Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Муравьева Е.В. 1 Князькина Е.А. 1 Моисеев Р.Е. 1
1 ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева»
В статье рассматривается педагогическое проектирование как один из способов совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений. В данном исследовании система педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений направлена на формирование профессиональной ориентации обучающихся на технические специальности. Приводятся основные подходы педагогического проектирования, направленные на формирование целостной структуры совместной профориентационной работы. Уточняются основные цели, задачи, содержание, функции и технологии педагогического проектирования. Описываемый проект педагогического проектирования является составной частью педагогической деятельности, которая направлена на научную разработку формирования, развития и совершенствование образовательной системы. В соответствии с данным описанием педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений представляет совокупность компонентов, которые раскрывают многообразные отношения и связи при осуществлении профессиональной ориентации обучающихся. В статье отражается практическая значимость исследования, которая позволяет рассмотреть процесс совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений с иного ракурса. Материалы данного исследования могут использоваться в центрах профессиональной ориентации молодежи, в различных высших учебных заведениях и общеобразовательных учреждениях.
педагогическое проектирование
совместная профориентационная деятельность
технический университет
общеобразовательные учреждения
ключевые подходы
1. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественнонаучных дисциплин): дис. …докт. пед. наук. Москва, 2011. 341 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог. техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 2016. 344 с.
3. Бухтияров А.П. Педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности военного института и общеобразовательных учреждений: дис. …канд. пед. наук. Курган, 2011. 150 с.
4. Баскаков A.M. Педагогические условия совместной деятельности школы и общественности по ориентации учащихся на профессию учителя: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2012. 286 с.
5. Кульневич СВ. Взаимодействие школы с выпускниками в профориентации старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2013. 196 с.
6. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: дис. …канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 355 с.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
8. Сазонов И.А. Теория и практика профессиональной ориентации школьников: автореф. дис. …канд. пед. наук. Оренбург, 2001. 38 c.

На сегодняшний день в рамках существенных изменений, реализованных в Российской Федерации, в частности в системе образования, одним из важных компонентов является профессиональная ориентация молодежи, так как выбор профессии – это важный шаг в жизни каждого человека. Это обусловливает потребность в педагогических технологиях и методологических подходах. Переход к подобным подходам и технологиям вызван существующим противоречием между инновациями в системе образования и мало изменившимися, традиционными технологиями в профориентационной деятельности с обучающимися. Следует отметить, что вопросы педагогического проектирования профессиональной ориентации обучающихся недостаточно изучены и решены, в данный момент особое место среди них занимает совместная профориентационная деятельность технического университета и общеобразовательных учреждений с целью привлечения талантливой молодежи на инженерные специальности.

Понятие «педагогическое проектирование» находит свое отражение в исследованиях В.С. Безруковой, Б.Ф. Ломова, Е.С. Заир-Бека, А.П. Тряпицыной, А.К. Марковой, В.Е. Родионова, О.Е. Лебедева, Э.И. Сундуковой, В.А. Сластенина, Н.Н. Суртаевой и др. В данном случае, на наш взгляд, необходимо раскрыть понятие «педагогическое проектирование» с точки зрения научных представителей.

Н.Н. Суртаева, рассматривая проектирование как индивидуальную творческую деятельность профориентатора по созданию педагогических технологий, подробно анализирует его структуру, выделяет особенности и этапы, раскрывающие сущность процесса проектирования: теоретический (теоретическое создание проекта), рефлексивный (самоанализ, самоосмысление), экспериментальный (частичное внедрение, апробирование), корректирующий (корректировка теоретического проекта) и заключительный (внедрение скорректированной технологии, обобщение, описание, распространение опыта) [1, с. 179]. Подобная детализация определяет сущность проектировочной совместной профориентационной деятельности университета и общеобразовательных учреждений и делает ее более прозрачной в процессе практического эксперимента.

В.С. Безрукова подразделяет проектирование педагогических систем на три этапа: моделирование, проектирование, конструирование. Стремясь сохранить последовательность действий проектировщика в их классическом понимании, автор в то же время не переносит основные особенности традиционного проектирования в само определение понятия педагогического проектирования [2, c. 52].

Методологические основы профориентационной работы с обучающимися раскрыты в научных работах М.В. Ретивых, П.П. Блонского, В.Д. Симоненко, М.А. Данилова, Н.К. Крупской, В.П. Есипова, А.С. Макаренко, С.Н. Чистяковой, А.Д. Сазонова и др.

Вопросы совместной профориентационной деятельности технических вузов и общеобразовательных учреждений были рассмотрены в научных трудах Е.А. Климова, Н.В. Беляевой, Н.М. Кожевникова, Н.Н. Захарова, К.Я. Вазиной, Е.М. Павлютенкова и др.

Идеи системного подхода реализованы в научных исследованиях В.Г. Афанасьева, А.М. Арсеньева, И.В. Блауберга, Ф.Ф. Королева, Ю.П. Сокольникова и др. [3, с. 114].

Опираясь на вышеперечисленные научные исследования, педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений следует рассматривать в рамках системного подхода, выделяя такие компоненты, как: цель, задачи, подходы, функции и технологии. Это определяет цель нашего исследования – разработка и реализация педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода.

Материалы и методы исследования

В данной статье педагогическое проектирование рассматривается нами как составная часть профориентации обучающихся на инженерные профессии, которая направлена на совершенствование проекта системного подхода совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Опираясь на вышесказанное, мы уже выделили, что понятие «педагогическое проектирование» освещается в работах В.С. Безруковой, В.С. Заир-Бека, В.А. Сластенина и рассматривается как метод научного исследования, содержащий теоретический аспект.

В качестве исходной теоретической предпосылки педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений нами был принят системный подход.

Использование системного подхода в качестве общей теоретико-методологической основы в работах А.М. Арсеньева, М.Н. Скаткина, Ф.Ф. Королева, Ю.А. Конаржевского позволило рассмотреть педагогическое проектирование как систему [4, c. 94]. Любая система основывается на отдельных элементах и основных принципах. Таким образом, в процессе реализации системного анализа совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений нами была построена обобщенная модель системы педагогического проектирования, содержащая основные элементы: цель, задачи, подходы, функции и технологии (рис.).

Система педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений

Ниже более детально представлены основные компоненты системы проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Цель – формирование, реализация и совершенствование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Задачи:

1) создание теоретической базы совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системы проектирования;

2) определение расхождений совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

3) отбор и подтверждение методов совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

4) контроль и мониторинг проведения совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

5) подведение результатов совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Подходы

Информационно-ознакомительный подход. Программа совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений направлена на информирование абитуриентов о мероприятиях, в рамках которых они могут ознакомиться со своей будущей профессией.

Практико-ориентированный подход – используется с целью привлечения талантливой молодежи в инженерные профессии; абитуриенты принимают активное участие в совместных профориентационных мероприятиях технического университета и общеобразовательных учреждений. Такой подход вызовет понимание и возможную последующую интерпретацию знаний у будущих абитуриентов, полученных в области технического творчества.

Оценочный подход – выражается в способности профориентатора самостоятельно передавать свой вклад в формирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений. Целями данного подхода являются привлечение, контроль и оценка индивидуальных способностей талантливой молодежи с последующим поступлением в технический вуз.

Технологии, используемые в процессе совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода:

  1. разработка мероприятий, которые направлены на ознакомление абитуриентов со своей будущей профессией и с дальнейшими практическими занятиями (проведение мастер-классов);
  2. формирование на базе общеобразовательных учреждений профильных инженерных классов для целенаправленной подготовки талантливой молодежи с целью познания технических профессий;
  3. реализация программы тестирования по техническим наукам для обучающихся 8–11-х классов и участия абитуриентов в очном туре олимпиады имени В.А. Окулова с целью получения статуса участника/призера/победителя;
  4. индивидуальная работа с одаренными детьми (олимпиадниками), предоставление им льготных условий и предложение перспективных проектов в техническом университете;
  5. проведение психодиагностической работы с обучающимися с целью социального опроса при поступлении в технический университет.

Функции

1) нормативная – заключается в разработке и подписании соглашения между субъектами (техническим вузом и общеобразовательным учреждением) совместной профориентационной деятельности; реализации программы для обучающихся профильных классов с целью ознакомления их с будущей профессией; проведении внутреннего аудита в соответствии с требованиями системы менеджмента качества всех разработанных документов о совместной профориентационной деятельности [5, c. 86];

2) диагностическая – заключается в детальной разработке исходного состояния совместной профориентационной деятельности, осуществлении определенных правок на каждом из этапов ее исполнения, а также в проведении итогового анализа и оценке эффективности данной системы;

3) экспериментальная – заключается в постановке целей и задач системы педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений, а также в изучении ее логических действий;

4) организационная – заключается в определении последовательных событий, а также в проведении целенаправленных, предметных, взаимосвязанных мероприятий по осуществлению совместной профориентационной деятельности технических университетов и общеобразовательных учреждений;

5) прогностическая – заключается в возможности определения перспективного кластера дальнейшего развития совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений [6, c. 20].

Главной задачей педагогического проектирования совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода профессиональной ориентации обучающихся на технические специальности является создание проекта совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений.

Таким образом, основное содержание проекта совместной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений по ориентации обучающихся на инженерные профессии можно свести к следующим позициям:

1) выбор общеобразовательных учреждений, с которыми технический университет будет осуществлять совместную профориентационную деятельность;

2) определение ответственных за организацию совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений;

3) заключение договора между техническим университетом и общеобразовательными учреждениями о взаимном сотрудничестве;

4) формирование в общеобразовательных учреждениях профильных инженерных классов для целенаправленной подготовки обучающихся к овладению инженерными профессиями;

5) разработка программы тестирования по техническим наукам для обучающихся 8–11-х классов и участия абитуриентов в очном туре олимпиады имени В.А. Окулова с целью получения статуса участника/призера/победителя;

6) осуществление индивидуальной работы с одаренными детьми (олимпиадниками), предоставление им льготных условий и предложение перспективных проектов в техническом университете;

7) проведение психодиагностической работы с обучающимися с целью социального опроса при поступлении в технический университет;

8) мониторинг и реализация системы контроля с внесением изменений во все элементы совместной профориентационной деятельности.

Заключение

Разработка совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений в рамках системного подхода по профессиональной ориентации обучающихся на инженерные профессии позволит проверить эффективность совместного проекта и действенность данной системы.

Как установлено, педагогическое проектирование совместной деятельности направлено на совершенствование и преобразование профориентационных мероприятий. В соответствии с этой дефиницией педагогическое проектирование совместной профориентационной деятельности технического университета и общеобразовательных учреждений представляет совокупность элементов, раскрывающих многообразные связи и отношения при осуществлении профессиональной ориентации обучающихся.


Библиографическая ссылка

Муравьева Е.В., Князькина Е.А., Моисеев Р.Е. СИСТЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВМЕСТНОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30255 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674