Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ

Лукашов С.В. 1 Хохлова М.В. 2
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»
2 ФГБОУ ВО Брянский государственный технический университет
В статье излагается опыт решения ряда организационных и методических вопросов в области реализации инклюзивного образования в вузе. Проанализированы требования к инклюзивному образованию, введенные в систему профессионального образования Законом «Об образовании в Российской Федерации» и международными документами. Сделана оценка инклюзивного образования с точки зрения обеспечения доступности профессионального образования с помощью адаптации образовательных учреждений и образовательного процесса к разнообразным потребностям и индивидуальным особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья. Приводятся данные исследования готовности студентов и преподавателей к реализации программ инклюзивного образования на примере ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». Выделены факторы, препятствующие интеграции студентов-инвалидов в образовательную среду инженерного вуза. Представлен анализ оценки готовности инженерного университета к реализации инклюзивного образования по таким критериям, как: организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям; требования к кадровому обеспечению профессиональной образовательной организации; требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасному в них нахождению; требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса; требования к организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий и др.
инклюзивное образование
инженерный вуз
принципы педагогического мониторинга
критерии оценки эффективности инклюзивного образования
1. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования // Использование научно обоснованных стратегий обучения в инклюзивном образовательном пространстве. Главы из книги / Пер. Аникеев И.С., Борисова Н.В. М., 2009. 139 с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Требования к специальным условиям обеспечения инклюзивного образования инвалидов в организациях профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №4. С. 98-102.
4. Куликова Д.Н. Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях трансформации высшего образования в России: к постановке вопроса // Философия образования. 2015. №1(58). С. 104-115.
5. Гонеев А.Д. Формирование у бакалавров готовности к профессионально-педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования // Педагогическое образование: вызовы XXI века: IV Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти В.А. Сластёнина / отв. ред. И.Ф. Исаев. Белгород: ИД «Белгород», 2013. С.281-286.
6. Романенкова Д.Ф. Особенности реализации профессиональных образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом условий обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9841 (дата обращения: 01.08.2020).
7. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. № 303. с изм. и допол. в ред. от (ред. от 08.06.2020).
8. Васильева О.М. Перспективы реализации права на инклюзивное образование лицами с ограниченными возможностями при получении высшего образования // Право и практика. 2017. №1(16). С. 12.
9. Лукашов С.В., Крайкин В.В. Проблемы создания системы мониторинга качества образования в вузе // Качество и жизнь. 2016. №2. С. 68-73.
10. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Реализация принципов мониторинга качества основных профессиональных образовательных программ в инженерно-технологическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27006 (дата обращения: 01.08.2020).
11. Хохлова М.В., Лукашов С.В. Реализация интегративного подхода к формированию электронных портфолио студентов в инженерном вузе // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26543 (дата обращения: 01.08.2020).
12. Педагогический анализ / мониторинг результатов ФЭПО Брянский государственный инженерно-технологический университет / НИИ мониторинга качества образования, октябрь 2015-февраль 2016. 74 с.

Термин «инклюзивный» в переводе с французского означает «включающий в себя». Основная идея «включения» – это обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья не в отдельных специализированных учреждениях, а в обычных образовательных организациях [1]. В современной высшей школе все студенты выполняют требования основной образовательной программы, которые не всегда учитывают индивидуальные особенности обучающихся [2]. Однако зачисление абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья в специальные образовательные организации не пользуется популярностью ни среди родителей, ни среди абитуриентов и, как правило, происходит в том случае, если физиологические особенности организма человека не позволяют обучаться на общих условиях.

В связи с этим цель настоящей работы состояла в рассмотрении организационно-методических аспектов проблемы реализации инклюзивного образования в инженерном вузе.

Основными задачами исследования являлись: изучение отечественного и зарубежного опыта по проблеме инклюзивного образования; исследование готовности студентов и преподавателей инженерного вуза к реализации программ в сфере инклюзивного образования.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: анализ законодательных, нормативных документов и научной литературы по проблеме инклюзивного образования; анкетирование; включенное наблюдение; анализ различных форм учебных занятий.

В настоящее время социальная и образовательная стратегии России выстраиваются в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 г. [3]. В основу инклюзивного образования положены следующие принципы: исключение дискриминации; создание единого образовательного пространства; право на образование, реализуемое в соответствии с потребностями; вариативность образовательного процесса, учитывающая индивидуальные особенности человека, его склонности и интересы. Содержание профессионального образования должно обеспечивать результаты обучения в соответствии с уровнем развития и потребностями обучающихся [4, 5].

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организация образовательного процесса для лиц с ОВЗ в высших учебных заведениях является обязательной [6]. Данное требование закрепляется в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО), на основании которых разрабатываются образовательные программы в образовательных организациях. Критерии процедуры государственной аккредитации и лицензирования образовательной деятельности также содержат требования к условиям организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ [7, 8].

Нами была исследована готовность студентов и преподавателей к реализации программ инклюзивного образования на примере ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет». Исследование проводилось на протяжении 5 лет (2015–2020 гг.).

Для нашего исследования были отобраны экспериментальные и контрольные группы, состав которых представлен на рисунке 1.

Рис. 1. Группы респондентов социально-психологического исследования

Нами были изучены и проанализированы особенности преподавания по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. При этом была сделана оценка учебной активности обучающихся первой и второй групп, отобранных для эксперимента: анализировались число ответов на практических занятиях, скорость решения тестов и расчетных задач; поведение в коллективе (число студентов, которым необходима регулярная помощь со стороны сокурсников и преподавателей в учебной деятельности, степень коммуникативного взаимодействия обучающихся вне учебных занятий), материально-технические условия и методическое оснащение учебного процесса.

Исследование мнений студентов и преподавателей о факторах, отрицательно влияющих на активную интеграцию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду вуза, осуществлялось нами на основе анкетирования во всех группах респондентов по вопросам: «Назовите причины (если таковые имеются), которые ограничивают возможность инвалидов участвовать в общественной жизни вуза», «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ», «Знаете ли вы специальные технологии обучения людей с ограниченными возможностями здоровья?», «Как вы оцениваете степень готовности образовательной среды вуза к обучению инвалидов?», «Используют ли преподаватели специальные формы и методы обучения для студентов с ОВЗ?»

Результаты анкетирования распределились следующим образом: 81% обучающихся 3–4-х курсов первой группы выделили факторы, которые, по их мнению, препятствуют вовлечению в коллектив ребят с ОВЗ. Примерно пятая часть преподавателей (22%), работающих с обучающимися из числа лиц с ОВЗ, отметили отсутствие препятствий к их адаптации в инженерном университете, при этом респонденты указали, что проблемы адаптации бывают и у студентов, не имеющих ограничений по состоянию здоровья. Студенты 1–2-х курсов в обеих выделенных экспериментальных группах практически не смогли указать факторы, которые не позволяют обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в полной мере участвовать в жизни коллектива. При этом большинство студентов младших курсов указали, что требования к обучению не должны различаться даже в том случае, если обучающийся имеет ограничения по здоровью.

В процессе исследования нами были выявлены факторы, не позволяющие обучающимся с ОВЗ в полной мере интегрироваться в студенческий коллектив:

  • материально-техническая структура университета и городской среды. Так, 75,8% респондентов в первой экспериментальной группе и 71,7% во второй экспериментальной группе отрицательно оценили необходимость переезда из корпуса в корпус, непригодность городской инфраструктуры для перемещения инвалидов. Их мнение разделили и более 90% обучающихся 3–4-х курсов второй экспериментальной группы;
  • ограниченное применение мультимедийных технологий в образовательном процессе;
  • отсутствие полноценной материальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • психологические стереотипы и предубеждения. При ответе на вопрос: «Перечислите предубеждения (если таковые имеются) в восприятии студентов с ОВЗ» были получены следующие результаты: 82% обучающихся и 89% 1–2-х курсов первой и второй экспериментальных групп отметили, что в современном обществе очень много предубеждений по отношению к людям, имеющим ограничения по здоровью или степень инвалидности. Около 75% преподавателей указали на стереотипы и предвзятое отношение к студентам с ОВЗ. К основным проблемам восприятия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья можно отнести следующие: 95,1% обучающихся 1–2-х курсов первой экспериментальной группы отмечают, что абитуриенты с ОВЗ не имеют возможности выбрать ту инженерную специальность или специализацию, которая им интересна, из-за состояния физического здоровья и «умственных возможностей». Этот стереотип не подтверждается данными анкетирования обучающихся второй экспериментальной группы, которые имеют степень инвалидности: только около 37,4% выбрали инженерную специализацию, не отвечающую их первоначальным интересам, и, как правило, выбор был обусловлен причинами, не имеющими отношения к состоянию здоровья. 97% преподавателей, входящих в экспериментальную группу, считают, что студенты с ограниченными возможностями здоровья не могут проходить обучение на некоторых направлениях подготовки в университете.

Более 80% обучающихся 1–2-х курсов первой и второй контрольных групп полагают, что необходимым условием обучения студентов с ОВЗ является применение современных интерактивных технологий обучения, а 95,5% считают, что лицам с ОВЗ необходимо большее количество аудиторных занятий для успешного освоения образовательной программы. Практически все преподаватели отметили необходимость обучения обучающихся с ОВЗ по индивидуальным планам.

Степень готовности университета к реализации образовательных программ в сфере инклюзивного образования выявлялась с помощью анализа внутренних нормативных документов, мониторинга качества освоения основных профессиональных образовательных программ и оценки материально-технической инфраструктуры вуза. С этой целью нами предлагается система критериев оценки степени готовности инженерного университета к реализации инклюзивного образования (рис. 2).

Оценка степени готовности университета к реализации программ инклюзивного образования была проведена в соответствии с данными критериями.

При анализе первой группы критериев было установлено, что в университете функции по организации образовательного процесса обучения лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и учебный отдел.

С целью регулирования деятельности университета по организации обучения инвалидов были внесены изменения в локальные нормативные акты.

  1. В «Положение об организации учебного процесса ФГБОУ ВО БГИТУ» добавлены пункты: «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья срок освоения образовательной программы может быть увеличен до 1 года»; «…для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны соответствовать особенностям их здоровья».
  2. В «Положение о практике студентов ФГБОУ ВО БГИТУ» внесен пункт «Для обучающихся с различной степенью инвалидности и ограничениями здоровья университет предоставляет такие организации и предприятия, которые отвечают требованиям по доступности для указанных групп студентов» и др.

Рис. 2. Группы критериев оценки готовности университета к реализации инклюзивного образования

Функции учета инвалидов и лиц с ОВЗ возложены на соответствующие директораты и отдел кадров университета. Учет ведется по сведениям, предоставляемым приемной комиссией. На официальном сайте университета размещена информация о наличии условий для поступления студентов с ОВЗ, которая тоже отражена в правилах приема.

По II группе критериев следует отметить, что в университетские программы дополнительного образования добавлен модуль по реализации образования для инвалидов и лиц с ОВЗ. Запланировано проведение обучающих семинаров, на которых педагогические работники получат навыки работы со студентами, имеющими степень инвалидности и ограничения по здоровью.

В процессе изучения выполнения требований доступности зданий и сооружений университета для лиц с ОВЗ (III группа критериев) было установлено, что не все помещения отвечают предъявляемым требованиям обеспечения доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. При этом следует отметить, что в каждом корпусе предполагается оборудование пандуса для инвалидов-опорников. Запланировано выделение помещений для обучения инвалидов-колясочников на первых этажах учебных корпусов.

Материально-технические условия организации образовательного процесса в отношении лиц с ОВЗ по IV группе критериев выполнены частично – в каждом учебном корпусе оборудована аудитория, которая оснащена звукоусиливающей и мультимедийной аппаратурой.

Анализ V группы критериев показал, что в университете используются следующие элементы профессиональной ориентации абитуриентов и обучающихся: выявление профпригодности по различным методикам, знакомство со структурой и историей университета, консультации абитуриентов с ОВЗ и их родственников, попечителей по вопросам поступления в вуз и обучения в нем, взаимодействие с образовательными и иными организациями, осуществляющими социально-психологическое сопровождение данной категории лиц.

В университете в полной мере реализованы требования к адаптации образовательных программ для их освоения лицами с ограниченными возможностями здоровья (VI группа критериев). По VII группе критериев следует отметить, что образовательная информация, представленная на сайте для дистанционного обучения, соответствует предъявляемым требованиям.

Выполнение требований к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению в университете интегрируется в образовательный процесс в соответствии с действующей системой качества образовательной организации [9]. Следует отметить приоритетную роль педагогического мониторинга для оценки результатов обучения на уровне всех участников образовательного процесса [10, 11].

Таким образом, на основании представленных выше данных можно сделать вывод, что современный инженерный университет в целом готов к реализации образовательных программ для студентов с ограниченными возможностями здоровья [12].

Тем не менее следует выделить ряд направлений работы со студентами, имеющими ограничения здоровья, которые, по нашему мнению, будут способствовать наиболее полному включению их в образовательный процесс. Во-первых, организация работы с абитуриентами должна быть направлена на привлечение студентов с ОВЗ к сотрудничеству. Во-вторых, необходимо создать базу данных обучающихся с ограничениями по здоровью, что позволит заранее выбирать средства и методы обучения студентов, относящихся к данной категории. В-третьих, необходимо предусмотреть последовательную психологическую помощь студентам с ограниченными возможностями здоровья, начиная с довузовской подготовки. В-четвертых, обязателен индивидуальный подход к каждому студенту, так как только в этом случае становится возможным выявить и развить креативные способности каждого человека.


Библиографическая ссылка

Лукашов С.В., Хохлова М.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНЖЕНЕРНОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30065 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674