Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Сабитова Н.Г. 1 Попова Н.М. 1
1 ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
В статье рассматривается опыт применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в научно-исследовательских работах студентов медицинского вуза – будущих врачей в условиях информатизации здравоохранения. В научно-практических конференциях студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения Ижевской государственной медицинской академии за 5 лет приняли участие более 200 студентов 3-го и 4-го курсов лечебного и педиатрического факультетов. В статье представлен обзор работ обучающихся, применяющих ИКТ, приложений интернет-тестирования с помощью Google-forms. В процессе подготовки к научно-исследовательской работе студентами изучались медицинские информационные системы (МИС), автоматизированные системы управления в здравоохранении, а также Государственные доклады о состоянии здоровья населения, размещенные на сайте Республиканского медицинского информационно-аналитического центра Удмуртской Республики (РМИАЦ УР) и иных сайтах. Изучались законы и постановления в области информатизации, государственные стандарты электронной истории болезни, способы и методы информационной безопасности и др. Для обработки медицинских статистических данных и оценки эффективности исследования применялись различные методы: оценка достоверности различий между полученными результатами для зависимых и независимых выборок с помощью прикладной программы MS Excel; использовались онлайн-калькуляторы. Некоторые студенты разместили итоги работы в портфолио через Личный кабинет в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза и др.
научно-исследовательская работа студентов
информационные и коммуникационные технологии
интернет – ресурсы
студенческое научное общество
конференция
электронная информационно-образовательная среда
общепрофессиональные и профессиональные компетенции
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 08.10.2020).
2. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 08.10.2020).
3. Национальный проект «Здравоохранение» [Электронный ресурс]. URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie (дата обращения: 08.10.2020).
4. Региональный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении Удмуртской Республики на основе государственной информационной системы здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: http://rmiac.udmmed.ru/regionalnyy_proekt_sozdanie_edinogo_tsifrovogo_kontura_v_zdravookhranenii_ur/ (дата обращения: 08.10.2020).
5. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/news/2/1807 (дата обращения: 12.09.2020).
6. Сабитова Н.Г. Формирование информационно-коммуникационных компетенций студентов бакалавриата средствами электронных образовательных технологий: автореф. дис…канд. пед. наук. Ижевск, 2012. 24 с.
7. Попова Н.М., Сабитова Н.Г. Формирование ИКТ-компетенций – путь к успешности обучения студентов в медицинском вузе // ИТОН-17: материалы международной научно-практической конференции. (Казань, 4-6 ноября 2017 г.). Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. С.215- 217.
8. Роберт И.В. Аксиологический подход к развитию образования в условиях цифровой парадигмы // Педагогическая информатика. 2020. № 2.С.89-113.
9. Петров П.К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. 2020. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29916 (дата обращения: 07.10.2020).
10. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дис. … докт. пед. наук. Москва, 2006. 16 с.
11. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации здравоохранения России. М., 2002. 304 с.
12. Гусев А.В., Романов Ф.А., Дуданов И.П., Воронин А.В. Информационные системы в здравоохранении. Петрозаводск: Изд-во Петр.ГУ, 2002. 120 с.
13. Гасников В.К. Развитие информационно-компьютерных технологий в здравоохранении России – полувековой путь и уроки на будущее // Реакция здоровья и здравоохранения на социально-экономические преобразования в стране: научно-практическое издание. Ижевск, 2016. C.76-100.
14. Савельев В. Н. Комплексная автоматизация учреждения здравоохранения на основе модульной больничной интегрированной системы // Избранные публикации и выступления. Ижевск, 2010. С. 128-132.
15. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ- образования врачей // Врач и информационные технологии. 2008. №5. С. 68-70.
16. Кобринский Б.А. Автоматизированные регистры медицинского назначения: теория и практика применения. М.: Менеджер здравоохранения, 2011. 148 с.
17. Кудрина В.Г., Андреева Т.В., Дзеранова Н.Г. Эффективность обучения медицинских работников информационным технологиям. М.: ИД "Менеджер здравоохранения», 2013. 248 с.
18. Сабитова Н.Г. Образовательные возможности организации самостоятельной работы студентов с использованием ресурсов Интернет (на примере применения сервисов Google) // Информационные технологии в образовании: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практич. конф. М., 2013. С. 104-107.
19. Сабитова Н.Г. Использование электронной информационно-образовательной среды в медицинском вузе // Приоритеты стратегии научно-технологического развития России и обеспечение воспроизводства инновационного потенциала высшей школы: материалы Всеросс. науч. конф. Ижевск, 2019. С. 471-473.
20. Современные аспекты медицины и биологии: материалы VIII Межрегиональной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых и студентов. (Ижевск, 22–25 апреля 2019 года) / ред. коллегия. Ижевск, 2019. 346 с.
21. Якунина Е.Ю., Кадрова С.И. Электронная регистратура как часть проекта информатизации здравоохранения // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. 2016. № 1. С.183.
22. Грязева А.С., Торопова Д.С., Малыгин А.Л. Уровень осведомленности и востребованности электронной записи в Удмуртской Республике // Белые цветы: сборник тезизов III Всероссийского научного медицинского форума студентов и молодых ученых с международным участием 90-й Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (г. Казань, 12-13 апреля 2016 г.): 19-й Всероссийской медико-исторической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 150-летию со дня рождения профессора Викторина Сергеевича Груздева, (г. Казань, 11 апреля 2016 г.). Казань. 2016. С.248-249.
23. Сабитова Н.Г., Шубин Л.Л., Касаева А.Х., Кирилова В.Н. История развития информатизации в Удмуртской Республике // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. 2016. № 5-2 (50). С. 67-71.
24. Сабитова Н.Г., Касаева А.Х., Кирилова В.Н. Проблемы информатизации и компьютеризации в медицинской организации // Научная дискуссия: инновации в современном мире. 2016. № 5-2 (48). С. 86-89.
25. Конаков А.Э, Сабитова Н.Г. Электронная программа «Формализованная история болезни» как этап информатизации здравоохранения Удмуртской Республики // Аллея Науки. 2018. Т. 8. № 11(27). С. 580-585.
26. Конаков А.Э. Электронная программа "Приемное отделение", ее структура, задачи и функции // Аллея Науки. 2018. Т. 8. № 11(27) С. 572-580.
27. Корепанова Е.В., Сайделова Г.И., Сабитова Н.Г. Реализация формализованной истории болезни как одной из подструктур ЕГИЗС в медицинских организациях Удмуртской республики // Modern Science. 2019. № 12-4. С. 113-117.
28. Гаврилова А.Е., Шеина А.А., Сабитова Н.Г. Спутниковая навигация "ГЛОНАСС" и программа "АДИС" в скорой медицинской помощи // Modern Science. 2020. № 1-1. С. 219-222.
29. Хайруллина А.Р., Якимова А.И. Обзор медицинских Интернет-ресурсов для медицинских работников // Modern Science. 2019. № 12-2. С. 195-199.
30. Гаврилова А.Е., Шеина А.А., Сабитова Н.Г. Использование информационных технологий в медицине. Врач-онлайн за или против? // Modern Science. 2019. № 12-4. С. 66-70.
31. Толмачев Д.А., Кузьмина Л.К., Никифорова Г.С. Выявление интернет-зависимость у студентов медицинского вуза // Синергия наук. 2017. № 10. С. 828-834.
32. Ямщикова Т.В., Ханнанова Л.Б., Иванцова М.С., Горяева Е.А. Применение электронных образовательных ресурсов в обучении студентов-медиков // Modern Science. 2019. № 12-5. С. 101-104.

Процесс цифровизации в экономике, стремительный научно-технический прогресс и глобальная информатизация во всех сферах деятельности в обществе, в том числе в образовании и здравоохранении, являются важнейшими показателями перехода общества на новый высокий информационно-технологический уровень. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] говорится об «ускорении технологического развития Российской Федерации, увеличении количества организаций, осуществляющих технологические инновации; обеспечении ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере». На их основе разработаны Национальные проекты:

  • Нацпроект «Образование». Задачей одного из разделов проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней и др. [2];
  • Нацпроект «Здравоохранение». В его структуре – Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» [3] и Региональный проект в Удмуртской Республике [4].

В официальных документах определены приоритеты развития информатизации здравоохранения в Российской Федерации до 2024 г., заданы ключевые ориентиры цифрового пространства.

Активное применение информационных технологий в профессиональной деятельности работников здравоохранения и врачей в медицинских организациях является потребностью сегодняшнего дня. Соответственно, актуальны формирование профессиональных компетенций выпускников медицинского вуза и подготовка специалистов высшего образования, которая ведется на основе компетентностного подхода согласно содержанию ФГОС 3++ Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 31.05.01 («Лечебное дело»), 31.05.02. («Стоматология»), 31.05.03 («Педиатрия») [5]. Сотрудники и профессорско-преподавательский состав кафедры общественного здоровья и здравоохранения дают знания по профессиональным компетенциям, которые предполагают: ОПК-1 – готовность решать задачи профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий; ПК-21 – способность к участию в проведении научных исследований, знание основ организации научно-исследовательских и научно-педагогических работ, умение осуществлять научное исследование, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения, владеть методами сбора, обработки, анализа научного исследования, управления и организации работы. В аспекте использования ИКТ выпускник должен быть готов к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей, знать виды, структуру, характеристики медицинских информационных систем, должен освоить государственные стандарты по разработке электронной истории болезни, а также способы и средства защиты персональных данных в медицинских информационных системах, уметь использовать стандартные средства операционной системы и общепринятые офисные приложения, а также прикладные и специальные программные средства, владеть базовыми методами статистической обработки клинических и экспериментальных данных с применением стандартных прикладных и специальных программных средств (в соответствии с ПК-18), то есть владеть компетенциями, сформированными средствами современных ИКТ, позволяющими реализовать педагогические цели в интерактивном взаимодействии в системе электронного обучения [6].

Использование информационных и коммуникационных технологий как средства подготовки к научно-исследовательской работе представляет одну из задач дисциплин «Медицинская информатика», «Общественное здоровье и здравоохранение» [7]. Научно-исследовательская работа в вузе является неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов. Самостоятельная исследовательская работа повышает интерес обучающихся к изучаемым дисциплинам, развивает самостоятельность и научно-исследовательскую активность студентов. Многие обучающиеся Ижевской государственной медицинской академии участвуют в студенческом научном обществе (СНО), которое служит площадкой для реализации научно-исследовательских способностей и творческого потенциала.

Основными задачами СНО кафедры общественного здоровья и здравоохранения являются:

  • создание информационных и коммуникационных условий для обеспечения интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов;
  • разработка единого информационного пространства посредством электронного курса (на платформе «EMS Moodle»);
  • стимулирование активизации самостоятельной работы в процессе учебной деятельности, привлечение студентов к инновационным проектам различного уровня (кафедрального, факультетского и вузовского);
  • помощь студентам в организационном сопровождении и подготовке публикационных материалов;
  • проведение научных конференций, мероприятий, форумов и иного на разных уровнях (межвузовском, региональном и международном);
  • представление оформления достижений в портфолио в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) вуза.

Реализация программ в профессиональной подготовке студентов с использованием средств современных ИКТ, а также с применением облачных технологий на основе почтовых сервисов и интернет-ресурсов в целом повышает качество и результативность образовательного процесса, мотивацию к обучению, а также позволяет успешно решать задачи по улучшению уровня знаний.

Цель исследования: формирование ИКТ-компетенций в рамках реализации компетентностного подхода посредством научно-исследовательской работы студентов.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования являются компетентностный подход и научные труды по изучаемой проблеме, многочисленные публикации по вопросам информатизации образования и здравоохранения, обобщение многолетнего педагогического опыта в области организации научно-исследовательской работы студентов.

Фундаментальные и прикладные исследования в области информатизации образования, теории обучения информационным и коммуникационным технологиям и подготовке кадров проводились И.В. Роберт, П.К. Петровым, Т.А. Лавиной и др. [8, 9, 10].

Существенный вклад в определение и структуру информатизации здравоохранения, медицинской информатики, автоматизированных систем управления (АСУ) в здравоохранении, принципы построения АСУ в здравоохранении, комплексной автоматизации учреждений здравоохранения внесли работы таких отечественных исследователей, как А.С. Гаспарян, В.А Гусев., В.К. Гасников [11-13], В.Н. Савельев [14] и др. Свой вклад в подготовку кадров в области кибернетики и информационных технологий внесли ученые Т.В. Зарубина, Б.А. Кобринский, В.Г Кудрина и др. [15-17].

Результаты исследования и их обсуждение

Процесс подготовки студентов Ижевской государственной медицинской академии обусловливается возможностями использования ИКТ, что позволяет сформировать ИКТ-компетенции, которые входят в состав общеобразовательных и профессиональных компетенций. Использование в учебном процессе глобальных информационных ресурсов и систем позволяет создать преподавателям единую виртуальную среду, информационное пространство в сети, в блоге и др.; организовать интерактивные коммуникации со студентами в глобальной информационной среде, что обеспечивает возможность обмена информацией между участниками с помощью программных и технических средств. Эффективность образовательного процесса, овладение компетенциями студентами зависят от умения преподавателей использовать методики и средства применения современных ресурсов Интернета. Студентам предлагается в виртуальной среде информационного пространства осуществлять коммуникацию посредством электронной почты, wiki-ресурсов (совместная работа группы над проектом), контента (хранилище документов), оценки знаний (контрольные вопросы) и др. [18]. Также в медицинском вузе Центром информационных технологий внедрена и развивается электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС), позволяющая организовать доступ к информационным учебно-образовательным ресурсам для непосредственного взаимодействия студентов с преподавателями через сеть Интернет. В структуру ЭИОС входят элементы электронной образовательной среды: электронная библиотечная система (ЭБС), среда дистанционного обучения (СДО) на платформе EMS «Русский Moodle 3KL», система управления учебным процессом (СУУП) «Магеллан» и др. Студенты через Личный кабинет имеют доступ ко всем ресурсам ЭОИС (рис.), заполняют электронное портфолио. На рисунке «Портфолио обучающего» показаны итоги формирования студенческих достижений в учебно-образовательном процессе. ЭОИС обеспечивает индивидуализацию образовательной траектории обучающихся, что позволяет установить взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и асинхронное, посредством сети Интернет [19].

Преподаватели кафедры активно используют систему дистанционного обучения Moodle, находящуюся по адресу e-learning.igma.ru. Разработаны курсы «Медицинская информатика» для студентов 1-го курса, «Общественное здоровье и здравоохранение» для обучающихся 3-го и 4-го курсов, в разделе «Основы статистического исследования» представлены методы статистического анализа при изучении показателей здоровья населения, анализа деятельности медицинских организаций, корреляционный анализ и другие темы.

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) в ИГМА

Ежегодно в Ижевской государственной медицинской академии (ИГМА) проводятся Межрегиональные межвузовские научно-практические конференции молодых ученых и студентов, выпускаются материалы: «Современные аспекты медицины и биологии». В сборнике содержатся материалы научных исследований молодых ученых и студентов ИГМА, а также практикующих врачей по актуальным вопросам фундаментальных, гуманитарных наук и клинических дисциплин – терапии, хирургии, педиатрии, стоматологии, общественного здоровья и здравоохранения, истории медицины [20].

Научная работа студентов является неотъемлемой частью учебного процесса. В вузе на всех кафедрах проводятся конференции студенческого научного общества. Ежегодно на кафедре общественного здоровья и здравоохранения в конференции участвуют более 200 студентов. Авторами проанализировано 228 научно-исследовательских работ студентов за 2015–2020 гг.

Алгоритм организации этапов научно-исследовательской работы заключается в постановке задачи и определении темы научной работы; затем студенты изучают материалы по выбранной тематике, обращаясь к первоисточникам и интернет-ресурсам, составляют анкету, реализуя средства Google-form, или обращаются к готовым тестам для решения поставленных задач и гипотез. Получив результаты, составляют базу данных из таблиц, выполняют анализ данных, применив методы статистической обработки данных и проведя оценку эффективности исследования с использованием различных методов (оценку достоверности различий между полученными результатами выборок с помощью прикладной программы MS Excel или онлайн-калькуляторов), и делают соответствующие выводы. Затем предоставляют презентационный материал для выступления на конференции и статью к публикации в журнал в соавторстве с научным руководителем.

В студенческих научно-исследовательских работах отражены и обсуждаются темы по таким направлениям, как:

  • электронная регистратура как часть проекта информатизации здравоохранения [21]; уровень осведомленности и востребованности электронной записи в Удмуртской Республике [22];
  • история развития информатизации в Удмуртской Республике [23]; проблемы информатизации и компьютеризации в медицинской организации [24]; электронная программа «Формализованная история болезни» как этап информатизации здравоохранения Удмуртской Республики [25]; электронная программа «Приемное отделение», ее структура, задачи и функции [26]; реализация формализованной истории болезни как одной из подструктур ЕГИЗС в медицинских организациях Удмуртской Республики [27]; спутниковая навигация «ГЛОНАСС» и программа «АДИС» в скорой медицинской помощи [28]; обзор медицинских интернет-ресурсов для медицинских работников [29];
  • использование информационных технологий в медицине. Врач – онлайн: за и против? [30]; в [31]; применение электронных образовательных ресурсов в обучении студентов-медиков [32] и др.

Проанализировав 228 студенческих работ, авторы получили следующие данные: 85% студентов при выполнении научно-исследовательских работ использовали ресурсы ЭИОС, 73% опубликовали статьи в научных журналах, 45% обучающихся выступили с докладами и презентациями о полученных результатах и их внедрении на итоговой научной студенческой конференции.

Заключение

Таким образом, развитие информатизации здравоохранения и формирование единого информационного пространства на региональном уровне предполагают обеспеченность учреждений здравоохранения автоматизированными рабочими местами, развитие телекоммуникационных средств связи и наличие знаний о методах информатизации врачебной и управленческой деятельности. Опыт применения информационных и коммуникационных технологий студентами медицинского вуза при выполнении научно-исследовательской работы помогает ориентироваться в информационном пространстве, взаимодействовать с участниками образовательного процесса, формировать компетенции в научно-практической деятельности, приближенной к профессиональной. Доступность электронной информационно-образовательной среды позволяет подготовить компетентные медицинские кадры, использующие в своей профессиональной деятельности ИКТ.

Исследование выполнено в рамках кафедральной научной работы.


Библиографическая ссылка

Сабитова Н.Г., Попова Н.М. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30218 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674