Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Феттер И.В. 1 Феттер П.З. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается современный подход к воспитательной работе в образовательных учреждениях в свете нормативно-правовых основ образовательного процесса и вызовов социокультурной действительности. Исследуется специфика содержания и организации воспитательной деятельности в педагогическом вузе, учитывающая требования Федерального государственного образовательного стандарта к подготовке будущих учителей в области воспитательной работы в образовательных организациях различных уровней и типов. Актуализируется вопрос формирования компетентности будущих педагогов в сфере содержания и организации внеурочной деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования. Акцентируется внимание на единстве учебного процесса, творческой деятельности студентов и воспитательной работы в условиях факультета искусств педагогического вуза. Представлены результаты проведения конкурса как продуктивной организационной формы воспитательной работы со студентами в контексте профессиональной подготовки педагогов образовательной области «Искусство». В качестве необходимого условия успешного освоения студентами конкурсной технологии рассматривается интеграция психолого-педагогической, методической и предметной подготовки. Анализируется опыт работы кафедр факультета искусств Омского государственного педагогического университета по включению студентов в конкурсную деятельность педагогической и творческой направленности. Обозначаются проблемы и перспективы студенческих конкурсов в содержании и организации воспитательной работы факультета искусств.
воспитательная работа
педагогический университет
факультет искусств
формы организации воспитательного процесса
конкурс
1. Буянова Г.В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 37-50. DOI: 10.32744/pse.2019.1.3.
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007310075 (дата обращения: 06.11.2020).
3. Ткачева С.А., Сагынтай кызы Э. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. Т. 4. Вып. 1. С. 30-40. [Электронный ресурс]. URL: http://rrpedagogy.ru/journal/article/1341/ (дата обращения: 06.11.2020).
4. Декина Е.В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной работе с различными категориями учащихся // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 16-20.
5. Феттер И.В., Петрухина О.А. Конкурс как форма организации внеучебной деятельности в педагогическом вузе // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016. Вып. 50. Ч. 3. С. 191-197.

Исторические традиции отечественной теории и практики образования сложились таким образом, что в рамках учебно-воспитательного процесса приоритет часто отдавался процессу обучения, в то время как воспитание обозначалось как обязательный, но вместе с этим второстепенный компонент образовательного процесса. Это явление, которое можно обозначить как дидактикоцентризм, находит и сегодня свое продолжение в логике и структуре содержания ряда современных учебных изданий по педагогике. Безусловно, дидактика, являясь одним из системообразующих разделов современной педагогической науки, по-прежнему выполняет функцию «стержня» педагогической теории и практики. Вместе с тем на уровне содержания нормативных документов системы образования и осознания педагогическим сообществом результативности воспитательной практики можно констатировать необходимость возвращения воспитательному процессу статуса важнейшего условия становления личности.

Анализируя динамику изменения отношения к проблемам воспитания на рубеже веков, исследователи отмечают следующие причины недостаточного внимания к этой теме: сложность и неопределенность ситуации переходного периода, последующий «воспитательный вакуум», ориентир образовательной практики на глобализацию, агрессивное влияние педагогически нецелесообразной информационной среды и др. [1, с. 39–40].

Однако современная педагогическая действительность доказывает необходимость пристального внимания к вопросам воспитания с позиции не только социокультурных вызовов, но и изменяющихся профессиональных требований к педагогическим работникам. К числу первых можно отнести деформацию системы традиционных ценностей, «культурный разрыв» поколений, вопросы жизнеспособности и гражданской идентичности подрастающих поколений, проблемы нравственно-этической ориентации общества и пр. Профессиональные трудовые функции и требования к воспитательной деятельности современных педагогов обозначаются нормативно-правовыми документами, среди которых: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлению «Педагогическое образование», Профессиональный стандарт педагога, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеобразовательных предпрофессиональных программ в области искусства.

Актуальность вопросов воспитания обучающихся на уровне государственной образовательной политики доказывает вступивший в силу с 1 сентября 2020 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [2]. Основные изменения, обозначенные в указанном Законе, относятся к формулировке понятия «воспитание» и необходимости разработки и реализации рабочих программ воспитания в образовательных организациях общего, среднего профессионального и высшего образования.

Очевидно, что особая роль в решении поставленных задач принадлежит педагогическим вузам, которые в рамках учебной и воспитательной внеучебной работы со студентами призваны обеспечивать не только воспитание обучающихся, но и подготовку выпускников к осуществлению воспитательного процесса в отношении различных категорий обучающихся в образовательных учреждениях разных видов. Таким образом, содержание нормативно-правовых документов требует от профессорско-преподавательского состава педагогического университета реализации воспитательного процесса в вузе в соответствии с рабочими программами воспитания, ориентированными на применение современных технологий и организационных форм, а также на формирование компетентности будущих педагогов в области воспитательной деятельности в условиях постоянно изменяющейся социокультурной и педагогической действительности.

Целями исследования являются теоретическое обоснование специфики содержания и организационных форм воспитательной работы в условиях факультета искусств педагогического университета, а также анализ опыта участия и организации студенческих конкурсов как продуктивной организационной формы внеучебной воспитательной работы с будущими педагогами образовательной области «Искусство».

Материал и методы исследования. Теоретический анализ современной педагогической литературы по проблеме содержания и организации воспитательного процесса в высшем образовании в целом и в педагогическом вузе в частности показывает некоторое снижение исследовательского интереса профессорско-преподавательского состава вузов к этой проблеме и вместе с этим – низкий уровень готовности будущих педагогов к воспитательной работе [3]. Взаимообусловленный характер этих процессов не вызывает сомнений, и в публикациях последних лет авторами обозначается наметившаяся позитивная динамика в отношении воспитательного процесса в вузе, определяются различные сценарии преодоления негативной тенденции. Поскольку включение студентов педагогического университета во внеучебную воспитательную работу может рассматриваться как этап личностно-профессионального становления и возможность профессиональной пробы, в исследованиях обозначаются приоритеты подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, среди которых – индивидуально-творческий подход, динамичность изменения содержания и технологий подготовки, обеспечивающих профессиональное саморазвитие, личностно-ориентированный характер взаимодействия в педагогической среде вуза [4].

Отмечая важность целенаправленной и системной организации воспитания будущих педагогов, авторы указывают на создание профессионального контекста в направлениях и формах воспитательной работы, что позволяет студентам еще в период обучения, включаясь в воспитательные события факультета, получить определенный опыт квазипрофессиональной деятельности и создать основу собственной «методической копилки» различных воспитательных технологий.

Обратимся к эмпирическим материалам, раскрывающим специфику воспитательной работы с обучающимися факультета искусств Омского государственного педагогического университета. Нормативная основа, определяющая подготовку студентов факультета искусств, заложена в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и в основных профессиональных образовательных программах по направлению «Педагогическое образование» направленностей (профилей) «Изобразительное искусство и дополнительное образование», «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства», «Музыкальное образование».

В документах обозначены формируемые в процессе подготовки компетентности в соответствии с типами профессиональных задач в области педагогической, культурно-просветительской и проектной деятельности, которые реализуются в пространстве учебной и воспитательной работы. Очевидно, что компетенции в сфере педагогической деятельности формируются, прежде всего, в процессе теоретической психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, а также в период педагогической практики. Уровень готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач по проектированию и культурно-просветительской работе во многом зависит от системы работы факультета по профессиональному воспитанию. Необходимо отметить, что ряд компетенций образовательного стандарта определяет готовность студентов к осуществлению именно воспитательной и культурно-просветительской деятельности в образовательных учреждениях (ОПК-4, ПК-2, ПК-7). Поэтому активная воспитательная работа преподавательского состава факультета, предполагающая включение студентов во внеучебную проектную и культурно-просветительскую деятельность, способствует формированию определенных умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Особенность воспитательной работы на факультете искусств заключается в том, что она ориентирована не только на профессиональное развитие студентов в целом, но и, в частности, на формирование знаний и умений обучающихся в сфере будущей воспитательной (внеурочной) деятельности в учреждениях как общего, так и дополнительного образования. Характер этой деятельности педагогов образовательной области «Искусство» определяется задачами художественно-эстетического направления воспитательной внеурочной работы в общеобразовательной школе, которые по определению реализуются в большей мере именно педагогами изобразительного искусства и музыки. Другим направлением работы является подготовка студентов как будущих преподавателей учреждений дополнительного образования, предполагающая освоение содержания и методик реализации Федеральных государственный требований, формирование соответствующих компетенций педагога, реализующего дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие общеобразовательные программы.

Рассматривая вопрос специфики воспитательной деятельности на факультете искусств педагогического университета, необходимо обратить внимание на содержание образования по соответствующим профилям подготовки бакалавров и на особенности студенческого контингента. Если содержание психолого-педагогической подготовки студентов направления «Педагогическое образование» на всех факультетах педагогического вуза является идентичным, то блок методических дисциплин интегрирован с содержанием дисциплин предметной подготовки, имеющих на факультете искусств выраженную творческую направленность.

Так, формирование профессиональных компетенций бакалавров профиля «Изобразительное искусство и Дополнительное образование» осуществляется в ходе освоения таких дисциплин, как «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Скульптура», «Основы декоративно-прикладного искусства» и др. Предметная подготовка студентов по профилю «Музыкальное образование» предполагает возможность развития музыкальных способностей обучающихся в таких дисциплинах, как «Вокальная подготовка», «Основной музыкальный инструмент», «Хоровая аранжировка», «Хоровой класс», «Музыкальный театр» и др. Ярко выраженный художественно-творческий компонент содержания образования предметного модуля указанных основных профессиональных образовательных программ не только создает условия для профессионального развития будущих педагогов, но и предоставляет возможность творческой самореализации и построения возможной карьеры в области изобразительного и музыкального искусства. Именно эта перспектива часто является определяющей для абитуриента педагогического университета при выборе направленности (профиля) образовательной программы.

Необходимо заметить, что личностные особенности контингента студентов факультета искусств во многом обусловлены требованиями вступительного профессионального испытания будущих педагогов изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и педагогов-музыкантов (практическое музицирование). Конкурсный отбор успешно проходят в основном абитуриенты, имеющие среднее профессиональное или дополнительное образование в сфере искусства, а также студенты, обладающие ярко выраженными способностями в изобразительно-художественной или музыкальной деятельности. Таким образом, состав обучающихся факультета включает лауреатов, призеров и дипломантов творческих конкурсов, участников всероссийских и международных выставок, которые уже достигли определенных успехов в творчестве и имеют явные перспективы дальнейшего не только педагогического становления, но и профессионального развития в сфере искусства. Поэтому воспитательный процесс, организуемый на факультете искусств, должен строиться с учетом достигнутого студентом индивидуального уровня профилизации в области искусства и наличия личного творческого потенциала.

Этот аспект организации воспитания студентов детерминирует выбор направлений и организационных форм внеучебной работы. Очевидно, что наиболее органичным для факультета направлением работы с учетом профилей подготовки студентов является, прежде всего, культурно-просветительское, художественно-творческое и эстетическое воспитание. Выбор организационных форм также определяется с учетом индивидуальных способностей, интересов, креативности студентов и выраженной потребности в творческой самореализации. Поэтому наибольшую привлекательность для обучающихся имеют эмоционально яркие формы: фестивали, концерты, мастер-классы, творческие встречи, конкурсы, выставки, клубы по интересам, творческие проекты, арт-площадки, культурно-просветительские акции и др. Особенностью применения указанных форм в воспитательной внеучебной работе факультета является возможность совмещения пассивной и активной позиции студентов, когда часть воспитательных событий обучающиеся посещают как слушатели, зрители, участники, а определенные мероприятия отдельные студенты или студенческие группы инициируют и организуют по собственной инициативе в качестве профессиональной пробы и средства профессионально-творческой самореализации.

Теоретический анализ литературы по организации профессионального воспитания в вузе и опыт реализации внеучебной воспитательной работы на факультете искусств Омского государственного педагогического университета показывают, что особый интерес у студентов и преподавателей вызывает конкурсная технология. В качестве причин активизации конкурсного движения в студенческой среде, на наш взгляд, можно указать возможность творческой самореализации, расширение коммуникативного пространства, ориентацию на публичный успех, включение компенсаторного механизма неудач в учебе, систему поощрения победителей и др. При этом участие в студенческих конкурсах является стартовой площадкой и начальным опытом, который может быть продолжен в будущей деятельности в формате профессиональных конкурсов педагогов общего и дополнительного образования.

Обобщение опыта и анализ различных видов конкурсов показывают, что наиболее востребованными у студентов факультета искусств являются конкурсы творческих работ, конкурсы проектов, конкурсы педагогической (методической) направленности и конкурсы музыкально-исполнительского мастерства. На основе анализа сформированной на факультете информационной базы конкурсных материалов периода 2013–2020 гг. можно констатировать, что студенты представляют различные по характеру работы:

  • информационные материалы, отражающие персональные выставки;
  • авторские произведения разных жанров изобразительного и музыкального искусства;
  • сценарии концертных программ, информационные материалы проведения культурно-просветительских акций для разных категорий обучающихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования;
  • видеозаписи выступлений на различных концертных площадках города, региона и др.;
  • методические разработки в рамках учебной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству, музейной педагогике и музыке;
  • игровые проекты по эстетическому воспитанию детей и молодежи;
  • творческие проекты, направленные на развитие культурной среды города;
  • разработки экскурсионных маршрутов по культурно-историческим объектам и др.

Основные проблемы в мотивировании студентов факультета искусств к участию в конкурсах педагогической направленности связаны с существенными затратами времени на дисциплины специализации, со значительной нагрузкой в связи с концертной деятельностью, со стремлением, прежде всего, к творческой деятельности в области искусства и ярко выраженным индивидуальным характером учебной деятельности будущих педагогов-художников и педагогов-музыкантов.

Результаты исследования и их обсуждение. Воспитательная работа на факультете искусств педагогического университета детерминирована содержанием профессиональных образовательных программ и особенностями студенческого контингента, что предполагает выбор соответствующих направлений и организационных форм профессионального воспитания. Теоретический анализ конкурсной технологии и многолетний опыт организации конкурсного движения студентов факультета искусств позволили сформулировать некоторые результаты этой работы, а именно: повышение мотивации студентов к профессиональной деятельности, преодоление затруднений в профессиональном самоопределении, возможность проявления субъектной позиции студентов, развитие креативности и др. [5]. При этом выявлены отличия в результативности воспитательной работы со студентами факультета искусств в формате конкурсов педагогической и творческой направленности, обусловленные спецификой факультета: ценностно-смысловое самоопределение в будущей педагогической деятельности, активизация познавательной деятельности в области педагогики и методики преподавания предметов образовательной области «Искусство», возможность презентации профессионально-личностных качеств, развитие творческих способностей в области искусства, адекватность самооценки готовности к профессиональной деятельности.

Заключение. В качестве перспектив реализации конкурса как продуктивной организационной формы воспитательной работы на факультете искусств можно обозначить акцент на методической и педагогической направленности в содержании конкурсов, включение студентов в профессионально ориентированную проектную деятельность, расширение географии и форм конкурсного движения, а также ориентацию на участие обучающихся в конкурсах федерального и международного уровней.


Библиографическая ссылка

Феттер И.В., Феттер П.З. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30307 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674