Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ланина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Астраханский государственнный медицинский университет" Минздрав РФ
Данная статья посвящена вопросам математической подготовки студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья с использованием французского языка как языка международного общения и русского языка как языка страны пребывания. Выделены некоторые особенности обучения математике студентов-иностранцев медицинского вуза. Представлен анализ базового уровня знаний по дисциплине «Физика. Математика» (модуль «Математика») с учетом того, что обучаемые имеют различный исходный уровень знаний по математике и низкий уровень владения французским языком или языком страны пребывания. Эффективность образовательного процесса иностранных студентов в медицинском вузе зависит от ряда факторов: степени адаптированности в учебном процессе, базовых знаний, мотивации к обучению, качества преподавания, т.е. от педагогического мастерства преподавателя, учебно-методического обеспечения кафедр, работы деканатов. В статье приведены интерактивные формы обучения математике иностранных студентов медицинского вуза. Одной из таких форм обучения является проектная деятельность (метод проектов), которая реализуется на основе деятельностного подхода и принципов проблемного обучения. Под проектной деятельностью автор понимает метод организации учебного процесса иностранных студентов российского медицинского вуза, где студенты не просто запоминают изложение учебного материала преподавателем, а самостоятельно участвуют в поиске информации и решения проблем, задач, поставленных преподавателем.
иностранные студенты
медицинский вуз
обучение математике
интерактивные методы обучения
1. Шилина Н.Г., Шапиро Л.А. Интерактивные методики обучения на кафедре медицинской и биологической физики // Актуальные проблемы и перспективы развития Российского и международного медицинского образования: сб. материалов конф. ГБОУ ВПО КГМУ. Красноярск: Изд-во КГМУ им. профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого, 2012. С. 116-119.
2. Гельман В.Я., Ушверидзе Л.А., Сердюков Ю.П. Преподавание математических дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 2. С. 88–107. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-2-88-107.
3. Коробкова С.А. Обучение физике иностранных студентов в полиэтнокультурной образовательной среде медицинского вуза: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.02. Москва, 2017. 42 с.
4. Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств: дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 2001. 347 c.
5. Ланина Л.В. Специфика математической подготовки студентов-иностранцев в медицинском вузе // Профессиональное образование иностранных студентов на русском языке: материалы межвуз. метод.семинара. Астрахань: изд-во ГБОУ ВПО АГМА, 2012. С. 25-28.

На современном этапе развития медицинского образования и в соответствии с потребностями мирового рынка образовательных услуг обучение иностранных студентов в Астраханском ГМУ ведется на трех языках (русском, английском, французском) по трем направлениям подготовки: «Лечебное дело», «Стоматология», «Фармация» – на языке-посреднике (английском, французском) и на русском языке – по направлениям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Фармация», «Медико-профилактическое дело», «Клиническая психология».  На языке-посреднике обучение начинается с первого курса, параллельно иностранные студенты интенсивно изучают и русский язык. Начиная с четвертого курса, обучение студентов-иностранцев ведется на русском языке, так как занятия, проводимые на клинических кафедрах, подразумевают общение с пациентами на базе больниц, стационаров, поликлиник.

Цель исследования – определить особенности математической подготовки иностранных студентов медицинского вуза (на примере Астраханского государственного медицинского университета).

Материал и методы исследования. Иностранные студенты имеют разный уровень владения языком-посредником (французским), а также неоднородные знания по математике. На первом практическом занятии по математике проводят входное тестирование, которое позволяет узнать начальный уровень знаний студента-иностранца по данному предмету.

Учитывая, что за последнее время уровень знаний по математике поступающих в медицинский вуз низкий, в предлагаемом тесте задания не сложные, но объективные и переведены соответственно на французский язык. Данный тест состоит из 10 вопросов, посвященных разным темам школьного курса математики, таким как «Алгебраические и тригонометрические выражения, тождества», «Уравнения и неравенства», «Функции», «Производная функции», «Неопределенный и определенный интегралы». Все перечисленные темы необходимы для дальнейшего изучения математики на первом курсе медицинского вуза.

Результат входного тестирования по математике показал, что 12% иностранных студентов имеют отличные знания по математике, у 16% знания оцениваются как хорошие, у 28% – как удовлетворительные, большинство (48%) имеют неудовлетворительные знания по математике, причем 21% из них вообще не справились с заданием. Необходимость повышения математической подготовки школьного курса очевидна, но в ближайшее время малоперспективна, так как многие страны имеют свою математическую культуру, свои традиции в преподавании математики. Поэтому преподавание математики франкоговорящим студентам первого курса должно осуществляться с учетом существующих знаний.

Отметим, что одним из важных аспектов повышения успеваемости по математике является подготовка индивидуального раздаточного материала преподавателем к занятию с учетом уровня знаний студента-иностранца. Это активизирует работу слабых студентов и способствует повышению их заинтересованности, позволяя ликвидировать индивидуальные пробелы в знаниях по математике.

Немаловажным при обучении иностранных студентов в медицинском вузе остается и тот факт, что студенты имеют разный уровень знаний по французскому языку. Группы достаточно разнородны, в них обучаются представители различных стран, со своими традициями и культурой, имеющие различия в произношении, на занятиях они используют родной язык (французский является государственным языком), в то время как преподаватели владеют классическим французским языком. Все перечисленные недостатки затрудняют общение не только между студентами, но и с преподавателем. Решение данной проблемы сводится к разработке инновационной методики обучения иностранных студентов по математике в медицинском вузе.

Качественное и эффективное усвоение материала по математике зависит от внутренней мотивации самого студента-иностранца. Как известно, «мотивация – это совокупность побуждений к деятельности. Любая деятельность вызывается несколькими побуждениями, среди которых доминирует обычно одно, т.е. деятельность всегда полимотивирована» [1]. Если у иностранных студентов отсутствует мотивация к деятельности (к изучению математики), нет побуждений к ее осуществлению, то эта деятельность становится для них в тягость, сопровождается различного рода затруднениями, особенно для студентов из арабских стран (имеют место систематические опоздания на занятия, пропуски по занятиям, безразличие к изучаемому предмету и т.д.), что в итоге приводит к неуспешному прохождению зачетного занятия, отражаясь на качестве математической подготовки иностранных студентов медицинских специальностей.

Один из аспектов низкой мотивации изучения математики заключается в том, что иностранные студенты не видят необходимости в изучении данной дисциплины, они не осознают важности получаемых знаний для дальнейшей деятельности будущего врача. У студентов-иностранцев отсутствуют представления о роли и применении методов математической статистики в учебном процессе, а также в области медицины и здравоохранения.

Большинство поступающих из разных стран, подав документы в российский медицинский вуз, даже не предполагают, что одним из направлений работы медика является обработка результатов медицинского исследования математико-статистическими методами, т.е. математические знания являются частью содержательной составляющей профессиональной компетенции будущего врача. Отсутствие этой информации не лучшим образом отражается на успеваемости иностранных студентов, которые настраиваются изучать в вузе только чисто медицинские, клинические дисциплины, а в реальности сталкиваются с иной ситуацией. Еще одной из причин недооценки математики в медицинском вузе является учебно-методическая литература, которая обычно не содержит задач медико-биологического и физиологического характера, формирующих мотивацию к изучаемому предмету.

«Повышение мотивации может быть также достигнуто путем интерактивного подхода, т.е. диалога, в котором обеспечивается равноправное сотрудничество студентов и преподавателя, когда студент является полноценным собеседником и участником процесса обучения, его субъектом» [2].

Одним из интерактивных методов обучения математике иностранных студентов медицинского вуза является проектная деятельность. При разработке Федеральных государственных стандартов третьего поколения приоритетом высшего медицинского образования становится формирование универсальных компетенций, таких как:

– системное и критическое мышление, т.е. способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;

– разработка и создание проектов, т.е. способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла;

– командная работа и лидерство, т.е. способен организовать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленных целей.

Современное медицинское образование ориентировано не на трансляцию (передачу) знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого студента, в том числе и иностранного студента, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

В исследовании С.А. Коробковой одним из эффективных средств развития личности в сфере медицины и здравоохранения является проектная деятельность, которая направлена на создание проекта с поэтапным погружением в реальную ситуацию будущего. Организация проектной деятельности студентов разного этнокультурного происхождения рассматривается С.А. Коробковой на занятиях по физике и предполагает «создание такой полиэтнокультурной образовательной среды в вузе медицинского профиля, в которой преобладает эмоционально комфортная обстановка, способствующая свободе и активности, самостоятельности и возможности личностного развития, позволяет формировать готовность к нестандартным решениям, восприятию нового и необычного, стремление отыскивать эффективные средства и методы достижения результата» [3].

Под проектом мы понимаем форму организации совместной деятельности людей; это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый иностранными студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Предлагаемые иностранным обучающимся проекты по математике могут отличаться: по масштабу; длительности выполнения; степени сложности; характеру предметной деятельности.

А.Я. Данилюк выделяет основные задачи проектной деятельности:

– «развитие у иностранных студентов медицинского профиля самостоятельной познавательной деятельности (т.е. иностранный студент должен уметь применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности);

– формирование у студентов-иностранцев навыков сбора и обработки информации, материалов (т.е. иностранный студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

– обучение иностранного студента-медика планированию (т.е. иностранный студент должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); умение анализировать (креативность и критическое мышление);

– умение составлять письменный отчет (студент-иностранец должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

– формирование позитивного отношения к работе (иностранный студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)» [4].

Результаты исследования и их обсуждение. Выделим требования к тематике проектов: необходимо, чтобы тема мини-исследования была взаимосвязана как с математическими, так и с медико-биологическими знаниями. Приведем несколько тем: «Математика и моя будущая профессия врача», «Математические методы в кардиологии», «Применение математических методов при обработке медико-биологической информации» и др. Осуществление проекта выполняется в логической последовательности, рассмотрим предполагаемую последовательность действий.

Во-первых, необходимо выбрать тему проекта, обосновать актуальность выбранной тематики, сформулировать, проанализировать проблему, предложить иностранным студентам-медикам идею реализации проекта, обсудить ее, определить критерии соответствия проекта, поработать с дополнительной литературой, рассмотреть и проклассифицировать разные точки зрения решения проблемы.

Во-вторых, организовать участников проекта, т.е. сформировать подгруппы иностранных студентов, распределить обязанности, учитывающие склонности студентов-медиков к логическим рассуждениям, к формулированию выводов, к оформлению проектной работы. «При формировании подгруппы в ее состав включаются студенты разной успеваемости, разной этнокультурной принадлежности. При длительной работе в режиме проектирования возникают процессы, связанные со спецификой развития групповой динамики, сменой лидерства, интеллектуальной и психологической усталостью, разочарованием или чувством радости от хода и результатов выполнения проекта» [5].

В-третьих, участники обсуждают конкретные проблемы исследования, уточняют формулировку темы, разрабатывают вопросы для анкетирования или интервью, намечают стратегию действий, а также сроки выполнения того или иного проекта. На данном этапе иностранные студенты медицинских специальностей выбирают место проведения данного исследования (каждый обучающийся выбирает свои объекты, наиболее удобные для него: по месту нахождения и др.), разрабатывают самостоятельно дома вопросы для анкетирования, а на следующем занятии совместно с преподавателем выбирают наиболее оптимальные и грамотно сформулированные вопросы, которые и ложатся в основу единой анкеты. Они проводят социальный опрос, обрабатывают собранные данные, анализируют, интерпретируют полученные результаты, делают вывод.

В-четвертых, весь собранный материал оформляют в виде презентации и защищают данный проект. И, наконец, в-пятых, следует заключение, подведение итогов проектной работы. После того как докладчик выступил, начинаются обсуждения по теме медико-биологического исследования, участие могут принимать все желающие. Докладчику задают разные вопросы; отвечая на них, он проявляет тактичность по отношению к тем, кто задает ему эти вопросы. На данном этапе у иностранных студентов развиваются коммуникативные способности.

Рассмотрим один из проектов (мини-исследование) на тему: «Математика и медицина – точки соприкосновения». На первом этапе участники сопоставляют исторические сведения использования математики в медицине. Например, в 1490 г. итальянский художник Леонардо да Винчи для изучения анатомии продемонстрировал изобразительный шедевр «Витруавианский человек», на котором изображена фигура мужчины в двух положениях, наложенная друг на друга. Рисунок демонстрирует идеальные пропорции и соотношения размеров человеческого тела. Еще одним наиболее ярким историческим соприкосновением математики и медицины является «золотое сечение» Евклида и т.д. На данном этапе участники приводят интересные факты связи математики с медициной. Например, один математик, когда стал стариком, заметил, что стал спать на 15 минут больше, с помощью вычислений арифметической прогрессии он сумел рассчитать тот день, когда сон длится 24 часа; или, например, при разговоре напрягаются 72 мышцы, скелет взрослого человека состоит из 207 костей и т.д.

На втором этапе формируют подгруппы, в среднем по 4–6 человек, распределяют обязанности для каждого участника. На следующем этапе участники намечают план реализации исследования, формулируют проблему, выделяют исторические аспекты применения математики в медицине, выясняют место и роль современной математики в медицине и здравоохранении, в каких именно отраслях медицинской области используют математику и какие именно разделы или темы математики, разрабатывают вопросы к анкетированию для проведения социологического исследования. Приведем некоторые вопросы из анкеты.

  1. Взаимосвязаны ли между собой математика и медицина?
  2. а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
  3. Нужны ли математические знания в профессиональной деятельности врача?
  4. а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.
  5. Для чего врачу нужно знать математику?
  6. а) для расширения своего мировоззрения; б) для применения математических знаний в дальнейшей деятельности врача; в) затрудняюсь ответить; г) свой ответ.
  7. В каких областях медицины применяют математику?
  8. а) в фармакологии; б) в педиатрии; в) в кардиологии; г) в хирургии; д) свой ответ.
  9. Можно ли с помощью математических методов определить вероятность того или иного заболевания?
  10. а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

На заключительном этапе исследования участники представляют отчет о проекте в виде исследовательской работы, готовят выступление, которое сопровождается презентацией, и защищают данный проект. Презентация должна включать в себя текст, графики, модели и т.д. Проект лучше всего оценивать по нескольким критериям, например по оригинальности идеи, формулированию проблематики исследования, количеству используемой информации, командной работе, срокам выполнения проекта, качеству представляемой презентации.

Заключение. Главной задачей преподавателя математики в медицинском вузе является конструирование учебного процесса, содержащего в себе необходимую математическую основу для приобретения иностранным студентом медико-биологических знаний через организацию самостоятельной работы. Метод проектов основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения, который реализуется на основе деятельностного подхода и принципах проблемного обучения. В процессе работы над проектом, мини-исследованием у студентов расширяется образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес к дисциплине, в частности к математике, формируются компетенции в сфере исследовательской деятельности будущего медицинского специалиста.

Преподаватель, создавая в учебном процессе проблемные ситуации, направляет иностранного студента на самостоятельное приобретение, овладение математическими знаниями, умениями и навыками для последующего применения при изучении клинических дисциплин, а также в профессиональной деятельности будущего специалиста в области медицины и здравоохранения.


Библиографическая ссылка

Ланина Л.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30245 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674