Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Морозова О.Н. 1
1 Казанский государственный медицинский университет
Актуальность темы исследования заключена в том, что в современном высшем образовании приобретает значимую роль использование особых образовательных технологий, которые позволили бы осуществлять взаимодействие между обучением и реальной жизнью, профессиональной деятельностью, что даст возможность увеличить активность и значимость самих студентов. Такую смысловую нагрузку несет проектное обучение. Автором статьи определено: метод проектного обучения в образовательном процессе обусловливает интегрирование в медицинскую профессию – это выражается в приобретении качества и количества взаимосвязей мотивов выбора профессии с учебными мотивами. Практическая значимость изучения: создана система мер, которая позволяет гарантировать позитивный сдвиг в динамике изменений профессиональной направленности личности учащихся вуза, разработана программа по развитию профессиональной направленности личности студентов медицинского вуза в условиях метода проектного обучения, которая включает в себя технолого-методическое обеспечение и психологическое сопровождение проектного обучения. Результаты исследования могут быть использованы для модернизации методов профессиональной подготовки студентов в условиях медицинского вуза. Технология представляет собой готовый инструментарий для создания критериев выбора профессии, учебной деятельности и отношения студентов к деятельности, связанной с медициной.
проектное образование
студенты медицинского вуза
компетенции
эффективность обучения
1. Арнольд В.И. Математические методы классической механики. М., 2014. 467 c.
2. Курилова С.Ю. Проектное обучение как инновационная технология организации образовательного процесса // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2019. № 1. С. 47–48.
3. Садова Н.Г., Рассказова В.Н., Мелехина С.А. Компетентностный подход как средство модернизации медицинского образования // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития: материалы III Международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 83–93.
4. Данилова Н.А. Диабет. Методы компенсации и сохранения активной жизни. М.: Вектор, 2015. 160 c.
5. Палаева Л.И. Использование метода проектов на среднем этапе обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе: автореф. дис... кан. пед. наук. Москва, 2005. 20 с.
6. Дьяченко Е.В., Шихова Е.П., Носкова М.В., Кропанева Е.М. Организация и формы самостоятельной работы обучающихся медицинского вуза в условиях компетентностного подхода // Научный диалог. 2015. № 4 (40). С. 76-89.

В мировой практике метод проектного обучения используется с начала XX в., но он не теряет своей актуальности и в педагогике современного времени, получив распространение в системе высшего образования университетов, которые входят во Всемирную инициативу CDIO («Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй») [1]. У отечественных исследователей вопросы организации проектного обучения студентов в вузе вызывают высокий интерес. Это обусловлено модернизацией системы высшего образования на основе компетентностного и деятельностного подходов. Поменялась основная образовательная цель, которая теперь заключена не в приобретении суммы знаний, а в создании условий для самореализации и саморазвития личности, способной к инновационной профессиональной деятельности. Анализ и изучение ФГОС ВО по различным направлениям подготовки бакалавров и магистров позволили сделать вывод: проектная деятельность – это обязательный вид профессиональной деятельности, данный факт отмечен на уровне государства [2].

Проектный метод в процессе обучения студентов медицинских образовательных учреждений используется, как правило, в последипломном и дополнительном профессиональном образовании, что для современных требований в образовании становится неприменимо.

Педагогические теории, исследующие проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития познавательных способностей и личности студентов в процессе обучения, привели нас к выводу, что педагогической технологией, которая отвечает вышеназванным требованиям, может стать проектное обучение, так как оно побуждает студента проявлять способность к самообразованию и самоорганизации, к осознанию своей деятельности через ценностный подход, к интеграции и обобщению информации из разных источников, учит уметь принимать решения, делать выбор [3].

Проектная технология является одной из образовательных тактик, которая довольно надежно обеспечена научно-методическим инструментарием. Глубокое изучение и познание педагогической действительности показывает, что потенциал в силу издержек используется преподавателями не в полную силу.

Существует возможность внедрения метода проектов в образовательный процесс, который отличается целостностью, способен помочь в овладении студентами ключевыми компетенциями, базовыми знаниями и способствует развитию личности. Для современного образования исследование модели проектного обучения актуально, так как такое обучение является многоцелевым и многофункциональным.

Интерес к педагогическим условиям проектного образования в высших учебных заведениях растет. Развиваются практикоориентированное проектное обучение, выстраивание индивидуальных траекторий, происходит прикрепление студентов к кафедральным проектам. Кроме курсов и лекций, значимое место в проектном обучении занимают такие организационные формы, как проектные разработки; данный факт позволяет осуществлять работу в целевых выпускных квалификационных проектах. Таким способом студенты включаются в реальную профессиональную деятельность на определенных целевых рабочих площадках совместно с работающими профессионалами.

Сущность метода проектного обучения проявляется в тезисе: «Стимулировать интерес обучаемых к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять и трансформировать полученные знания, развитие рефлекторного мышления» [4]. Метод проектного обучения является образовательной технологией, которая способствует освоению и формированию профессиональных компетенций у всех обучающихся; данный метод ориентирован также на развитие аналитического мышления, исследовательских функций, коммуникативных и социальных навыков студентов; ведет к повышению взаимодействия в групповом, совместном решении задач, к принятию самостоятельных решений. Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы исследования [5].

Материалы и методы исследования

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация эффективной модели проектного обучения студентов в медицинском вузе, направленной на формирование и развитие профессиональной компетентности будущих медицинских работников.

Научно-исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с поставленной целью с использованием методов, необходимых для достижения цели, решения поставленных задач, в рамках предмета исследования.

В процессе проведения исследования использовались общенаучные методы познания: системный метод, метод анализа, метод обобщения, метод сравнения, метод наблюдения, диалектический метод, метод моделирования.

Эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение документации, изучение продуктов деятельности – применялись с учетом направленности темы настоящего исследования.

В рамках данного эксперимента проведена экспериментальная апробация модели проектного обучения в условиях медицинского вуза, определены показатели и критерии эффективного проектного обучения в медицинских вузах, организована и внедрена модель проектного обучения в медицинском вузе, полученные результаты интерпретированы в ходе проведенного эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Разрабатываемая в ходе исследования модель проектного обучения студентов медицинского университета представлена на рисунке.

Модель проектного обучения

Модель проектного обучения представляет собой систему взаимосвязанных элементов, реализация каждого из которых приводит к формированию необходимых для медицинского работника компетенций, а в целом данная система направлена на то, чтобы сформировать определенную направленность обучения студентов вуза, которая в свою очередь помогла бы им ориентироваться в профессиональной деятельности и в жизни в целом, ведь часто большинство обучающихся по окончании высшего образовательного заведения не имеют представления о том, чем им хотелось бы заняться дальше и как это воплотить в жизнь. Иметь диплом на руках – это хорошо, но что с ним делать дальше, куда податься – актуальные вопросы для многих выпускников. Для того чтобы ответить на них, и необходима модель проектного образования, включающая следующие элементы.

Учебные планы ФГОС ВО и основные профессиональные образовательные программы (ОПОП). Их главная задача – заложить фундамент, на котором будет основываться обучение студентов в течение всего периода получения знаний и умений в вузе. Это тот базовый элемент, на котором строится вся система образования. Однако он имеет недостаток – общий подход к обучающимся и в целом к процессу обучения, тогда как в большей степени необходима индивидуальная, личностная направленность всего процесса обучения.

Производственная практика. Это один из элементов, являющийся составной частью учебного плана ФГОС и обязательный при освоении основных образовательных программ. В модели проектного образования практика служит неким инструментом, помогающим студентам в освоении клинических и практических знаний, умений и компетенций. Участвуя в производственной практике, обучающиеся наращивают опыт профессиональной деятельности, проявляют свои способности, а возможно, и таланты, учатся основным медицинским манипуляциям, общению и контакту с пациентами, трудовым коллективом, руководством и т.п. Превалирование воздействия данного компонента на студента ведет к раннему трудоустройству по специальности.

Самостоятельная работа. Данный вид деятельности является одним из важнейших «ключей» в достижении успеха в любой сфере деятельности, так как только собственная мотивация, планомерные шаги в освоении новых знаний могут привести к необходимому результату. Любой вид деятельности требует труда и усилий: самостоятельная подготовка, изучение, поиск недостающей информации, заучивание и иное – все это должно входить в основу обучения студента. Данный элемент учебного плана закрепляет теоретические знания, способствует реализации себя либо в практической деятельности, либо в развитии научно-исследовательской деятельности.

Вариативная часть. Данный элемент является неким подспорьем для гармоничного развития личности во всех сферах общественный жизни. Студент должен не только обладать знаниями в конкретно своей сфере деятельности, но и иметь представление о других. К тому же необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому студенту, так как у всех разные способности и задатки, которые в процессе обучения должны нивелироваться, если мы говорим о недостатках, или же выделиться, если говорить о положительных качествах студента.

Если мы хотим, чтобы все элементы системы сочетались между собой, требуется создать условия, которые способствовали бы их гармоничной интеграции в учебный процесс при сохранении личностно-ориентированного подхода. Таким условием может стать разработка индивидуального междисциплинарного проекта – это процесс обучения в вузе, который должен быть выстроен так, чтобы ни один из студентов не был обделен вниманием со стороны преподавательского состава и чтобы его способности могли реализоваться в полную силу: либо через прохождение производственной практики (внедрение в трудовой процесс), либо посредством участия в научно-исследовательской работе (привлечение к работе СНО, публикации, участие в олимпиадах, конференциях и т.п.). Использование такого подхода с самого начала процесса получения высшего образования способно сформировать ориентированность студентов в их дальнейшей трудовой или научной деятельности.

В первую очередь для эффективного использования метода проектов при получении высшего образования реализуется организационно-педагогическое условие: включение в содержание обучения студентов процедур проектной деятельности.

Проектное обучение студентов в полной мере предусматривает разработку индивидуального междисциплинарного проекта. Студенты медицинского вуза принимают активное участие в разработке и реализации проектных работ. При реализации проекта обучающиеся приобретают важный для последующего использования в будущей самостоятельной профессиональной деятельности опыт решения проектных, модельных или актуальных задач в учреждениях.

Научные исследования – вид профессиональной деятельности, согласно которой федеральным государственным стандартам высшего образования должны соответствовать специалисты, освоившие базовые образовательные программы высшего профессионального образования. Это относится и к выпускникам медицинских вузов.

Научно-исследовательская деятельность несет в себе познание исследования и состоит из этапов, свойственных научному познанию: разработка проблемы, определение цели, постановка задач, начальный анализ уже существующей информации, формулировка гипотез на начальном этапе, разработка и организация эмпирического исследования, его непосредственное проведение, анализ и обобщение результатов, проверка исходных гипотез на основе полученных данных, заключительная формулировка новых фактов и законов, постановка объяснений или научных предсказаний, выработка рекомендаций [6]. Отличительной чертой научно-исследовательской работы и исследовательского проекта у студентов является то, что первая имеет узкий и, как правило, кратковременный характер, предусматривает применение знаний и умений в рамках одной проблемы, а в основе второго заложено междисциплинарное взаимодействие, которое позволяет использовать навыки и знания, полученные на протяжении всего периода обучения (в том числе и практики), предусматривает долгосрочность выполнения; на протяжении всего процесса присутствует координатор (преподаватель), который не только помогает и выявляет ошибки, но и, учитывая индивидуальные способности каждого студента, участвует в выстраивании индивидуальной – профессиональной – траектории. Результатом и формой отчета научно-исследовательской работы и практической ориентацией студента является Выпускная квалификационная работа (далее ВКР).

При написании ВКР студенты проводят исследования на базах практики, что позволяет им более детально и наглядно изучить выбранную тему исследования. Находясь длительное время в лечебном учреждении, студенты изучают его специфику, взаимодействуют с коллективом, осуществляют производственную практику, реализуя тем самым раннее трудоустройство, что позволяет им, в частности, определиться с будущей профессией. Или наоборот – набирая материалы в исследование, студент формирует ВКР, при этом работа превращается в исследовательский проект с публикациями, выступлениями на конференциях, что подразумевает в дальнейшем продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре, работу на кафедрах. Руководитель ВКР помогает при написании работы, назначая дни консультации и периодические проверки ВКР, тем самым реализует организационно-педагогическое условие: оказание педагогической поддержки студентам в выполнении проектов.

Таким образом, в ходе реализации эффективной модели проектного обучения студенческая исследовательская группа должна выполнять ряд задач, которые ставит перед ней руководитель проекта. При проведении проектного обучения педагог осуществляет особую функцию: он формулирует общую идею, цель, задачи самого проекта и выступает в роли куратора в процессе его прохождения и выполнения.

Для корректного и правильного выполнения проектной деятельности на первом этапе обучающиеся делятся на малые группы по своему желанию и потребностям, дальнейшее выполнение работы происходит в команде. Каждый участник проекта должен показать дополнительно всем участникам на защите свои теоретические знания, достижения, полученные навыки, в том числе коммуникативные, и ораторские способности. В «глубине» проектной деятельности и самого проекта лежат исследовательские компетенции, которые в дальнейшем позволяют оценить и профессиональные компетенции, относящиеся к профилю специальности и касающиеся медицинского образования.

Задачи проектного обучения студентов заключаются в обучении планированию, в формировании навыков сбора (в том числе обработки информации), технически правильном выполнении работы, умении анализировать и стратегически правильно делать выводы и давать рекомендации, способности расположить коллег к правильному пониманию изложенных материалов и в целом к доброжелательному отношению к процессу. Так как проект является групповым, каждый студент должен четко показать свой вклад в его выполнение.

При выполнении проектов используются исследовательские, научные, рефлексивные, информационные, творческие, игровые методы.

Таким образом, разработанная в ходе исследования модель проектного обучения способствует ранней ориентации студентов в выборе жизненного пути. Данная форма обучения позволяет определиться с профессиональной деятельностью на основе опыта учебного сотрудничества, способствует применению теоретических и практических знаний, формирует профессиональные компетенции.

Заключение

Проектное обучение – это образовательная технология, направленная на формирование профессиональных компетенций у студентов. В ходе выполнения каждого этапа идет формирование и привитие умений и навыков. Требованием в проектном обучении является получение студентами равной доли как академических знаний, так и практических навыков. Проектное обучение формирует навыки исследовательских способов осмысления, аналитического подхода, профессионального мышления, социальные и коммуникативные навыки учащихся, развивает умение работать в сотрудничестве при групповом взаимодействии в решении проблем. Обязательными являются собственное мнение студента и то, каким образом он берет на себя ответственность за принятые решения, умение избегать и решать конфликты, возникшие в ходе работы в группе.

По мнению самих студентов, работа над проектом и выполнение ее всей группой позволяют сформировать профессиональную ориентацию, а также повышают мотивацию к учебе.

Разработанная в ходе исследования модель проектного обучения способствует ранней ориентации студентов в выборе траектории профессионального саморазвития.


Библиографическая ссылка

Морозова О.Н. ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29682 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674