Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Абидов Р.Р. 1 Гедгафова А.М. 2
1 Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
2 ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ
Цель исследования: рассмотрение условий реализации современных педагогических образовательных технологий, осуществляющихся посредством введения в образовательный процесс инновационных технологий обучения, позволяющих повысить результативность обучения и достичь следующих целей: за счет внедрения в образовательный процесс расширенного диапазона учебного материала увеличить объемы осваиваемой слушателями информации; в целях успешного применения на практике полученных знаний сформировать у слушателей устойчивые знаниевые, деятельностные и компетентностные навыки; за счет внедрения в образовательный процесс более интересного и насыщенного учебного материала, основанного на тесной связи теории с практикой, обеспечить у слушателей рост мотивации к обучению. Задачи исследования состоят в анализе реализуемых сегодня в образовательных организациях МВД России современных педагогических технологий, которые направлены на введение в образовательный процесс инноваций, способствующих получению более высоких результатов обучения. При этом параллельно раскрывается роль компетентностного подхода в обеспечении качества образования посредством применения современных педагогических технологий у слушателей образовательных организаций МВД России. Реализация современных педагогических технологий обучения на основе компетентностного подхода в процессе занятий по дисциплине «Огневая подготовка» направлена на повышение качества подготовки компетентных кадров нового типа для системы МВД России, которые показывают «на выходе» достаточный уровень приобретенных знаний, умений и навыков обращения с огнестрельным оружием. Таким образом, обобщая возможности реализации современных педагогических технологий в рамках дисциплины «Огневая подготовка», отметим, что компетентностный подход, явившийся фундаментом модернизации всей образовательной системы, удовлетворяет требованиям, предъявляемым современным обществом к качеству образования.
образовательные организации мвд россии
Слушатели
педагогические технологии
компетентность
1. Ворожцов А.М., Блудова И.Н. Оптимизация педагогических подходов к преподаванию огневой подготовки в процессе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 4 (75). С. 72-77.
2. Торопов В.А., Кокоулин Е.М. Обоснование эффективности методических приёмов совершенствования огневой подготовленности сотрудников органов внутренних дел к действиям в реальных условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 4 (76). С. 199-201.
3. Ворожцов А.М., Никифоров П.В. Использование современных педагогических технологий на занятиях по огневой подготовке // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2019. № 1 (36). С. 196-198.
4. Кутыгин Ю.А. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в области применения оружия // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 67-69.
5. Карева Н.В. Компетентностный подход при реализации образовательных программ в высшей школе // Психология образования в поликультурном пространстве. 2020. № 1 (49). С. 48-56.
6. Федеральный закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 20.10.2020).
7. Таков А.З. Психолого-педагогические аспекты совершенствования огневой подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1-1. С. 169-175.
8. Приказ МВД РФ от 5 мая 2018 года № 275 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 20.10.2020).
9. Приказ МВД РФ от 23 ноября 2017 года № 880 «Об утверждении наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 20.10.2020).
10. Приказ МВД РФ от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/about/software/law/ (дата обращения: 20.10.2020).

Реформирование системы образования, происходящее в последнее десятилетие в нашей стране, прослеживается в изменениях подходов к обучению, когда на смену старым подходам пришли новые методы обучения, основанные на использовании современных педагогических технологий.

Педагогические технологии, выступая процессной системой совместной деятельности обучающихся и преподавателей, направленной на планирование, проектирование и организацию образовательного процесса, корректируют данный процесс и ориентируют его на достижение конкретных результатов с соблюдением комфортных условий для участников указанной деятельности.

Постановка проблемы. На сегодняшний день выразителем современного процесса обучения выступают формирование глубоких знаний, умений и навыков на различных этапах освоения учебной программы, а также постоянное самообразование и самообучение. Вместе с тем для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в образовательном процессе широко применяются современные педагогические технологии обучения, позволяющие более эффективно использовать учебное и тренировочное время, что в результате положительным образом сказалось на качестве образования.

Теоретико-методологические основы профессиональной подготовки слушателей образовательных организаций МВД России, выступая одним из ключевых элементов всеобщей системы отечественного образовательного пространства, обладают также рядом отличительных особенностей, которые продиктованы педагогическими задачами, стоящими перед системой МВД России.

Цель. Современные реалии, обусловившие происходящие трансформации в образовательной системе МВД России, предопределили необходимость объективной переоценки сформировавшихся до сегодняшнего дня представлений о формах, целях и методах профессиональной подготовки слушателей, обучающихся по основным образовательным программам. Этим обусловлена важность реализации современных педагогических технологий в образовательном процессе слушателей, обучающихся по основным образовательным программам профессиональной подготовки, особенно в части решения задач, связанных с реализацией дисциплины «Огневая подготовка», в контексте обучения навыкам применения огнестрельного оружия [1, 2].

Реализация современных педагогических образовательных технологий осуществляется посредством введения в образовательный процесс инновационных технологий обучения, что позволяет повысить результативность обучения и достичь следующих целей: во-первых, за счет внедрения в образовательный процесс расширенного диапазона учебного материала увеличиваются объемы осваиваемой слушателями информации; во-вторых, в целях успешного применения на практике полученных знаний у слушателей формируются устойчивые знаниевые, деятельностные и компетентностные навыки; в-третьих, за счет внедрения в образовательный процесс более интересного и насыщенного учебного материала, основанного на тесной связи теории с практикой, у слушателей растет мотивация к обучению [3, 4].

Обоснование. Глобализационные процессы в обществе и в социальной среде, произошедшие в последние десятилетия, создали предпосылки для повышения требований к компетентности выпускников ведомственных вузов. Изменения произошли и в образовательной среде, они затронули базовые педагогические образовательные технологии, применяемые при подготовке квалифицированных кадров для системы МВД России. Этим обусловлена смена Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) первого поколения, где в процессе обучения главным концептом выступала знаниевая составляющая, ФГОС второго и третьего поколения. В новых стандартах знаниевая составляющая дополнилась деятельностной составляющей. В результате наиболее полно стали реализовываться условия формирования ключевых компетенций, составляющих тот или иной профиль подготовки кадров для системы МВД России. Вместе с тем интеграция знаниевого компонента с деятельностным способствовала созданию новой модели обучения под названием «компетентностный подход», на основе которого и строится современная педагогическая образовательная система ведомственного образования [5].

Принятие Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [6] обусловило на законодательном уровне трансформацию концептуальных основ при определении качества получаемого образования и выдвинуло на передний план в процессе обучения такие компоненты, как «формирование у слушателей различных компетенций и становление целостной компетентной личности» [6].

При определении сущности компетентностного подхода в процессе подготовки слушателей следует учитывать его ориентацию на теоретическое обучение, самоопределение и самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальных качеств личности, составляющих основу профессионализма [4, 7].

Содержание компетентностного подхода при подготовке слушателей состоит в достижении соответствия между содержанием обучения и потребностями профессиональной деятельности. И здесь за основу обучения берется проектирование учебно-тренировочного процесса в условиях, максимально приближенных к реальным.

Задачи компетентностного подхода состоят в эффективной реализации возможностей данного подхода на основе позитивного опыта ведущих университетов при изучении дисциплины «Огневая подготовка».

Рассмотрим далее реализацию компетентностного подхода в образовательном процессе на примере дисциплины «Огневая подготовка», которая в образовательных организациях МВД России проводится в рамках служебной и боевой подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в строгом соответствии с положениями и требованиями приказов:

– «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [8];

– «Об утверждении наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» [9];

– «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [10].

Следует отметить, что посредством указанного нормативного обеспечения также регламентируются организационно-методические вопросы учебного и тренировочного процесса по дисциплине «Огневая подготовка» в контексте ее трудоемкости, выраженной в количестве часов, отведенных на данный вид подготовки для соответствующих служб и подразделений ОВД.

Кроме того, огневая подготовка слушателей, помимо вышеуказанной нормативной базы, регламентируется и внутренней документацией образовательной организации, в том числе:

– учебными планами, которые содержат общее количество часов, отведенных на изучение огневой подготовки, из расчета на весь период обучения;

– примерной программой по огневой подготовке, которая содержит тематику теоретического и практического обучения, общую трудоемкость дисциплины, примерный перечень рекомендуемых упражнений стрельбы из различных видов оружия;

– рабочей программой по огневой подготовке, разрабатываемой на основе учебного плана в соответствии с целями и задачами образовательной организации, а также в соответствии с условиями проведения учебных и тренировочных занятий.

Предметное изучение дисциплины «Огневая подготовка» направлено на формирование у слушателей знаний, умений и навыков компетентного обращения с любым видом огнестрельного оружия и боеприпасами. Целями огневой подготовки слушателей выступают «овладение ими устойчивыми навыками и опытом обращения с огнестрельным оружием, ведения меткого огня в любой сложившейся обстановке, а также обеспечение выполнения служебных обязанностей, связанных с ношением, хранением, применением и использованием огнестрельного оружия» [5, 9]. Вместе с тем для эффективного обучения навыкам применения и использования огнестрельного оружия у слушателей в рамках профессиональной подготовки на тренировочных занятиях формируются и совершенствуются соответствующие двигательные умения.

Общеизвестно, что отработанный навык хорошей стрельбы является одним из важнейших профессиональных качеств любого служителя правопорядка. Данное обстоятельство предопределяется участившимися огневыми контактами сотрудников полиции с правонарушителями, в результате которых происходит гибель правоохранителей по причине недостаточного уровня владения сотрудниками полиции навыками применения и использования огнестрельного оружия [5, 7]. В связи с этим преподаватели (тренеры, инструкторы) по огневой подготовке реализуют свои педагогические цели и задачи в процессе обучения стрельбе посредством определения индивидуального набора оптимальных методов и средств обучения для каждого слушателя при обязательном соблюдении мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием. Поэтому применяемые инновационные педагогические методики обучения должны подвергаться тщательному анализу на предмет обеспечения указанных мер [2, 7].

Согласно учебному плану занятия по дисциплине «Огневая подготовка» большей частью проводятся в форме практического (учебно-тренировочного) обучения, в ходе которого слушатели выполняют различные упражнения по стрельбе из ручного стрелкового оружия и совершенствуют навыки обращения с оружием. Преподаватели (тренеры, инструкторы) по огневой подготовке в процессе указанных занятий должны выбирать наиболее целесообразные формы их организации для работы с оружием и стрелковыми тренажерами в режиме реального времени. И, по мнению большинства из них, для того, чтобы обеспечить эффективное и результативное обучение, необходим постоянный контроль за действиями слушателей с оружием посредством применения современных педагогических образовательных технологий [4].

В условиях реализации требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в ведомственных образовательных организациях наиболее актуальными выступают: информационно-коммуникационные технологии, развитие критического мышления, развивающее обучение, проблемное обучение, интегрированное обучение, сотрудничество и здоровьесберегающие технологии. При этом, раскрывая роль компетентностного подхода, необходимо отметить, что он позволяет обучающимся достичь следующих результатов: активизируется самостоятельная деятельность; развиваются мыслительные и познавательные способности; расширяется кругозор; повышаются индивидуальные творческие способности; формируется профессиональное и социальное самоопределение; развиваются навыки самостоятельного пополнения знаний и анализа изучаемых проблем, поиска путей их решения; стимулируется совместная деятельность; формируется рационально организованный режим труда и отдыха, устраняющий перегрузки и сохраняющий здоровье [4, 5, 7].

С учетом того, что служебная деятельность слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России по основным образовательным программам профессиональной подготовки, происходит в условиях, требующих от них совершенствования профессиональной компетентности в процессе применения огнестрельного оружия, организацию учебно-тренировочной деятельности следует строить сообразно целям образовательного процесса. Так, основу образовательного процесса, связанного с обучением навыкам применения огнестрельного оружия, на занятиях по огневой подготовке составляют стремление к высокому уровню познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие профессиональных, духовных и творческих возможностей, а также достижение продуктивной профессиональной компетентности при решении практических задач. Вместе с тем результативность обучения огневой подготовки во многом зависит от уровня освоения специальных дисциплин, таких как «Тактико-специальная подготовка» и «Физическая подготовка» [4, 7].

Таким образом, мы видим, что реализация компетентностного подхода занимает прочные позиции в образовательной системе МВД России ввиду того, что демонстрирует адекватную обратную связь как с новыми социально-экономическими условиями жизни общества, так и с требованиями ведомства – заказчика специалиста того или иного профиля. И здесь цель компетентностного подхода состоит в модернизации образовательного процесса по таким ключевым направлениям, как:

– подготовка совместно с заказчиками программ обучения и содержания дисциплин;

– использование модульных программ обучения, разработанных на основе компетенций;

– исполнение преподавателями новых функций и роли;

– переход к более мобильным способам подготовки [5].

Однако в поле внимания следует также держать то обстоятельство, что компетентность может утрачиваться личностью в жизненном процессе. Поэтому во время обучения слушателей необходимо научить заниматься самообразованием и самосовершенствованием, а также самостоятельно контролировать уровень своей компетентности. В изменяющихся условиях профессиональной деятельности слушатели должны уметь быстро адаптироваться и самоорганизовываться.

Все изложенное позволяет нам определить компетентность в качестве теоретических и практических способностей и потенциальных возможностей, готовности к решению различного рода профессиональных задач, а компетенция в указанном ключе представляет собой модель поведения личности, успешно реализующей приобретенные знания, умения и навыки в конкретной деятельности.

Выводы. Реализация современных педагогических технологий обучения на основе компетентностного подхода в процессе занятий по дисциплине «Огневая подготовка» направлена на повышение качества подготовки компетентных кадров нового типа для системы МВД России, которые показывают «на выходе» достаточный уровень приобретенных знаний, умений и навыков обращения с огнестрельным оружием. Вместе с тем слушатели образовательных организаций МВД России, обучающиеся по основным образовательным программам профессиональной подготовки, должны обладать умениями и навыками эффективного применения приобретенных знаний и опыта в ходе осуществления профессионально-прикладной деятельности, то есть применение компетнтностного подхода в обучении позволяет им адекватно действовать в опасных и сложных ситуациях, обусловленных спецификой их профессии. И задача вузов МВД России состоит в реализации образовательного процесса, который, помимо того, что носит качественно новую форму, направлен также на обучение личности – уверенной и решительной, обладающей достаточным объемом компетентности для выполнения оперативных, служебных и боевых задач, обусловленных профессиональной деятельностью. В это время преподаватели главной целью ставят изменение содержания образования таким образом, чтобы осуществить переход на новую систему компетентностей для обеспечения в дальнейшем поэтапного формирования компетенции у слушателей и оценивания их сформированности на различных этапах обучения.

Заключение. Таким образом, обобщая возможности реализации современных педагогических технологий в рамках дисциплины «Огневая подготовка», отметим, что компетентностный подход, явившийся фундаментом модернизации всей образовательной системы, удовлетворяет требованиям, предъявляемым современным обществом к качеству образования. Данный подход направлен на усвоение знаний по конкретной дисциплине, а также обеспечивает приобретение слушателями надпредметных и личностных компетенций, представляющих собой универсальные алгоритмы действий и позволяющих добиваться успешной результативности в профессиональной деятельности [5].

С учетом того, что служебная деятельность слушателей происходит в условиях, требующих от них постоянного совершенствования профессиональной компетентности в процессе применения огнестрельного оружия, организацию учебно-тренировочной деятельности следует строить сообразно целям образовательного процесса [5, 9].


Библиографическая ссылка

Абидов Р.Р., Гедгафова А.М. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ У СЛУШАТЕЛЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30304 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674