Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Згурская Т.В. 1 Мартынова А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Новокузнецкий институт-филиал Кемеровского государственного университета»
В статье приводится опыт ГОУ ВО «Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета» по разработке структуры и содержания учебной практики для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое, профиль подготовки «Начальное образование». Особое внимание уделяется формированию компетентности будущих педагогов к оказанию психолого-педагогического сопровождения младших школьников с трудностями в обучении и развитии в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования. В рамках прохождения учебной практики студенты осваивают универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции, с учетом которых разработано содержание данной практики, включающей три этапа: мотивационно-подготовительный (подготовка к прохождению практики); инструментально-технологический (прохождение практики в образовательной организации); рефлексивно-аналитический (подведение итогов прохождения практики). Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении с учетом их психологических, личностных, физиологических возможностей и особенностей. Целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий для личностного развития, школьной адаптации и социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Содержание учебной практики предполагает овладение обучающимися комплексом различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых учителем начальных классов в условиях инклюзивного образования.
психолого-педагогическое сопровождение
инклюзивное образование
младшие школьники с трудностями в обучении и социализации
универсальные
общепрофессиональные компетенции студентов
1. Закон РФ «Об образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?text (дата обращения: 02.02.2020).
2. ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mboutsosh.ru/files/uchebnijplan/fgos-noo-s-ovz.pdf (дата обращения: 02.02.2020).
3. Духанина Л.Н. Позиция [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://onf.ru/2019/01/11/duhanina-tret-roditeley-detey-invalidov-ne-hotyat-davat-rebenku-obrazovanie-v-usloviyah (дата обращения: 02.02.2020).
4. Будникова Е.С., Резникова Е.В. Реализация инклюзивного образования в образовательной организации: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. Челябинск: Изд-во Цицеро, 2017. 110 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование»: Приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fumoped.ru/kopiya-fgos-vo (дата обращения: 02.02.2020).
6. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 121 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России15.03.2018 N 50362) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://omgpu.ru/sites/default/files/files/basic/programmy-bakalavriata-fgos-3/44.03.01_pedagogicheskoe_obrazovanie.pdf (дата обращения: 02.02.2020).
7. Згурская Т.В. Методическое обеспечение формирования познавательных потребностей младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Режим доступа: URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18906 (дата обращения: 02.02.2020).
8. Мартынова А.В. Структура профессионального самосознания будущего учителя начальной школы // Профессиональное образование. Столица. 2016. №6. С. 37-40.

В настоящее время в структуре университетского педагогического образования появились новые подходы к качеству образования. Отмечается увеличение количества детей с трудностями в обучении и проблемами развития на начальной ступени образования, что обусловливает необходимость погружения будущих учителей в реальные ситуации психолого-педагогического сопровождения таких учащихся на начальной ступени образования [1].

Главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии, это обеспечивает сохранение дееспособного и продуктивного поколения будущего [2].

В рамках ФГОС последнего поколения и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» актуальной является задача обеспечения равных стартовых возможностей образования поступающих в школу детей с учетом сформированности их школьно-значимых функций [2].

Однако, по мнению Л.Н. Духаниной [3], задача получения образования детей с проблемами в обучении и развитии остается нерешенной.

Автор указывает на недостаточную подготовку профильных специалистов и педагогов для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Выявлено, что в образовательных учреждениях недостаточно компьютерной техники, специального программного обеспечения, требующегося для данной категории учащихся. Имеет место негативное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья со стороны других учеников и их родителей [3]. В связи с этим необходимо внедрять в современное образование программы подготовки будущих учителей в области начального образования, включающие специальные знания и умения для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации в современных образовательных системах (в том числе в инклюзивном образовании).

Инклюзивное образование (включающее, вовлекающее) – образование, в рамках которого дети с особыми образовательными потребностями интегрированы в класс детей-нормотимиков. Также данная группа школьников обучается по адаптированной образовательной программе (АОП) с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [2].

В настоящей статье приводится опыт ГОУ ВО «Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета» по формированию и совершенствованию общепрофессиональных, профессиональных компетенций студентов (обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата), профиль подготовки «Начальное образование») к проведению и осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социализации на начальной ступени образования. Информационно-методическая подготовка студентов к проведению данной работы осуществляется с учетом содержания основной профессиональной образовательной программы ФГОС ВПО в процессе изучения студентами следующих учебных дисциплин: «Возрастная психология», «Специальная и коррекционная педагогика и психология», также им предлагаются курсы по выбору: «Коррекционно-развивающая работа в начальном образовании», «Логопедическая работа с младшими школьниками», проектно-технологическая практика «Первые дни ребенка в школе» и др.

Известно, что обучающимся, имеющим особые образовательные потребности, в рамках образовательного учреждения оказывается психолого-педагогическое сопровождение (включающее педагогическую, психологическую, медицинскую помощь). Для данной группы школьников разрабатываются адаптированные образовательные программы (АОП) и коррекционно-развивающие программы, утвержденные на внутришкольном психолого-медико-педагогическом консилиуме [4].

В рамках психолого-педагогического сопровождения создаются условия для личностного развития, школьной адаптации и социализации школьника с проблемами в обучении и развитии. В связи с этим необходима комплексная программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с учетом психологических, личностных, физиологических возможностей и особенностей ребенка.

Цель работы: разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования в рамках учебного плана подготовки бакалавров по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5].

Материал и методы исследования

Разработка содержания учебной проектно-технологической практики проводилась на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профилю подготовки «Начальное образование» [5], а также на основе анализа профессионального стандарта учителя начальных классов.

Проведенный анализ позволил определить индикаторы достижения компетенций и показатели их оценивания. Это явилось основанием для разработки этапов данного вида практики, оценочных средств и учебных заданий для обучающихся.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим содержание и набор компетенций, которыми должен обладать будущий учитель, обучающийся по направлению подготовки бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование, профиль подготовки «Начальное образование», которые формируются на втором курсе в рамках освоения учебной проектно-технологической практики «Первые дни ребенка в школе» [6].

Реализация данного вида практики предполагает подготовку студентов к оказанию психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи младшим школьникам, в том числе с особыми образовательными потребностями. В рамках прохождения данной учебной практики студенты осваивают следующие универсальные (УК) и общепрофессиональные (ОПК) компетенции [6].

УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.

ОПК-6. Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями.

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ [6].

В связи с этим для учебной практики «Первые дни ребенка в школе» определены индикаторы достижения компетенций, характеризующиеся знаниями, умениями и навыками.

Обучающийся должен знать: риски реализации программы, проекта; методы анализа и оценки результативности программы, проекта и работы исполнителей.

Обучающийся должен уметь: преобразовать проектную идею в цель, задачи проекта, программу деятельности и поэтапное планирование достижения цели; выполнять задачи в зоне своей ответственности и корректировать способы решения задач при необходимости; использовать результаты проектной работы в совершенствовании деятельности; выбирать формы, методы, приемы взаимодействия с участниками образовательного процесса (обучающимися, родителями, педагогами, администрацией) в соответствии с контекстом ситуации.

Обучающийся должен владеть: методами разработки и реализации программ, проектов; действиями оказания адресной помощи обучающимся, в том числе обучающимся с особыми образовательными потребностями; действиями разработки (совместно с другими специалистами) и реализации совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка; приемами и методами выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.

С учетом указанных компетенций было разработано содержание учебной практики, которая включает три этапа: мотивационно-подготовительный (подготовка к прохождению практики); инструментально-технологический (прохождение практики в образовательной организации); рефлексивно-аналитический (подведение итогов прохождения практики).

Мотивационно-подготовительный этапа практики предусматривает посещение установочной конференции (ознакомление обучающихся с задачами учебной практики, инструктаж о заполнении отчетной документации и обработке полученных данных, тематика докладов на итоговой конференции). На данном этапе осваивается компетенция УК-2. Для ее формирования были составлены проектные задания, которые предусматривают поиск информации по конкретной проблеме: определение форм и методов организационно-ориентировочной работы учителя в первую неделю в 1-м классе; разработка диагностической системы готовности ребенка к школе; разработка программы психолого-педагогического сопровождения развития ученика 1-го класса с проблемами в обучении, поведении и социализации.

На мотивационно-подготовительном этапе (формирование компетенции ОПК-7) практикантам предложено задание, предусматривающее поиск информации по организационно-правовым вопросам инклюзивного образования (учет особенностей личности, познавательных потребностей младших школьников с трудностями обучения и развития) [7].

Инструментально-технологический этап проектно-технологической практики предполагает следующие виды деятельности обучающихся: наблюдение за деятельностью учителя 1-го класса (проведение переклички, «Дня знаний», объяснение младшим школьникам правил и норм школьной жизни, прав и обязанностей ученика; знакомство ребят друг с другом; организация перемен, дисциплины на уроке, в столовой и др.); заполнение таблицы «Организационно-ориентировочная работа учителя в первую неделю в 1-м классе»; посещение первого родительского собрания, проводимого учителем.

Для формирования компетенции ОПК-7 практиканты определяют состав участников образовательных отношений, их права, ответственность, характер взаимодействия (в том числе с учетом представленных социальных групп), знакомятся с уставом школы, правами и обязанностями учащихся, педагогов, родителей и др. Также на данном этапе выявляются особенности деятельности учителя по определению готовности детей к школе и уровня развития первоклассников. Проводится диагностическая работа с целью изучения готовности ребенка (по выбору с проблемами в обучении, развитии, социализации) к школе (ОПК-7).

С целью формирования компетенции ОПК-6 студентами разрабатывались индивидуальные траектории обучения, развития, воспитания (в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями) с последующим написанием программы психолого-педагогического сопровождения, включающей: психологическую характеристику готовности к школе одного из первоклассников; рекомендации, методы, формы, средства развития и коррекции недостаточно сформированных личностных функций младшего школьника.

В рамках программы психолого-педагогического сопровождения младшего школьника обучающиеся определяют способы преодоления коммуникативных барьеров взаимодействия участников образовательных отношений (ученик – ученик, ученик – учитель и др.) (ОПК-7).

По окончании практики обучающийся на рефлексивно-аналитическом этапе готовит итоговый отчет для руководителя практики и групповой отчет в виде доклада с презентацией, отражающий анализ и оценку организации практики в общеобразовательном учреждении (положительные и негативные моменты, предложения и др.).

Представляя результаты проектов, обучающиеся на завершающей конференции обсуждают возможности психолого-педагогического сопровождения младших школьников в условиях начального образования, что формирует общепрофессиональную компетенцию УК-2 [8].

С целью определения качества освоения заявленных компетенций при прохождении учебной проектно-технологической практики студентам предлагалось составить отчетность в форме следующих заданий:

– индивидуальный план-отчет о педагогической практике;

– таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе»;

– психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями;

– программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций);

– доклад-презентация на итоговой конференции.

Каждое приведенное задание оценивалось в баллах. За каждое выполненное задание обучающийся получал соответствующий балл, что отражено в таблице.

Система оценочных средств (в баллах)

Оценочные средства

Количество баллов (минимальное)

Количество баллов (максимальное)

План-отчет студента о педагогической практике

5

20

Таблица «Особенности работы учителя в первую неделю в 1-м классе»

5

20

Психолого-педагогическая характеристика готовности одного из первоклассников к школе, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

15

25

Программа психолого-педагогического сопровождения младшего школьника (с учетом сформированности его школьно-значимых функций)

26

35

Доклад-презентация на итоговой конференции

 

 

Итого:

51

100

 

Выводы

Таким образом, разработка содержания учебной проектно-технологической практики, включающей психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в условиях реализации требований ФГОС на начальной ступени образования предполагает следующее: освоение обучающимися компетенций, овладение комплексом различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых учителем начальных классов в условиях инклюзивного образования.

Будущему учителю начальной школы необходимо владеть методами диагностики, консультирования, коррекции, обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация, узкие специалисты и т.д.).

Применение вышеперечисленных технологий обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с трудностями в обучении и развитии на начальной ступени образования.


Библиографическая ссылка

Згурская Т.В., Мартынова А.В. ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29691 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674