Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Серостанова Н.Н. 1 Чопорова Е.И. 2
1 ФГКОУ ВПО «Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 АНОО ВО «Воронежский институт высоких технологий»
Владение иностранным языком выступает конкурентным преимуществом на рынке труда, становится одним из условий развития специалистов в профессиональной области и обеспечивает их академическую мобильность и личностный рост. В то же время переход от компьютеризации к цифровизации как общая тенденция модернизации образования открывает новые возможности в процессе лингвопрофессиональной подготовки обучающихся. В статье уточняется понятие «цифровизация образования» применительно к практике иноязычного образования, где в настоящее время используется термин Technology-Assisted Foreign Language Learning (TAFLL), а также выделяются достоинства использования современных цифровых средств обучения иностранному языку: информативность, интерактивность, создание виртуальной языковой среды, повышение мотивации и познавательного интереса обучающихся. Проведен анализ обучающих компьютерных программ, мобильных приложений, скайп-технологии и онлайн-платформы Zoom с точки зрения дидактических возможностей их применения. Авторами выявлены педагогические условия, способствующие наиболее эффективному учебному процессу с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и формированию иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Несмотря на то что ИКТ значительно расширяют возможности образовательной среды, в работе подчеркиваются их вспомогательный характер и целесообразность использования технологии «смешанного обучения» (blended learning) в высшей школе.
цифровизация образования
смешанное обучение
обучение иностранному языку с использованием цифровых технологий
обучающая компьютерная программа
мобильные технологии
скайп технология
онлайн платформа zoom
педагогические условия
иноязычная коммуникативная компетенция
1. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru (дата обращения: 21.09.2020).
2. Шебаниц В.Г. Организационно-педагогические условия использования информационных технологий в образовательном пространстве // Педагогическое мастерство: материалы Международной научной конференции. М.: Буки-Веди, 2012. С. 357-359.
3. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.ru/about (дата обращения: 15.09.2020).
4. Цифровизация. Викисловарь. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wiktionary.org/ wiki/цифровизация (дата обращения: 15.09.2020).
5. What is Digitalization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.igi-global.com/dictionary/it-strategy-follows-digitalization/7748 (дата обращения: 21.09.2020).
6. Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М., Жидкова О.Н., Романова С.А. Развитие языковой компетенции у студентов неязыкового вуза с помощью смарт технологий // Экономика, статистика и информатика // Вестник УМО. 2013. № 1. С. 3-6.
7. Whitelock D., Jelfs A. Editorial: Journal of Educational Media special issue on Blended Learning. Journal of Educational Media. 2003. V. 28 (2-3). P. 99-100.
8. Костина Е.В. Модель смешанного обучения (blended learning) и её использование в преподавании иностранных языков // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 1. № 2. С. 141-144.
9. Раннева А.П., Панина И.Г. Электронное обучение в высшем гуманитарном // European Social Science Journal. 2017. № 2-2. С. 118-125.
10. Голубева Т.И., Репина С.О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.167 с.
11. Титова С.В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник ТГУ. 2016. № 7–8 (159–160). С. 7–14.
12. Будник Е.А., Бедретдинова Е.А. Особенности обучения лексическому компоненту речи на различных этапах (на материале английского языка) // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. Вып. 2. С. 9-12.
13. Онлайн школа английского языка Skyeng. [Электронный ресурс]. URL: https://skyeng.ru/ (дата обращения: 11.09.2020).
14. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. Волгоград, 2001.180 с.

Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в различные сферы деятельности человека бросает серьезный вызов концептуальным подходам перспективного развития образования. Предъявляются новые требования к выпускникам образовательных организаций, среди которых подчеркиваются умения анализировать, систематизировать и применять информацию различного характера, в том числе посредством ИКТ, а также владеть иноязычными коммуникативными технологиями в ситуациях социально-бытового и профессионального общения. Следовательно, владение иностранным языком является важным критерием успешной профессиональной деятельности будущих специалистов, а их лингвопрофессиональная подготовка требует нового подхода с использованием современных средств обучения в эпоху цифровизации высшего образования.

Цифровые образовательные технологии применяются повсеместно для интенсификации процесса обучения иностранным языкам, повышая информативность, интерактивность и эффективность обучения. Однако их комплексное использование требует инновационного подхода к организации учебного процесса с соблюдением необходимых педагогических условий.

Целями настоящего исследования являются рассмотрение понятия «цифровизация образования», обзор и анализ практики применения современных цифровых образовательных средств, выявление их дидактического потенциала и педагогических условий, способствующих наиболее эффективному процессу формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе.

Для решения поставленных задач авторы опирались на следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ результатов и обобщение современных работ в области методики и лингводидактики, наблюдение, понятийно-терминологический анализ, методы сбора и накопления данных, сопоставительный анализ, опытное обучение.

До недавнего времени повсеместно использовался термин «информатизация образования». Информатизацию образования рассматривают как совокупность социально-педагогических преобразований, направленных на наполнение образовательных систем информационными продуктами и технологиями; внедрение в образовательные организации информационных средств и педагогических технологий, основанных на применении этих средств [1].

Среди основных преимуществ ИКТ в образовательном процессе можно выделить следующие: обновление всей системы образования в соответствии с запросами общества и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов последнего поколения, быстрая адаптация обучающихся к социальным изменениям, более быстрый процесс передачи знаний и опыта от одного человека к другому; таким образом, повышение качества и эффективности учебного процесса в целом [2, c. 358].

В современных условиях развития образовательных информационных технологий этап информатизации можно считать завершенным, поскольку практически все образовательные организации оснащены компьютерной техникой, педагоги имеют достаточно высокой уровень компьютерной грамотности и информационной компетенции, а также владеют навыками применения ИКТ в образовании. К тому же в 2016 г. стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [3], закрепленный Указом Президента РФ «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». Первоочередная задача этого проекта состоит в конструировании цифровой образовательной среды для увеличения возможностей непрерывного образования для всех граждан посредством онлайн-обучения с интерактивным участием и открытым доступом через Интернет.

Таким образом, в образовании цифровизация (иногда дигитизация, от англ. digitization) в первую очередь концентрируется на поддержании такой современной тенденции образования, как непрерывность обучения (от англ. lifelong-learning – «обучение в течение жизни»), а также создает условия для индивидуализации образовательной траектории на основе инновационных технологий. Единая трактовка данного термина на сегодняшний день отсутствует. Цифровизацию рассматривают как способ манипуляции с данными с помощью цифровых устройств [4]; компьютеризацию систем и различного рода деятельности с целью их усовершенствования и обеспечения доступности [5]; широкое применение цифровых технологий, включая Интернет, электронную почту, видеокоммуникации и др. Таким образом, ключевыми технологиями цифровизации можно считать Интернет и мобильные коммуникации, которые позволяют организовать онлайн-диалог между различными сторонами образовательного процесса.

В лингводидактике термин Computer Assisted Language Instruction (CALI) и позднее Computer-Assisted Language Learning (CALL) («компьютерное обучение иностранным языкам», «компьютерная лингводидактика») появился в связи с началом активного внедрения компьютера в процесс обучения иностранным языкам. Однако данное понятие не включает полностью весь арсенал современных технологий. С появлением интерактивных веб-сайтов и мобильных приложений в сфере образования стали использоваться такие термины, как Electronic Learning (e-learning), Mobile Learning (m-learning). Поэтому в настоящее время термин Technology-Assisted Foreign Language Learning (TAFLL) считается наиболее приемлемым, наиболее более точно отражающим использование широкого спектра ИКТ в практике иноязычного образования.

Инновационные ИКТ предоставляют доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам языка, а также к разнообразию образовательного контента, позволяют создать виртуальную аутентичную языковую среду, предлагают возможность как межличностного взаимодействия обучающихся, так и общения с преподавателем через сеть Интернет, создают благоприятные условия для самообразования и повышения уровня владения иностранным языком [6].

Современные цифровые технологии в значительной степени способствуют интенсификации процесса обучения иностранному языку благодаря различным мультимедийным и интерактивным аутентичным ресурсам, которые активизируют темп работы обучающихся в процессе тренировки различных видов речевой деятельности. В результате повышаются познавательная активность и мотивация, формируются лингвистические и коммуникативные навыки студентов.

Среди интерактивных ресурсов обучения иностранным языкам особого внимания заслуживает LearningApps.org, который предусматривает применение обучающих интерактивных модулей для использования в учебном процессе. Преподавателям предлагаются специальные шаблоны для создания упражнений со своим языковым контентом (включая аудио- и видеофайлы) и их интеграции в сценарий обучения (языковых (Choose the right item, Match the pictures with the words, Fill in the gaps, etc.); условно-речевых и речевых (Make up a dialogue (or Put the lines in the right order), Describe the picture / Compare two pictures, etc.). Данное интерактивное приложение содержит задания различной степени сложности для любого уровня владения иностранным языком. Вкладка My classes позволяет организовать самостоятельную работу обучающихся в отдельных группах.

Однако, несмотря на значительные достоинства цифровых средств обучения, они не могут полностью заменить преподавателя, а только создают условия в творческой форме реализовать некоторые аспекты иноязычной деятельности как на практических, так и на внеаудиторных занятиях, а также индивидуализировать учебный процесс.

Наиболее перспективным направлением обучения иностранному языку в высшей школе выступает технология «смешанного обучения» (blended learning). Под смешанным обучением понимают совокупность традиционного и интернет-обучения [7, c. 99]; сочетание различных средств в системе электронного обучения (e-learning); систему преподавания, совмещающую наиболее эффективные аспекты аудиторных занятий и дистанционного обучения [8, c. 142]; интеграцию обучения «лицом к лицу» и интерактивных образовательных технологий.

Смешанное обучение подразумевает комбинацию общепринятого преподавания дисциплины «Иностранный язык» и онлайн-обучения, при этом общение преподавателя и обучающихся является обязательным условием. Следует отметить, что роль преподавателя меняется, так как он становится координатором учебного процесса, организует и консультирует студентов. Такой тип обучения позволяет оптимизировать учебный процесс и эффективно организовать самостоятельную деятельность обучающихся посредством применения современных цифровых технологий.

Одним из направлений использования ИКТ в практике преподавания иностранного языка являются обучающие компьютерные программы (ОКП), представляющие собой программное средство с определенным предметным содержанием, направленное на решение конкретных педагогических задач в процессе взаимодействия с обучающимися [9, c. 120]. К ОКП можно отнести программно-методические комплексы, электронные учебные курсы и электронные пособия, электронные словари, учебные программные комплексы и др. Этот перечень постоянно расширяется и обновляется.

Компьютерные программы могут широко применяться в процессе изучения лексики, отработки артикуляционных и фонетических навыков, обучения монологической и диалогической устной и письменной речи, изучения и использования базовых грамматических явлений.

Проведенный анализ показал, что наибольшей популярностью пользуются такие программы, как Lingualeo, Duolingo, LingQ, FluentU, Rosetta Stone и др. Они предполагают изучение иностранных языков методом погружения. На первоначальном этапе определяется уровень владения языком, курс разрабатывается с учетом данного уровня. Более того, достоинствами многих программ являются изучение языка в социокультурном контексте на основе аутентичных материалов в аудио- и видеоформате, а также возможность онлайн-общения с носителями языка со всего мира.

Большинство компьютерных программ в настоящее время имеют мобильные версии, что дает возможность пользоваться сервисом с мобильных устройств. Такой подход в обучении иностранным языкам называется Mobile Assisted Language Learning (MALL) («Изучение иностранных языков с помощью мобильных технологий»), он позволяет индивидуализировать обучение путем создания личностно значимых для каждого обучающегося ситуаций и саморегуляции процесса обучения благодаря возможности выбора интенсивности изучения языка, осуществлять непосредственную обратную связь, при этом диагностировать и исправлять ошибки [10, c. 167].

Среди мобильных интерактивных сервисов следует упомянуть следующие:

  • универсальные (Duolingo, Lingualeo, Semper, Busuu, Lingvist и др.);
  • приложения для формирования и развития лексических навыков (Easy ten, Upmind, Memrise, Quizlet и др.);
  • приложения для совершенствования грамматических навыков (English Phrasal Verbs, Filp and Learn, Color Verbs и др.);
  • приложения, предлагающие видеофрагменты и разработанные к ним задания, в качестве основы изучения иностранного языка (FluentU, TED, YouTube и др.);
  • новостные приложения (BBC News, CNN News и др.);
  • приложения для формирования иноязычных коммуникативных умений (Urban Dictionary, Genius, Smigin Travel и др.);
  • мобильные словари (ABBYY Lingvo Dictionaries, SlovoEd, Multitran и др. );
  • автоматические переводчики (Word Lens, Google Translate, iTranslate и др.).

Характерными особенностями мобильных приложений являются их мультимедийность и гипертекстуальность, которые позволяют ускорить и улучшить процесс изучения иностранного языка, выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила грамматики английского языка. Мобильные словари, помимо транскрипции и грамматических статей, снабжены функцией озвучки и распознавания голосового ввода лексических единиц. Таким образом, мобильные технологии (или мобильные приложения) позволяют наилучшим образом организовать как автономное или самостоятельное обучение, так и обучение в группах с разработанными учебными курсами в мобильных форматах; способствуют повышению мотивации обучающихся за счет использования знакомых им технических средств [11, стр. 10].

В настоящее время особого внимания заслуживают такие технологии дистанционного обучения иностранному языку, как Skype и Zoom. Они представляют собой видеокоммуникационные инструменты и привлекают своей доступностью и простотой использования. Преподаватели получают возможность организовать индивидуальные и парные занятия, разговорные клубы, а также вебинары и видеоконференции, привлекая участников из других стран или носителей языка. Данные технологии позволяют обучающимся осуществлять практику в устной речи и аудировании онлайн; с помощью текстового чата также можно совершенствовать навыки письменной речи.

Очевидным достоинством применения Skype и Zoom в языковом образовании является приобретение обучающимися языкового опыта общения. В процессе коммуникации происходит знакомство не только с лексическими, грамматическими, фонетическими языковыми особенностями, которые присущи только носителю языка, но и со всей культурой другой страны, менталитетом, образом жизни [11, 12]. Следовательно, появляется уникальная возможность конструирования подлинной иноязычной онлайн-среды.

В последнее время все большую популярность приобретает онлайн-школа английского языка Skyeng [13], которая предлагает учебную интерактивную платформу на основе технологии Skype. Занятия с преподавателями проводятся в круглосуточном режиме и дополняются мобильными приложениями, расширениями для браузера и обучающими рассылками. После вводного урока, на котором определяется уровень владения английским языком, методистом составляются персональные рекомендации по обучению, подбираются соответствующие преподаватели с учетом интересов обучающихся, целей и задач курса. Тщательное планирование и разработка вспомогательных языковых материалов, согласованная программа занятий, контроль выполнения заданий способствуют эффективному и увлекательному обучению английскому языку.

Следует отметить, что, несмотря на все преимущества цифровых технологий в обучении иностранному языку, их применение должно носить вспомогательный характер. Поэтому для более продуктивного процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в высшей школе необходимо выявить ряд педагогических условий применения ИКТ в условиях всеобщей цифровизации образования. Педагогические условия по своей сути – обстоятельства (методы, приемы, организационные формы обучения и т.д.), которые оказывают существенное влияние на результаты педагогического процесса [14, c. 123]. В данном случае речь идет о совокупности взаимосвязанных условий, реализация которых будет способствовать эффективному процессу обучения иностранному языку на основе применения ИКТ. К ним можно отнести следующие:

  1. повышение цифровой грамотности педагогов, предполагающей не только владение современными цифровыми образовательными ресурсами на должном уровне, но и готовность работать в цифровой образовательной среде, разрабатывать новые электронные материалы в зависимости от целей обучения;
  2. организация обучения на основе личностно-деятельностного подхода за счет включения обучающихся в совместную продуктивную деятельность с учетом индивидуально-психологических особенностей и уровня владения иностранным языком;
  3. инновационная направленность в преподавании иностранного языка, предполагающая осведомленность преподавателя о методических возможностях применения современных цифровых средств и выбор из них наиболее оптимальных, соответствующих целям и задачам обучения;
  4. использование ИКТ в качестве вспомогательных средств обучения как на аудиторных занятиях, так и для организации самостоятельной деятельности обучающихся;
  5. технико-технологическое обеспечение процесса обучения иностранному языку, включающее оснащение необходимыми техническими и программными средствами, доступ к сети Интернет и т.д.;
  6. формирование мотивации обучающихся, что предполагает создание условий для реализации внутренних потребностей к овладению иностранным языком для личностных и профессиональных целей, их осознания и дальнейшего развития.

Таким образом, грамотная организация процесса обучения иностранному языку с учетом перечисленных выше психолого-педагогических условий будет способствовать повышению мотивации и познавательной активности обучающихся, развитию их творческих способностей и умений ориентироваться в современном иноязычном информационном пространстве, получению опыта межкультурной коммуникации. Современные цифровые технологии, используемые в практике преподавания иностранных языков, также индивидуализируют процесс обучения, создают условия для самообразования и саморазвития, формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов.


Библиографическая ссылка

Серостанова Н.Н., Чопорова Е.И. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30254 (дата обращения: 26.07.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074