Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ

Омельченко Е.А. 1 Чурекова Т.М. 2
1 ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Самопрезентация как процесс, в ходе которого специалист в определенной сфере деятельности представляет другим людям свои профессионально и личностно значимые характеристики, компетентность, демонстрирует образ, отвечающий ожиданиям общественности, имеет существенное значение в реализации его представлений о своих карьерных достижениях, о продвижении к признанию и профессиональному успеху. Для осуществления самопрезентации, позволяющей достичь желаемого человеком результата, ему требуется, во-первых, учитывать, на какую аудиторию будет направлена самопрезентация, во-вторых, понимать, какие именно свои характеристики, продукты деятельности и т.д. нужно представлять, в-третьих, у него должны быть развиты самопрезентационные умения. Чтобы обозначенные требования выполнялись, в процессе профессиональной подготовки этому нужно уделять внимание. Поэтому целью проведенного авторами статьи исследования стало выяснение особенностей самопрезентации обучающихся, проявляющихся у них в процессе профессиональной подготовки, и описание педагогических условий, в которых могут успешно развиваться их самопрезентационные умения. В результате выявлена такая особенность самопрезентации студентов, как высокая степень преднамеренности выстраивания ожидаемого от них образа в адрес родителей и работодателей,при этом во взаимодействии с преподавателями они достаточно открыты. Следующая особенность – в процессе самопрезентации обучающиеся, в первую очередь, позиционируют себя уверенными и способными, в последнюю – самостоятельными. Авторами статьи получены данные о невысокой степени развития самопрезентационных умений студентов. Описаны педагогические условия, создание которых в процессе профессиональной подготовки способно положительно влиять на развитие этих умений. Ими являются: организация форм работы студентов, позволяющих им публично выступать, отстаивать свою точку зрения, в разных видах представлять сделанное; включение в содержание учебных дисциплин вопросов, связанных с изучением теории и практики самопрезентации; вовлечение обучающихся в самостоятельное выполнение элементов осваиваемой профессии.
самопрезентация
самопрезентация студентов
особенности самопрезентации
профессиональная подготовка
самопрезентационные умения
формирование умений самопрезентации
1. Пикулева О.А. Психология самопрезентации личности: монография. М.: Инфра-М, 2019. 320 с.
2. Hart W., Richardson K., Breeden C. J. Profiling HEXACO factors on self-presentation tactic use. Personality and Individual Differences. 2020. vol. 153. DOI: 10.1016/j.paid.2019.109649.
3. Филимонова А.Н. К вопросу о психологических условиях развития личностной самопрезентации студентов-менеджеров // Прикладная психология и психоанализ. 2018. № 1. С. 5-17.
4. Lee D.K.L., Borah P. Self-presentation on Instagram and friendship development among young adults: A moderated mediation model of media richness, perceived functionality, and openness.Computers in Human Behavior. 2020. vol. 103. P. 57-66. DOI: 10.1016/j.chb.2019.09.017.
5. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 12.
6. Казанцева Е.В. Формирование навыков самопрезентации как профессионально необходимых качеств будущих педагогов-психологов // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 05. URL: http://e-koncept.ru/2013/13551.htm (дата обращения: 20.07.2020).
7. Шкуратова И.П. Диагностика самовыражения личности в общении с помощью техники репертуарных решеток. Ростовн/Д.: Изд-во ЮФУ, 2008. 112 с.
8. Омельченко Е.А. Обобщенные модели самопрезентации, самораскрытия и самовыражения человека // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2013. № 8-1. С. 328-336.

Во многих сферах современной профессиональной деятельности на одном из первых по значимости мест находятся самопрезентационные умения, к которым относится формирование необходимого в конкретной ситуации образа себя, подразумевающего наличие развитых способностей взаимодействовать с людьми, демонстрировать результаты выполненной деятельности, производить положительное впечатление, аргументированно излагать мнение, привлекать к себе внимание, публично выступать, демонстрировать эмоции и т.д. Самопрезентация позволяет человеку представить себя с наилучшей стороны, заявить о достижениях, намерениях, компетентности. Многочисленные публикации соответствующей тематики и наш опыт работы показывают, что в период профессиональной подготовки в вузе у обучающихся должны складываться обозначенные умения, чтобы обеспечить успешное начало самостоятельной трудовой деятельности и в дальнейшем продвигаться по пути выстраивания карьеры.

Самопрезентацию в статье рассматриваем как «в разной степени осознаваемый и непрерывно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я-информации посредством вербальных и невербальных проявлений в поведении субъекта общения с учетом специфики социальной ситуации» [1, с. 46]. Отметим, что в настоящее время существует набор терминов, используемых в научных работах как синонимы к рассматриваемому в нашей статье, ими являются: самопредставление, самопредъявление, самодемонстрация.

Названный феномен широко изучается отечественными и зарубежными авторами. Так, W. Hart, K. Richardson, C.J. Breeden [2] обосновали влияние на особенности самопрезентации таких качеств личности, как честность, эмоциональность, экстраверсия, доброжелательность, сознательность, открытость опыту. А.Н. Филимоновой [3] раскрыто содержание процесса личностной самопрезентации студентов, выявлены зависимости характеристик этого процесса от требований профессиональной деятельности.

В современном мире самопрезентация в разных своих вариантах осуществляется не только в непосредственном взаимодействии людей, но и в виртуальном пространстве. Соответственно, выполняются исследования, раскрывающие эти аспекты рассматриваемого процесса. D.K.L. Lee, P. Borah описали механизм самопредъявления в социальных сетях, где «существует множество возможностей, облегчающих симуляцию общения в реальной жизни» [4, с. 57]. Е.П. Белинская и О.В. Гавриченко [5] исследовали варианты, средства самопредставления в виртуальном пространстве, подчеркивая, что его целью является осознанное создание и демонстрация желаемого образа. Анализ трудов, близких по тематике к интересующему нас вопросу, показал существование большого количества публикаций, раскрывающих проблему формирования самопрезентационных умений и навыков обучающихся (в частности, [6]). Однако работы, содержащие анализ самопрезентации молодежи в процессе профессиональной подготовки, сегодня не представлены.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей самопрезентации, демонстрируемых обучающимися в ходе профессиональной подготовки в вузе, описании педагогических условий, создание которых положительно сказывается на развитии самопрезентационных умений.

Материалы и методы исследования. В эмпирическом исследовании использованы методики диагностики самопрезентации личности, разработанные И.П. Шкуратовой [7], самооценка обучающимися степени развития самопрезентационных умений. В качестве респондентов выступили студенты 3-5 курсов Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» в количестве 120 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Опишем результаты проведенного исследования в отношении особенностей самопрезентации студентов. К ним в обобщенном варианте, как мы показали ранее [8], относятся: а) степень соответствия/несоответствия образа, транслируемого вовне, и реального «Я» человека; б) личностные характеристики, целенаправленно и осознанно демонстрируемые другим людям.

Данные диаграммы рисунка 1 показывают, что специальное выстраивание образа себя, который респонденты хотят демонстрировать другим людям, происходит в большей степени в адрес родных людей – родителей (58 баллов). На втором месте работодатели (48 баллов). Затем идут друзья (31 балл) и незнакомые люди (28 баллов), после них – одногруппники (26 баллов), на последнем месте – преподаватели (11 баллов).

Чем больше баллов составляет степень самопрезентации, тем меньшую открытость своего «Я» демонстрирует человек, т.е. стремится осознанно представить себя таким, каким нужно быть по разным причинам во взаимодействии с определенными людьми, хотя, возможно, сам таким не является. Чем меньше эта степень, тем более открыто он себя выражает.

Распределение степени самопрезентации (рис. 1) показывает, что большую открытость молодые люди позволяют себе во взаимодействии с преподавателями.

Рис. 1. Степень самопрезентации студентов в адрес разных лиц

Такой результат, возможно, связан с тем, что представители профессорско-преподавательского состава вуза в сравнении с другими адресатами самопредъявления, во-первых, взаимодействуют с ними не так часто (например, 1-2 раза в неделю), во-вторых, принимают обучающихся такими, какие они есть, снижая тем самым необходимость специально выстраивать определенные образы.

Обратная ситуация складывается во взаимодействии с родителями, где самая высокая степень самопредставления. Думается, что это объясняется желанием студентов соответствовать их ожиданиям, стремлением выглядеть в их глазах как можно лучше, заслужить одобрение, показать, чего они достигли.

Примерно одинакова степень самопрезентации в адрес друзей, незнакомых людей, одногруппников. Значит, участникам нашего исследования требуется, до определенного ими самими предела, защищать свой внутренний мир от них, скрывая его за демонстрируемым образом.

Довольно высока рассматриваемая степень по сравнению с другими в адрес работодателей. Это обусловлено важностью для тех, кто только получает высшее образование, правильного, выигрышного представления им себя. Для этого молодым людям требуются соответствующие умения. Чтобы узнать, насколько самопрезентационные умения у них развиты, мы предлагали по пятибалльной шкале оценить степень их развития (табл.).

Результаты самооценки обучающимися степени развития умений самопрезентации

Умения самопрезентации

Баллы

Средний балл

0

1

2

3

4

5

в % от общего числа студентов

взаимодействовать с людьми

0

0

50,2

21,8

19,5

8,5

2,9

демонстрировать результаты своей деятельности

10,1

29,8

30,2

19,1

5,8

5

2

производить положительное впечатление

15,7

15

49,9

9,4

7,3

2,7

1,9

аргументированно излагать свое мнение

7,7

20,1

40,2

9,3

11,9

10,8

2,3

привлекать к себе внимание

5,6

14,4

24,1

32,6

13,9

9,4

2,6

публично выступать

5,3

9,9

30,7

30,1

11,6

12,4

2,7

демонстрировать необходимые в конкретной ситуации эмоции

20

19,5

11,5

32,8

13,2

3

2,1

 

Данные таблицы показывают, что выше всего молодые люди оценили свои умения взаимодействовать с людьми (2,9 балла) и публично выступать (2,7 балла), на последнем месте оказались способности производить положительное впечатление (1,9 балла). Опишем баллы, поставленные максимальным количеством студентов каждому из своих самопрезентационных умений. Способы, средства взаимодействия с людьми половина опрошенных считает развитой у себя на 2 балла, аналогичное мнение у 29,8% из них относительно демонстрации результатов своей деятельности и у 49,9% по поводу произведения положительного впечатления. На 2 балла оказалось развито аргументированное изложение своего мнения у 40,2% обучающихся, 32,6% осваивающих основную профессиональную образовательную программу в вузе считают, что владеют техникой привлечения к себе внимания на 3 балла, 30,1% ответили, что уровень их публичных выступлений – 2 балла, 32,8% поставили себе 3 балла за демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоций. В среднем развитие каждого умения самопрезентации, по мнению участников исследования, находится в диапазоне от 1,9 до 2,9 балла (при максимуме в 5 баллов).

Отметим, что способность взаимодействовать с людьми хотя бы в какой-то степени оказалась развита у всех респондентов (по их мнению). В отношении всех остальных умений от 5,3 до 20% будущих профессионалов указали на нулевой уровень их развития. Больше всего они, по результатам самооценки, не компетентны в демонстрации необходимых в конкретной ситуации эмоций (20%) и в применении способов производить положительное впечатление на аудиторию (15,7%).

12% молодых людей своей сильной стороной считают публичные выступления, 10,8% – аргументированное изложение своего мнения.

Приведенные выше данные демонстрируют необходимость проведения в ходе профессиональной подготовки специальной работы, ориентированной на развитие обозначенных умений.

Наш опыт деятельности в сфере осуществления профессиональной подготовки в вузе показал успешность создания следующих условий, в которых происходит развитие самопрезентационных умений обучающихся:

1) организация деятельности студентов с целью содействия формированию их умений самопрезентации. Для этого преподаватели предлагают задания, требующие отчетности в виде прочтения докладов, выступления на конференциях, написания резюме, демонстрации результатов проделанной работы и т.д. Положительный потенциал в интересующем нас смысле имеется у таких методов, как беседы, предполагающие обсуждение вопросов, подлежащих изучению в конкретных учебных дисциплинах, и вовлекающие молодых людей в дискуссии, где они могут учиться аргументированно излагать свою точку зрения. Кроме того, желательно включение в учебную работу тренингов, на которых открываются возможности для развития умений будущих профессионалов управлять своими эмоциями, демонстрировать их в соответствии как со своим внутренним состоянием, так и, при необходимости, отвечающими требованиям профессиональной деятельности. Вовлечение в учебно- и научно-исследовательскую деятельность позволит складываться опыту демонстрации результатов своей деятельности, публичных выступлений, изложению своей точки зрения. В целом речь идет об использовании активных и интерактивных форм организации деятельности, имеющей целью овладение основами будущей профессии. В частности, это круглые столы, деловые игры, проведение мастер-классов, использование кейс-метода и др.;

2) включение в содержание учебных дисциплин вопросов, связанных с изучением теоретических аспектов самопрезентации и с практическим формированием необходимых умений. Для этого преподаватели при разработке рабочих программ учебных дисциплин, при подготовке к лекционным, практическим, лабораторным и другим видам занятий дополняют их проблематикой, связанной с самопрезентацией.

Представим анализ личностных характеристик, которые участники исследования целенаправленно демонстрируют другим людям в ходе самопрезентации, стремясь выглядеть так, как бы им хотелось в определенной ситуации (рис. 2).

Диаграмма рисунка 2 показывает, что, в первую очередь, обучающиеся стремятся быть в глазах других людей уверенными в себе (41,5%), затем способными (26,9%), заботливыми (12%), искренними (7,4%), понимающими (6,1%), самостоятельными (5,5%). Другие качества, специально демонстрируемые студентами, в сумме составили 1,6%. Очевидно желание респондентов выглядеть уверенными в себе и способными. Первое качество позволит им включаться в решение возникающих учебных, учебно-профессиональных, профессиональных задач, преодолевая объективные и субъективные трудности, действовать в ситуациях неопределенности.

Рис. 2. Личностные характеристики, демонстрируемые студентами в ходе самопрезентации

Второе качество дополняет первое, создавая у других людей впечатление, что на основе способностей сложатся и в достаточной степени разовьются необходимые профессионалу качества. Однако при демонстрации высокой уверенности в себе акцент на самостоятельности у них на одном из последних мест. Это может привести к тому, что самопрезентация останется в дальнейшем неподкрепленной конкретными результатами деятельности, полученными молодыми людьми самостоятельно, и созданный образ окажется несостоятельным. В этом смысле им может потребоваться поддержка со стороны преподавателей в том, чтобы не утратить уверенность в возникающих сложных учебных и учебно-профессиональных ситуациях в силу имеющегося уровня развития самостоятельности. Следовательно, еще одним условием, создание которого положительно скажется на развитии самопрезентационных умений, является вовлечение тех, кто готовится быть успешным профессионалом в сфере определенной трудовой деятельности, в самостоятельное выполнение максимально возможного объема элементов профессиональной деятельности как во время учебной, производственной практики, так и на аудиторных занятиях. Это откроет возможности для корректировки описанного несоответствия и позволит им, если это потребуется, поддерживать созданный образ.

Заключение. На основании изложенного в статье материала заключаем, что обучающиеся считают важным произвести благоприятное впечатление на людей, создавая определенный собственный образ в ходе самопрезентации. Осуществляя ее в процессе профессиональной подготовки в вузе, студенты демонстрируют большую степень самопрезентации в адрес родителей и работодателей, меньшую – в адрес преподавателей. При этом им важно демонстрировать уверенность и способности, менее значимо для них представление другим людям своей самостоятельности.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что развитие самопрезентационных умений у молодых людей не высоко, и в процессе профессиональной подготовки требуется создание специальных условий для содействия их формированию и развитию. Такими условиями являются, во-первых, применение на занятиях диалоговых, активных форм проведения занятий; во-вторых, целенаправленное обогащение содержания учебных дисциплин, осваиваемых будущими специалистами, проблематикой осуществления самопрезентации как в личностном, так и в профессиональном контекстах; в-третьих, акцент на развитии самостоятельности обучающихся в учебной, учебно-профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Омельченко Е.А., Чурекова Т.М. ОСОБЕННОСТИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30144 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674