Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Корнеев А.Э. 1 Тенетилова В.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»
Актуальность профессионального становления студента педагогического вуза обусловлена адаптацией к будущей педагогической деятельности еще на стадии обучения. Целью данного исследования является поиск путей профессионального становления бакалавра и магистра педагогического образования и выявление педагогических условий, способствующих адаптации к будущей педагогической деятельности. Методологической основой исследования является теория научного познания, раскрывающая активную роль личности в познании и преобразовании окружающей действительности; современные философские положения о системности и детерминированности явлений окружающего мира, единстве практики и ее теоретического осмысления, представления о человеке как субъекте деятельности; концептуальные положения и принципы системного, личностного, деятельностного и компетентностного подходов в современной педагогике. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, дедуктивные и индуктивные); теоретические (теоретическое моделирование, причинно-следственный анализ); эмпирические (анализ учебной и методической литературы, изучение результатов профессиональной деятельности, тестирование, анкетирование). Профессиональное становление студента мы рассматриваем как процесс вхождения в профессиональную среду, через формирование готовности к осуществлению профессиональных функций, стимулирующих профессиональное становление и дальнейшее формирование педагогической культуры. Решение проблемы профессионального становления студента, по нашему мнению, невозможно без создания определённых педагогических условий, таких как ознакомление бакалавров и магистров педагогического образования с различными видами профессиональной деятельности и формирование устойчивой мотивации к овладению компетенциями; включение в содержа¬ние образовательной программы модулей дисциплин, способствующих овладению навыками профессиональной деятельности, проведение конкурсов профессионального мастерства, обеспечивающих формирование готовно¬сти и устойчивой мотивации педагога к осуществлению будущей профессиональной деятельности; создание образовательного пространства, позволяющего эффективно выстроить его взаимодействие со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
профессиональная адаптация
педагогическая модель
профессиональное становление педагога
факторы адаптации
педагогические условия
1. Магомедова М.Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры // Известия ДГПУ. Т. 11. 2017. №4. С. 65-71.
2. Плугина М.И., Шведенко Ю.В. Условия эффективности психологической помощи преподавателям высшей школы на этапе профессиональной адаптации // Психолого-педагогические проблемы образования. Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012. №4. С. 76-82.
3. Бурякова О.А., Шибанова Е.А., Шибанов Д.В., Чалых Н.А. Модель профессиональной адаптации студентов педагогического вуза // Теория и практика общественного развития. 2013. №10. С. 36-40.
4. Коржавина Т.Н. Структурно-функциональная модель адаптации выпускников техникума к будущей профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2016. №6. С. 45-50.
5. Шмелева С.А. Модель профессиональной подготовки выпускника педагогического вуза // Вестник ТГПУ. 2012. №5 (120). С. 78-84.
6. Гильфантинова Д.Р. Психолого-педагогическая модель адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности // Педагогика и психология образования. 2018. №1. С.48-54.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
8. Вербицкий А.А. Теория и технология контекстного образования: Учебное пособие. М., 2017. 342 с.

Динамичные изменения современной образовательной парадигмы усиливают роль образования как гаранта качества жизни человека и развития у него спо­собности адаптироваться к постоянно изменяющимся социально-экономическим условиям. Повышается роль педагога как проводника социальных норм, ценностных ориентаций, профессиональных установок, с помощью которых формируется личность молодого человека - будущего профессионала, приносящего своей профессиональной деятельностью развитие экономики страны. В то же время необходимо отметить, что профессиональное становление  будущих педагогов напрямую влияет на эффективность функционирования образовательной системы. Развитие системы образования немыслимо без профессионального участия педагогов, способных быстро адаптироваться к изменениям в условиях инновационного развития образовательной парадигмы, профессионально самосовершенствоваться и развиваться в течение всей профессиональной карьеры.

На наш взгляд, актуальной становится проблема поиска путей и создания условий профессионального становления студентов педагогического вуза, способствующих адаптации к будущей педагогической деятельности. От того, насколько успешно и своевременно происходит интеграция в профессиональную сферу, зависит устойчивое и стабильное функционирование системы образования, а также эффективное развитие личности педагога.  Состояние и характер подготовки квалифицированных кадров определяется комплексом сложившихся в стране политических, экономических, социальных условий, которые следует учитывать при организации педагогического процесса в образовательной организации.

Исследование данной проблемы является целостным, проходит с учетом взаимосвязи и взаимообогащения обучаемого и образовательной среды, так как в настоящее время образовательные системы не являются статичными, а носят динамический характер и непрерывно меняются в силу социально-экономических, политических причин, что имеет влияние на развитие личности будущего специалиста.

Цель исследования заключается в поиске путей профессионального становления студентов педагогического вуза и выявлении педагогических условий, способствующих их адаптации к будущей педагогической деятельности.

Материал и методы исследования. Методологической основой исследования является теория научного познания, раскрывающая активную роль личности в познании и преобразовании окружающей действительности; современные философские положения о системности и детерминированности явлений окружающего мира, единстве практики и ее теоретического осмысления, представления о человеке как субъекте деятельности; концептуальные положения и принципы системного, личностного, деятельностного и компетентностного подходов в современной педагогике. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: общенаучные (анализ, синтез, дедуктивные и индуктивные); теоретические (теоретическое моделирование, причинно-следственный анализ); эмпирические (анализ учебной и методической литературы, изучение результатов профессиональной деятельности, тестирование, анкетирование).

Проблема профессионального становления будущего специалиста в педагогической теории является одной из наиболее значимых и рассматривается с точки зрения сформированности процесса адаптации к будущей педагогической деятельности, а именно, умения свободно ориентироваться в различных видах деятельности, выбирать оптимальные пути выполнения профессиональных задач.

В отечественной науке проблема профессионального становления многогранна и рассматривается с разных точек зрения. С психолого-педагогических позиций процесс профессионального становления изучали М.В. Антропов, Ф.Б. Березин М.П. Гурьянова, Е.А. Климов, К.К. Платонов, В.А. Поляков и др. [1].

Социально-психологический аспект профессионального становления исследуется в работах Д.А. Андреевой, И.А. Георгиевой, JI.A. Гордона и др. [2].

Обоснованию необходимости целенаправленного педагогического управления процессом профессионального становления посвящены работы Г.М. Андреева, И.С. Кона, A.B. Мудрика, И.Ф. Плетенева и др. [3].

Современные социально-экономические, политические условия являются предпосылками для актуализации понятия «адаптация», так как процесс адаптации рассматривается как процесс активного вхождения в профессиональную деятельность молодого специалиста для достижения высокой результативности труда в короткий период.

В «Философском энциклопедическом словаре» термин «адаптация» рассматривается как приспособление живого организма к условиям среды, существование в этих условиях и привыкание к ним [4].

«Толковый словарь русского языка» трактует понятие «адаптация» как «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям» [4]. Адаптация рассматривается также как многосторонний динамический процесс, обусловленный взаимодействием психических, социально-психологических, личностных, субъективных и объективных социальных условий и факторов [5].

В работах Ф.Б. Березина рассматриваются вопросы роли профессионального становления личности в процессе адаптации [1]. Автор анализирует проблемы устойчивости молодежи, и в данном контексте предлагает особое внимание уделять процессам приспособления индивидуума к непривычным условиям среды.

Согласно законам диалектики, в ходе профессионального становления личности, переходящей в процесс адаптации к будущей профессиональной деятельности, основные аспекты поведения - когнитивный и эмоциональный. Функции когнитивного аспекта поведения заключаются в понимании другого человека. Это достигается во взаимодействии противоположных тенденций, которые целесообразно назвать «открытостью неизвестному» и «подтверждением известного». Функция эмоционального аспекта поведения заключается в установлении и поддержании согласия с другими людьми. Такое согласие достигается в борьбе тенденций к уподоблению и обособлению (индивидуализации) [6].

Анализ литературы показывает, что профессиональное становление студентов педагогического вуза в широком смысле трактуется как процесс приспособления индивидуальных и личностных качеств человека к условиям жизни и деятельности. В узком смысле ее следует понимать как процесс взаимодействия личности с окружающей средой, приводящий, в зависимости от активности личности, к преобразованию самой среды в соответствии с потребностями, ценностями и мотивами личности или же к преимущественному изменению личности под непосредственным влиянием среды.

Авторы педагогических исследований рассматривают профессиональное становление студентов педагогического вуза как непрерывный процесс. В структуру профессионального становления студентов педагогического вуза, как правило, включаются психофизиологический, социально-психологический, процессуальный, коммуникативный элементы. Если говорить о педагоге, то необходимо отметить, что он оказывается в новых для него условиях учебной, досуговой, бытовой и коммуникативной деятельности, и это требует от него своевременной адаптации к педагогической деятельности. Профессиональное становление выступает в качестве процесса овладения умениями, которые необходимы при реализации определенных функций, а адаптация выступает как фактор приспособления к окружающим условиям внешней среды. Адаптация молодого педагога связана с умениями налаживать контакты с различными группами определенного социума и отдельными его членами.

Результаты исследования и их обсуждение

В работах таких исследователей, как П.Р. Атутов, H.H. Захаров, H.H. Калугин, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов [7] и др., профессиональное становление будущего педагога определяется как компонент системы адаптации к будущей педагогической деятельности.

В структуре профессионального становления будущих педагогов можно выделить такие компоненты, как вхождение в образовательную среду, формирование устойчивой мотивации, приобретение опыта и умения общения с субъектами образовательной среды, выполнение профессиональных функций, овладение компетенциями, формирование профессиональной культуры.

На наш взгляд, процесс профессионального становления студентов педагогического вуза и успешной адаптации к педагогической деятельности следует рассматривать на трех базовых уровнях:

  1. Когнитивный - применение навыков и компетенций профессиональной деятельности будущего педагога, знание теоретических основ предмета.
  2. Психолого-мотивационный – уровень профессиональной мотивации и психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности (снижение уровня психологического барьера и ощущения «некомпетентности» и «неуверенности», появление желания работать и профессионально развиваться).
  3. Бихевиористический (поведенческий) - трудоустройство по профессии или практика с совмещением основной деятельности.

Профессиональное становление студентов педагогического вуза, направленное на успешную адаптацию к педагогической  деятельности, достигается при соблюдении следующих педагогических условий.

1. Интеграция требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по подготовке педагогов, профессионального стандарта «Педагог» и требований стейкхолдеров. В данном случае содержание образовательной программы определяет такие направления профессионального становления будущих педагогов, как психолого-педагогическая поддержка молодых специалистов, а также психологическая, научно-методическая подготовка профессорско-преподавательского состава образовательной организации к педагогическому сопровождению процесса адаптации студентов.

2. Проектирование модулей предметной, методической и профессиональной деятельности образовательной программы, направленных на формирование профессиональных знаний и профессиональной культуры обучающихся.

Структурированная по модулям предметной, методической и профессиональной деятельности образовательная программа должна быть направлена на выполнение требований ФГОС, а также на профессиональное становление студентов педагогического вуза. Для каждого модуля должен быть разработан полный комплект методических документов и проработана программа практического применения полученных знаний в профессиональной деятельности будущего педагога. Именно такой подход обеспечит  эффективное решение стратегической задачи - формирование профессионала, готового к активной и успешной профессиональной  деятельности.

3. Применение активных форм и методов обучения, педагогических технологий (контекстного, модельного обучения, технологии развития критического мышления, обучения в сотрудничестве и др.) при реализации образовательной программы. Данные педагогические технологии помогают ввести обучающего в профессиональный контекст, познакомить с особенностями и спецификой будущей профессиональной деятельности, выработать ответственное и мотивационное отношение к выполнению профессиональных задач. Изучение дисциплин профессионального модуля образовательной программы немыслимо без четкого планирования занятий и организации самостоятельной работы. Для   достижения целей формирования универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций и повышения уровня подготовки будущих педагогов эффективны лекции контекстного типа, деловые игры, метод анализа конкретной ситуации, постановки и отработки проблемно ориентированных задач.

Усложнение содержания профессиональных функций педагогической деятельности может быть рассмотрено путем интеграции технологии модульного обучения и адаптивных конкретных ситуаций, что позволяет в рамках формирования профессиональной адаптации подготовить обучающихся к возникновению профессиональных трудностей [8].

4. Решение профессионально ориентированных задач посредством проведения практик и стажировок. Данное педагогическое условие профессионального становления и успешной адаптации к педагогической деятельности способствует:

- преодолению трудностей вхождения педагогов в систему отношений «педагог-педагог», «педагог-обучающийся»;

- содействию привыканию к условиям функционирования образовательных организаций;

- формированию уверенности в достаточном уровне и качестве подготовки, необходимой для осуществления профессиональных функций;

- формированию профессиональных навыков и компетенций, связанных с особенностями процессов планирования, прогнозирования, организации, мотивации и контроля процессов учебно-воспитательной деятельности.

Профессиональная деятельность будущего педагога представлена такими видами деятельности, как аналитико-прогностическая, учебно-методическая, информационно-технологическая, оценочно-коррекционная.

5. Развитие мотивации к учебной и будущей профессиональной деятельности. Важно подчеркнуть, что содержание обучения основано на проектировании и внедрении методического обеспечения компетентностно-ориентированных дисциплин, на создании инновационной образовательной среды посредством сетевого взаимодействия «школа- ВУЗ-ШКОЛА».

6. Мониторинг и оценка уровня сформированности компетенций, навыков, профессиональной адаптации на каждом отдельном уровне реализации образовательной программы. В результате проведенного исследования определены уровни сформированности профессиональной адаптации, такие как низкий, средний, высокий. Структура оценочного компонента включает в себя прогнозирование, анализ и корректировку процесса профессиональной адаптации обучающихся.

Выводы

В рамках проведенного исследования процесса профессионального становления студентов педагогического вуза как фактора адаптации к будущей педагогической деятельности нами предлагается изменение педагогического процесса по ряду направлений:

  1. При проектировании образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования учитывать системность и интегративность, включать этапы формирования компонентов и характеристику образовательной среды, учитывать единство содержательной и процессуальной сторон обучения.
  2. Использовать синергию традиционных и инновационных форм и методов обучения, направленных на включение в будущую профессиональную деятельность педагога.

Методы обучения, применяемые при профессиональной адаптации будущих педагогов, должны позволять обобщить теоретические знания и найти пути реализации в профессиональной деятельности будущего педагога.

  1. Эффективно планировать и организовывать аудиторные занятия, самостоятельную и исследовательскую работу обучающихся, применять командные и проектные виды учебной работы, осуществлять усиление обратной связи в процессе обучения, выступать в роли наставника и консультанта.
  2. Внедрять конкурсы профессионального мастерства – как процесс формирования профессиональной адаптации к будущей профессиональной деятельности и как оценочный компонент по уровню сформированности профессиональных компетенций и навыков, профессиональной культуры выпускников (WorldSkills Russia).

Таким образом, профессиональное становление студентов педагогического вуза представляет собой процесс адаптационного вхождения в образовательную среду, в рамках которой они овладевают профес­сиональными компетенциями, приобретают устойчивую мотивацию к будущей педагогической деятельности за счет приобретения положительного опыта социального взаимо­действия и общения с обучающимися, родителями, коллегами, руководителем образовательной организации, и выполнения профессиональных функций, стимулирующих профессиональное становление и дальнейшее формирование педагогической культуры.


Библиографическая ссылка

Корнеев А.Э., Тенетилова В.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К БУДУЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29702 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674