Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Седалищева С.Н. 1 Юмшанова А.П. 2 Алексеев М.С. 1
1 ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия»)
2 СПО ГБПОУ РС (Я) «Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов»
В статье рассматриваются модель и механизмы социального партнерства при организации научно-исследовательских экспедиций школьников «Верхоянье – полюс холода», так как стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами. Авторы считают, что социальное партнерство является одной из эффективных форм организации школьных экспедиций, оно объединяет ресурсы общества для формирования единой образовательной среды. Исследовательское обучение школьников в сотрудничестве с взрослыми и научными сотрудниками стало главной идеей в сфере образования. Школьные научно-исследовательские экспедиции формируют единую образовательную среду из нескольких образовательных субъектов: учителя, ученика, ученого и родителей; в этой среде создаются компетенции, относящиеся к каждому из субъектов. В результате проведенной работы доказано, что умело организованная школьная экспедиция способствует достижению поставленных целей. В процессе работы экспедиции создается совершенно иная обстановка, где одновременно формируется сотрудничество сразу нескольких равноправных социальных партнеров как конструктивное объединение единомышленников вокруг одного важного дела – создания условий для получения школьником образования, его самоопределения в выборе будущей профессии с чувством ответственности, формирования у него мотивации к саморазвитию при объективной оценке своего потенциала.
исследовательское обучение
экспедиция
исследовательское мышление
краеведческая работа
социальное партнерство
ресурс
сотрудничество
1. Озеров А.Г. Экологическое краеведение – организация и проведение практических исследований. Учебно-методическая литература. М.: ООО «Юный краевед», 2016. 240 с.
2. Организация и проведение ученических конференций / Под ред. А.С. Обухова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Библиотека журнала «Исследователь / Researcher», 2009. 100 с.
3. Леонтович А.В. Дополнительное образование детей в современной системе // Педагогическое образование и наука. 2014. № 2. С. 101-109.
4. Андиева М.С. Управление образованием в РФ: правовой аспект // Право и образование. 2002. № 6. С. 139-146.
5. Коваленко С.А. Использование социального партнерства в преподавании безопасности жизнедеятельности в системе СПО // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Международной научной конференции (г. Краснодар, май 2029 г.). Краснодар: Навигация, 2019. С. 48-50.
6. Константинова О.Н. Социальное партнерство семьи и школы в МБОУ «КМСОШ им. Н.В Шемякова» // Управление развитием образования: сборник статей участников республиканской научно-практической конференции. Якутск: ООО «Типография СМИК», 2019. С. 58-61.
7. Леонтович А.В., Цветков А.В. Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии // Исследователь. Научно-методический журнал. Под редакцией А.Обухова. 2012. № 1-2. С. 338-345.

В настоящее время организация научно-исследовательской работы школьников стала неотъемлемой частью инновационного подхода в повышении качества образования, так как одной из ключевых задач системы образования на современном этапе является воспитание мыслящего, творческого и активного обучающегося человека. В основе научно-исследовательской работы обучающихся лежит проблемное обучение: опираясь на полученные знания и обращая внимание на явления по заданной теме, школьник выявляет проблему, ставя цель и задачи, погружается в процесс исследования, через углубленное изучение познает истину, решает поставленные задачи, достигает цели. При этом очень важны инструментарий и методология изучения и исследования [1]. Важной особенностью образовательного процесса в дополнительном образовании детей является последовательная подготовка учащихся к изучению природных явлений, материально-духовных ценностей в условиях учебно-полевых, экспедиционных, индивидуально-исследовательских работ, итоги которых обобщаются в научно-практических конференциях, что способствует развитию устной и письменной речи. Исследование заключается в том, что в результате участия в работе экспедиции обучающиеся овладевают основными компетенциями, навыками и умениями по выполнению исследовательской работы [2]. Затем они активно принимают участие в научно-практических конференциях от районного до всероссийского и международного уровней.

Цель исследования – описать социальное партнерство как одну из эффективных форм организации школьных экспедиций, которая объединяет ресурсы общества для формирования единой образовательной среды.

Материал и методы исследования. С 2006 г. в Верхоянском районе МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» ежегодно проводит комплексную научно-исследовательскую экспедицию «Верхоянье – полюс холода» совместно с ведущими научными сотрудниками Якутии с участием учителей, обучающихся и родителей. За эти годы в организации научно-исследовательских экспедиций накоплен большой опыт. И такие исследовательские экспедиции для Центра детско-юношеского туризма и экскурсий стали самым важным направлением в развитии дополнительного образования района и Республики Саха (Якутия).

Исследовательские работы как элемент дополнительной деятельности обучающихся должны способствовать формированию навыков научного труда. Научно-исследовательская работа в дополнительном образовании служит одним из основных этапов развития творческого мышления и раскрытия одаренности (талантливости) школьника, активизации исследовательской деятельности, вовлечения учащихся в деятельность по исследованию, раскрытия творческого потенциала детей [3].

Основная миссия – обучение, воспитание, развитие детей. Она может быть выполнена при наличии необходимых социальных, педагогических, экономических, психологических, научно-методических, материально-технических условий.

В последние годы как продолжение традиций исследовательской деятельности учителей-краеведов во всех уголках Якутии проводятся ежегодные летние научно-исследовательские экспедиции школьников совместно с ведущими научными сотрудниками. Школьные краеведческие экспедиции стали приобретать научный характер благодаря сотрудничеству со сферой академической и фундаментальной науки.

Согласно Концепции модернизации российского образования до 2020 г. стратегические цели образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательных учреждений с социальными партнерами. В современных условиях социально-экономического, социокультурного и технологического развития требуется усовершенствование подходов к взаимодействию сторон, заинтересованных в решении проблем повышения качества образования на уровнях общего, дополнительного и высшего образования. В этих условиях необходимы новые формы управления, координации, сотрудничества в образовании. Решение проблемы повышения качества образования только на государственном уровне не может обеспечить положительный результат. Одним из перспективных направлений в данной ситуации является взаимодействие с социальными партнерами [4].

С точки зрения С.А. Коваленко, социальное партнерство в системе образования – это процесс взаимодействия, при котором представители различных социальных групп, имеющих собственные интересы в сфере образования, организуют совместную деятельность для повышения эффективности данного взаимодействия [5]. Социальное партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку разнообразие не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Социальное партнерство научных организаций и учреждений общего и дополнительного образования в настоящее время стало приемлемым и является эффективным механизмом в профориентационной работе со школьниками для повышения качества образования и развития необходимых компетенций исследовательской работы и научной методологии у школьников и студентов. Формирование образовательной научной среды посредством социального партнерства таких социальных институтов, как школа, научные институты, высшие учебные заведения и широкий круг общественности, создает благоприятные условия для многостороннего развития школьников, о чем говорит и Н. Пирогов: «Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами» [6]. Опыт социального партнерства научных институтов со средними общеобразовательными школами и учреждениями дополнительного образования в Республике Саха (Якутия) определяет реальную перспективу развития интеграции общего, дополнительного и высшего образования, выступая гарантом повышения качества образования на всех уровнях. В настоящее время сформирован алгоритм взаимодействия, т.е. социального партнерства, нескольких научных институтов, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в Хангаласском, Верхоянском, Томпонском, Горном, Вилюйском районах с Министерством образования и науки РС (Я), Академией наук РС (Я), Институтом прикладной экологии Севера Академии наук РС (Я), Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН, Институтом космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН, Институтом гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Институтом мерзлотоведении им. П.И. Мельникова СО РАН, Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова, Малой академией наук РС (Я), Музеем мамонта СВФУ им. М.К. Аммосова, Якутским государственным объединенным музеем истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, Черкехским историко-мемориальным музеем «Якутская политссылка» Таттинского района и Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства РС (Я). Школы совместно с научными институтами разрабатывают и реализуют научно-образовательные, исследовательские проекты в форме экспедиций, в основном в летнее время, в социальном партнерстве ученика, учителя и ученого.

Программа комплексной научно-исследовательской экспедиции школьников «Верхоянье – полюс холода» была разработана в 2006 г. по инициативе академика Никиты Гавриловича Соломонова совместно с Управлением образования Верхоянского района и Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН. Программа была направлена на усиление общественной поддержки движения «Шаг в будущее», формирование регионального движения, объединяющего школьников, педагогов и научных работников, привлечение внимания молодежи к основным проблемам своего региона, расположенного на Полюсе холода.

Идея проведения научно-социальной комплексной научно-исследовательской экспедиции с участием школьников и молодежи «Верхоянье – полюс холода» заключается в следующем: на основе опыта совместной работы управления образования Верхоянского района и научных учреждений РС (Я) распространить опыт организации научно-исследовательской работы школьников на все районы бассейна реки Яна (Усть-Янский, Эвено-Бытантайский, Верхоянский), а также северные районы (Абыйский, Момский, Томпонский, Кобяйский); на этой основе разработать схему координации деятельности научно-исследовательской работы школьников всех северных районов Республики.

По своим природно-климатическим условиям, самобытной культуре, истории и укладу жизни населения Верхоянье представляет собой уникальную территорию для проведения детальных и всесторонних исследований. Дальнесрочными целями программы являются расширение горизонтов развития программы «Шаг в будущее» и привлечение широкого круга исследователей к изучению северных территорий.

Модель социального партнерства для эффективной организации научно-исследовательской экспедиции – это социальное партнерство ученика с учителем и ученым. В полевых условиях школьники под руководством ученых познают азы науки, учатся методике исследования, овладевают инструментарием, приобретают элементарный опыт по исследованию; в процессе работы создается мотивация к обучению и познанию, исследовательской работе. В результате у школьников формируются необходимые компетенции исследовательской работы, социальные компетенции, исследовательское и проектное мышление, ценностные установки, личностные качества, которые заложат необходимую почву для саморазвития. При работе над одним проектом с ученым и учителем у школьников создаются информационная основа и персональный опыт, которые необходимы для определения направлений своего дальнейшего образования в контексте построения будущих профессиональных ориентиров. А учителя, находясь рядом со школьниками и учеными, тоже проходят практико-ориентированное научно-исследовательское обучение в полевых условиях, повышают свою квалификацию по профилю обучения и обогащают свой методический опыт. Но главным звеном в этой работе остается учитель, так как он является научным руководителем всей деятельности ученика, от подготовительного этапа до выхода научного доклада на различных научно-практических конференциях.

Предлагаем рассмотреть некоторые моменты из истории школьных туристических маршрутов и экспедиций Верхоянского района советского и современного периодов.

В советское время в Верхоянском районе организовались туристско-краеведческие экспедиции. В основном их цель заключалась в сборе материалов и музейных экспонатов. Но в ходе таких маршрутов также изучались флора и фауна Верхоянья.

В 1960-е гг. были организованы палеонтологические и зоологические экспедиции. Их руководителем являлся М.А. Слепцов, директор Адычинской средней школы, организатор кружка «Юный охотник». В результате экспедиций собраны этнографические и палеонтологические материалы, которые заложили базу Адычинского музея.

В 1963 г. была проведена экспедиция на первое местоположение г. Верхоянска в 30 км от нынешнего расположения г. Верхоянска до верховьев р. Дулгалах под руководством А.И. Чириковой. В ней были произведены замеры контура и расстояния построек на зимовье зданий, определены размеры для сбора ясака на р. Дулгалах, определено первое зимовье.

С 1974 г. организованы туристско-краеведческие экспедиции по родному краю – Эльгетскому наслегу – под руководством Н.К. Бурцевой, директора Эльгетской средней школы. Она по собранным материалам создала Эльгетский краеведческий музей.

С 1975 г. проводились туристско-поисковые палеонтологические экспедиции по маршрутам: Бетенкес – г. Суллар и Бетенкес – р. Туостаах. Руководил ими Н.Г. Божедонов, учитель математики и физики Адычинской средней школы. На основании собранных материалов был открыт новый отдел «Природа» в Адычинском музее.

В 1977 г. была совершена палеонтологическая экспедиция по р. Адыча и ее притоку Туостаах. Руководил ею Х.Е. Слепцов, директор Эльгетской средней школы, заместитель директора по воспитательной части Верхоянской средней школы. Собраны материалы по палеонтологии для музея «Полюс холода» г. Верхоянска.

С 1977 по 1988 гг. организованы туристско-краеведческие экспедиции по маршрутам от Верхоянска до таких населенных пунктов, как Саккырыр, Кустур, Сартан, Арылах, Дулгалах, Осохтох, Сайды, Хайысардах, Батагай, Боронук, Лазо, Джаргалах, Табалах, Черюмча, Усть-Куйга, Северный, Казачье, Усть-Янск, Нижнеянск, Токума, Барылас, Бетенкес, окрестности г. Верхоянска. Руководителем этих маршрутов была В.З. Кириллина, учитель биологии Верхоянской СОШ. Собраны этнографические материалы, на основе которых в 1992 г. был создан улусный краеведческий музей «Полюс холода» г. Верхоянска.

В 1988 г. В.З. Кириллиной, учителем Верхоянской СОШ, были организованы туристско-краеведческие экспедиции по маршруту Верхоянск – гора Малый Суллар – Большой Сууллар – гора Кисилях. В них собраны палеонтологические экспонаты для музея «Полюс холода» г. Верхоянска.

В 1995 г. А.А. Рожиной, В.П. Стручковым и двумя сотрудниками Института биологических проблем криолитозоны организована краеведческая экспедиция «Розовая чайка» с участием юных туристов районной станции Верхоянского района (п. Батагай) – ныне МБОУ ДО «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» по маршруту Батагай – Эчий – Эндыбал – Улага (географический центр Якутии). Собраны материалы по флоре, энтомологии, этнографии, исторические материалы для краеведческого музея «История промышленного освоения Верхоянья» при Центре дополнительного образования ЦДЮТЭ (п. Батагай).

А на современном этапе экспедиция носит название «Комплексная научно-исследовательская экспедиция школьников “Верхоянье – полюс холода”» и имеет научно-исследовательский характер. Такие экспедиции были организованы учреждением дополнительного образования «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» в социальном партнерстве ученика, учителя и ученого.

В 2006 г. Управлением образования Верхоянского района, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий и образовательными учреждениями Верхоянского, Томпонского районов была организована биологическая, физико-техническая, палеонтологическая экспедиция. В ней принимали участие ведущие научные сотрудники Академии наук РС (Я), Института прикладной экологии Севера Академии наук РС (Я), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН, Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю.Г. Шафера СО РАН, Института мерзлотоведении им. П.И. Мельникова СО РАН, Биолого-географического факультета и Физико-технического факультета ЯГУ имени М.К. Аммосова, Университета Хельсинки (Финляндия), Польской академии наук г. Варшавы (Польша).

В 2007 г. организована биологическая и ценопопуляционная экспедиция Управлением образования Верхоянского района, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий и образовательными учреждениями Верхоянского, Томпонского районов. В ней принимали участие ведущие научные сотрудники Академии наук РС (Я), Института биологических проблем криолитозоны СО РАН.

Таким образом, по сей день совместно с ведущими научными институтами Якутии проводятся научно-исследовательские экспедиции «Верхоянье – полюс холода» по биологическому, экологическому, физико-техническому, палеонтологическому, историко-этнографическому, археологическому направлениям.

Результаты исследования и их обсуждение. Самыми актуальными направлениями экспедиций являются биологическое (геоботаника, орнитология, энтомология, ихтиология, дендрология, бриология, териология), экологическое, палеонтологическое, физико-техническое и историко-краеведческое.

Сама природа Якутии по своему содержанию и качеству уникальна, своеобразна и неповторима. И каждое явление природы представляет собой научно-исследовательский интерес для всех – для школьников и для ученых. По определению А.В. Леонтовича: «…взрослые и дети, оказываясь в “поле”, работают не по готовым туристским описаниям и маршрутам, а создают собственное представление об особенностях района, определяя свои задачи и получая собственные экспериментальные данные. Это – путь исследователей, всегда работающих с первоисточниками и делающих собственные выводы из увиденного» [7]. Естественная научная среда для исследователей на территории Якутии имеет достаточно ресурсов, о чем свидетельствуют результаты и выявленные научные объекты проведенных исследований научных сообществ Академии наук Республики Саха (Якутия). Такими научными объектами являются следующие.

В Хангаласском районе – Ат дабаан, долина Эркээни, Ленские столбы, Табагинский мыс и иные – уникальные полигоны для изучения и исследования по палеонтологии, историко-археологии, орнитологии, геоботанике.

В Верхоянском районе – Кисиляхские горы, р. Туостаах, котлован провал р. Батагайка, г. Сууллар и др. Эти места являются уникальными полигонами для исследований природных явлений в физико-техническом, палеонтологическом, историко-этнографическом, биологическом направлениях.

В Томпонском районе Мамонтовая гора, местность Крест-Хальджай являются полигонами для исследования по физико-техническому, энтомологическому, орнитологическому направлениям.

В Горном районе природные парки «Синские столбы», «Харыйалаах» служат полигонами для исследования птиц, мелких грызунов, рыб, насекомых и растений.

Каждый район в Якутии имеет свои уникальные и интересные места для исследования природы и истории быта, культуры якутов. Исследованием этих мест детей можно увлечь и приобщить к науке.

В научно-исследовательской среде главным принципом является сотрудничество ученика с учителем и ученым. При этом в методологическом содержании научно-исследовательской деятельности самый полезный опыт дает ученый. Очень важным моментом является то, что ученик сам выбирает свое направление во время комплексной научно-исследовательской экспедиции и начинает целеустремленно заниматься вместе со своим учителем и научным руководителем. Таким путем идет процесс гармоничного развития личности, формирования навыков общения с природой. В процессе проведенных экспедиций школьников в Верхоянском районе наблюдались положительные тенденции проявления заинтересованности родителей в привлечении своих детей к исследовательской работе. Высока роль родителей в организации экспедиционных маршрутов, особенно в качестве проводников, инструкторов, знатоков местных традиций и труднодоступных мест. Педагогам важно добиться активной позиции родителей в воспитании детей, создать доверительные взаимоотношения между ними. Организация таких экспедиций служит эффективным способом формирования комфортной атмосферы сотрудничества с родителями. Это тоже своего рода социальное партнерство в обучении и воспитании детей, которое показало свою эффективность на самом деле.

Выводы. Партнерские отношения сближают детей с родителями, педагогами, делая их союзниками. А в процессе работы экспедиции создается обстановка, когда одновременно формируется сотрудничество сразу нескольких равноправных социальных партнеров как конструктивное объединение единомышленников вокруг одного важного дела – создания условий для получения школьником образования, его самоопределения в выборе будущей профессии с чувством ответственности, формирования у него мотивации к саморазвитию с объективной оценкой своего потенциала.

 


Библиографическая ссылка

Седалищева С.Н., Юмшанова А.П., Алексеев М.С. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30351 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674