Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Боровкова М.Г. 1 Николаева Л.А. 1 Петрова Е.С. 1 Разбирина Е.А. 1 Исаева Н.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
В семье происходят становление психики ребенка и формирование его отношений с внешним миром. Анализ воздействия различных типов воспитания на личностный рост ребенка и формирование отношений между родителями и детьми показал, что наиболее благоприятными в отношении влияния на воспитательный процесс являются авторитетный и демократический стили взаимоотношений. В то же время неправильный стиль воспитания и ухудшение внутрисемейных отношений, нередко имеющие место в современном обществе, оказывают отрицательное воздействие на развитие личности ребенка и в целом на его здоровье, способны привести к возникновению различных психопатий и нежелательных особенностей-отклонений характера ребенка, особенно в подростковом возрасте. Целью исследования было изучить характер семейных взаимоотношений между родителями и детьми. Проведено анонимное анкетирование 200 матерей – 100 матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, и 100 матерей, воспитывающих детей 11–21 года, методом случайной выборки. Для анкетирования использовалось 2 вида опросников «Анализа семейных взаимоотношений» для родителей в зависимости от возраста их детей, разработанных Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом. Исследование показало, что в обеих группах в большинстве случаев выявлены различные отклонения и дисгармоничность в семейном воспитании (96–97%). Преобладающими оказались различные виды гиперпротекции. Личностные проблемы, решаемые за счет детей, также имели большинство матерей обеих групп (79–88%). При этом более чем в половине случаев обнаружены отклонения в отношении родителя к ребенку в зависимости от его пола в виде предпочтения женских качеств в обеих группах либо предпочтения мужских качеств в старшей группе.
дети
семейное воспитание
гиперпротекция
личностные проблемы родителей
1. Гордеева Т.О., Лункина М.В., Сычев О.А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 13-22.
2. Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества: эмпирические оценки // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 49-62.
3. Булыгина В.Г., Парахони А.А. Формирование идентичности у детей младшего школьного возраста в дисфункциональных семьях // Вопросы современной педиатрии. 2015. Т. 14, № 1. С. 114-118.
4. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд. Л.: Медицина, 1983. 256 с.
5. Севастьянова Т.А.. Бобошко И.Е., Жданова Л.А., Журавлева И.В. Особенности состояния здоровья подростков 16–17 лет при влиянии различных социальных условий // Вестник Ивановской медицинской академии. 2015. Т. 20, № 3. С. 39-43.
6. Кочерова О.Ю., Филькина О.М., Антышева Е.Н., Слабинская Т.В. Особенности заболеваемости и физического развития детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в разных социальных условиях // Вестник Ивановской медицинской академии. 2016. Т. 21, № 2. С. 16-19.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд.. СПб.: Питер, 2008. 672 с.
8. Шевырина Л.С., Жданова Л.А., Бобошко И.Е., Салова М.Н. Конституциональные особенности подростков с аутоагрессивным поведением // Вестник Ивановской медицинской академии 2012. Т. 17, № 3. С. 22-26.

Ближайшим кругом общения для ребенка с первых моментов его жизни является семья. В семье происходят становление психики ребенка и формирование его отношений с внешним миром. Семья характеризуется многоплановыми, сложными взаимоотношениями между ее членами – супругами, родителями и детьми, бабушками и дедушками между собой и с детьми, а также с другими родственниками. Тем не менее наибольшее влияние на детей, как правило, оказывают родители. Их воздействие на детей неоднозначно. Безусловно, что значение семьи является определяющим для личностного формирования ребенка и она совершенно необходима для его развития и становления. Тесное общение и взаимопонимание между родителями и детьми способствуют лучшей адаптации последних в различных жизненных ситуациях [1]. Анализ воздействия различных типов воспитания на личностный рост ребенка и формирование отношений между родителями и детьми показал, что наиболее благоприятными в отношении влияния на воспитательный процесс являются авторитетный и демократический стиль взаимоотношений. В то же время неправильный стиль воспитания и ухудшение внутрисемейных отношений, нередко имеющие место в современном обществе [2], оказывают отрицательное воздействие на развитие личности ребенка и в целом на его здоровье, способны привести к возникновению различных психопатий и нежелательных особенностей-отклонений характера ребенка, особенно в подростковом возрасте [3–5]. Отсутствие семьи у ребенка оказывает на его личность еще большее негативное влияние. По данным одного из исследований, у детей, лишившихся родителей, чаще развиваются нарушения поведения, психические расстройства, а также соматические заболевания при воспитании их в государственных учреждениях по сравнению с детьми, воспитывавшимися в приемных семьях [6].

Цель исследования: изучить характер семейных взаимоотношений между родителями и детьми.

Материалы и методы исследования

Проведено анонимное анкетирование 200 матерей – 100 матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, и 100 матерей, воспитывающих детей 11–21 года, методом случайной выборки. Для анкетирования использовалось 2 вида опросников «Анализа семейных взаимоотношений» для родителей в зависимости от возраста их детей, разработанных Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом [7]. Анкетирование проводилось на базах различных лечебно-профилактических учреждений, школ.

Статистическая обработка материалов осуществлялась в системе Excel. Достоверность различия относительных величин определялась по показателю точности (р) в зависимости от коэффициента достоверности (t).

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов анкетирования позволяет выявить различные особенности семейного воспитания [4, 7] (табл. 1).

Таблица 1

Особенности семейного воспитания

Особенности воспитания

 

Краткая характеристика

Гиперпротекция

Ребенок является центром внимания для родителей и главным делом их жизни

Гипопротекция

Родители уделяют ребенку очень мало времени и внимания

Потворствование

Родители стараются как можно полнее без всякого анализа удовлетворять все потребности ребенка или подростка. Желание ребенка (подростка) становится главным законом в семье

Игнорирование потребностей ребенка

Родители игнорируют многие потребности ребенка, оставляют их без внимания, не стремятся к удовлетворению

Чрезмерность требований-обязанностей

К ребенку предъявляются очень высокие требования, не соответствующие его возможностям

Минимальные обязанности

Родители определили ребенку незначительные обязанности, при этом жалуются на трудности по привлечению последнего к домашним делам

Чрезмерность требований-запретов

Родители предъявляют ребенку большое число требований, регламентируется его свобода, резко ограничивается самостоятельность

Недостаточность требований-запретов к ребенку

Ребенок самостоятельно принимает решения по всем вопросам его жизни: с кем дружить, как учиться, что кушать, когда гулять, чем заниматься в свободное время и т.д.

Чрезмерные санкции

Родители склонны применять строгие наказания за невыполнение ребенком любых их требований, избыточно реагировать даже на незначительные нарушения поведения

Минимальные санкции

Родители предпочитают не наказывать ребенка вовсе или применяют наказания очень редко. Считают, что поощрения намного результативнее любых наказаний

Неустойчивость стиля воспитания

Характерна частая резкая смена стиля воспитания, приемов воспитания – от очень строгого стиля к либеральному и наоборот.

 

Для обеих групп (матерей, воспитывающих детей 3–10 лет и 11–21 года), по данным проведенного исследования, характерны схожие особенности-отклонения семейного воспитания: гиперпротекция (5% и 5%), потворствование (1% и 3%), игнорирование потребностей ребенка (2% и 2%), чрезмерность требований-обязанностей (3% в первой группе), минимальные обязанности (1% и 1% соответственно), чрезмерность требований-запретов (2% в первой группе), недостаточность требований-запретов к ребенку (5% и 2% соответственно), неустойчивость стиля воспитания (1% в младшей группе). При воспитании детей 11–21 года чаще выявлялись такие особенности-отклонения, как чрезмерные санкции (6% против 1%, p<0,05) и минимальные санкции (8% против 1%, p<0,05).

Гиперпротекция нередко возникает в семье, воспитывающей единственного ребенка, или в случае, если ребенок был долгожданным. Родители, надеющиеся в большей степени на поощрения, сомневающиеся в результативности любых наказаний, предпочитают минимальные санкции.

Более же всего в исследовании выявлялись комбинации различных особенностей воспитания – в 75% и 69% в первой и второй группах соответственно. Потворствующая гиперпротекция представляет собой сочетание гиперпротекции, чрезмерного удовлетворения потребностей ребенка при недостаточности требований-обязанностей, требований-запретов и минимальных санкциях. Доминирующая гиперпротекция складывается из гиперпротекции, избыточного или недостаточного удовлетворения потребностей ребенка, чрезмерных или недостаточных требований-обязанностей и санкций при чрезмерности требований-запретов. Повышенная моральная ответственность характеризуется комбинацией гиперпротекции, чрезмерности требований-обязанностей и требований-запретов с избыточными или минимальными санкциями и игнорированием потребностей ребенка. Эмоциональное отвержение наблюдается при гипопротекции, игнорировании потребностей ребенка, чрезмерных или минимальных санкциях и требованиях-запретах в сочетании с чрезмерностью требований-обязанностей. О жестоком обращении с детьми можно говорить при сочетании гипопротекции, игнорировании потребностей ребенка, чрезмерности санкций с чрезмерными или недостаточными требованиями-обязанностями и требованиями-запретами. Гипопротекция (гипоопека) представляет собой комбинацию гипопротекции, игнорирования потребностей ребенка, чрезмерных требований-обязанностей и требований-запретов с избыточными или минимальными санкциями.

При выявлении устойчивых сочетаний различных особенностей-отклонений воспитания говорят о типах негармоничного воспитания [4, 7] (табл. 2) .

Таблица 2

Типы негармоничного семейного воспитания

Тип воспитания

 

Краткая характеристика

Потворствующая гиперпротекция

Ребенок находится в центре внимания, родители и вся семья стараются максимально удовлетворить все его желания и потребности

Доминирующая гиперпротекция

Родители уделяют ребенку большое количество времени, отдают много сил, но во многом ограничивают, многое запрещают, лишают самостоятельности

Повышенная моральная ответственность

Родители предъявляют к ребенку много требований, но мало уделяют внимания ему и его потребностям

Эмоциональное отвержение

Родители находят связь ребенка с негативными сторонами своей жизни, что ложится в основу воспитательного процесса

Жестокое обращение с детьми

Родители применяют к детям наказания в виде неудовлетворения основных потребностей, лишения удовольствий и даже избиений

Гипопротекция (гипоопека)

Родители не интересуются жизнью ребенка, его увлечениями, потребностями, ребенок предоставлен самому себе

 

Оказалось, что в воспитании детей 3–10 лет преобладала доминирующая гиперпротекция и встречалась чаще, чем в старшей группе (45% против 24%, p<0,01); потворствующая гиперпротекция выявлена в 30% случаев. В воспитательном процессе детей 11–21 года преимущественное значение имела потворствующая гиперпротекция (38%), в небольшом количестве семей выявлено воспитание по типу эмоционального отвержения (2%) и повышенной моральной ответственности (5%).

Анализ детско-родительских отношений, проведенный и опубликованный авторами одного из исследований, выявил нарушение семейного воспитания по типу гипопротекции у четверти детей в сочетании с аутоагрессией. У подростков без аутоагрессии примерно в половине случаев встречалась доминирующая гиперпротекция [8].

Причины негармоничного воспитания различны, но особое значение имеют особенности личности родителей и их психологические (личностные) проблемы, решаемые за счет ребенка. Анкета анализа семейных взаимоотношений помогает выявить личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка [7] (табл. 3).

Таблица 3

Личностные проблемы родителей, решаемые за счет детей

Проблема

Характеристика проблемы

Обусловливаемое нарушение воспитания

Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола: предпочтение мужских качеств или предпочтение женских качеств

Взаимоотношения с ребенком обусловлены такими чертами, которые родитель приписывает его полу, а не действительными его особенностями. Например, при предпочтении женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка-мальчика и потворствование по отношению к ребенку-девочке

Потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение

Расширение сферы родительских чувств

Родители ждут от ребенка удовлетворения тех или иных потребностей, которые в семьях обычно удовлетворяются в психологических отношениях супругов (такие как забота, привязанность, общие увлечения)

Потворствующая или доминирующая гиперпротекция

Предпочтение в подростке детских качеств

Родители стремятся не замечать естественного взросления детей, видят в них маленького ребенка

Потворствующая гиперпротекция

Воспитательная неуверенность родителя

Ребенок доминирует, так как в семье в его пользу происходит перераспределение власти между ним и родителями

Потворствующая гиперпротекция

Фобия утраты ребенка

Боязнь ошибиться, излишняя неуверенность, преувеличенные представления о беззащитности ребенка, его болезненности

Потворствующая или доминирующая гиперпротекция

Неразвитость родительских чувств

Родители могут заниматься воспитанием должным образом только при наличии сильной мотивации, выражающейся в чувстве долга, сильной любви к ребенку, желании, чтобы дети реализовали их мечты и планы, продолжили их дело

Гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жесткое обращение

Проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств

Отрицательные черты характера, которые родитель чувствует, но не признает в самом себе, он видит в ребенке

Эмоциональное отвержение, жесткое обращение

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания

Противоречия в отношениях между родителями выносятся в сферу воспитания, где родители продолжают конфликтовать

Противоречивый тип воспитания: сочетание потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого

 

У опрошенных матерей выявлены некоторые личностные проблемы. Так, в группе матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, определились предпочтение женских качеств (64%) и расширение сферы родительских чувств (15%); в группе матерей, имеющих больший родительский стаж, обнаружены отклонения в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола в виде предпочтения женских качеств в 57% случаев, предпочтения мужских качеств в 21% случаев, а также расширение сферы родительских чувств в 10% случаев.

Особенности личности родителей, такие как преобладание мужских качеств и повышенная тревожность матери или избыточная мягкость отцовского характера, выливаются в предпочтение женских качеств в ребенке, в результате чего он окружается излишней заботой, мешающей формированию мужественности у мальчика.

В том случае, когда между родителями нарушаются супружеские отношения в результате, например, развода, потери супруга, неудовлетворенности отношениями одного из супругов, возникает чаще такое отклонение в семейном воспитании, как расширение сферы родительских чувств. В этом случае родители хотят, чтобы ребенок (чаще противоположного пола) был для них не просто ребенком, а чем-то большим, стремятся отдать ему всю полноту своих чувств и любви. К нему предъявляются непомерные, избыточные требования, выполнить которые он не имеет возможности, что приводит к недовольству родителей ребенком, конфликтам, а со стороны ребенка – к нарушениям поведения, особенно в подростковом возрасте, или к невротическим расстройствам в зависимости от того, имеет ли ребенок волю к сопротивлению родителям или недовольство скрывает в себе.

Предпочтение женских качеств в воспитании сочеталось с такими особенностями, как гиперпротекция – в 14% и 18% случаев, потворствование – в 13% и 12% случаев в группах матерей, воспитывающих детей 3–10 лет и 11–21 года соответственно; потворствующая гиперпротекция – в 61% случаев, чрезмерность санкций – в 9% случаев в обеих группах; минимальные обязанности – в 2% случаев в младшей группе.

У родителей старшей группы детей при проблеме предпочтения мужских качеств были обнаружены отклонения в воспитании в виде гиперпротекции в 19% случаев, минимальных санкций в 14% случаев, минимальных обязанностей в 9% случаев, потворствования в 5% случаев, чрезмерных санкций в 5% случаев, потворствующей гиперпротекции в 48% случаев.

Проблема расширения сферы родительских чувств обусловливала гиперпротекцию в 13% и 20% случаев, минимальные санкции в 7% и 10% случаев, потворствующую гиперпротекцию в 33% и 30% случаев, доминирующую гиперпротекцию в 27% и 40% случаев в младшей и старшей группах соответственно; потворствование – в 20% случаев в группе матерей, воспитывающих детей 3–10 лет.

Заключение

Таким образом, в обеих группах в большинстве случаев выявлены различные отклонения и дисгармоничность в семейном воспитании (96–97%). Преобладающими оказались различные виды гиперпротекции.

Личностные проблемы, решаемые за счет детей, также имели большинство матерей обеих групп (79–88%). При этом более чем в половине случаев обнаружены сдвиги в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола в виде предпочтения женских качеств в обеих группах либо предпочтения мужских качеств в старшей группе.

Результаты исследования показали, что большинству семей полезна помощь психолога с целью устранения личностных проблем родителей, коррекции воспитания и профилактики психологических нарушений у детей.


Библиографическая ссылка

Боровкова М.Г., Николаева Л.А., Петрова Е.С., Разбирина Е.А., Исаева Н.Ю. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ: МОДЕЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29714 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674