг навстречу трудоустройству».

Проект в рамках направления КА2 предусматривает обмен опытом университетов разных стран в целях развития потенциала высшего образования. В нем принимают участие университеты Испании, Австрии, Франции, Республик Беларусь и Азербайджан, российские вузы: МГУ, ОГУ, Сибирский федеральный университет, Альметьевский государственный нефтяной институт.

Университет активно участвует в проектах, являющихся инновационными механизмами по взаимодействию образовательной организации с работодателями: проекте «Профстажировка 2.0» (успешное выполнение студентом кейс-заданий потенциальных работодателей является своеобразным лифтом мобильности по реализации своих знаний, умений и навыков в наиболее привлекательной сфере деятельности); участвует в конкурсах (Всероссийский конкурс молодых профессионалов «Контур.Старт!», предоставляющий возможность студентам проверить знания в предпринимательстве, гостиничном бизнесе или бухгалтерии, решить реальные сценарии и кейсы в веб-сервисах); организует прохождение практик на предприятиях разных направлений и др. 110 студентов ОГУ вышли в финал образовательной олимпиады «Я – профессионал», реализуемой при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

За последние годы (2015–2020 гг.) региональным центром содействия трудоустройству и адаптации к рынку выпускников образовательных учреждений Оренбургской области было реализовано более 100 проектов. 

Заключение. В условиях современного развития экономики и образования как ее движущей силы, важного ресурса социально-воспитательная работа является фактором развития человеческого капитала.

В результате реализации комплекса условий по выстраиванию социально-воспитательной работы в Оренбургском государственном университете были достигнуты значительные результаты:

  • совершенствование нормативно-правовой базы по выстраиванию социально-воспитательной работы в университете;
  • ориентация студентов на конвенциональные модели поведения, снижение правонарушений среди студентов университета;
  • расширение форм участия студентов в управлении университетом через студенческую профсоюзную организацию и органы студенческого самоуправления;
  • возрастание количества культурно-массовых, интеллектуальных мероприятий, проводимых структурными подразделениями университета совместно с потенциальными работодателями, государственными и общественными организациями;
  • увеличение количества студентов, вовлеченных в реализацию инновационных проектов;
  • расширение площадки университета за счет интеграции с некоммерческими организациями;
  • увеличение числа обучающихся, вовлеченных в волонтерское движение;
  • рост количества студентов, вовлеченных в движение строительных отрядов, творческую деятельность.

Библиографическая ссылка

Терентьева И.А., Никитина Т.А. СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29681 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674