Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ЗАДАЧАХ ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

Доу И. 1 Мансурова А.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Московский государственный институт культуры"
В статье освещаются отдельные аспекты становления национальной фортепианной исполнительской школы Китая, имеющие значение для осмысления проблемы отсутствия востребованного массово доступного фортепианного образования на фоне доминирования элитарной подготовки профессиональных пианистов. С периода начала государственных реформ и интеграции китайского общества в мировое социокультурное пространство национальная система профессиональной подготовки пианистов претерпела значительные прогрессивные структурно-функциональные, теоретико-методические, кадровые и учебно-организационные изменения. Создание сети специальных образовательных учреждений, совершенствование кадровой политики в области фортепианного образования, обновление теоретической и методической базы инструментальной подготовки создало выпускникам китайских учебных заведений возможность выйти на мировую сцену и побеждать в международных конкурсах. В настоящее время возникла острая необходимость адаптации национальной модели профессионального фортепианного обучения для её широкого, массового применения, повышения уровня педагогического мастерства всех китайских преподавателей фортепиано, обеспечения высокой потребности современного китайского общества в массовом фортепианном образовании и популяризации национальной системы преподавания в других странах. На основе анализа ключевых тенденций в области подготовки профессиональных пианистов в китайских и зарубежных специальных учебных заведениях на протяжении ХХ столетия делается вывод о необходимости и возможности создания национальной модели массовой подготовки пианистов в образовательных учреждениях Китая с учетом культурных традиций, эстетических концепций и педагогических принципов, наиболее сообразных китайской фортепианной школе.
Китай
фортепианное исполнительство
подготовка пианистов
теория фортепианного исполнительства
массовое фортепианное образование
1. Ли Юе. Историографический очерк развития общего музыкального образования в Китае с древнейших времен до рубежа XIX-ХХ веков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 40. С. 215-224.
2. Просеков С.А. Социально-философский анализ современных реформ Китая // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2011. №3. С. 24 - 40.
3. Корина В.С. Об отечественном опыте развития и популяризации фортепианного искусства и исполнительства: к истории вопроса // Искусство и образование. 2019. № 1 (117). С. 9-16.
4. Черватюк П.А., Мансурова А.П. Современная школа и вуз: требования к профессиональной подготовке педагога-музыканта и новые возможности сотрудничества // Искусство и образование. 2017. № 1 (105). С. 51-58.
5. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. № 1 (8). С. 59-68.
6. Кузнецова О.И., Майковская Л.С. К проблеме адаптации учащихся из восточноазиатских стран к европейской исполнительской традиции: особенности педагогического процесса // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2016. № 4 (16). С. 113-119.
7. Климай Е.В. Особенности начального обучения взрослых музыкальному искусству // Культурная жизнь Юга России. 2010. № 3 (37). С. 107а-110.
8. Се Хэн. Проблемы фортепианной педагогики в Китае // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2016. №179. С. 109-113.

Довольно неожиданный - и для китайской нации, и для международного сообщества - успех и мировой резонанс китайских пианистов во II половине ХХ века – начале ХХI века вызывает сегодня большой профессиональный и общественный интерес. Потребность в получении фортепианного образования среди молодого населения Китая определяет высокий спрос на обучение по данной специальности. В то же время прогрессивная музыкальная общественность Китая отмечает недоступность сложившейся системы фортепианного обучения для массовой аудитории новых поколений. Для выявления условий и факторов решения проблемы отсутствия массового фортепианного образования на фоне доминирования элитарной национальной фортепианной школы необходим анализ сложившегося уникального феномена, каким сегодня является китайская система профессионального обучения игре на фортепиано.

Цель исследования – выявление возможностей создания в Китае эффективной модели массового фортепианного образования на основе анализа современных тенденций в области подготовки профессиональных пианистов в китайских учебных заведениях для международной концертно-конкурсной сцены.

Материал и методы исследования

Поднимая вопрос о современном состоянии системы обучения и воспитания пианистов в Китае, следует учитывать, что под «современным периодом» китайского музыкального образования, как правило, подразумевается исторический период, охватывающий не только ХХ столетие, которое традиционно воспринимается как эпоха Новейшего времени, но и более ранний исторический период, так как уже «с начала ХIX века Китай распахнул свои двери для иностранной музыкальной культуры» [1, с. 224].

Это повлекло первую волну кардинальных изменений в гуманитарном мировоззрении китайской интеллигенции. Второй вехой гуманитарной трансформации по праву считается период после культурной революции 1966-1976 гг., когда в Китае началась совершенно новая историческая эпоха, основной отличительной характеристикой которой явились социальные реформы. В этот же период «в результате углубляющейся глобализации и политической открытости усиливается тенденция вестернизации и либерализации всех сфер общественной жизни страны» [2, с. 30], что означало начало активной интеграции китайских моделей мышления и деятельности в международное социокультурное пространство.

Структурно-функциональные преобразования, совместно с провозглашенной открытостью страны в экономическом и культурно-коммуникативном аспектах, способствовали формированию нового имиджа китайских образовательных институтов. На примере национальной фортепианной школы явственно видно, что обе волны проведенных реформ и выход страны на международный уровень социально-культурного сотрудничества обеспечили интенсивное развитие фортепианной педагогики, формирование национальной профессиональной фортепианной школы, создание эффективной системы подготовки одаренных музыкантов. Однако в процессе сопоставления высокой численности молодых поколений китайской нации и незначительного контингента национальных музыкальных образовательных учреждений, цели которых сосредоточены в основном исключительно на организации «кузницы талантов», отчетливо видится требующая решения проблема организации такого же эффективного массового процесса фортепианного обучения.

В последние десятилетия государственной и общественной задачей является обеспечение талантливых музыкантов возможностью профессионального обучения и совершенствования исполнительского мастерства на родине. Сегодня китайским преподавателям и студентам доступны различные научно-теоретические, методические и инструктивные учебные материалы, профильная публицистика, мировой репертуарный фонд в печатном и электронном виде, что обогащает теорию, методику и практику преподавания.

За рассматриваемый период система национального фортепианного образования обогатилась большим количеством выдающихся китайских пианистов и преподавателей. Их достижения вызвали широкий резонанс и признание на международном уровне, доказали, что концепции, методы, приемы обучения в классах фортепиано в Китае достойны внимания передового международного профессионального сообщества. Китайские преподаватели фортепиано, опирающиеся на методические системы с национальными характеристиками, способны воспитывать таланты в области фортепианного исполнительства мирового уровня.

В то же время процесс организации обучения игре на фортепиано в Китае не лишен проблем и недочетов на теоретическом и методическом уровнях. Во-первых, на фоне высоких технических результатов внутри национальной системы наблюдается кризис теоретико-методологического, идейно-концептуального и, в связи с этим, методического характера. Зачастую наблюдается пренебрежение фундаментальной целью обучения игре на фортепиано, а именно отсутствие целостного совершенствования личности исполнителя, комплексного развития способностей, обогащения эстетических чувств и художественного опыта, повышения значимости эстетической составляющей образовательного процесса в классе фортепиано. Во-вторых, в области фортепианного творчества также наблюдается застойная тенденция. Сегодня, как никогда ранее, национальная пианистическая школа нуждается в новых фортепианных произведениях, отражающих уникальный национальный стиль и выражающих дух китайской культуры. В-третьих, традиционная программа обучения фортепианному исполнительству носит элитарный характер и не отвечает требованиям популяризации фортепианного образования. Несмотря на то что профессиональное образование пианистов в Китае успешно, массовое обучение игре на фортепиано, то есть фортепианное образование в общеразвивающих целях, до сих пор не получило необходимой теоретико-методической и технологической основы. Сегодня при организации обучения игре на фортепиано детей в общеразвивающих целях полностью копируется формат и режим профессионального обучения пианистов. В центре внимания – исключительно технически безупречное воспроизведение музыкальных произведений. За рамками педагогической работы остаются важные для общего художественно-эстетического развития личности виды музыкальной деятельности, такие как аранжировка, транспонирование, аккомпанирование и ансамблевое музицирование, изучение теории музыки, музыкальной формы, импровизация, развитие творческих способностей, подбор аккомпанемента к песням и др. Механическое заучивание произведений по примеру профессиональных музыкантов не приносит обучающимся и преподавателям педагогических и художественно-творческих результатов.

Следует признать, что модель элитарного фортепианного обучения в действительности не доступна массовому музыканту, не адаптируется к культурным потребностям современного китайского общества, не отвечает высокому спросу на популярное сегодня в стране фортепианное образование.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из вышеизложенного становится очевидной необходимость создания эффективной системы фортепианного образования, отвечающей национальным потребностям в массовом инструментальном обучении, с учетом китайских классических художественно-эстетических традиций, основополагающих идей китайской традиционной музыкальной педагогики, а также мирового опыта общего музыкального образования.

Справедливо отметить, что современные теоретические основы национальной модели преподавания фортепиано начали формироваться в Китае только в 90-х годах ХХ века. С тех пор в преподавательской практике китайских педагогов-пианистов непреклонно возрастает роль национальных теоретических принципов. Данные принципы характеризуются, в первую очередь, самобытными эстетическими, художественно-исполнительскими и организационно-педагогическими традициями. Именно на их основе постепенно создавался теоретико-методологический фундамент для формирования китайской фортепианной исполнительской школы и развития профессионального фортепианного образования.

В рассматриваемый исторический период, параллельно с беспрецедентным прогрессом китайских исполнителей и постепенным созданием теоретической базы китайской фортепианной педагогики, происходило также формирование национальной методики преподавания фортепиано как специальной области научного познания и эмпирического педагогического опыта. В первые же годы социальных реформ и реализации политики открытости система профессионального образования китайских пианистов начала совершенствоваться в направлении обновления и расширения методического инструментария, освоения новых для китайской исполнительской школы эффективных методов обучения игре на фортепиано и исполнительских приемов, обновления и расширения базы учебных материалов, её пополнения аудиовизуальными средствами, а также результатами актуальных теоретических и научно-практических исследований в области фортепианного образования. Оптимизация и модернизация методического арсенала, безусловно, способствовали расцвету китайского фортепианного образования, а с ростом числа талантливых китайских пианистов, получавших признание на международной сцене, китайские преподаватели фортепиано обретали всё большую уверенность в своих педагогических возможностях и профессиональной компетентности.

Обращая внимание на организационно-институциональный аспект становления китайской национальной фортепианной школы, следует отметить ведущую роль в этом процессе национальных консерваторий. Проводя историко-географические параллели в рамках сравнительного педагогического исследования, в этом явлении можно обнаружить значительное положительное сходство с эпохой становления профессионального инструментально-исполнительского образования и искусства в России во второй половине XIX века. Именно тогда, в первые же годы формирования национальной системы музыкального образования, основатель первой российской консерватории, а также «главный инициатор создания общественной организации по развитию музыкального искусства, исполнительства и образования в России» выдающийся пианист Антон Григорьевич Рубинштейн ключевой задачей ставил поднятие профессионального творчества отечественных музыкантов – композиторов и исполнителей - на уровень международных (европейских) стандартов» [3, с. 10]. В итоге благодаря интенсивной реформаторской деятельности приглашенных из Европы музыкантов, а также национальных композиторов, исполнителей и педагогов, на базе первых консерваторий и других открывшихся общественных музыкально-просветительских организаций и музыкально-образовательных учреждений произошел расцвет русской пианистической школы и кристаллизация советской системы фортепианного образования, завоевавшей в ХХ столетии мировое признание.

Идентично российской модели развития профессионального музыкального образования в Китае после культурной революции возобновили прием абитуриентов Центральная консерватория Пекина, изначально открытая в 1950 году, и Шанхайская консерватория – старейшее музыкальное учебное заведение страны, основанное в 1927 году. Престижность данных образовательных учреждений, залогом которой была эффективная кадровая политика и тщательный отбор обучающихся, непрерывно повышалась за счет выпуска высококвалифицированных, амбициозных, патриотично настроенных музыкантов, видевших среди целей своей профессиональной деятельности развитие национального фортепианного исполнительского искусства и дальнейшее совершенствование системы фортепианного образования в Китае. Достижению более высокого уровня подготовки музыкантов в этих учреждениях способствовало также создание двухступенчатой системы предпрофессиональной подготовки к поступлению в консерваторию, аналогичной советской системе профессионального музыкального обучения, которая обеспечила в конце ХХ века формирование плеяды талантливой китайской молодежи путем выявления в раннем детском возрасте музыкально одаренных детей и организации педагогического сопровождения их профессионального музыкально-исполнительского становления. Подобную педагогическую политику переняли и другие музыкальные образовательные учреждения Китая: консерватории в Шеньяне, Сиане, Ухане, Тяньцзине, Гуанчжоу, Сычуани, а также художественные колледжи в Нанкине, Цзилине, Шаньдуне, Гуанси и Юньнани. Колледжи общепедагогической направленности ввели в программы подготовки фортепианную специализацию, расширяя, таким образом, долю вовлеченных в процесс музыкального образования, а также совершенствуя само содержание процесса музыкального обучения.

Описанная тенденция утверждения фортепианной подготовки как неотъемлемого элемента общепедагогического и общемузыкального обучения стала характерна не только для крупных образовательных центров, но и для различных провинций и отдельных городов Китая. Очевидно, что подобное «новое видение путей совершенствования содержания основных теоретико-методических и эмпирических элементов в профессиональной подготовке музыкантов-педагогов способно обеспечить обновление, улучшение и модернизацию деятельности образовательных учреждений» [4, с. 56].

Представляется закономерным и очевидным, что повышение престижа фортепианного образования в китайском обществе, особенно среди детско-подростковых и юношеских возрастных категорий, а также параллельно осуществлявшийся процесс непрерывного совершенствования педагогических концепций и методов обучения способствовали быстрому увеличению количества китайских талантливых музыкантов в области фортепианного профессионального исполнительства.

Как результат, начиная с 1990-х годов, в национальных и зарубежных международных конкурсах пианистов стали участвовать и побеждать выдающиеся молодые китайские пианисты, демонстрировавшие мировой музыкальной общественности превосходные навыки игры на фортепиано, безупречную и точную исполнительскую технику, мастерство и самобытность исполнительской школы Китая [5, с. 60-61, 63]. Их выдающиеся достижения свидетельствуют о прогрессе фортепианной школы Китая и доказывают состоятельность и перспективность современной китайской теории и методики преподавания фортепиано. Действительно, «участие восточноазиатских исполнителей в международных музыкальных конкурсах сегодня становится всё заметнее. При этом среди европейской и американской зрительской аудитории возрастает интерес к "азиатскому" стилю игры. В то же время отношение к уровню артистического компонента их исполнения среди преподавателей, придерживающихся европейской педагогической традиции (общепризнанно – ведущей, актуальной и в России), остаётся неоднозначным» [6, с. 114].

Данные тенденции обусловили на рубеже столетий повышенную востребованность высококвалифицированных педагогических кадров – отечественных мастеров исполнительского искусства, а также профессоров и преподавателей зарубежных консерваторий, академий музыки и институтов, концертирующих музыкантов с международным именем. Среди требований к педагогическим кадрам – наличие заслуг в области фортепианной педагогики и концертно-конкурсной деятельности, так как «если для ребенка любой взрослый (тем более в статусе учителя) авторитетен a priori, то в глазах взрослого учителю нелегко обрести авторитет. Подобная ситуация предъявляет высокие требования к профессионализму преподавателя. Прежде всего, педагог должен не только теоретически владеть соответствующими знаниями, но и уметь практически показать (за инструментом или голосом) то, чему он учит» [7, с. 108].

Значительное расширение влияния музыкального образования в высшей школе постепенно оказывает влияние также на совершенствование системы подготовки учителей музыки для общеобразовательных школ, владеющих фортепиано на уровне, позволяющем организовать качественное массовое музыкальное образование новых поколений китайского общества. Расширение профессиональных трудовых возможностей посредством формирования дополнительных музыкально-педагогических компетенций подтвердило: «Поскольку современное массовое музыкальное воспитание предполагает приобщение не только к фольклорной, но и к профессиональной музыке, к национальной и мировой музыкальной культуре, то специальное фортепианное образование должно быть ориентировано на решение этих задач» [8, с. 111]. Однако, как показывают социологические исследования организации массового фортепианного образования в стране, этого недостаточно для достижения вовлеченности, мотивированности, а также удовлетворенности качеством общеразвивающей подготовки в классах фортепиано в национальном масштабе.

Заключение

Таким образом, более пристальное изучение феномена профессиональной подготовки китайских пианистов выявляет проблему сосредоточения общественного и профессионального внимания исключительно на единицах потенциально успешных пианистов. Далеко за рамками специального научного внимания остаются потребности и интересы массового обучающегося. В то же время в результате комплексного сравнительного анализа современных тенденций в сфере национального и международного профессионального и массового фортепианного исполнительства и образования представляется возможной разработка теоретико-методических основ для создания и реализации крайне востребованной модели национального массового фортепианного образования с учетом традиций и принципов, наиболее соответствующих национальному мировоззрению и культуре.


Библиографическая ссылка

Доу И., Мансурова А.П. К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ И ЗАДАЧАХ ФОРТЕПИАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30029 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674