Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Бичева И.Б. 1 Вялова Н.В. 1 Степаненкова А.В. 2 Карпухова М.М. 3 Лисеева Т.А. 4
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
2 МБДОУ «Детский сад №160», Нижний Новгород
3 МБДОУ "Детский сад № 214". Богородск
4 МБДОУ "Детский сад № 56". Балахна
В статье раскрывается важность совершенствования методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования как непрерывного процесса развития их профессиональной компетентности в условиях перехода дошкольной образовательной организации на режим развития. Авторами определяются функции, цель, задачи, принципы и содержание методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов в физкультурном дошкольном образовании. Условия совершенствования методической подготовки педагогов в образовательной области «Физическое развитие» (социально-мировоззренческие, социально-мотивационные, организационно-правовые, программно-целевые, процессуальные) рассматриваются в единой системе методического управления. Авторы подчеркивают, что методическое управление педагогами предполагает выбор содержания, процесс его усвоения в соответствии с целями системы дошкольного образования, конкретной дошкольной образовательной организации в сфере здоровьесбережения, физического развития ребенка и реального уровня сформированности профессиональной компетентности каждого педагога в области физкультурного дошкольного образования. Определены требования к разработке содержания и технологий методического сопровождения педагогов. В заключение авторы обозначают прогнозируемые результаты совершенствования методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования. Перспектива дальнейших исследований связывается с изучением уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов в области физкультурного дошкольного образования и разработкой индивидуально-дифференцированного методического сопровождения в общей системе методического управления дошкольной образовательной организацией.
дошкольное образование
методическая работа
методическое управление
профессиональная компетентность
физкультурное дошкольное образование
1. Ханова Т.Г., Белинова Н.В. Непрерывное образование педагогов дошкольного образования: методическое сопровождение повышения профессиональной компетентности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-3. С. 240-243.
2. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 177 с.
3. Бичева И.Б., Филатова О.М. Проектирование управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). С. 7.
4. Васильева И.А., Гончарова О.В. Инновационные подходы в организации методического сопровождения физического развития в дошкольной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/16071.htm. – ISSN 2304-120X (дата обращения: 07.10.2020).
5. Владимирова Н.Ю. Методическая служба, как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. № 1. С. 41.
6. Вялова Н.В., Лисеева Т.А. Педагогические условия воспитания интереса к физической культуре у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. В 2 частях. Мининский университет. 2020. С. 69-74.
7. Гончарова О.В. Инновационные технологии организации научно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов в образовательном учреждении // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=15638 (дата обращения: 07.10.2020).
8. Карабаева С.И. Методическое сопровождение деятельности воспитателя по организации физического развития детей дошкольного возраста // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2019. № 1. С. 57.
9. Богославец Л.Г., Майер А.А. Внутрифирменное повышение квалификации специалистов дошкольного образовательного учреждения // Детский сад: теория и практика. 2012. № 4. С. 85-91.
10. Пахомова Е. Методическая служба: современные требования и пути преобразования // Методист, 2012. 145 с.
11. Щепотин А.Ф. Эффективная система методической работы с педагогическими кадрами // Профессиональное образование. 2012. № 8. С. 23-24.
12. Бичева И.Б., Коровина Е.А., Сомова Н.М. Управление профессиональным развитием педагогов образовательной организации: партисипативный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 1 (34). С. 242-246.
13. Тюмасева З.И., Орехова И.Л. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3. С. 5.

Педагог дошкольной образовательной организации является ключевой фигурой в решении воспитательно-образовательных задач, определяемых образовательными комплексными и вариативными программами дошкольного образования. В условиях введения в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) повышается роль методической работы с педагогами в реализации развивающих целей профессиональной деятельности как непрерывного процесса повышения их профессиональной компетентности. Как указывают Т.Г. Ханова и Н.В. Белинова: «…площадками для организации непрерывного образования выступают не только реализующие профессиональные образовательные программы центры дополнительного образования, но и детские сады, которые могут делиться лучшими методическими практиками и опытом внедрения инновационных технологий» [1, с. 240]. Важность совершенствования профессиональной деятельности педагогов, в том числе по образовательной области «Физическое развитие», актуализирует обновление методической подготовки в направлении повышения их профессиональной компетентности и предполагает конкретизацию целевых, содержательных и технологических компонентов методической работы на основе современных научно-практических достижений в сфере здоровьесбережения и физкультурного дошкольного образования. Данные аспекты находят отражение в исследованиях Л.Н. Атмаховой [2], И.Б. Бичевой [3], И.А. Васильевой [4], Н.Ю. Владимировой [5], Н.В. Вяловой и Т.А. Лисеевой [6], О.В. Гончаровой [7], С.И. Карабаевой [8], Л.Г. Богославец и А.А. Майер [9], Е. Пахомовой [10], Ф. Щепотина [11] и других ученых.

Цель исследования: обоснование функций и педагогических условий методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования.

Материал и методы исследования. При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Это позволило сформулировать содержание функций методической работы в области физкультурного дошкольного образования, предложить условия совершенствования методической подготовки педагогов в образовательной области «Физическое развитие» в единой системе методического управления дошкольной образовательной организацией.

Результаты исследования и их обсуждение. С точки зрения подготовки педагога-профессионала к решению задач образовательной области «Физическое развитие», содержание функций методической работы претерпевает следующие изменения:

– информационная функция обеспечивает сбор и обработку различных информационных источников по вопросам здоровья, выявление проблем и создание банка данных по актуальным направлениям здоровьесберегающей деятельности и физкультурного дошкольного образования;

– функция анализа предполагает изучение и объективную оценку реального состояния здоровья детей и выбор соответствующего содержания, форм и методов физкультурного дошкольного образования для достижения целей по сохранению и укреплению здоровья;

– планово-прогностическая функция, являясь основой деятельности методической работы, направлена на определение комплекса конкретных мероприятий для достижения реально поставленной цели в области физкультурного дошкольного образования;

– проектировочная функция обеспечивает разработку содержания и создание различных проектов в области физкультурного дошкольного образования и здоровьесберегающей деятельности дошкольной образовательной организации;

– организационно-координационная функция направлена на предоставление возможности каждому педагогу повышать уровень профессионализма в соответствии с данными проблемно-ориентированного анализа в области физкультурного дошкольного образования и осуществлять процесс физического развития детей во взаимодействии с родителями, основываясь на реальной здоровьесберегающей ситуации;

– обучающая функция направлена на непрерывное повышение квалификации педагогов как в развитии необходимых личностных и профессиональных характеристик, так и в вооружении актуальными педагогическими знаниями и технологиями, обеспечивающими решение задач физкультурного дошкольного образования;

– контрольно-диагностическая функция позволяет произвести своевременную оценку методической работы в области физкультурного дошкольного образования, выявить «зону проблем» и «зону перспективы».

Направленность методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования обусловливает решение комплекса задач, связанных с информационно-методическим, нормативным, содержательным, технологическим обеспечением освоения образовательной области «Физическое развитие». Это предполагает реализацию взаимосвязанных и взаимообусловленных условий:

– социально-мировоззренческих: обеспечивают осознание возможностей профессионально-творческого развития педагогов в области физкультурного дошкольного образования в соответствии с личностно-ориентированным, системно-деятельностным и индивидуальным подходами, обусловливающими конкретизацию задач, содержания и форм методической работы, с принципами непрерывности профессионального развития;

– социально-мотивационных: способствуют формированию профессиональных мотивов, непрерывности процесса профессионального совершенствования, познания в области физкультурного дошкольного образования в соответствии с имеющимся у каждого педагога жизненным и профессиональным опытом, потребностью его демонстрировать;

– организационно-правовых: предполагают создание материально-технических, санитарно-гигиенических, методических, дидактических и других ресурсов, позволяющих оптимизировать профессиональную деятельность педагогов в области физкультурного дошкольного образования, проектирование образовательно-правового и развивающего методического пространства для педагогов, способствующего продуктивности методической среды, на основе строгого выполнения законодательных норм и норм профессиональной деятельности при реализации задач физкультурного дошкольного образования;

– программно-целевых: предусматривают освоение педагогами новых знаний, навыков и умений в области физкультурного дошкольного образования, оказывающих влияние на достижение необходимого результата обучения/самообучения, направленность к их практическому применению на основе внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– процессуальных: обеспечиваются технологиями, методами, формами методического сопровождения в области физкультурного дошкольного образования в процессе активного сотрудничества, характеризуют необходимость руководства педагогами по овладению разными видами физкультурно-оздоровительной деятельности, отраженными в программах дошкольного образования комплексной и вариативной направленности.

Реализация данных условий направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов в области физкультурного дошкольного образования и позволяет эффективно проводить анализ, проектирование, исполнение и коммуникацию в процессе решения его задач.

Подчеркнем, что предлагаемые условия дают возможность совершенствовать методическую подготовку педагогов в образовательной области «Физическое развитие» в единой системе методического управления дошкольной образовательной организации. «Управление рассматривается как руководство, направляющее и регулирующее отношения в коллективе; как деятельность, обеспечивающая процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для формирования и достижения цели организации» [12, с. 243]. Поэтому система методического управления предусматривает целенаправленное и упорядоченное воздействие руководителя дошкольной образовательной организации на педагогов с целью реализации профессиональных функций, в том числе в области физического развития детей дошкольного возраста. К особенностям методического управления следует отнести «достижение нового желаемого результата развития при сохранении стабильности и качества (как всего производственного процесса, так и профессиональной деятельности конкретных исполнителей)» [12, с. 243]. В связи с этим методическое управление предполагает выбор содержания, процесс его усвоения в соответствии с целями системы дошкольного образования, конкретной дошкольной образовательной организации в сфере здоровьесбережения, физического развития ребенка и реального уровня сформированности профессиональной компетентности каждого педагога в области физкультурного дошкольного образования. Согласование «индивидуальных профессиональных функций» педагогов со стратегий развития дошкольной образовательной организации в области физкультурного дошкольного образования обеспечивает более высокий уровень реализации стратегических и тактических целей, а также процесс регулирования действия конкретных исполнителей.

Считаем актуальным осуществление методического управления профессиональной деятельностью педагогов в области физкультурного дошкольного образования как «воздействие на процесс взаимодействия участников с целью поддержания и совершенствования деятельности объекта управления, которым выступает профессиональный коллектив» [12, с. 243].

Для достижения высокого уровня методического сопровождения педагогов в области физического развития детей дошкольного возраста и совершенствования методической работы процесс методического управления необходимо выстраивать на основе принципа «взаимозависимости объекта и субъекта управления» и субъект-субъектного взаимодействия [12, с. 243]. Это означает добровольность участия педагогов в методических мероприятиях, обеспечение их индивидуальной поддержки, коллегиальность обсуждаемых вопросов, соблюдение нравственно-этических и безопасных отношений, правовых норм профессионального взаимодействия и т.п. Данные положения обусловливают особую роль управленческой деятельности руководителя дошкольной образовательной организации, прежде всего, его управленческой компетентности в руководстве методической работой с педагогами и педагогическим просвещением родителей [3, 13].

Совершенствование методической работы с педагогами по образовательной области «Физическое развитие» достигается, по нашему мнению, за счет разработки содержания и технологий методического сопровождения и предполагает:

– целенаправленное изучение профессиональных интересов педагогов и своевременную оценку уровня профессионального мастерства педагогов в сфере здоровьесбережения, здоровьесохранения, организации двигательной активности детей и ее регулирования в режиме дня, и др.;

– личностно-ориентированную организацию непрерывного и систематического обучения и самообразования педагогов по овладению современными способами здоровьесберегающего образовательного процесса, умениями организовывать разные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и осуществлять взаимодействие с родителями по физическому образованию;

– формирование профессиональных компетенций педагогов по решению задач физкультурного образования и защиты прав детей дошкольного возраста в области сохранения своего здоровья;

– развитие творческого потенциала педагогов в образовательной области «Физическое развитие» посредством выявления, обобщения и распространения опыта педагогов-новаторов.

Заключение. Результат совершенствования методической работы с педагогами в области физкультурного дошкольного образования рассматривается нами следующим образом:

– создаются оптимальные условия для приобретения педагогами высокого уровня профессионального мастерства, целенаправленно развиваются способности профессионально организовывать здоровьесберегающую и физкультурно-оздоровительную деятельность с воспитанниками во взаимодействии с родителями и социальными партнерами;

– в полном объеме разработано и систематизировано научно-методическое, информационное, нормативно-законодательное, организационно-методическое, программно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов;

– формируется индивидуальная программа дошкольной образовательной организации, направленная на повышение качества физкультурно-оздоровительного процесса, в том числе дополнительного физкультурного образования;

– обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к выбору форм, методов и содержания работы с педагогами в соответствии с имеющимися профессиональными возможностями и мотивами, степенью готовности к использованию/разработке/обобщению передового педагогического опыта;

– проявляется активная профессиональная позиция педагогов, направленная на непрерывное профессиональное развитие, самообразование и творческое познание современных психолого-педагогических достижений науки и практики по вопросам физкультурно-оздоровительной деятельности с детьми дошкольного возраста;

– отмечается высокая мотивация педагогов к профессиональному самовыражению и обобщению собственного педагогического опыта по различным направлениям образовательной области «Физическое развитие», к представлению и трансляции его результатов;

– педагоги получают реальную оценку своих профессиональных достижений, которые могут выражаться в разработке авторской программы, создании методических и дидактических разработок по решению задач физкультурно-оздоровительного направления.

Таким образом, совершенствование методической работы с педагогами по физическому развитию детей дошкольного возраста в общей системе методического управления можно рассматривать как условие непрерывного становления педагога-профессионала и педагога-мастера. Проектирование процесса профессионального развития педагогов в области физкультурного дошкольного образования обусловливает конкретность содержания, вариативность форм и методов методического сопровождения с целью обеспечения его индивидуализации в соответствии с затруднениями и возможностями педагогов дошкольной образовательной организации овладевать новыми знаниями, демонстрировать творческий подход к решению задач физкультурно-оздоровительной направленности.

Перспектива дальнейших исследований предполагает изучение уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов области физкультурного дошкольного образования и разработку индивидуально-дифференцированного методического сопровождения в общей системе методического управления дошкольной образовательной организацией.


Библиографическая ссылка

Бичева И.Б., Вялова Н.В., Степаненкова А.В., Карпухова М.М., Лисеева Т.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30229 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674