Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ОПЫТ ИНСТИТУТА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Андреева Г.Б. 1 Никитина О.А. 1
1 ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России)
В статье поднимаются вопросы эстетического воспитания студентов Института Академии ФСИН России. Право обучающихся на развитие своих творческих способностей и интересов предусмотрено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Значение эстетики и красоты в жизни человека с древних времен подчеркивалось мыслителями. В последние годы с развитием интеллектуальных технологий возросло количество возможностей и методов эстетического воспитания. Время диктует необходимость использования новых методов эстетического воспитания с учетом требований цифровой цивилизации и нового поколения обучающихся, живущих в виртуальной реальности. Современная высшая школа вынуждена строить процесс воспитания на принципиально новых позициях, выделяя новые приоритетные направления и используя организационную деятельность. Актуальность исследования обусловила необходимость разработки качественно новой системы эстетического воспитания в условиях цифровой цивилизации. Задачи исследования – проанализировать современные возможности эстетического воспитания молодежи; обобщить опыт института Академии ФСИН России и наметить перспективы дальнейшего совершенствования этого направления воспитательной работы со студентами. Материалом для исследования является содержание работы по формированию эстетической культуры обучающихся Института Академии ФСИН России. Авторы поделились проектами, реализуемыми вузом в рамках эстетического воспитания студентов.
эстетическое воспитание
формирование личности
развивающая среда
познавательный интерес
освоение культурного наследия
1. Федеральный закон от 21.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.09.2020).
2. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 2011. 280 с.
3. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Педагогика, 2014. 183 с.
4. Лурье С.А. Демокрит. Тексты, перевод, исследования. Л.: «Наука», 1970. 664 с.
5. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. 2010. № 5. Т. 2. С. 156-159. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/16/1632/ (дата обращения: 16.09.2020).
6. Гинтер С.М. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2012. № 4.С. 37-41.

«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...» Эти известные слова великого русского писателя и драматурга А.П. Чехова как нельзя лучше отражают сущность эстетического воспитания, цель которого – научить человека понимать и ценить прекрасное. С точки зрения педагогики высказывание А.П. Чехова описывает результат успешного эстетического воспитания, которым и является подобное состояние гармонического восприятия духовной и внешней красоты.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ предусмотрено право обучающихся на развитие своих творческих способностей и интересов. В настоящий момент в высшей школе уделяется недостаточно внимания эстетическому воспитанию студентов. Однако в статье 69 указанного Закона говорится, что высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1]. Формирование ценностных ориентаций молодежи, развитие творческой личности – важные условия подготовки высококвалифицированных кадров.

Значение эстетики и красоты в жизни человека с древних времен подчеркивалось мыслителями. В последние годы с развитием интеллектуальных технологий возросло количество возможностей и методов эстетического воспитания. Время диктует необходимость использования новых методов эстетического воспитания. Современный студент – это представитель так называемого поколения Z, дитя цифровой цивилизации, живущий в виртуальном пространстве. Эти особенности современной молодежи важно и нужно учитывать в процессе эстетического воспитания в современной высшей школе. Актуальность исследования обусловила необходимость разработки качественно новой системы эстетического воспитания в условиях цифровой цивилизации.

Цель исследования – выявить факторы эстетического воспитания студентов вузов, обобщить опыт Института Академии ФСИН России.

Материалы и методы исследования

Материалом для исследования послужило содержание работы по формированию эстетической культуры обучающихся Института Академии ФСИН России. Посредством таких методов исследования, как эмпирическое изучение опыта эстетического воспитания, анализ моделей эстетического воспитания, были решены поставленные задачи.

Объект исследования – целенаправленный процесс эстетического воспитания студентов вуза.

Предмет исследования – организация образовательного процесса с учетом особенностей эстетического воспитания в условиях современной высшей школы.

Задачи исследования – проанализировать современные возможности эстетического воспитания молодежи; обобщить опыт Института Академии ФСИН России и определить факторы качественного формирования эстетической культуры студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Что понимают под эстетическим воспитанием? Термин «эстетический» берет начало от греческого слова «эстезис» – «чувство, ощущение». «Чувства выступают как важнейшая сфера личностного проявления человека и его творческой жизнедеятельности. Свое эмоциональное отношение к окружающему миру люди выражают в слове, рисунке, линии, цвете, звуке, пластике. Отсюда и различные виды искусства, составившие предмет исследования эстетики – науки о прекрасном. Формирование эстетической культуры тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру» [2, с. 123].

Одно из самых точных определений эстетическому воспитанию дал Б.Г. Лихачев: «Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, безобразное, трагическое, комическое в жизни и искусстве, жить и творить “по законам красоты”» [3, с. 51]. Целью эстетического воспитания, по мнению Б.Г. Лихачева, является формирование «эстетического отношения к миру и окружающей действительности» [3, с. 51]. Эстетическое воспитание взаимосвязано с другими видами воспитания и дополняет каждое из этих направлений.

Современная система эстетического воспитания базируется на наследии античных философов, культуре Ренессанса, культуре Нового времени и элементах национальных культур той или иной страны. История развития системы эстетического воспитания насчитывает несколько веков. Впервые об эстетическом воспитании заговорили еще в Древнем мире такие мыслители, как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. Именно эстетическое воспитание, по мнению философов, приобщает человека к прекрасному, всесторонне развивает личность, делает ее восприимчивой к красоте. Греческий философ Демокрит является родоначальником учения о поэтическом вдохновении. Ему принадлежат слова: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться» [4, с. 368]. Эпоха Возрождения XIV–XVII вв. во многом изменила все сферы общественной жизни, стала толчком к формированию гуманистических взглядов в обществе. Этот период вывел на центральное место в эстетическом воспитании живопись, литературу, архитектуру, театр, музыку. Новое время (XVII–XVIII вв.) основывает процесс эстетического воспитания на специальном обучении рисованию, пению, музыке, танцам, ручному труду, изучении искусства с одновременным совершенствованием общей подготовки [5].

В истории развития русской педагогической мысли большой внимание уделялось необходимости эстетического воспитания подрастающего поколения [6, с. 38]. Основы эстетического воспитания в России заложил М.В. Ломоносов. При Московском университете были организованы живописи и поэзии, открыт студенческий театр. Истоки Просвещения в России во многом опирались на русские национальные традиции. Видными теоретиками эстетического воспитания являются С.Т. Шацкий и В.А. Сухомлинский. Первый во многом руководствовался идеями М.В. Ломоносова, используя такие средства эстетического воспитания, как живопись, музыка и драматургия. В.А. Сухомлинский полагал, что в эстетическом воспитании ребенка большую роль играют природа и окружающая среда.

В настоящее время в мире накоплен уникальный опыт эстетического воспитания молодежи, существует целый ряд интересных авторских методик. Например, в Японии система эстетического воспитания предполагает изучение цвета. Спектр палитры включает в себя 240 цветовых гамм. Особую роль играет не столько созидание прекрасного, сколько наслаждение самим процессом творения. Интересен опыт США в этом вопросе. В процессе эстетического воспитания в Америке активно задействованы библиотеки страны, на базе которых созданы клубы по интересам, проходят просветительские мероприятия. В Англии процесс эстетического воспитания молодежи осуществляется в тесном контакте с государственными музеями, культурная среда которых помогает сформировать необходимые компетенции. Мировой опыт эстетического воспитания предлагает базу интересных проектов и мероприятий.

Институтом Академии ФСИН России разработан комплекс мер по эстетическому воспитанию студентов. Система эстетического воспитания обучающихся включает в себя реализацию творческих проектов, проведение поэтических вечеров, концертов и творческих конкурсов, организацию досуга студентов силами кураторов учебных групп и отделением воспитательной работы подразделения.

Академия ФСИН России, структурным подразделением которой является Институт, имеет качественную материальную базу для эстетического воспитания. Актовый зал вуза оснащен всем необходимым для проведения концертов на самом высоком уровне. В академии работают театральный кружок, вокальные группы, оркестр. Все значимые праздники и даты отмечены концертными программами. Институт Академии ФСИН России имеет в своей структуре отделение воспитательной работы, которое организует и проводит все творческие мероприятия и проекты. Кружковая работа и концертная деятельность доказали высокую результативность в формировании эстетических идеалов.

Ряд проектов не теряют своей актуальности несколько лет. С 2013 г. Институт реализует проект «Литературная гостиная». Актуальность проекта обусловлена тем, что современная молодежь сталкивается с огромным объемом информации, и многие литературные произведения читаются школьниками в кратком изложении. Таким образом, молодые люди лишь формально знакомятся с произведением, не могут оценить красоту языка, самобытный стиль автора. Цели проекта – популяризация творчества известных писателей и поэтов, знакомство с лучшими образцами русской и зарубежной литературы, формирование эстетического вкуса студентов. Задачи проекта: развитие интеллекта, творческих способностей через приобщение к литературному творчеству; воспитание бережного отношения к мировому культурному наследию; развитие творческих способностей обучающихся; создание условий для самовыражения и самореализации студентов; сплочение обучающихся для совместной творческой деятельности. В разные годы проект был посвящен творчеству таких писателей и поэтов, как Сергей Есенин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой, Майн Рид и др. На базе телестудии Академии ФСИН России был снят проект «Бородино», посвященный 180-летию с момента написания произведения. Студенты и работники института читали стихотворение по четверостишью. В видео также вошли батальные сцены из известных исторических фильмов, посвященных данному событию.

Особым интересом студентов пользуется образовательный проект «Музейные лекции». Актуальность проекта обусловлена тенденцией синтеза гуманистических, демократических и культурных ценностей образования. На протяжении веков музеи играют важную роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании молодежи, в информационных и коммуникативных процессах. Широкие образовательные возможности воспитательного пространства музея позволяют решать ряд образовательных задач: приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, формирование эмоциональной составляющей эстетический культуры и мировоззрения. Музейная педагогика обладает необходимым потенциалом для обеспечения культурно-исторической преемственности и формирования исторической памяти. Культуросозидающие ресурсы российских музеев помогают решать актуальные задачи образования. Цели проекта «Музейные лекции» – использование музейной коммуникации в образовательном процессе, формирование компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, посредством музейной педагогики. Задачами проекта «Музейные лекции» были определены: 1) расширение образовательного пространства; 2) использование междисциплинарного подхода в образовательном процессе; 3) формирование основополагающих качеств личности путем осознания культурных, общественных, эстетических и исторических ценностей; 5) расширение социально-культурного партнерства. Проект представляет собой цикл лекций, подготовленных профессорско-преподавательским составом Академии ФСИН России в рамках дисциплин, предусмотренных учебными планами. Так, например, ряд лекций и практических занятий по дисциплинам «История государства и права», «Теория государства и права», «Иностранный язык» прошли на базе историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский кремль». Учебные занятия в рамках проекта прошли также в Музее истории молодежного движения, мемориальном музее-усадьбе академика Ивана Павлова, музее Отделения банка России по Рязанской области, музее прокуратуры Московского района и др. В проекте также приняли участие научные сотрудники и экскурсоводы музеев-партнеров. По окончании проекта был проведен опрос студентов. 87% респондентов отметили, что визуальный материал музейных экспозиций помогает лучше осмысливать и запоминать лекции, а экскурсионные программы стимулируют познавательный интерес и являются оптимальным дополнительным материалом.

Культурно-образовательный проект «Культурная столица», реализуемый Институтом Академии ФСИН России, направлен на развитие ценностных ориентаций, овладение общечеловеческой культурой, формирование коммуникативных компетенций, а также компетенций личностного самосовершенствования обучающихся. Целью проекта является создание педагогических условий формирования эстетического мышления студентов. В задачи проекта входят создание условий для развития мотивации к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей, стимулирование сотрудничества; раскрытие творческого потенциала студентов; развитие эстетического вкуса. В ходе проекта студенты знакомятся с творчеством известных художников, посещая выставки и экспозиции Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Исторического музея, Еврейского музея и центра толерантности. Результатом проекта стали формирование эстетической оценки, идентификация себя с эстетикой культурно-досуговой среды. Опрос участников по окончании проекта показал, что способность ориентироваться в культурно-досуговой среде столицы, понимание ее культурного значения стало действенным стимулом эстетического саморазвития.

Еще одним проектом в рамках эстетического воспитания стал проект «В сердце Рязани», который прошел в формате «edutainment», позволяющем активно использовать мероприятия, проводимые культурными учреждениями города. Студенты стали участниками таких культурно-образовательных мероприятий, как «Диалог культур», «Поэтическая осень. Есенинские чтения», «Уроки Полонского», которые прошли в Рязанском государственном областном художественном музее имени И.П. Пожалостина. Самым запоминающимся событием проекта стал литературный спектакль «Этап» по роману А.И. Солженицына «В круге первом» в постановке студентов 4-го курса Высшего театрального училища имени      М.С. Щепкина, который прошел на базе Музейного центра имени А.И. Солженицына. Результатом проекта стало формирование культурной среды, позволяющей развивать  способность глубоко чувствовать красоту в искусстве и жизни.

Литературно-образовательный проект «Живые страницы» включает в себя цикл встреч с писателями и поэтами Рязанской земли. Актуальность проекта продиктована тем, что переход к информационному обществу негативно сказался на общей культуре личности, снизив интенсивность и качество чтения. Такие средства коммуникации, как телевидение и Интернет, вытесняют из повседневной жизни молодежи чтение. Эта ситуация позволяет констатировать низкий интерес молодежи к русской литературе, частью которой является родной язык. Знакомство с творчеством писателей и поэтов родного края – важный инструмент возрождения интереса к языку, национальному культурному наследию. Это позволяет молодым людям идентифицировать себя носителями национальной культуры, выразителями национального менталитета. Цель проекта – развивать творческие способности студентов, помогать в самовыражении, приобщать к миру искусства, формировать навыки общения в разных ситуациях. В ходе реализации проекта решаются такие задачи, как совершенствование интеллектуальных способностей; приобщение студентов института к различным направлениям современной литературы; развитие познавательного интереса к литературе и истории родного края. В ходе проекта прошел цикл встреч с поэтами Нурисланом Ибрагимовым, Дмитрием Плоткиным, писателем Александром Тамониковым. Формат встреч позволил студентам не только познакомиться с творчеством знаменитых земляков, услышать отрывки произведений в их исполнении, но и представить на суд именитых мастеров свои пробы пера.  

Эффективным средством формирования эстетической культуры обучающихся является ежегодная Международная неделя творчества курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России «Виват, курсанты». Программа мероприятий включает в себя концерты, творческие конкурсы, викторины, круглые столы. Обучающиеся получают множество возможностей для самореализации и формирования таких компонентов эстетической воспитанности, как когнитивный (эстетические представления в области искусства), эмоционально-побудительный (эстетическая направленность личности, интересы, склонности, предпочтения) и деятельностный (практические умения и навыки эстетико-предметной деятельности, проявление творческой активности).

Дистанционное обучение студентов в связи с распространением коронавирусной инфекции позволило освоить новые формы организации эстетического воспитания обучающихся. С этой целью были использованы социальные сети «ВКонтакте» и Instagram, где созданы виртуальные сообщества Института Академии ФСИН России. Для организации культурного досуга воспитанников и формирования их эстетического вкуса ежедневно в соцсетях размещается подборка интересных фильмов, спектаклей, книг, музыки. Студенты имеют возможность оставлять свои отзывы и комментарии, что позволяет вносить коррективы в перечень электронных рекомендованных ресурсов. В социальной сети «ВКонтакте» проводятся виртуальные экскурсии по музеям города и страны. Технические возможности официальных сайтов музеев позволяют ознакомиться с экспозициями и выставками, не выходя из дома.

Эффективное воспитательное воздействие на личность возможно при условии создания такого развивающего пространства, которое формирует взаимоотношения в контексте «личность и культура», включает обучающихся в сферу общечеловеческих ценностей. Исходя из опыта Института Академии ФСИН России по формированию эстетической культуры студентов можно выделить следующие педагогические условия эстетического воспитания: эстетически организованная развивающая среда вуза; наличие апробированной системы эстетического воспитания, которой предусмотрены оптимальные возможности для развития и реализации личностных способностей обучающихся; учет потребностей, способностей и возможностей для самосовершенствования и самовыражения. В настоящее время в социальной и культурной жизни общества очень сильно влияние средств массовой информации, следовательно, в сознании молодежи стираются границы между массовым искусством и истинными культурными ценностями. Быстро сменяющие друг друга культурные явления дезориентируют молодых людей, им становится все труднее выбрать нужное среди всего разнообразия, которое предлагает современная массовая потребительская культура, и выделять главное. В этой ситуации роль развивающего воспитательного пространства вуза становится основополагающей.


Библиографическая ссылка

Андреева Г.Б., Никитина О.А. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ: ОПЫТ ИНСТИТУТА АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30175 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674