Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА

Минаев А.И. 1 Исаева О.Н. 1 Горнов В.А. 1
1 ФГБОУ ВО "РГУ имени С.А. Есенина"
В статье освещаются результаты работы руководства Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина по организации комплекса мер информационной и социальной поддержки обучающихся в ситуации вынужденного перехода вуза на дистанционный режим работы в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Особое внимание уделяется резко обострившейся проблеме трудоустройства студентов, в том числе проживающих в общежитиях университета, на основе изучения их предпочтений и социальных потребностей с учетом рекомендаций Минобрнауки России. В статье приведены данные он-лайн анкетирования обучающихся по вопросам их трудовой занятости в настоящее время, наиболее приемлемых для них форм и условий труда, в том числе в режиме удаленной работы, а также известности и востребованности современных агрегаторов в сфере поиска работы. Показано, как в новых условиях может быть использован и усилен потенциал традиционных форм сезонной занятости студентов в ходе производственной и педагогической практик, работы в летних лагерях отдыха, а также рассмотрены сформировавшиеся в вузе направления волонтерской деятельности, возможности их модификации и применения в условиях новых вызовов.
трудоустройство
занятость молодежи
социальная поддержка студентов
дистанционный режим работы
управление университетом
1. Андрианова А.А., Гарифуллина А.Ф. Проблемы трудоустройства молодежи // Социологические науки. 2015. № 30. С. 56–57.
2. Василенкова О.В., Анисина Е.А. Выпускники вуза на рынке труда: проблемы самореализации молодежи и развития трудовых ресурсов города // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3–1 (80). С. 1181–1186.
3. Горнов В.А. Молодежь на рынке труда в условиях роста нестандартной занятости // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12–1 (89). С. 164–168.
4. Решение ректората РГУ имени С.А. Есенина от 11 апреля 2018 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rsu.edu.ru/wp-content/uploads/2018/06/reshenie-rektorata-11.04.2018.pdf (дата обращения: 18.05.2020).
5. Ендовицкий Д.А., Бубнов Ю.А., Гайдар К.М. Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 2. С. 5–11.
6. Студенты Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина помогают школьникам города Рязани в условиях дистанционного обучения // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации #СтудентРядом. [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/minobrnaukigov/posts/2449173028516470 (дата обращения: 28.04.2020).
7. Минаев А.И., Исаева О.Н. Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей: из опыта работы РГУ имени С.А. Есенина // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения: пленарные доклады Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. С. 93–99.

Проблемы, связанные с трудоустройством студентов, весьма актуальны, особенно в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Высшая школа, как и все общество в целом, столкнулась с целым рядом вызовов, которые породила пандемия.

Особенность ситуации состоит в том, что готовых алгоритмов действий не существует. Однако вузы, как показывает практика, представляют собой системы, которые при принятии правильных и своевременных управленческих решений способны быстро адаптироваться к новым условиям деятельности. В этой связи представляется чрезвычайно важным их оперативное взаимодействие с Министерством образования и науки РФ. Юридически выверенные, оперативно и своевременно изданные приказы, серия совещаний по наиболее острым проблемам обеспечения стабильной деятельности вузов позволили решить две важнейшие задачи – не допустить существенного ущерба для здоровья студентов и преподавателей и оперативно перейти на дистанционное обучение для освоения основных образовательных программ. При этом, как представляется, руководству каждого вуза необходимо было проявить и должную самостоятельность в принятии решений, основанную на знании конкретной обстановки.

Целью данного исследования является анализ алгоритма организации комплекса мер информационной и социальной поддержки обучающихся университета в условиях резкого перехода на дистанционный режим работы вуза. В российском научном сообществе есть четкое понимание того, что несогласованность позиций вузов, готовящих специалистов разных профилей c потребностями рынка труда, скоропалительность в принятии решений может привести к росту молодежной безработицы, что представляет собой серьезную экономическую и социально-статусную проблему [1]. В то же время ситуация с трудоустройством молодежи в сложившихся условиях требует быстрого реагирования.

Материалы и методы исследования

Наличие наработанного исследовательского материала и опыта аналитической работы по проблемам молодежной занятости в РГУ имени С.А. Есенина [2; 3], отлаженное взаимодействие с региональными и общероссийскими операторами рекрутмента позволило руководству университета уверенно и оперативно взять под свой контроль наиболее проблемные участки работы по обеспечению оптимального режима труда и занятости всех категорий работников и обучающихся. В ходе исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, качественное сравнение, точное измерение и эксперимент).

С первых дней работы в новых условиях оно придавало особое значение сохранению социальной стабильности, оказывало всю возможную помощь студентам, особенно тем, кто продолжил свое проживание в общежитиях университета.

В Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина на постоянной основе работает Центр профессиональной ориентации и содействия трудоустройству студентов и выпускников. В условиях пандемии особое внимание уделяется поиску возможностей поддержки студентов, оказавшихся в сложной ситуации.

Основным источником информации для студентов о вакансиях являются страница на сайте вуза о трудоустройстве и группа в социальной сети «ВКонтакте». Проводится мониторинг среди студентов относительно их потребностей в сфере трудоустройства в настоящий момент, прорабатываются возможные варианты рабочих мест для студентов в вузе.

Ведется активное сотрудничество с молодежной биржей труда центра занятости Рязанской области. Получаемый срез вакансий, подходящих для студентов университета, сообщается обучающимся вуза. В РГУ ведется необходимая в современных социально-экономических условиях работа по содействию трудоустройству выпускников и укреплению связей с работодателями. Проводится анализ и вносятся соответствующие корректировки в деятельность по данному направлению согласно результатам мониторинга Министерства науки и высшего образования РФ, который проводится в этой сфере совместно с Пенсионным фондом РФ. Согласно данным исследованиям вуз выполняет пороговые показатели по направлению трудоустройства. Так, доля трудоустройства выпускников, трудоустроившихся

в период с 2017–2019 гг., от 75% до 80%. Основными формами сотрудничества вуза и работодателей являются: договоры о сотрудничестве; участие в специализированных мероприятиях по построению карьеры; совместная проектная деятельность; информационная работа.

Ежегодно совместно с Министерством труда и социальной защиты Рязанской области проводятся «ярмарки вакансий» для студентов и выпускников. Также совместно с Министерством образования и молодёжной политики Рязанской области проводятся «Ярмарки педагогических вакансий». Результатом этих мероприятий является прямой контакт потенциальных работодателей данной сферы с выпускниками педагогического направления подготовки.

Активно используются возможности работодателей – партнеров вуза, представители которых участвуют в тренингах, мастер-классах, днях карьеры и иных мероприятиях, организуемых в университете для получения студентами разносторонних навыков, полезных при выходе на рынок труда.

Согласно заключенному договору между РГУ имени С.А. Есенина и Центром занятости населения г. Рязани еженедельно в вуз поступает информация об открытых в регионе вакансиях, которая пополняет электронный банк вакансий.

Информационная работа включает все имеющиеся современные способы для своевременного информирования обучающихся о вакансиях, конкурсах и проводимых мероприятиях по трудоустройству. Вместе с тем существует ряд проблем, требующих своевременного решения. Необходимо совершенствовать систему работы по получению обратной связи с выпускниками. Следует усилить работу по подготовке выпускников, связанной с информационными технологиями, что особенно актуально исходя из современного развития экономики Рязанского региона; проработать вопрос о разработке новых направлений дополнительного образования в данной сфере; продолжить работу по внедрению и совершенствованию системы по заключению договоров, гарантирующих трудоустройство по окончанию обучения со студентами предвыпускных и выпускных курсов и работодателями региона и получения обратной связи о заключенных договорах. Эти проблемы были обозначены и вырабатывались различные пути решения в рамках обычного формата режима работы университета [4].

В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) приказами Минобрнауки России установлены особенности осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования в 2020 г. Согласно приказам Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397 и от 2.04.2020 № 545 образовательные организации и учреждения науки, реализующие образовательные программы высшего образования, переведены на дистанционное обучение. Согласно Указу Президента РФ большинство организаций и предприятий перешли на дистанционный режим работы или приостановили свою деятельность. В сложившихся условиях значительная часть студентов вузов потеряли возможность подработки, что особенно важно для тех, кто обучается на внебюджетной основе с возмещением затрат на обучение.

Результаты исследования и их обсуждение

В РГУ имени С.А. Есенина в рамках социальной поддержки и оказания своевременной поддержки студентам был проведен опрос относительно необходимости принятия своевременных мер по содействию трудоустройству студентов в настоящий момент и на ближайшую перспективу. Онлайн-опрос обучающихся РГУ имени С.А. Есенина по вопросам трудоустройства в условиях эпидемии коронавируса проведен методом индивидуального формализованного анонимного анкетирования в удаленном режиме на платформе Google Forms. К обработке и анализу были приняты 507 анкет. Исходя из объема генеральной совокупности в 3990 студентов очной формы бакалавриата и 332 обучающихся по очной форме магистратуры, величина статистической погрешности не превышает 0,034 (доверительный интервал +3,4%) при доверительной вероятности 90%. (То есть не менее 90% полученных ответов респондентов в пределах заявленной погрешности соответствуют усредненным реальным показателям).

Далее приводятся данные в процентах от общего числа респондентов (n = 507). Так, 74% студентов из числа опрошенных ответили, что они не работают параллельно с учебой, более 40% просматривают вакансии на внешних порталах по поиску работы, преимущественно (23,5%) на HeadHunter, 53 % принявших участие выразили желание принять участие в вебинаре, направленном на повышение навыков самопрезентации в трудоустройстве. Наиболее актуальными для студентов при подборе вакансии названы навыки написания резюме, прохождения собеседования, самопрезентации, удалённой работы. При возможности трудоустройства в университете в период обучения 43,2% назвали вакансию цифрового ассистента, позиции, связанные с уборкой территории, ремонтными работами. Среди тех, кто принял участие в опросе, значительная часть (более 50%) назвала формат цифровой ярмарки вакансий наиболее оптимальным форматом подбора подходящей вакансии.

В период действия мер по предотвращению распространения коронавируса в направлении содействия трудоустройству студентов университета и оказания обучающимся поддержки активизировано сотрудничество с крупнейшим агрегатором в сфере поиска работы «HeadHunter» в части организации и проведения серии вебинаров про удаленную работу для соискателей, вебинаров – мастер-классов для студентов на темы: Как найти подработку/пройти собеседование/рынок труда для молодых специалистов (топ-10 навыков, топ-10 профобластей и другие). В ходе одного из вебинаров на тему «Рынок труда молодых специалистов. Вызовы и тренды» студентов РГУ имени С.А. Есенина познакомили с изменениями рынка труда, проиллюстрированными актуальными графиками. Молодые люди получили ответы на вопросы о том, какие специалисты будут цениться в будущем, как трудоустроиться без опыта работы, какие навыки лучше развивать, чтобы быть востребованным, об особенностях удалённой работы, как повлияла на рынок труда пандемия COVID-19.

Учитывая высокую степень цифровизации сферы социальной коммуникации современной молодежи, в процессе содействия трудоустройству студентов университета активно используются современные электронные информационные средства и технологии, ресурсы масс-медиа и интернета, что позволяет формировать культуру ответственного отношения к ним в среде учащейся молодежи [5, с. 7]. Совместно с партнёрами осуществляется подготовка совместных постов в соцсетях для студентов о возможностях трудоустройства удалённо в настоящий момент, ведется подготовка подборок актуальных вакансий для начинающих специалистов.

Проведена Цифровая ярмарка вакансий для студентов на платформе https://www.facultetus.ru/. В Ярмарке приняли участие более 170 работодателей и свыше 450 студентов. Это цифровая карьерная среда для университетов, студентов и работодателей с различными SMART-инструментами. В рамках Ярмарки вакансий дистанционного формата студентам было предложено создать свой цифровой профиль на платформе с привязкой к направлению подготовки, курсу, форме обучения. В портфолио можно было указать самую разную информацию, чтобы раскрыть себя как личность и профессионала. В свою очередь работодатели создали профиль организации. С помощью фильтров и параметров работодатели и студенты взаимодействовали внутри площадки. Все приглашения и отклики собирались у участников в личных кабинетах с возможностью согласий и отказов, где в первом случае стороны получили контакты друг друга.

В ходе первой Цифровой ярмарки вакансий выявлены популярные области интересов студентов университета: работа с людьми, сфера образования, творчество, государственная служба. Популярные типы компаний: государственные учреждения, организации среднего бизнеса и предприятия крупного бизнеса. В работе Ярмарки приняло участие до 500 студентов и более 170 работодателей. Обучающие получили почти 700 приглашений от компаний на различные вакансии.

РГУ имени С.А. Есенина, обеспечивая эффективное функционирование своей научной и образовательной инфраструктуры, сохраняет и усиливает свою социальную миссию. Студенты университета трудоустраиваются в вузе: в управлении учебно-воспитательной работы (2 человека), учебно-информационном управлении, деканатах и кафедрах факультетов (43 человека), в приемной комиссии в период приемной кампании (до 30 человек), хозяйственной службе, студенческом городке (до 7 человек). Эти позиции предполагают неполную занятость, что позволяет ребятам успешно совмещать учебу с подработкой.

Волонтерская деятельность студентов, особенно по профилю будущей специальности, эффективно содействует трудоустройству студентов. Участники волонтерских отрядов часто трудоустраиваются уже во время учебы в подшефные организации социальной сферы, в особенности в школы, детские сады, комплексные центры социального обслуживания населения.

Волонтерскую помощь в настоящее время в условиях пандемии осуществляют более 150 студентов. Ребята работают операторами регионального кризисного волонтерского колл-центра, в задачи которого входит поддержка и координация помощи людям в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Волонтёры университета присоединились к федеральной акции «Мы вместе», которая направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии. Они участвуют в доставке продуктов питания и медикаментов нуждающимся. Участники проекта «Университет третьего возраста» оказывают психологическую и юридическую поддержку слушателям проекта – участникам регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России».

Студенты университета пришли на помощь обучающимся школ города Рязани в условиях дистанционного обучения и выполняют функции цифровых ассистентов. Студенты института иностранных языков, факультета истории и международных отношений, факультета русской филологии и национальной культуры, физико-математического факультета, участники волонтерских отрядов «Трудности перевода», «Синяя птица СТС», «Эхо добра» оказывают помощь обучающимся МБОУ «Школа № 7» «Русская классическая школа» в рамках сотрудничества вуза и школы. Ребята помогают тем ученикам, которые испытывают затруднения в освоении образовательной программы по английскому языку, русскому языку и математике. Они прикреплены к семьям таких учеников и оказывают помощь по мере необходимости от одного до нескольких раз в неделю [6].

Одним из эффективных направлений, содействующих трудоустройству студентов, является занятость в летних оздоровительных лагерях. В рамках деятельности студенческих объединений (педагогический отряд «Синяя птица», движение российских студенческих отрядов, АНО «Ассоциация педагогических отрядов Рязанской области») создаются условия, способствующие освоению студентами необходимых компетенций, и предоставляются рабочие места в летний период (до 300 чел.). Для многих ребят работа в детских оздоровительных лагерях становится постоянной трудовой занятостью. В рамках освоения магистерских программ университет предоставляет возможность трудоустройства в МДЦ «Артек». Студенты имеют возможность работать в течение года в центре без ущерба для освоения программы.

Выводы

Таким образом, в качестве мер социальной поддержки обучающихся в РГУ имени С.А. Есенина можно выделить несколько направлений по оказанию содействия трудоустройству студентам, включая особые условия периода пандемии: наличие банка вакансий от партнеров вуза, возможности трудоустройства в подразделениях университета, сотрудничество с Молодежной биржей труда в рамках предоставления банка резюме студентов вуза.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что пандемия, с одной стороны, заставила искать и оперативно находить новые практики ведения учебной, воспитательной и социальной работы в вузе, с другой – актуализировала тот современный интеллектуальный и технологический инструментарий взаимодействия со студентами, создание которого оставалось важнейшим приоритетом в деятельности РГУ имени С.А. Есенина в последние годы [7, с. 97]. Не подлежит сомнению тот важный вывод, который можно сделать уже сейчас: университет предстал в новой ситуации сбалансированной, способной оперативно решать сложные задачи системой, демонстрирующей мощный потенциал к саморазвитию даже в неблагоприятных условиях. Следует понимать, что современный период развития настолько сложен и противоречив, что необходимо постоянно совершенствовать методологию и практику эффективной деятельности вуза, имея в виду разные, в том числе и нестандартные, форматы его деятельности.

 


Библиографическая ссылка

Минаев А.И., Исаева О.Н., Горнов В.А. СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29840 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674