Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Мокрецова Л.А. 1 Попова О.В. 1 Швец Н.А. 1 Довыдова М.В. 1
1 ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина"
Проблема влияния возраста ученого на продуктивность и результативность профессиональной деятельности вообще, и научной деятельности в частности, является весьма актуальной в настоящее время. Рассматривая проблему прямого и косвенного влияния возраста научного работника на его профессиональную деятельность, авторы описывают особенности выявления возрастных тенденций в продуктивности научной и научно-педагогической деятельности, влияния возрастного выгорания, а также возрастных пиков творчества. Авторами выявлена неутешительная статистика дефицита молодых научных и научно-педагогических кадров в Алтайском крае и г. Бийске. В настоящей статье авторы излагают свой взгляд на данную проблему и предлагают наиболее действенный, с точки зрения авторов, вариант решения проблемы путем создания системы действенного международного, межрегионального и регионального университетского взаимодействия при подготовке молодых ученых. Авторы рассматривают различные формы взаимодействия, предлагают анализ наиболее действенных форм и методов. Авторы делятся опытом научных школ АГГПУ им. В.М. Шукшина, которые ведут многолетнюю деятельность с целью реализации подготовки молодых ученых в условиях обязательного взаимодействия и сотрудничества с университетами и научным сообществом исследовательских организаций. Для научных школ важнейшим направлением является адресная подготовка высококвалифицированных научных и педагогических кадров, которую без объединения и сотрудничества авторы считают недостаточно эффективной. Представленные в статье материалы будут полезны как опыт университетского взаимодействия и расширения границ данного взаимодействия с другими университетами и академическим сообществом в целом.
возрастные тенденции
возрастное выгорание
университетское взаимодействие
качество подготовки ученых
пики творчества
1. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Дьяченко Е.Л. и др. Индикаторы науки: 2019: статистический сборник. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 328 с.
2. Руденко А.М. Творчество как фактор самореализации личности в культуре конца ХХ - начала XXI века: философско-антропологические проблемы // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 1. С. 150-160.
3. Шпак А. Что мешает развитию науки на Алтае // Новости сибирской науки. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/chto-meshaet-03032017 (дата обращения: 10.11.2020).
4. Булгакова Н. Крен в старение. Доля молодых преподавателей вузов продолжает уменьшаться // Образование. 2015. № 47. [Электронный ресурс]. URL: https://poisknews.ru/magazine/16549/ (дата обращения: 29.11.2020).
5. Семенова Э.В. К вопросу подготовки молодых научных кадров в вузе // Право. Законодательство. Личность. 2013. № 1 (16). С. 106-110.
6. Мокрецова Л.А. Формирование мотивации научно-исследовательской деятельности аспирантов // Вестник Школы молодых ученых: материалы 13-го заседания Региональной Школы молодых ученых (17-18 февраля 2011 года, г. Бийск). Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. С. 12-17.
7. Mokretsova L.А., Popova O.V. Inclusion of research-oriented education in the training of the university in the training of teachers: Materials of the International Conference «Process Management and Scientific Developments». Birmingham, United Kingdom (Novotel Birmingham Centre, January 16, 2020). 2020. Р. 63-70.
8. Жданова Л.В. Качество подготовки научных кадров // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). Пермь: Меркурий, 2013. С. 138-141.
9. Современные проблемы непрерывного педагогического образования: коллективная монография / под ред. И.Р. Лазаренко, А.А. Веряева. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 346 с.
10. Мокрецова Л.А., Попова О.В., Волкова Н.В., Громогласова Т.И., Манузина Е.Б., Швец Н.А., Довыдова М.В., Дудышева Е.В., Романова Л.А., Гаврутенко Т.В. Педагогика XXI века: смена парадигм: коллективная монография в 2 томах. / Под общ. ред. проф. О.В. Поповой. Том 1. Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет им. В.М. Шукшина. Бийск: ФГБОУ ВО «АГГПУ», 2019. 398 с.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время в России наметилась тенденция старения научных и педагогических кадров. Средний возраст научных работников - докторов наук - 63 года, из них в возрасте 70 лет и старше 35,9%. Средний возраст научных работников - кандидатов наук - 51 год, из них в возрасте 70 лет и старше - 14%. Вузовские преподаватели - доценты, кандидаты наук - имеют средний возраст 48 лет, из них в возрасте 70 лет и старше 28,3%, а в возрасте до 30 лет только 4,1% от общей численности. Еще более удручающие результаты наблюдаются по преподавателям вузов - профессорам, докторам наук, которые имеют средний возраст 61 год. Среди профессоров, докторов наук в возрасте 70 лет и старше - 28,3%, а в возрасте 30-39 лет - только 3,7% [1].

Поэтому поиск путей решения проблемы подготовки молодых ученых является весьма актуальным и значимым как в социально-профессиональном пространстве, так и в деятельности университетов. При этом учеными многих стран, в том числе и России, было установлено, что наблюдается прямое и косвенное влияние возраста научного работника на его профессиональную деятельность.

Прямое влияние, на наш взгляд, связано с возрастным выгоранием, накопленной усталостью, старческими болезнями, снижением гибкости мышления и другими проблемами, связанными с возрастным, физиологическим старением. Косвенное влияние, как нам видится, связано с проблемой отсутствия молодых энергичных помощников, способных подхватить идею, провести быстрые пилотные и тщательные долгосрочные эксперименты, внести, как образно говорят, «молодую кровь» и довести теоретические разработки до их реализации.

Цель исследования: выявить возможность университетского взаимодействия как эффективного механизма обеспечения качества подготовки молодых ученых.

Материал и методы исследования: анализ и синтез теоретических и практических исследований с целью установления закономерных связей в области межвузовского взаимодействия, исследования на основе интегративного подхода, проектирование в области совершенствования действующих и внедрения инновационных механизмов взаимодействия университетов и научных организаций, систематизация полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение

Исходя из цели и выбранных методов нашего исследования, мы начали с выявления возрастных тенденций в продуктивности научной и научно-педагогической деятельности, особенностей возрастного выгорания, а также возрастных пиков творчества. В ходе изучения мы обнаружили, что данное направление давно стало предметом специальных исследований и научных дискуссий. Широко известны исследования в этой области, проведенные американским психологом Н. Леманом, которые он опубликовал еще в 50-60 годах XX века. Данные по возрастным особенностям научного творчества, полученные еще в XX веке, подтвердились в ходе исследований в начале XXI века. Многочисленными исследованиями было установлено, что максимум научной и исследовательской продуктивности приходится на возраст ученого 30-39 лет. Пики творчества зависят от специфики отрасли знания: для естественных и точных наук – это 32-33 года, для педагогов, психологов, физиологов – это 35-39 лет, для изобретателей – это возраст 35-39 лет, для медиков – это 40-41 год [2].

Авторы не ставят целью данной статьи непосредственное изучение влияния возраста на научную продуктивность, однако у нас не вызывает сомнений, что проблема старения научных и педагогических кадров стоит остро во всем мире. Особенно заметно старение научной элиты в России.

Не избежал влияния данной тенденции и Алтайский край. Нами выявлена печальная статистика дефицита молодых научных и научно-педагогических кадров, этот дефицит в настоящее время составляет более 14,5% от общей потребности в научных и педагогических кадрах в Алтайском крае [3]. И это повторение печальной статистики в России в целом. Особенно опасно то, что основную часть потребности в научных и педагогических кадрах составляют кадры на замену достигших не просто пенсионного возраста, а возраста неспособности далее продолжать научную и педагогическую деятельность, то есть переваливших возрастной рубеж в 75-80 лет [4].

Условия современного экономического развития, влияние рыночной экономики на потребности как в подготовке специалистов, так и в научных разработках существенно изменили и усложнили работу научных и научно-педагогических кадров, определив новые приоритеты их деятельности.

Среди социально-профессиональных условий, которые оказывают прямое и косвенное влияние на возрастные тенденции и снижают возрастные пики творчества в научной и преподавательской деятельности, считаем наиболее значимыми следующие:

  • потребность ускорения адаптации в международном научном и экономическом пространстве;
  • направленность на подготовку таких специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, то есть рынком труда;
  • необходимость совершенствования и развития инновационных подходов к технологиям научных исследований и обучения;
  • повышение значимости результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского и научно-педагогического состава и студентов при оценке деятельности вузов, и особенно университетов;
  • совершенствование информатизации и внедрение цифровых и роботизированных технологий управленческой и образовательной деятельности;
  • повышение внимания к подготовке резерва научных и педагогических кадров, профессионализации управления всех структурных подразделений вузов;
  • процессы усиления роли региональных вузов и создания коллабораций региональных вузов с федеральными университетами и национальными исследовательскими университетами;
  • придание коллаборациям университетов большей значимости за счет объединения усилий научных школ по сравнению с обычными вузами;
  • изменение управленческой составляющей научных исследований в части сокращения времени от начала разработки до реального внедрения в практику и др. [5].

Существенными факторами, которые усложняют научную и научно-педагогическую деятельность, являются:

  • ужесточение требований к оценке научной и публикационной эффективности деятельности университетов;
  • крайне высокий средний возраст ученых, снижающий их организационную и публикационную активность;
  • необходимость профессионального научно обоснованного управления структурными подразделениями на основе развития профессиональных компетенций, соответствующих современным условиям деятельности университета;
  • узковедомственная и внутривузовская замкнутость в научной и педагогической деятельности и др. [5; 6].

Отсутствие молодых ученых создает проблемы мобильной перестройки научных изысканий, не дает возможности расширения исследований под потребности общества и социальный заказ, снижает эффективность внедрения научных разработок в профессиональную среду и приводит к сокращению количества научных школ, способных вносить реальный теоретический и практический вклад в научные исследования. Особенно заметна такая тенденция в сфере педагогических наук [6].

Исходя из наметившихся тенденций влияния возрастных изменений научных и педагогических кадров на эффективность научной и научно-педагогической деятельности, нами выявлена проблема между потребностью в омоложении научных кадров и реальными возможностями их подготовки в условиях отдельного вуза.

Каждый вуз, и в особенности университет, имеет свою научную среду, условия подготовки научных кадров, особенности взаимодействия с теми, кто способен и мотивирован на научную деятельность [1; 6]. Тем не менее современная тенденция модернизации образования, и в особенности педагогического образования, – это развитие и расширение всех видов взаимодействия: вузовского, межвузовского, регионального, межрегионального [7].

Поэтому Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина (АГГПУ им. В.М. Шукшина), отвечая на запросы XXI века, принял на себя решение использовать международное, межрегиональное и региональное университетское взаимодействие как самый эффективный механизм обеспечения качества подготовки молодых ученых [6; 7]. На наш взгляд, в научной деятельности такие формы совместной деятельности в подготовке молодых ученых особенно важны.

Научные школы АГГПУ им. В.М. Шукшина ведут многолетнюю деятельность с целью реализации подготовки молодых ученых в условиях обязательного взаимодействия и сотрудничества с университетами и научным сообществом исследовательских организаций. Для нас важнейшим направлением является адресная подготовка высококвалифицированных научных и педагогических кадров, которую без объединения и сотрудничества мы считаем недостаточно эффективной.

Поскольку направление на взаимодействие при подготовке молодых ученых предусматривает активное использование позитивного потенциала сетевых форм взаимодействий, мы рассматриваем необходимость для каждого университета уделять большое внимание сетевым формам взаимодействия.

Наиболее активными партнерами во взаимодействии АГГПУ им. В.М. Шукшина с другими университетами при подготовке молодых ученых считаем следующие крупные вузы.

  1. На региональном уровне: Алтайский государственный университет, Алтайский государственный педагогический университет, Алтайский государственный технический университет им. Ползунова, Алтайский государственный институт культуры (г. Барнаул).
  2. На межрегиональном уровне: Горно-Алтайский государственный университет, Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирское высшее военное командное училище, Сибирский университет потребительской кооперации (г. Новосибирск), Томский государственный педагогический университет, Томский государственный университет, Кемеровский государственный университет и др.
  3. На всероссийском уровне: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск), Сургутский государственный педагогический университет, Омский государственный педагогический университет, Сибирский федеральный университет (г. Красноярск), Тюменский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва), Московский педагогический государственный университет, Московской городской педагогический университет и др.
  4. На международном уровне: Ассоциация педагогических вузов Казахстана и России по развитию трансграничного образования, Государственный университет имени Шакарима (Казахстан), Павлодарский государственный педагогический институт (Казахстан), Таласский государственный университет (Киргизия), Ховдский государственный университет (Монголия), Йенский университет имени Фридриха Шиллера (Германия), университет Кларка (США) и др.

Практика деятельности АГГПУ им. В.М. Шукшина совместно с другими вузами показала, что университетское взаимодействие на региональном, межрегиональном и международном уровне становится эффективным механизмом обеспечения качества подготовки молодых ученых в Алтайском крае при условии, если:

  • сформировано единое коммуникативное поле развития системы содействия профессиональному росту молодых учёных;
  • используется постоянно действующая среда разработки и реализации проектов, направленных на совершенствование системы поддержки, сопровождения, консультирования молодых ученых как на стадии аспирантуры, так и в период начала научной профессиональной деятельности;
  • достигнуты договоренности участников взаимодействия обо всех направлениях научного, психологического, профессионального, педагогического, социального консультирования молодых ученых;
  • имеется совместная система поддержки инициативы и оказания содействия и проведения мероприятий по обмену научной мыслью: конференций, семинаров, круглых столов, заседаний научных коллективов и других научных мероприятий, обеспечивающих самосовершенствование молодых ученых;
  • создана и постоянно совершенствуется система организационно-консультационной межвузовской деятельности, с помощью которой молодые учёные и педагоги получают доступ к индивидуальному и (или) групповому консультированию (в том числе и дистанционному) у известных ученых, имеющих ценный опыт решения проблем, возникающих в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности;
  • объединены усилия в содействии рецензированию, экспертизе и конкретной консультационной помощи по публикациям молодых учёных;
  • созданы совместные структуры для расширения возможностей обмена информацией о передовом научном опыте, имеющихся возможностях повышения эффективности исследований, о законченных научных исследованиях, о проблемах и перспективах научных исследований, в том числе и совместных;
  • объединены связи с инновационными и внедренческими организациями, заинтересованными в использовании научных результатов, со специалистами научных организаций, проводящими научно-практические семинары для ознакомления с результатами ученых, в том числе и молодых, по законченным научным исследованиям;
  • созданы сообщества молодых учёных и специалистов университетов для решения актуальных научных проблем [5; 6; 8].

Для реализации всех вышеназванных направлений по региональному, межрегиональному, всероссийскому и международному сетевому взаимодействию вузов АГГПУ им. В.М. Шукшина включился в проект по модернизации педагогического образования, выполнению задач национальных проектов «Образование» и «Наука», а также участвует в ряде проектов подготовки молодых ученых с использованием различных форм сетевого взаимодействия, а также через сотрудничество по таким научным проблемам и научным направлениям, как:

  1. международное межвузовское взаимодействие по различным научным направлениям и подготовке научных кадров, в том числе и в рамках аспирантуры;
  2. работа в рамках ежегодной межрегиональной Школы молодых ученых;
  3. представление научных разработок молодых ученых по направлению изысканий на заседаниях научных лабораторий, кафедр, участвующих во взаимодействии;
  4. заслушивание молодых ученых из других вузов в научных подразделениях и на кафедрах АГГПУ им. В.М. Шукшина;
  5. перекрестное научное руководство изысканиями молодых ученых путем приглашения научных руководителей из других вузов и назначения научных руководителей АГГПУ им. В.М. Шукшина для научного руководства молодыми учеными других вузов;
  6. постоянное рецензирование научных работ из других вузов и направление на рецензирование работ молодых ученых в другие вузы;
  7. взаимодействие в части выполнения совместных проектов и программ в рамках научной и научно-педагогической деятельности;
  8. обмен публикационными материалами молодых ученых, проведение совместных научных конференций, семинаров и других значимых мероприятий для формирования исследовательской компетентности молодых ученых.

Практическая реализация вышеназванных направлений повышения эффективности подготовки молодых ученых путем взаимодействия университетов представлена значимыми для участников мероприятиями и форматами. Например, в АГГПУ им. В.М. Шукшина созданы и постоянно функционируют научно-исследовательские лаборатории по различным направлениям фундаментальных и прикладных исследований: Лаборатория инновационных процессов в образовательном пространстве, Лаборатория «Методология проектного обеспечения образовательной практики», Лаборатория превентивной девиантологии, Лаборатория инклюзивного, специального образования и социальной помощи, Лаборатория междисциплинарных филологических исследований, Лаборатория антропоцентрической типологии языка, Лаборатория систематики и экологии животных, Лаборатория альтернативной энергетики и робототехники, Лаборатория электротехники и силовой электроники, Лаборатория прикладного магнетизма, Лаборатория петрологии и металлогении золота и др. Представленные лаборатории проводят научную работу в условиях долгосрочного взаимодействия ученых университета с известными российскими и зарубежными научными специалистами каждой конкретной области. Все лаборатории строят свою научную деятельность с привлечением молодых исследователей на уровне магистратуры и аспирантуры, в том числе в рамках грантовых научных изысканий.

Еще одна из эффективных, на наш взгляд, форм университетского взаимодействия, способствующая повышению эффективности подготовки молодых научных и педагогических кадров, – это межрегиональная Школа молодых ученых. Она проходит ежегодно в июне уже более 20 лет и собирает ведущих ученых - докторов наук и молодых ученых из вузов Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской и Кемеровской областей, Красноярского края, а также Монголии и Китая. Школа молодых ученых постоянно оказывает действенную помощь при обсуждении тем исследований и текущих результатов опытно-экспериментальной работы молодых ученых. На встречах в рамках школы заслушиваются доклады по завершенным исследованиям, проходит дистанционное взаимодействие с учеными из Москвы, Санкт-Петербурга, ближнего и дальнего зарубежья.

Следующим важным и значимым направлением университетского взаимодействия, повышающим качество подготовки молодых ученых, стали конференции, семинары, круглые столы и другие массовые научные мероприятия. Так, 15-17 сентября 2017 г. в университете прошла очная с элементами дистанционного взаимодействия школа-конференция «Методология и практика научных исследований», которая с этого времени стала работать на постоянной основе и поддерживается партнерами по университетскому взаимодействию. Формат мероприятия предполагает не только лекции и мастер-классы, но и разные формы обсуждения методологических проблем исследований. Для участников школы-конференции были проведены мастер-классы по основам статистической обработки данных, использованию академического английского языка, сущности полипарадигмального подхода в современной науке. Прикладные вопросы, связанные с изучением проблем нравственного воспитания и обучения в США, обсуждались в рамках онлайн-семинара с профессором Шоной Моран из Университета Кларка (США). В рамках круглого стола участники и организаторы смогли обменяться опытом и проблемами использования конкретных методов и методик. По результатам работы школы-конференции издается сборник научных трудов.

С 2017 года по настоящее время университет развивает внешние научные связи с ведущими российскими и зарубежными исследовательскими центрами, активно используя данные связи в процессе научной работы молодых ученых. Сотрудники вуза, в том числе и молодые, наиболее активно проводят исследования совместно с Ховдским государственным университетом (Монголия) по двум проектам, поддержанным РФФИ и Министерством образования, культуры, науки и спорта Монголии.

На кафедре русского языка и литературы осуществлялась подготовка аспирантов по направлению «Языкознание и литературоведение» из Ховдского государственного университета, Монгольского национального университета и Баян-Ульгийского филиала Ховдского государственного университета. Сотрудниками вуза опубликовано 12 работ в соавторстве с зарубежными партнерами. Проводилась работа по организации научных конференций (проведены 4 конференции с международным участием), было организовано участие молодых ученых в научных выставках.

В АГГПУ им. В.М. Шукшина неоднократно проводились круглые столы, посвященные обсуждению научного и образовательного сотрудничества с представителями Ховдского государственного университета (Монголия). В составе делегации от монгольского вуза были лингвисты, психологи, биологи, географы и химики, заинтересованные в развитии двустороннего сотрудничества с нашим университетом. В ходе круглых столов были презентованы программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры АГГПУ, в том числе таких новых педагогических профилей, как «Русский и английский язык», «Английский и китайский язык», «Начальное и дошкольное образование», «Информационно-коммуникационные технологии в филологическом образовании» и др. Большую заинтересованность монгольские коллеги проявили к курсам повышения квалификации, переподготовки и направлениям научного сотрудничества, прежде всего в сфере гуманитарных наук. В рамках круглого стола также прошла экспресс-викторина на знание систем образования, науки и культуры России, победителем которой стал преподаватель-лингвист Нацаг Давааболд. Представители университетов отметили общую заинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества в части университетского взаимодействия при подготовке молодых ученых к совместным исследованиям, обмена опытом и других значимых для повышения эффективности научной деятельности вузов-партнеров.

В рамках межвузовского взаимодействия в 2018-2019 учебном году реализован молодежный межнациональный проект «Живая книга», получивший грант губернатора Алтайского края в сфере молодежной политики. «Книги» - представители этнических диаспор Алтайского края и иностранцы, обладающие знаниями и навыками о культуре, истории и традициях своего народа. «Читателями» в проекте могут выступать представители национально-культурных автономий, любой этнической диаспоры, а также студенты вузов, учащиеся и школьники, жители нашего многонационального региона. В ходе живого диалога молодых ученых со школьниками, студентами и обычными жителями молодые ученые получали опыт живого общения и навыки включенного эксперимента, а все участники взаимодействия лучше узнавали традиции разных народов и текущей деятельности национально-культурных автономий по развитию этнокультурной идентичности. При этом представители разных диаспор и иностранцы, проживающие на территории края, знакомятся с работой друг друга, чтобы перенять полезный опыт. Учитывая большой интерес к данному проекту, его реализация в рамках межвузовского взаимодействия продолжена и востребована и в настоящее время.

С 2019 года реализуется несколько межрегиональных научных проектов, посвященных творчеству и наследию В.М. Шукшина, чье имя носит университет. Проекты были начаты к 90-летию со дня рождения В.М. Шукшина и продолжаются как ежегодные мероприятия. Одним из важнейших мероприятий является Всероссийская с международным участием научная конференция «Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований», на которой представлены научные разработки в области гуманитарных наук. Партнерами АГГПУ им. В.М. Шукшина по научному взаимодействию в данном мероприятии являются Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина, Кемеровский государственный университет, Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина (г. Москва), Университет Бата (Великобритания), Университет Казимира Великого в Быдгоще (Польша), Ховдский государственный университет (Монголия), Таласский государственный университет (Киргизия). В 2020 году в АГГПУ им. В.М. Шукшина принято решение о ежегодном проведении конференции по данной тематике. В августе 2020 года проводится II Всероссийская с международным участием научная конференция «Сибирская ментальность как объект гуманитарных исследований», которая посвящается памяти кинорежиссёра, актёра, сценариста и писателя Василия Макаровича Шукшина. География партнеров, несмотря на дистанционный формат конференции, существенно расширилась. В рамках данной конференции на условиях университетского взаимодействия проводится Школа молодых ученых по всем направлениям конференции. В рамках Школы молодых ученых реализованы цели и задачи, направленные на плодотворную помощь аспирантам, магистрантам, участникам научных проектов по гуманитарным направлениям научных исследований.

В апреле 2020 года, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку в мире и стране, на базе АГГПУ им. В.М. Шукшина проведена в дистанционном формате XXII Международная научно-практическая конференция молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы». Эта конференция также является ежегодным примером реализации университетского взаимодействия. Межвузовское взаимодействие позволило сделать конференцию и в 2020 году полномасштабной. Все доклады вызвали большой интерес у аудитории слушателей, обсуждались конкретные вопросы развития цифровизации образования. Несомненно, данная конференция является ценным опытом для коллаборации университетов с применением инновационных цифровых сред общения, а для молодых ученых и начинающих свои первые поиски студентов и учащихся, на наш взгляд, бесценным опытом представления своих материалов. Широкой академической общественности представлен сборник трудов по результатам работы конференции. Он издается ежегодно и давно используется молодыми исследователями как практико-ориентированное пособие, описывающее различные направления научной деятельности молодых ученых.

Деятельность АГГПУ им. В.М. Шукшина по университетскому взаимодействию расширяется и постоянно обновляется. Режим самоизоляции 2020 заставил всех задуматься, чем каждый из нас может быть полезен обществу, государству, каждому человеку в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ). Для аспирантов и магистрантов АГГПУ им. В.М. Шукшина такой режим также стал серьезным испытанием. Казалось, что научные исследования невозможны в режиме ЭО и ДОТ. Поскольку научные консультации и научные взаимодействия аспирантов, магистрантов, их руководителей и партнеров стали проходить в онлайн-режиме на платформе Google Hangouts, параллельно с основными исследованиями молодым ученым пришлось проверить возможности сохранения и расширения межвузовских взаимодействий в области научной деятельности, проверить значимость исследований в создавшейся непростой образовательной ситуации, найти пути встраивания научного эксперимента в режиме ЭО и ДОТ, оценить эффективность электронной информационной образовательной среды университета.

Эксперимент по применению ЭО и ДОТ выявил, что электронная информационная образовательная среда (ЭИОС) университета показала отличные результаты как среда передачи и обмена информацией. ЭИОС университета может устойчиво и без сбоев обеспечивать интерактивные взаимодействия больших групп обучаемых, педагогов, ученых. Она также обеспечила сохранение и расширение университетских взаимодействий, расширила их границы и дала возможность провести все намеченные научные мероприятия. Кроме того, она может полноценно использоваться для проведения педагогических исследований как современная информационно-коммуникационная среда, отвечающая вызовам XXI века.

Большое значение для расширения возможностей университетского взаимодействия и выбора наиболее талантливой молодежи для привлечения их к научной деятельности имеет ежегодный молодежный образовательный форум «Алтай. Территория развития», который обеспечивает возможности представления проектов молодых исследователей и получение грантов на их реализацию.

Активно включились в систему межуниверситетского взаимодействия институты, входящие в состав АГГПУ им. В.М. Шукшина. Так, в рамках межвузовского сотрудничества по подготовке молодых ученых и включению в исследовательскую деятельность все более молодых ученых в институте гуманитарного образования проведена 22-й Всероссийская научно-практическая конференция «Язык, литература, история и культура в современных парадигмах научного знания» (Бийск, 24 апреля 2020 г.). На этой конференции свои научные достижения представили не только преподаватели, но и аспиранты, магистранты, бакалавры и учащиеся. Для многих молодых участников это был первый опыт представления своих научных наработок и первые в научной жизни публикации. Коллеги, которые вместе с нами обсуждали научные результаты молодых ученых, согласны, что раннее введение обучающихся в научную деятельность – это также действенный механизм обеспечения качества подготовки молодых ученых, который должен привести к омоложению научных и педагогических кадров в университетах.

Институт гуманитарного образования постоянно участвует во всех научных мероприятиях, способствующих расширению межвузовского научного взаимодействия и повышению качества подготовки молодых ученых. На наш взгляд, в рамках рассматриваемой проблемы подготовки молодых ученых имеет значение недавнее научное мероприятие, являющееся ярким примером международного научного взаимодействия. Академия Синика (Academia Sinica), ведущий исследовательский институт Тайваня, пригласил сотрудников института гуманитарного образования и научно-исследовательского отдела АГГПУ им. В.М. Шукшина принять участие в онлайн-интервью по теме «Studying SNG and Pain through Brain Science and Linguistics». Руководитель проекта доктор Чих-Чен-Чен (Dr. Chih-Cheng Chen) инициировал обсуждение лингвистических, психологических и нейрофизиологических проблем и патологий соматосенсорных систем. В онлайн-интервью приняли участие и молодые ученые, ведущие исследования в рамках близкой научной проблематики.

Не менее значимыми для расширения границ межуниверситетского взаимодействия при подготовке молодых ученых являются научные мероприятия, ежегодно проводимые институтом педагогики и психологии АГГПУ им. В.М. Шукшина:

  1. Развитие научной и исследовательской деятельности молодых исследователей из числа студентов, магистрантов, аспирантов путем участия в конкурсах различного уровня. Так, в 2020 году молодые исследователи института педагогики и психологии стали победителями во Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «Национальное достояние России».
  2. Проведение ежегодной Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» на базе института, которая в 2020 году стала восемнадцатой. На конференции представлено более 40 научных статей молодых исследователей.
  3. Проведение конкурса электронных портфолио студентов, магистрантов, аспирантов. В конкурсе рассматриваются в первую очередь научные достижения, размещенные в портфолио, что способствует повышению качества подготовки молодых ученых.

Не менее важной является подготовка молодых ученых в институте естественных наук и профессионального образования АГГПУ им. В.М. Шукшина. Здесь часто проходят различные научные мероприятия в рамках направлений обучения, а также научных направлений под руководством ведущих докторов наук. Так, в рамках научных исследований молодых ученых 22 мая 2020 года проведен дистанционный научно-практический семинар на тему «Ледники Алтайских гор», в котором приняли участие как опытные, так и молодые ученые АГГПУ им. В.М. Шукшина и Ховдского государственного университета. Соединение науки и практики всегда способствует повышению качества подготовки молодых ученых, передача опыта известных ученых в рамках университетского взаимодействия существенно повышает эффективность такой подготовки.

Заслуживает внимания и опыт участия молодых исследователей в конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней, в которых постоянно участвует институт естественных наук и профессионального образования. Так, в апреле 2020 года молодые исследователи представили свои изыскания по тематике «Математика и физика в фокусе» на конкурсе, проходившем на базе института прикладной информатики, математики и физики Армавирского государственного педагогического университета. Этот конкурс стал наглядным примером университетского научного взаимодействия, так как в нем участвовали молодые ученые из таких городов России, как Астрахань, Бийск (Алтайский край), Ейск, Екатеринбург, Ишим (Тюменская область), Кемерово, Краснодар, Куйбышев (Новосибирская область), Москва, Мыски (Кемеровская область), Нижневартовск (Ханты-Мансийский автономный округ), Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Славянск-на-Кубани, Смоленск, Суровикино (Волгоградская область), Таганрог, Тамбов, Ульяновск, Ухта (Республика Коми).

За время режима самоизоляции молодые исследователи института естественных наук и профессионального образования приняли активное участие в работе дистанционных секций международных конференций, по результатам которых опубликованы работы, индексируемые в международных базах данных (Scopus и WoS). Тематика исследований затрагивает как фундаментальные вопросы физики, так и методические особенности применения современных информационных технологий при подготовке учителей физики и информатики.

Рассказывая о многолетнем опыте АГГПУ им. В.М. Шукшина по университетскому взаимодействию, которое в ходе наших исследований стало эффективным механизмом обеспечения качества подготовки молодых ученых, мы не можем оставить без внимания традиционный опыт монографических исследований. Опыт совместных монографических исследований университетов также включен в систему межуниверситетского взаимодействия как еще один эффективный механизм обеспечения качества подготовки молодых ученых. В настоящее время имеется по меньшей мере несколько вариантов привлечения межвузовских исследований с молодыми учеными, которые использованы в монографиях, таких как «Современные проблемы непрерывного педагогического образования» [9], «Педагогика XXI века: смена парадигм» [10] и др. Привлечение молодых исследователей к научному поиску в рамках одной темы, по которой планируется издание монографии, а также систематизированное использование в данном исследовании индивидуальной тематики молодых ученых существенно повышает эффективность и качество подготовки педагогических и научных кадров.

Заключение

Подводя итог, можно отметить, что проведенная работа дала положительные результаты. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что межуниверситетское взаимодействие позволяет:

  • повысить эффективность подготовки молодых научных и научно-педагогических кадров;
  • создать устойчивые взаимосвязи между системой подготовки научных кадров и научно-исследовательской активностью молодых ученых;
  • поддерживать инновационные разработки и объединять усилия в выполнении научно значимых задач регионального и межрегионального значения;
  • повысить уровень публикационной активности молодых ученых.

В заключение хотелось бы сделать вывод: чем шире университетское взаимодействие, тем больше появляется возможностей для качественной подготовки молодых ученых. АГГПУ им. В.М. Шукшина планирует расширять и углублять взаимодействие университетов в различных научных направлениях, в том числе в части подготовки молодых научных кадров.


Библиографическая ссылка

Мокрецова Л.А., Попова О.В., Швец Н.А., Довыдова М.В. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30360 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674