Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПРОВИЗОРА

Михайлова И.В. 1 Неволина В.В. 1 Проходцев К.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Статья посвящена разработке концепции профессионального саморазвития будущего провизора, направленной на решение актуальной научной проблемы обеспечения профессионального роста современного специалиста. Основой концепции выступают тезисы о приоритетной роли педагогического сопровождения в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании студента-провизора; интеграции возможностей субъектов образовательного процесса и образовательного пространства медицинского университета в ориентированном на приоритеты и интересы студента взаимодействии; обогащении содержания образования традициями профессиональной этики и инновациями наукоемкой медицины; морально-нравственных доминантах стратегий профессионального саморазвития студента. Положениями концепции профессионального саморазвития будущего провизора выступают: многофакторность межличностного, интерактивно-информационного и кластерного взаимодействия, ориентированного на развитие личности студента; учет социального, профессионального и личностного аспектов при построении прогнозно-перспективных моделей профессиональной успешности; фактор активного участия, сопричастности самого студента и преподавателя-тьютора к проектированию вероятностной модели профессионального будущего; ознакомление студентов с кругом профессиональных рисков в симуляционных центрах и социально-нравственных практиках; индикация достижений на основании результат-эффектов. В исследовании обоснованы взаимосвязи между общими этапами профессионального саморазвития обучающихся (мотивация, информирование, планирование) и их особыми характеристиками, обусловленными направлением подготовки (ценностные ориентиры профессионального выбора, учет профессионально-этических факторов, приоритеты профессионального информирования), определяющими влияние на проектирование стратегий профессионального саморазвития будущего провизора. Авторами осуществлялось включенное участие на всех этапах процесса, начиная с проведения междисциплинарного научно-теоретического анализа проблемы до представления основных научных результатов на региональном, всероссийском и международном уровнях. В ходе исследования разработано и реализовано организационное, методическое и педагогическое обеспечение профессиональной подготовки студентов фармацевтического факультета.
профессиональное саморазвитие
медицинское образование
научно-методическое обеспечение
современные педагогические технологии
фармация
провизор
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2018 г. № 219 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)». [Электронный ресурс]. URL: https://cdnimg.rg.ru/pril/153/51/86/50789.pdf (дата обращения: 14.06.2020).
2. Воронкова И.П., Михайлова И.В., Кузьмичева Н.А Интегрированный подход в обучении химическим дисциплинам на фармацевтическом факультете // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI. № S4 (24). C. 14-17.
3. Неволина В.В., Белоновская И.Д., Баранов В.В. Профессиональное саморазвитие личности в современном образовательном пространстве: монография. М.: Перо, 2017. 200 с.
4. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
5. Минюрова С.А. Психология самопознания и саморазвития: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Урал.гос. пед. ун-та, 2013. 316 с.
6. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012. 448 с.
7. Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход // Образование и наука. 2003. № 5. С. 79-90.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2005. 304 с.
9. Витвицкая Л.А. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета: автореф. дис. … докт. пед. наук. Оренбург, 2012. 42 с.
10. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: монография. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 252 с.
11. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2016 г. N 91н «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» // Министерство труда и социальной защиты. Профессиональные стандарты. Программно-аппаратный комплекс [Электронный ресурс]. URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=47709 (дата обращения: 12.07.2020).
12. Надлежащая аптечная практика в Новых Независимых Государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов. Специальный проект ВОЗ по фармации в ННГ совместно с Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики. ВОЗ. Копенгаген, Дания, май 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.provisor.com.ua/archive/2002/N17/art_03.php (дата обращения: 14.07.2020).
13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 31 августа 2016 г. N 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71482810/ (дата обращения: 14.07.2020).

Современные требования к подготовке провизора, нацеленного на профессиональный рост и самореализацию, обусловливают необходимость построения новой концепции профессионального саморазвития обучающегося. Предлагаемая концепция авторов ориентирована на реализацию инновационных разработок при постоянной перспективной оценке собственного саморазвития студентов в профессиональной сфере для инициативного освоения новых компетенций в научно-теоретическом, практическом и профилактическом компонентах фармацевтической практики. Фармацевтическое образование ориентировано на формирование готового к самостоятельной практике провизора, нацеленного на инновационный подход и профессиональную ответственность, в условиях растущего уровня технологичной оснащенности фармацевтической сферы.

Цель исследования

Основным ресурсом профессионального саморазвития студента-провизора выступает фармацевтическое образование. Его базовой целью является становление личности грамотной, компетентной, квалифицированной и ответственной, готовой к адаптации в условиях реальной трудовой деятельности. В ФГОС по направлению подготовки 33.05.01 «Фармация» указаны требования – компетенции (УК-6): способность и готовность выпускника к саморазвитию и самообразованию [1]. Однако в настоящее время не разрешены противоречия, обращающие педагогическую науку к проблеме профессионального саморазвития будущего провизора: на социальном уровне, на научно-педагогическом уровне и на уровне образовательного учреждения [2, с. 14]. Следовательно, разработка и внедрение концепции профессионального саморазвития студента-провизора в практику востребованы в медицинском образовании.

Материалы и методы исследования

Авторами разработана научная концепция профессионального саморазвития будущего провизора, основой которой выступают ведущие идеи о главенствующей роли педагогического сопровождения в профессиональном саморазвитии будущего провизора; интеграции ресурсов субъектов процесса образования и образовательной среды медицинского университета в образовательном взаимодействии, ориентированном на развитие личности будущего провизора; прогностической направленности обогащения содержания фармацевтического образования традициями и инновациями медицины; морально-нравственных доминантах стратегий профессионального саморазвития студента [3]. Теория построена на известных проверяемых данных, опубликованных международным институтом медицинского образования, фактах деятельности научно-образовательных медицинских кластеров Минздрава России («Нижневолжский», «Уральский», «Сибирский», «Южный»).

Результаты исследования и их обсуждение

Авторская концепция согласуется с опубликованными данными в части результативности профессионально ориентированного содержания методов и средств профессионального образования (А.А. Вербицкий [4]), социокультурных оснований стратегий профессионального становления и личностного роста (С.А. Минюрова [5], В.В. Сериков [6]), взаимосвязи саморазвития и компетентностного роста (Э.Ф. Зеер [7], Е.А. Климов [8]), конструктивности студентоцентрированного взаимодействия (Л.А. Витвицкая [9] Э.Э. Сыманюк [10]) в университетском образовании. Исследование базируется на комплексном анализе и обобщении опыта педагогического сопровождения, целостной оценке педагогической реальности и актуальных стандартов профессиональной подготовки будущих провизоров.

Основной целью трудовой деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Провизор» выступает: «Обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами, в том числе изготовленными в аптечных организациях, и другими товарами аптечного ассортимента» [11]. ВОЗ был принят документ «Надлежащая аптечная практика (НАП) – Руководство по разработке и внедрению стандартов лекарственной политики и развитию фармацевтической практики», направленный на: профилактику, а не на лечение; пациента, а не на продукт; соблюдение профессиональной этики; информирование пациентов о грамотном и рациональном применении лекарств [12]. Содержание данных рекомендаций знаменует постепенный переход профессиональной деятельности специалиста фармацевтической отрасли от субъект-объектного характера взаимодействия с пациентом и акцента на лекарственные препараты на необходимость выстраивания субъект-субъектного взаимодействия. Реализация этих принципов в отечественной нормативной базе нашла отражение в принятых в 2016 г. «Правилах надлежащей аптечной практики...», существенно корректирующих и расширяющих круг обязанностей и компетенций отечественного фармацевтического работника [13].

В исследовании предложена научная гипотеза, состоящая из описательной (историко-педагогический анализ становления феномена профессионального саморазвития), констатирующей (развитие потенциалов вуза и субъектов медицинского образования), прогностической (проектирование профессионального саморазвития будущего провизора) частей. Синтез описательной, констатирующей и прогностической частей гипотезы позволяет:

– определить научно-теоретическую и конструктивно-техническую функции науки в профессиональном саморазвитии будущего провизора;

– выделить пути реализации (целеполагание, непрерывность, перспективность, социальная востребованность, моральная регулятивность);

– объяснить и проверить экспериментально методологические, программно-методические и инструментально-технологические основы продуктивности профессионального саморазвития обучающихся.

В ходе реализации концептуального исследования понятие «педагогическое сопровождение профессионального саморазвития будущего провизора» определено как взаимодействие студентов и преподавателей в образовательной среде вуза, отличающееся от ранее известных положений:

– установлением содержания взаимодействия «студент – преподаватель» в образовательной среде медицинского вуза, делающим акцент на развитие личности студента,

– установлением приоритетной значимости аксиологических контекстов медицинской этики и перспективных целей в аудиторной, практической, научно-исследовательской и самостоятельной деятельности;

– единством взаимообусловленных требований профессиональных и образовательных стандартов в сфере фармации;

– реализацией вариативных современных педагогических средств и технологий (геймификации профессионально ориентированного моделирования, проектной технологии, форсайт-технологий, сетевых технологий) в реальных и виртуальных образовательных средах.

Положениями концепции профессионального саморазвития будущего провизора выступают:

– многофакторность межличностного, интерактивно-информационного и кластерного взаимодействия, ориентированного на развитие личности студента;

– учет социального, профессионального и личностного аспектов при построении прогнозно-перспективных моделей профессиональной успешности;

– фактор активного участия, сопричастности самого студента и преподавателя-тьютора к проектированию вероятностной модели профессионального будущего;

– ознакомление студентов с кругом профессиональных рисков в симуляционных центрах и социально-нравственных практиках;

– индикация достижений на основе результат-эффектов.

Авторами использована совокупность методологических подходов (интегративного, контекстного, проектного), позволившая выявить общие и частные результат-эффекты.

Общим является процесс возникновения нового уровня профессионального саморазвития студента на основе:

– консолидации существующих ресурсов (при интегрировании ресурсов развития субъектов образования и наукоемкой среды медицинского университета, синтезе теоретических знаний с реалиями медицинской деятельности, консолидации усилий участников проекта);

– процессуальной природы (этапы интегративного взаимодействия (предпосылочный, ориентационный, установочный, формирующий, адаптивный, перспективный), методичность содержательного насыщения медицинского образования (контекст дисциплин социально-гуманитарного цикла, химических дисциплин, симуляционных практик), цикличность формирования проектов профессионального саморазвития (анализ, моделирование, планирование, конструирование));

– прогностических потенциалов (направленность личности студента на будущую реализацию в профессии, учет особенностей предстоящей профессиональной деятельности, формирование стратегий саморазвития и самореализации).

Особенным выступают:

– профессионально ориентированные взаимосвязи наполнения медицинского образования и педагогических технологий (профессионально-деонтологический, историко-медицинский, профессиональный инновационно-прогностический);

– разнообразие и сквозной характер реализации проектных технологий (проект форсайт-площадки, научно-методическая лаборатория, форсайт-сессии, конкурсные работы и грантовые проекты, проектное представление стратегий);

– факторы: рост инновационных возможностей образовательной среды медицинского вуза; разнообразие и адаптивность технологий педагогического взаимодействия, ориентированных на развитие личности студента, мотивирующих формирование деонтологической модели современного фармацевта;

– формирование профессиональных элементов мировоззрения студента, способствующих определению приоритетов статусных и социально-экономических стимулов профессионального роста, влияющих на выбор позитивных стратегий профессионального саморазвития будущего провизора.

Выводы

Изучены причинно-следственные связи традиций (разумное сочетание гуманности, ответственности, милосердия, точность медицинского диагноза и манипуляций, оперативность медицинской помощи), инноваций медицинского образования (современные нормы медицинской этики и деонтологии, институт правовой ответственности, медицинская интеракция, информированность пациента, внедрение цифровизации, симуляционных технологий, телемедицины, визуализации диагностики, сетевых глобальных интернет-ресурсов медицинской науки, достижений микро- и наномедицины) в приоритетах профессионального саморазвития.

Осуществлена модернизация механизмов проектирования стратегий саморазвития будущего провизора с учетом современных требований подготовки и вероятных перспектив развития фармацевтического образования: конкретизация целей проектов (постоянное профессиональное совершенствование провизора), создание структуры циклов проектирования (преподаватель-помощник, преподаватель-консультант, самостоятельное выполнение), выбор среды (лаборатория саморазвития, социально-профессиональные практики фармацевтической направленности); уточнение последовательности воздействий (применение современных педагогических технологий), определение границ применимости (перспективы развития здравоохранения), выбор альтернативных стратегий (по универсальности, инновационности, масштабу и географии).

Разработаны и внедрены в практику научно-образовательных медицинских кластеров вузов современные образовательные технологии (кейс-технологии, профессиональное моделирование, геймификация, форсайт-технологии, проектные технологии и др.), продуктивно реализующие профессиональное саморазвитие будущего провизора. Определены пределы и перспективы практического использования концепции исследуемого феномена в аспекте снижения рисков стихийности и стагнации профессионального саморазвития студента, возникающих в медицинском вузе.

Создана структурно-содержательная модель профессионального саморазвития будущего провизора, имеющая прогностический характер, направленная на социальный, личностный, профессиональный результат-эффекты профессионального саморазвития будущего провизора на основе единства цели исследуемого процесса, его методологии (подходов, закономерностей, принципов), структурных компонентов (профессионального саморазвития, содержания педагогического сопровождения, потенциалов субъектов медицинского образования), процесса (механизмов, организационно-педагогических условий, этапов, технологий, средств, сред), диагностического инструментария (показателей сформированности компонентов профессионального саморазвития).

Разработана система инструментально-технологического, программно-методического и диагностического обеспечения концепции профессионального саморазвития студента, реализованная на международном (университеты Лойолы, Иерусалима), российском («Нижневолжский», «Уральский», «Сибирский», «Южный» научно-образовательные кластеры медицинских вузов), региональном (г. Оренбург, Орск, Бузулук) уровнях.

Разработан и апробирован комплекс программных и научно-методических материалов (учебно-методическое пособие «Современные педагогические технологии в подготовке будущего провизора», кейсы, турнир «Биохимическая мозаика», геймификация (игровые технологии в преподавании химических дисциплин и т.д.)).

Заключение

По итогам исследования были выявлены основные факторы эффективности реализации концепции профессионального саморазвития студента‐провизора: создание и развитие среды, благоприятной для профессионального саморазвития на основе взаимодействия «преподаватель – студент», стимулирующей и подкрепляющей личностно‐профессиональные запросы и потребности студента фармацевтического факультета; обеспечение достижений научно‐исследовательской деятельности в профессии провизора в проектировании образовательного процесса; обогащение аксиосферы студента приоритетом ценности здоровья и здорового образа жизни как фундаментальной основой функционирования медицинского вуза; модель профессионального саморазвития будущего провизора как ресурс эволюции образовательной системы медицинского вуза, стимулирующий личностный и профессиональный рост студента и его социализацию в образовательной среде.


Библиографическая ссылка

Михайлова И.В., Неволина В.В., Проходцев К.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО ПРОВИЗОРА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30011 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674