Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ

Бочкарева Л.П. 1 Виноградов О.С. 1 Виноградова Н.А. 1 Гарькин И.Н. 2 Тертычная С.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий управления им. К.Г. Разумовского»
2 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
3 ФГБОУ ВПО «Пензенский Государственный университет»
Профессиональная деятельность в системе противопожарной службы МЧС связана с постоянным риском, опасностью, большой ответственностью за жизнь людей, т.е. осуществляется в условиях постоянного высокого нервно-психического напряжения. Такая профессиональная деятельность предъявляет особые требования к профессионально важным качествам специалиста, и недостаточное их развитие может приводить к снижению эффективности выполнения деятельности и профессиональной деформации. Процесс формирования профессионально важных качеств начинается на этапе профессионального обучения и профессиональной подготовки за счет овладения теоретическими знаниями, профессиональными навыками и компетенциями студента в вузе. Развитие профессионально важных качеств обучающихся в высшем образовательном учреждении во многом зависит от наличия у них личностных качеств, которые могут выступать определенными предпосылками для формирования таких качеств. В статье предпринята попытка эмпирического изучения личностных качеств у студентов вуза, способствующих формированию профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной и техносферной безопасности. В результате было установлено, что обучающиеся обладают определенным комплексом качеств, способствующих овладению профессией, таких как: общительность, склонность к сотрудничеству, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение. Некоторые личностные качества, входящие в комплекс профессионально важных качеств пожарного (самооценка, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе), у студентов пока развиты недостаточно. Разработана программа формирования ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности, сочетающая профессионально-компетентностную подготовку, психологическую подготовку и спортивную подготовку.
студенты
личностные качества
профессионально - важные качества
профессиональная пригодность
профессиональное обучение
профессиональная деятельность
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015. 336 с.
2. Психология труда: учебник для академического бакалавриата / Под редакцией Е.А. Климова, О.Г. Носковой. М.: Юрайт, 2017. 249 с.
3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб: Питер, 2008. 428 с.
4. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда / ответственный редактор А.В. Карпов. 2-е изд. М.: Издательство Юрайт, 2018. 350 с.
5. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под. ред Г.С. Никифорова. М.: Речь, 2010. 816 с.
6. Виноградов О.С., Виноградова Н.А., Кадакина Н.А., Малюкова И.О. Подготовка специалистов в области «Техносферной безопасности» в высшей школе // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 176-179.
7. Гуляева Э. Роль православия в воспитании современной молодежи // Нравственные ценности и будущее человечества: материалы Пятых региональных Рождественских образовательных чтений / Под общей редакцией протоиерея В. Ершова. 2018. С. 300-303.
8. Гуляева Э.Ю. Психологическая и военно-патриотическая подготовка студентов «Техносферная безопасность» // Великая победа советского народа: история и вызовы современной России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 20-24.
9. Виноградов О.С., Виноградова Н.А., Бочкарева Л.П., Чернышев А.А. Некоторые аспекты психологической безопасности сотрудников служб спасения // Национальная безопасность России: актуальные аспекты: сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2020. С. 81-84.
10. Клинков Г.Т., Родионов М.А., Козлова О.Е., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. Реализация дискуссионных технологий обучения в условиях личностно-ориентированного профессионального образования // Amazonia Investiga. 2020. Т. 9. № 26. С. 82-87.
11. Никулина И.В. Психологические особенности студенческого возраста: учебное пособие. Самара: Изд-во «Универс групп», 2009. 100 с.
12. Петелина В.А., Назарова О.М. Особенности использования аппаратных методов для психологической реабилитации сотрудников МЧС России // Наука XXI века: взгляд в будущее: материалы IХ Национальной заочной научно-практической конференции учащейся молодежи. Международная академия наук педагогического образования, Шадринский государственный педагогический университет; Редакторы: Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова. 2017. С. 25-29.
13. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова А.А., Родина А.М. Психологическая помощь: практическое пособие / Под редакцией Е.П. Кораблиной. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2020. 222 с.

Большой проблемой сегодня в нашей стране является профессиональная пригодность студентов вузов к работе по выбранной специальности, так как часто при поступлении в учебное заведение абитуриенты плохо представляют особенности будущей профессии и имеют низкий уровень психологической подготовленности к выполнению избранной профессиональной деятельности. Во многом эта готовность к освоению и дальнейшему успешному выполнению профессии определяется наличием у студентов личностных предпосылок к развитию необходимых профессионально важных качеств (ПВК).

Проблема изучения ПВК возникла в психологической науке в начале ХХ в. и разрабатывалась в рамках создания модели субъекта труда – успешного профессионала в контексте задач профессионального отбора. Предполагалось, что успешная профессиональная деятельность зависит, в первую очередь, от наличия у субъекта определенных психических функций, способностей определенного уровня и качества [1, 2].

В связи с практическими задачами профотбора и профессионального консультирования изучались лишь устойчивые профессионально важные качества, т.е. те, которые плохо поддаются развитию и тренировке. Первоначально профессионально важные качества сводились в основном к способностям субъекта, наличие которых рассматривалось как важнейшее условие, обеспечивающее овладение профессией. Позже стали выделять тренируемые ПВК, т.е. такие психические функции, которые можно развивать и совершенствовать путем упражнений.

В современной психологической литературе существуют весьма разнообразные представления о содержании и видах профессионально важных качеств личности. При этом профессионально важные качества составляют основу профессиональной пригодности к деятельности специалистов пожарно-спасательных формирований и влияют на эффективность выполнения профессиональной деятельности [3, 4].

В работах А.В. Карпова ПВК рассматриваются как необходимые и достаточные качества, обеспечивающие выполнение деятельности на среднем нормативном уровне. Эти качества определяют различные результативные характеристики выполнения деятельности (например, надежность, безаварийность, производительность и т.д.).

А.В. Карпов считает, что в структуре ПВК как основы профессиональной пригодности можно выделить:

– качества, минимально необходимые для выполнения деятельности на приемлемом уровне (абсолютные ПВК);

– качества, определяющие собой возможность достижения субъектом высоких показателей деятельности, уровня профессионального мастерства (относительные ПВК);

– качества, формирующие мотивационную готовность к выполнению деятельности. Высокий уровень выраженности мотивационных качеств может компенсировать недостаточный уровень развития тех или иных ПВК.

Также автор выделяет в структуре ПВК особую группу качеств – анти-ПВК, т.е. качества, являющиеся противопоказаниями к профессиональной деятельности. Эти качества должны либо быть выражены минимально, либо отсутствовать у субъекта.

Е.П. Ильин рассматривает ПВК как совокупность функциональных качеств человека, определяющих успешность выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Функциональные качества характеризуют функциональные возможности, которые, в свою очередь, основываются на той или иной способности [5, 6].

В целом большинство авторов признают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, формирующиеся в процессе конкретной профессиональной деятельности в специальные (профессиональные) способности и влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Безусловно, профессиональная деятельность, связанная с риском для жизни, характеризуется своим специфическим набором ПВК.

Профессиональная деятельность в системе противопожарной службы МЧС всегда осуществляется в критических и экстремальных условиях, поскольку сопряжена с постоянным риском и угрозой жизни сотрудника. Такая профессиональная деятельность предъявляет особые требования к профессионально важным качествам специалиста, и недостаточное их развитие может приводить к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям. К числу важнейших профессионально важных качеств всех категорий сотрудников МЧС относят такие качества, как: физическая выносливость, высокая нервно-психическая устойчивость, морально-волевые качества (дисциплинированность, чувство долга, ответственность, смелость, решительность), способность к саморегуляции и самоконтролю поведения, уверенность в себе, адекватная самооценка.

Система профессионально важных качеств пожарных-спасателей не дается в готовом виде, она формируется поэтапно в процессе профессионального становления сотрудника. Установлено, что существует определенная динамика профессионально важных качеств субъекта. Периодом наиболее интенсивного развития ПВК являются профессиональное обучение и первые пять лет профессиональной деятельности [7–9].

Развитие личности студента как будущего специалиста в процессе профессиональной подготовки идет в следующих направлениях:

– развиваются, совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы;

– расширяются и растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

– повышаются профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе;

– интенсивная передача социального и профессионального опыта в условиях личностно-ориентированного профессионального образования приводит к формированию качеств, необходимых в будущей профессии, и, в целом, к появлению общей зрелости и устойчивости личности студента [10, 11].

Формирование профессионально важных качеств на этапе профессионального обучения в вузе происходит за счет овладения теоретическими знаниями, профессиональными навыками и компетенциями, а также благодаря наличию у студентов личностных предпосылок ПВК.

Наличие у студентов личностных предпосылок развития ПВК может выступать важнейшим критерием психологической пригодности к избранной профессии и гарантировать успешность ее освоения и дальнейшего выполнения профессиональной деятельности.

Цели исследования: выявление личностных качеств у студентов вуза, способствующих формированию профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности, и разработка программы их формирования.

Мы полагаем, что изучение личностных предпосылок ПВК студентов вуза является необходимым этапом работы в рамках мониторинга формирования ПВК в процессе профессиональной подготовки.

Материал и методы исследования

Для изучения личностных качеств, способствующих овладению профессиональной деятельностью у студентов, мы использовали 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF) (форма C). Выбор данной методики обусловлен тем, что она позволяет выявить стабильные и устойчивые свойства личности, которые могут выступать как личностные предпосылки профессионально важных качеств будущих специалистов [12, 13].

Одним из наиболее важных личностных качеств в структуре ПВК специалистов МЧС является стрессоустойчивость. Это качество может позволить сотруднику МЧС быстро и эффективно преодолевать воздействие профессиональных стрессоров, уверенно применять усвоенные знания и навыки, принимать адекватные решения в обстановке дефицита времени. Для выявления этого качества мы использовали анкету по изучению нервно-психической устойчивости «Прогноз», разработанную в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии. На основе самооценки самочувствия и поведения респондента определяется уровень выраженности нервно-психической устойчивости (высокий, средний, низкий) и дается прогноз риска дезадаптации в стрессовой ситуации.

В нашем исследовании принимали участие студенты 3–4-х курсов направлений «Пожарная безопасность» и «Техносферная безопасность» ПКИТ (филиал) ФГБОУ ВО МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ). Объем выборки – 50 человек. Возраст студентов – 18–20 лет.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим результаты изучения личностных качеств у студентов (табл. 1).

Таблица 1

Средние показатели выраженности личностных качеств по 16-PF опроснику Р. Кеттелла у студентов (в баллах)

Факторы

Средние баллы

Стены

MD (самооценка)

5,6

4

Фактор «А»: замкнутость – общительность

9,2

7

Фактор «В»: абстрактный – конкретный интеллект

5,3

4

Фактор «С»: эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность

7,7

5

Фактор «E»: подчиненность – доминантность

8,1

7

Фактор «F»: сдержанность – экспрессивность

8,5

7

Фактор «G»: низкая нормативность поведения – высокая нормативность поведения

6,7

5

Фактор «H»: робость – смелость

7,6

6

Фактор «I»: жесткость – чувствительность

6,1

5

Фактор «L»: доверчивость – подозрительность

6,2

5

Фактор «М»: практичность – мечтательность

6,9

5

Фактор «N»: прямолинейность – дипломатичность

6,4

5

Фактор «О»: спокойствие – тревожность

7,2

6

Фактор «Q1»: консерватизм – радикализм

5,8

5

Фактор «Q2»: конформизм – нонконформизм

6,5

5

Фактор «Q3»: низкий самоконтроль – высокий самоконтроль

8,6

7

Фактор «Q4»: расслабленность – напряженность

4,9

3

 

Результаты таблицы показывают, что ряд факторов по стеновым показателям выходят за границы средней нормы, что дает нам основание рассматривать данные личностные особенности как характерные для студентов. Это следующие факторы: А (7), F (7), Е(7), Q3 (7) , Q4 (3). Проанализируем эти личностные качества с точки зрения соответствия их профессионально важным качествам будущего специалиста.

Высокие показатели по факторам А и F характеризуют студентов как общительных, открытых, внимательных к окружающим людям, склонных к сотрудничеству и проявляющих готовность к совместной работе. Такие личностные характеристики могут способствовать овладению будущей профессиональной деятельностью, поскольку эти качества можно рассматривать как предпосылку развития такого профессионально важного качества, как способность к быстрому установлению контактов с людьми.

Высокий показатель по фактору Е свидетельствует о том, что отличительными особенностями студентов являются независимость, самостоятельность в оценках, в принятии решений и поведении. Данное качество может создавать определенные затруднения обучающимся в освоении профессии пожарного спасателя, профессиональные обязанности которого предполагают подчинение приказам и жесткое следование дисциплине. Но в плане профессионального обучения это качество может обеспечивать студентам успешность обучения.

Высокое значение по фактору Q3 характеризует студентов как целенаправленных, умеющих контролировать свои эмоции и поведение. Сочетание высокого значения Q3 и среднего значения фактора Q4 у обучающихся может рассматриваться в качестве предпосылки для развития эмоциональной устойчивости при овладении деятельностью пожарного спасателя.

Следует отметить, что такие профессионально важные для будущего пожарного личностные качества, как эмоциональная стабильность, смелость, организованность, у студентов выражены на уровне средних значений (С=5, Н=6, G=5). Это характеризует их как умеренно эмоционально стабильных, решительных, смелых, организованных и нормативных в поведении.

Входящие к комплекс профессионально важных качеств пожарного спасателя такие личностные качества, как самооценка и тревожность, у студентов выражены ближе к низким значениям (МД=4, О=6). Это характеризует их как недостаточно уверенных в себе и склонных к проявлениям тревожности, особенно в напряженных трудных жизненных ситуациях. Эти качества можно рассматривать как возрастные особенности обучающихся. Лицам студенческого возраста могут быть свойственны определенная нестабильность самооценки, неуверенность в себе, что, в свою очередь, способно усиливать тревожность.

Личностные качества интеллектуального блока (факторы В, М, Q1) имеют средние показатели, что характеризует студентов как обладающих умеренно выраженным интеллектуальным потенциалом, достаточно аналитичных и оперативно мыслящих, в меру эрудированных, имеющих склонность к конкретному воображению.

Низкий показатель по фактору Q4 характеризует студентов как расслабленных, недостаточно мотивированных к деятельности. Низкий мотивационный потенциал личности не обеспечивает ей в дальнейшем успешного освоения и эффективного выполнения профессиональной деятельности. Поэтому в рамках профессиональной подготовки в вузе с первых курсов необходимо формировать у обучающихся такой вид мотивации, как мотивация достижения.

Таким образом, наиболее выраженными личностными качествами студентов, способствующими овладению профессией пожарного, выступают: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение. Эти личностные особенности можно рассматривать как определенные предпосылки для формирования профессионально важных качеств пожарного. Некоторые личностные качества, которые входят в комплекс профессионально важных качеств пожарного-спасателя (самооценка, эмоциональная устойчивость, мотивы достижения), у обучающихся пока развиты недостаточно. По мнению А.В. Карпова, личностные качества, входящие в структуру ПВК на этапе первоначального освоения профессии, и профессионально важные качества, обеспечивающие успешное выполнение профессиональной деятельности, могут иметь определенные различия, поскольку ПВК развиваются и совершенствуются в процессе реализации деятельности.

Рассмотрим результаты изучения нервно-психической устойчивости студентов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты изучения нервно-психической устойчивости у студентов (в процентах)

Уровни нервно-психической устойчивости

Количество студентов

Высокий уровень нервно-психической устойчивости

14

Средний уровень нервно-психической устойчивости

75,5

Низкий уровень нервно-психической устойчивости

10,5

 

Результаты, приведенные в таблице, показывают, что большая часть (75,5%) студентов имеют средний уровень нервно-психической устойчивости. Их можно охарактеризовать как умеренно устойчивых к стрессам и социально адаптированных. Однако с увеличением в жизни стрессовых ситуаций их ресурсы стрессоустойчивости способны снижаться, при этом  могут возникать проявления дезадаптации. У 14% студентов отмечается высокая нервно-психическая устойчивость, что позволяет предположить эффективное преодоление стрессовых ситуаций и прогнозировать успешность выполнения в дальнейшем профессиональных обязанностей в экстремальных и опасных ситуациях деятельности.

10,5% студентов имеют низкий уровень нервно-психической устойчивости. Это свидетельствует о низких адаптационных возможностях и возникновении нервных срывов у этой категории обучающихся в условиях деятельности в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование свидетельствует о необходимости развития ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности в процессе профессиональной подготовки. Следует отметить, что становление ПВК в системе профессиональной подготовки будущих специалистов достаточно часто рассматривается как «побочный» эффект усвоения знаний, умений и навыков. На наш взгляд, формирование ПВК будущих специалистов должно являться приоритетным направлением в рамках психолого-педагогического сопровождения студентов в вузе и предполагать систематическую и целенаправленную работу в этом направлении.

В нашем вузе разработана программа, предполагающая поэтапное формирование ПВК будущих специалистов пожарной безопасности, в которой делается акцент на использовании не только средств аудиторной работы, но и более широкого арсенала интерактивных методов и методов активного группового обучения.

Первый этап программы (младшие курсы) связан с началом формирования ПВК, а именно формированием когнитивного, мотивационного и коммуникативного компонентов ПВК.

Целями этого этапа являются расширение у студентов представлений о специфике выбранной профессии, ее требованиях к личности профессионала, условиях труда, возможностях профессионального роста, развитие позитивной мотивации освоения профессии и формирование коммуникативных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности. Это осуществляется в рамках аудиторных занятий (дисциплина «Введение в профессию») и элективных курсов, в рамках которых используются деловые игры, решение кейс-ситуаций и профессионально ориентированных задач. Также проводятся мастер-классы, к которым привлекаются специалисты учебного пожарно-спасательного центра, на реальных примерах рассказывающие о проблемах и трудностях работы в сфере пожарной безопасности. Для ознакомления студентов с пожарно-спасательным оборудованием и техникой проводятся экскурсии в учебный пожарно-спасательный центр и действующие пожарно-спасательной части.

Для развития коммуникативного потенциала будущих специалистов проводятся психологические тренинги. В тренинге общения не только развиваются необходимые для будущих специалистов коммуникативные качества, но и приобретаются навыки командной работы, доверительного сотрудничества, оказания помощи и поддержки.

Второй этап программы ориентирован на студентов старших курсов и предполагает развитие эмоциональных и волевых качеств системы ПВК в процессе психолого-педагогической подготовки (специальные тренинговые занятия) и физической подготовки, направленной на развитие физической выносливости как особо важного профессионального качества в деятельности пожарного-спасателя.

Целями тренингов развития базовых ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности являются:

– повышение эмоциональной устойчивости;

– развитие навыков волевой регуляции и самоконтроля;

– повышение уверенности в себе;

– развитие навыков антистрессового поведения.

В процессе тренинга используются игровые методы, методы арт-терапии, психогимнастические упражнения и т.д.

Развитию волевых качеств студентов старших курсов, а также их физической подготовленности к деятельности в системе пожарной безопасности способствует интенсивная спортивная подготовка. Поэтому в программе предусмотрено широкое использование различных внеучебных форм физической и спортивной подготовки: занятия по авто- и мотоспорту, спортивному ориентированию, скалолазанию и т.д.

Формирование профессиональных компетенций у студентов старших курсов происходит в процессе прохождения производственной практики на базе учебного пожарно-спасательного центра, где приобретается опыт решения различных профессиональных ситуаций и задач.

На каждом этапе происходит мониторинг сформированности ПВК как на уровне знаний, умений, навыков, компетенций (тесты учебной успешности), так и на уровне развития психологических качеств, необходимых будущему специалисту (тесты психологической диагностики).

Таким образом, данная программа сочетает различные формы работы по формированию ПВК студентов в рамках следующих направлений: компетентностная профессиональная подготовка, психологическая подготовка, спортивная подготовка. Мы предполагаем, что реализация данной программы может интенсифицировать процесс формирования ПВК будущих специалистов в области пожарной безопасности.

Выводы

Проведенное изучение личностных предпосылок профессионально важных качеств будущих специалистов в области пожарной безопасности показало, что студенты обладают определенным комплексом личностных качеств, способствующих овладению профессией пожарного. Это: общительность, открытость, склонность к сотрудничеству, готовность к совместной работе, целенаправленность, умение контролировать свои эмоции и поведение, умеренно развитая способность к оперативному мышлению. Однако некоторые личностные качества, входящие в комплекс профессионально важных качеств пожарного (высокая самооценка, нервно-психическая устойчивость, мотивация достижения, дисциплинированность), у обучающихся пока развиты недостаточно. Это может создавать студентам трудности как на этапе профессионального обучения, так и при дальнейшем выполнении профессиональной деятельности. Поэтому целесообразно включать в процесс обучения будущих специалистов с младших курсов специальную программу, направленную на формирование профессионально важных качеств, сочетающую профессионально-компетентностную подготовку, психологическую и спортивную подготовку.


Библиографическая ссылка

Бочкарева Л.П., Виноградов О.С., Виноградова Н.А., Гарькин И.Н., Тертычная С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30298 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674