Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЫБОР МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Коричкина Л.Н. 1 Поселюгина О.Б. 1 Зенина О.Ю. 1 Белова Н.О. 1 Комаров И.И. 1 Клейменова Л.С. 2 Аль-Гальбан Л.Н. 1 Зенин Т.Т. 1
1 ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России
2 МБОУ СОШ № 14 г. Мытищи
В интерактивном обучении студента одной из основных задач является необходимость его обучения самостоятельному поиску и анализу информации, приводящая к формированию собственного мнения по интересующему вопросу, с применением современных инновационных электронных технологий. В основе данного процесса лежит формирование когнитивного мышления у студента. Для решения поставленных задач используют такие методики, как мозговой штурм, кластеры, дебаты, дискуссии, использование аудио- и видеоматериалов, деловых игр, метод проектов, мастер-классов т.д. При этом важно применять в работе преподавателя дидактические принципы обучения: наглядность, научность, систематичность, доступность, активность, прочность знаний, единство теории и практики, индивидуальный подход и др. Важным условием такого обучения является совпадение целей преподавателя и обучающихся. В статье представлены организация проведения лекции, практического занятия и использование методов, методик и методических приемов преподавания в условиях аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности обучающихся в медвузе. Применены эмпирические методы: объективное наблюдение, описание. Использованы научные труды современных авторов. Показано, что из множества предлагаемых методов, методик и методологических приемов, применяемых в обучении, преподавателю медвуза следует выбрать и применять в своей работе наиболее эффективные и продуктивные, которые помогают обучающимся усвоить теоретические знания и практические навыки. Правильный выбор преподавателем средств в обучении студентов позволяет управлять процессом обучения; в свою очередь, методологические приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся. Только в процессе преподавания клинических дисциплин при использовании и накоплении многих комбинаций методов и методологических приемов можно овладеть мастерством и достичь совершенства в преподавательской деятельности, все это зависит от подготовленности как преподавателя, так и студента.
студент
обучение
медицинский университет
когнитивное мышление
1. Ашихмина Т.В. Методы обучения студентов, обладающих клиповым мышлением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 706–710. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/46316.htm (дата обращения 28.09.2020)
2. Клигуненко Е.Н., Ехалов В.В., Кущ Е.А., Кравец О.В., Гайдук О.И., Баранник С.И., Хоботова Н.В. Клиповое мышление в анестезиологии: катастрофа или закономерность // Медицина неотложных состояний. 2019. № 3 (96). С. 111-120.
3. Мамина Р.И., Московчук Л.С. Текстовая культура в условиях современной информационной цивилизации // Библиосфера. 2015. № 4. C. 3–8.
4. Симбирцева Н.А. Текст культуры: факторы и механизмы интерпретации // Вестник славянских культур. 2017. № 46. С. 70-85.
5. Землинская Т.Е., Ферсман Н.Г. Методики вузовского обучения в контексте клипового мышления современного студента // Проблемы высшей школы. 2016. № 4 (255). С. 153-160.
6. Кутузова Н.В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Международной научной конференции (г. Казань, май 2018 г.). Казань: Молодой ученый, 2018. С. 6-8. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (дата обращения: 19.09.2020).
7. Зарипов Р.Н., Зарипова И.Р. Формы и методы преподавания в современном техническом ВУЗе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 23. С. 304-313.
8. Панина В.З. Инновационные методы и технологии опережающего обучения в высшей школе // Вестник Казанского технологического университета. 2014. С. 313-320.
9. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента ВУЗА // Вестник Марийского государственного университета. 2017. С. 21-26.
10. Привалова Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 26.09.2020).
11. Алпатов В.М. Проблема слова и психолингвистика // Вопросы психолингвистики. 2016. № 28. С. 28-37.

К основным функциям преподавателя вуза относятся следующие: обучающая, воспитывающая, развивающая и организационно-стимулирующая [1–3]. В медицинском вузе все они направлены на формирование компетентного врача-профессионала. В настоящее время разработано множество эффективных методов преподавания как в средней, так и в высшей школе. Разнообразие современных методов заставляет искать свои, которые будут наиболее эффективными, а выбранная при этом методика [4, 5] должна обеспечить высокий уровень преподавания, научность и доходчивость изложения материала. В своем ресурсе образовательные технологии имеют два основных метода обучения, а именно пассивный и активный. Пассивный представлен лекциями, тестовыми заданиями, контрольными работами, некоторыми вариантами дистанционного обучения и иным, при использовании которых обучающийся остается пассивным слушателем или исполнителем; активный метод, напротив, представлен презентациями, кейс-технологиями, проблемной лекцией, дидактическими играми, дискуссией, игрой, тренингом, рейтингом, при их применении на первый план выступает взаимодействие преподавателя и учащегося. Активный метод может называться интерактивным, если не только преподаватель взаимодействует с обучающимися, но и они взаимодействуют между собой, при этом им принадлежит доминирующая роль, а преподавателю отводится роль помощника в процессе обучения [6, 7]. В интерактивном обучении главным является то, что студента необходимо научить самостоятельному поиску анализа информации, научить работать в коллективе и формировать собственное мнение. Для решения поставленных задач применяют такие методики, как мозговой штурм, кластеры, дебаты, дискуссии, использование аудио- и видеоматериалов, деловых игр, метод проектов, мастер-классов т.д. Помощь в этом оказывают электронные носители, которые прочно вошли в жизнь современного студента в быту, обучении в школе и вузе. При этом они сформировали у него клиповое мышление и поставили перед преподавателями основную задачу – с применением современных инновационных электронных технологий помочь студенту в формировании когнитивного мышления. Рациональное использование клипового мышления способно развить у студентов навыки аналитического, понятийного, интегрального и дифференцированного мышления, необходимые для усвоения знаний и применения их в будущей профессиональной деятельности. При этом важно применять в работе преподавателя дидактические принципы обучения: наглядность, научность, систематичность, доступность, активность, прочность знаний, единство теории и практики, индивидуальный подход и др. Важным условием такого обучения является совпадение целей преподавателя и обучающихся.

Цель исследования – анализ выбора метода и методики преподавания клинических дисциплин в медицинском вузе.

Материал и методы исследования

Представлены организация проведения лекции, практического занятия и использование методов, методик и методических приемов преподавания в условиях аудиторной и внеаудиторной образовательной деятельности обучающихся в медвузе. Применены эмпирические методы: объективное наблюдение, описание. Использованы научные труды современных авторов.

Результаты исследования и их обсуждение

Последовательность обучения в вузе организует учебное управление, оно распределяет количество аудиторных и внеаудиторных часов для всех курсов. Аудиторная часть включает лекции и практические занятия, внеаудиторная – самостоятельную работу обучающихся. Каждая из них должна максимально использоваться и преподавателем, и учащимися. Первое, что надо сделать преподавателю, – это правильно организовать учебный процесс, будь это лекция или практическое занятие: подготовить план, цель, задачи, вопросы, наглядный и вспомогательный материал, иметь четкую информацию по правилам работы, поясняющим использование определенного метода обучения (пассивный, активный, интерактивный), и т.д.

При проведении лекции и практического занятия обязательно должен присутствовать организационный момент. Если это лекция, то студентам следует сказать, какая это лекция, указать форму лекции (вводная, консультационная, пресс-конференция, слайд-лекция и т.д.), какие вопросы она включает по плану; если лекция проблемная, то указать, какую проблему она решает: диагностику, дифференциальную диагностику, лечение и иное. Все зависит от характера лекции и ее функции (информационная, методологическая, воспитательная, развивающая, ориентирующая и т.д.). В настоящее время необходимо не просто подготовить лекцию, но и визуализировать ее, что повышает интерес, восприятие и запоминание учащегося. Такая подача учебного материала связана со сформированным у современных студентов клиповым мышлением.

Существует большое разнообразие видов лекций, но во всех случаях лекционный материал должен содержать точные формулировки, быть доступным в изложении, логичным, интересным, наглядным, и, что еще важно, эмоциональным [8]. Все это решают дидактические принципы: единство формы и содержания, научность, доступность и иное, которые развивают у обучающихся мышление, речь, память и интеллектуальные способности. При демонстрации учебного материала при любом варианте лекции необходимо учитывать степень подготовленности учащихся, чтобы лектор и аудитория понимали друг друга. Целью лекции является усвоение обучающимися учебного материала. При этом преподавателю очень важно правильно смоделировать лекцию и завладеть вниманием слушателей, эти два компонента можно считать основными для успешного проведения лекции.

В свою очередь, практическое занятие тоже может иметь множество вариантов: семинар, тренинг, лабораторный практикум, семинар-практикум и т.д. На практическом занятии решаются практические задачи, отрабатываются навыки самостоятельной работы, применяемые в будущей профессии, в коллективе. Семинар-практикум несколько выделяется среди всех: он предполагает обсуждение теоретического содержания темы занятия и проведение практических действий для закрепления учебного материала. В результате теоретические вопросы дисциплины понимаются лучше и глубже, обучающиеся самостоятельно проводят практические действия и наблюдают, как такие действия осуществляют сокурсники. Важно, все это происходит под наблюдением преподавателя. В ходе практического занятия можно использовать несколько методик его проведения, такие как: самостоятельная курация больного, разбор больного по теме занятия, устный опрос, решение ситуационных задач, тестовых заданий, коллоквиум, письменная работа и др. Комбинации вариантов проведения практического занятия зависят от темы занятия, подготовленности преподавателя и студентов. Целями любого практического занятия являются систематизация знаний у обучающихся, самостоятельное решение практических задач, осуществление самоконтроля, работа с книгой, овладение практическими навыками [9]. При этом преподавателю важно установить систему контроля и оценок с едиными критериями. При проведении практического занятия следует выбирать методологические приемы: анализа и синтеза, дедукции и индукции, аналогии, линию формализации и моделирования, мониторинга предыдущих знаний и др. При этом задача преподавателя заключается в правильном построении практического занятия. В начале каждого занятия необходимо отработать понятийный аппарат по теме. Следует обращать внимание на выделение в учебном материале главного и второстепенного. При этом нужно постоянно осуществлять мониторинг получаемых знаний у обучающихся по принципу прямой и обратной связи. Занятие лучше проводить в виде беседы и применять опрос, мониторинг знаний по изучаемой дисциплине, знаний предыдущих клинических дисциплин и фундаментальных наук, показывая при этом взаимосвязь в целом пройденного материала на предыдущих курсах. Все это способствует развитию у обучающихся ассоциативного мышления, в основе которого лежит организация междисциплинарных связей. В работе преподавателя медвуза необходимо использовать такой методологический прием, как линия формализации. Он означает, что формализация знаний у студента обеспечивает запоминание классификаций болезни, при этом учащийся усваивает принцип научной систематизации. Все это ему необходимо в последующем для построения (формулировки) диагноза. Кроме того, например, можно предложить студентам дать определение структуры и формулировки диагноза, представить изучаемую болезнь графически, а также построить ее дифференциальную диагностику с другими похожими заболеваниями. Это означает, что устный и письменный дискурс при разборе темы на практическом занятии можно представить графически или в виде таблицы, рисунка, схемы, что также приводит к систематизации данных. Такое действие позволяет научить студента алгоритмизации знания и способствует лучшему запоминанию, учитывая, что у современного студента хорошо развито клиповое мышлением и такая построенная информационная структура (модель) ему уже привычна. На практическом занятии обучающимся предлагается решение ситуационных задач. Переработка задачи способствует развитию у студента мыслительного анализа и синтеза – это две логические мыслительные операции, которые формируют логическое мышление. При этом можно разобрать со всех сторон патогномоничный признак болезни и общий признак. Предложенный разбор заставит учащихся привлечь мыслительное абстрагирование, а затем уже конкретизацию. Если патогномоничный признак будет характерен только для одной определенной болезни, то общий признак будет отмечаться у многих заболеваний. Затем следует предложить студентам сравнить и обобщить результаты, таким образом можно узнать, как пользуется обучающийся такими мыслительными операциями, как сравнение и обобщение. Возможно, применение комбинаций, состоящих из множества мыслительных операций, вызовет у студента их отторжение, тогда преподавателю нужно будет вернуться в более простое русло ведения занятия и проанализировать, какие мыслительные процессы (мышление логическое, ассоциативное, образное, интегральное и т.д.) у обучающихся развиты лучше, какие хуже, и создать такую комбинацию методических приемов, которая будет улучшать восприятие информации [10, 11]. Например, при формировании у студента аналитического мышления обучение строится от общего к частному; напротив, если построить занятие по принципу от частного к общему, то у обучающихся развивается интегральное мышление. Хочется отметить, что комбинации методологических приемов будут зависеть от подготовки студентов и курса обучения. В конце практического занятия преподавателю следует подвести итоги, дать задание для самостоятельной работы и ответить на вопросы учащихся.

Внеаудиторное обучение составляет самостоятельная работа студента медвуза, которая также имеет цель – научить его работать самостоятельно с медицинской научно-теоретической, научно-периодической и другой литературой, правильно излагать полученную информацию. Культура работы с текстами в настоящее время у большинства современных студентов не в приоритете. Это связано с тем, что любую информацию учащийся может найти на электронном носителе, и при этом он не предполагает, что информация может быть урезана, перефразирована, т.е. он полностью доверяет той, какую нашел. К тому же не понимает, что, возможно, полученную информацию он уже неправильно интерпретирует. Все это относится к отрицательной стороне клип-мышления современного студента. Поэтому рекомендуем проводить на практических занятиях вербальный или письменный опрос и работу над ошибками. Самостоятельная работа с медицинской литературой развивает у обучающихся всестороннее развитие мышления, инициативу, ответственность, устойчивые способности к изучению специальной литературы, приобретению новых знаний, опыта исследовательской деятельности, практических навыков, что особенно пригодится в профессии врача. Внеаудиторная работа студента также предполагает закрепление полученных самостоятельно знаний, при этом самостоятельная работа имеет успех тогда, если тоже стимулируется и контролируется. Для этого применяется балльно-рейтинговая система, посредством которой контролируется теоретическая самостоятельная работа студента. Конечно, учащиеся приспосабливаются к любым нововведениям, но, однозначно, при такой постановке вопроса они знакомятся с учебным материалом и на практические занятия уже приходят подготовленными. С этой целью создаются компьютерные программы, которые обеспечивают проработку тем клинических дисциплин по программе вуза, в этом случае студент после самостоятельного изучения темы занятия имеет возможность работы в такой программе (например, на платформе MOODLЕ) и неоднократного решения предоставленных заданий до получения положительного ответа.  

В медицинском вузе в преподавании как фундаментальных, так и клинических дисциплин применяются инновационные методы и технологии. Широко используется демонстрация фильмов, презентаций, видео, различных схем, блоков и т.д. Все это развивает визуальное мышление, если обучающийся уже имеет базовые знания и развитое интегральное, системное, логическое и наглядно-образное мышление. Проверить студента, ознакомился ли он самостоятельно с текстовой культурой и имеет ли указанные виды мышления, можно, предложив ему написать самостоятельно реферат или собрать материал для маленькой научной работы. В настоящее время книга (учебник) как текстовый дискурс не потеряла своего значения, но ее роль претерпевает существенные изменения. Связано это с тем, что в обучение внедрены электронные девайсы вместо учебников, Интернет, при этом текстовая культура становится электронной текстовой культурой и может быть представлена различными инновационными технологиями. Такой подход позволяет сохранить текст любого источника, оцифровать его и размножить. Новые технологии способны сохранить текст навечно и сделать книгу, любой другой источник доступными широким массам. Однако проблема состоит в том, что ранее книгу читали, а сейчас современное поколение пользуется «клипингом» везде: в быту, обучении, общении друг с другом. Общение посредством коротких сообщений становится свойственно и старшему поколению.

Современный преподаватель имеет различные специальности: модератор, тьютор, координатор образовательных платформ, игропедагог, тренер по майнд-фитнесу, некоторые из них в настоящее время начинают использоваться в медицинских вузах. Но во всех этих специальностях преподавателем применяются вербальный и письменный дискурс и изначально текстовая культура (книга, пособие, методические разработки и т.д.), при этом работа с текстом и у студентов остается основополагающей, активирует их интерпретационную деятельность, развивает память и рационально-логическое мышление. Полученную медицинскую информацию из бумажного или электронного текста учащемуся необходимо переработать по теме задания, построить текст логически, структурировать его, показать целостную картину определенного заболевания. При этом задача преподавателя – подобрать методику, с помощью которой можно научить студента соблюдать алгоритм опроса больного, проведения объективного осмотра, а в последующем применить показанные методы диагностики, определить круг болезней дифференциальной диагностики и многое другое.  

Заключение. Таким образом, из множества предлагаемых методов, методик и методологических приемов, применяемых в обучении, преподавателю медвуза следует выбрать и использовать в своей работе наиболее эффективные и продуктивные, которые помогают студентам усвоить теоретические знания и практические навыки. При этом методы и методики преподавания позволяют управлять процессом обучения; в свою очередь, методологические приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся. Только в процессе преподавания клинических дисциплин при использовании и накоплении многих комбинаций методов и методологических приемов можно овладеть мастерством и достичь совершенства в преподавательской деятельности; это зависит от подготовленности как преподавателя, так и студента.


Библиографическая ссылка

Коричкина Л.Н., Поселюгина О.Б., Зенина О.Ю., Белова Н.О., Комаров И.И., Клейменова Л.С., Аль-Гальбан Л.Н., Зенин Т.Т. ВЫБОР МЕТОДА, МЕТОДИКИ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30209 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674