Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЬЮТОРИНГ В КОЛЛАБОРАТИВНОМ ПРОЕКТЕ КАК ОСНОВА ТРАНСФОРМАЦИИ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Арипова М.Г. 1 Абдуллаева Ш.А. 2
1 Навоийский государственный педагогический институт
2 Ташкентский Государственный педагогический университет имени Низами
В данной статье рассматривается форма сетевого преподавания. Тьюторинг в коллаборативном проектировании, применение иммерсивных кейс-проектов в обучении студентов педагогических вузов. Электронный тьюторинг в коллаборативном проекте как основа трансформации знаний в обучении студентов. Электронный тьюторинг, в коллаборативном проекте как основа трансформации знаний в обучении студентов поддерживает воображение и креативность обучаемого на занятиях по русской литературе. Применение педагогами метода коллаборативного проектирования и других инновационных методов на занятиях по дисциплине "История русской литературы" и их положительная результативность. Использование метода брейншторминга, и его положительное влияние на развитие критического мышления и творческой активности студентов.Успех и эффективность проведения мозгового штурма, зависит от профессиональной подготовки педагога. Раскрываются понятия новых педагогических терминов как "коллаборативное проектирование", "иммерсивность", "Кейс-метод", "тьютор", "брейншторминг", "педагогический консалтинг", "коучинг". Педагогический консалтинг и его задачи. Цифровые решения, проникающие в современное образование, заставляют менять традиционную форму учебного процесса. Все что когда-то было невозможным, становится реальным. Эффективность применения гибридного обучения. «Иммерсивность» в сфере образования является мощным и эффективным инструментом поддержки обучения в высших учебных заведениях.
Тьютор
коучинг
обучение
сетевое преподавание
образование
коллаборативное обучение
коллаборативный проект
трансформация
1. Челнокова Э.А., Тюмасева З.И. Эволюция системы наставничества в педагогической практике // Вестник Московского университета. 2018. Т.6. №4. С. 11.
2. Й. Даммерер, В. Циглер, С. Бартонек. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей. // Ярославский педагогический вестник. 2019. №1 (106). С. 56-69.
3. Aripova M.G. Use of collaborative learning strategies in the formation of skills of philology students of pedagogical universities, 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://usajournalshub.com/index.php/tajssei/article/view/705 (дата обращения: 12.12.2020).
4. Abdullaeva Sh.A. Use of Pedagogical Diagnostic Methods in Secondary Education. International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol.24, Issue 09.
5. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе. // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. №2 (34). С. 182-188.
6. Бабинова Н.В. Брейнсторминг как форма проведения родительского собрания в ДОО. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/08/26/babinova_n.i._breynstorming_kak_forma_provedeniya_roditelskogo_sobraniya_v_doo.docx (дата обращения: 12.12.2020).
7. Кедрова Е.В., Кицис В.М. Тренды покупательского поведения как основа продвижения туристского продукта // Современные требования сервиса и туризма. 2019. Т.13. №2. С.21-32.
8. Корнилов Ю.В. Иммерсивность как новая коммуникативная технология // Азимут научных исследований: психология и педагогика. 2019 Т.8 №1(26). С. 174-178.
9. Duff A., Mladenovic R. Antecedents and consequences of accounting students’ approaches to learning: A cluster analytic approach. British Accounting Review. 2015. V. 47. Р. 321–338.
10. Nelson Laird T.F., Seifert T.A., Pascarella E.T., Mayhew M.J., Blaich C.F. Deeply affecting first-year students’ thinking: Deep approaches to learning and three dimensions of cognitive development. Journal of Higher Education. 2014. V. 85 (3). Р. 402–432.

В образовательной индустрии понятия «тьютор» и «тьюторинг» возникли не так давно. Коучинг и тьюторство считаются новыми образовательными трендами в педагогическом образовании. Тьютор – tutor в переводе с английского – педагог-наставник, преподаватель-консультант. Этимология этого слова (лат. tutor – заботиться, оберегать) связана с понятиями «защитник», «покровитель», «страж».

Тьютор – консультант, куратор, преподаватель, помогающий обучающимся в их саморазвитии, освоении программы образования, повышении квалификации или переподготовке. Сопровождать, направлять, помогать обучаемому - основная задача тьютора. [1].

Тьюторинг является особой формой сетевого преподавания, под которой подразумевается проведение в online- и offline-режиме обучающих элементов: тестирование, сбор и анализирование предложенных результатов, а также итоговые и промежуточные контроли. Целью тьюторинга является совершенствование образовательного процесса при помощи корпоративного обучения студента. К синхронному тьюторингу относят: управление работой виртуальной аудитории (virtual class), в т.ч. моделирование работы (breakout rooms) «комнат прорыва», а именно демонстрацию готовой информации и упражнений; проведение видео- и аудиоконференций, а также онлайн-вебинаров.

Термин «коучинг» уходит корнями в сферу университетского спорта. Тренер (сoach) выполнял задачу подготовки студентов к спортивным соревнованиям или экзамену по физкультуре [2]. В системе образования вузов коучинг определяется так: «Под коучингом понимается структурированное сотрудничество с одним субъектом в течение нескольких встреч. Коуч работает над тем, чтобы обучаемый принял ответственность за свои успехи, знал о своей образовательной ситуации и улучшал имеющиеся умения. Коучинг дает возможность использовать потенциал сотрудничающих субъектов» [3; 4].  В основе коучинга лежит эффективный, специфичный, целенаправленный подход консультирования в педагогике, который способствует повышению аналитического мышления и самообразования студентов.

В педагогических вузах преподаватель рассматривается не только как объект подражания в педагогических вопросах или как консультант по возникшим вопросам, но и как личность с четкими профессиональными установками. Преподаватель должен в аудитории уметь сконцентрировать внимание студентов на излагаемом материале.

Внимание является трудно управляемым процессом, и, решая проблему удержания внимания на занятии, важно помнить, что они должны не слушать преподавателя, а работать, что предполагает деятельность зоны их внимания, т.е. внимание, находясь в состоянии колебания, постоянно возвращается к речи преподавателя.

Информация в сознание студента поступает из разных источников: речи преподавателя, обстановки на занятии, психологического состояния студента, желания овладеть знаниями. Методы активации познавательной деятельности студентов на занятиях, построенные на психологических механизмах, должны быть основаны либо на формировании сильной целевой установки, либо на удовлетворении актуальных потребностей обучающегося (интерес, любопытство, расслабление, самоутверждение).

Педагогический консалтинг – это система квалификационной помощи и профессионального сопровождения при освоении личностно-профессиональных компетенций (знаний умений и навыков) в целях удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства. Его задачи заключаются в оказании своевременной помощи преодоления возникшей проблемы в процессе достижения высоких результатов в образовательной деятельности. Транслируя знания, консультант способствует удовлетворению образовательных потребностей отдельных личностей, организаций, работодателей и государства в целом [5, с. 15].

Цифровые решения, проникающие в современное образование, заставляют менять традиционную форму учебного процесса. Все, что когда-то было невозможным, становится реальным. Гибридное обучение является одной из таких форм, популяризация которого стала возможной благодаря массовому распространению и конвергенции инновационных и цифровых технологий, а также созданию облачных информационных систем учебного назначения. Цифровые технологии приносят не только ощущаемую помощь в утомительных операциях, но и заставляют по-другому взглянуть на традиционную систему образования и методику преподавания дисциплин. Настоящая работа сосредоточена на возможностях, предоставляемых коллаборативными информационными технологиями поддержки учебного процесса, и отвечает на некоторые важные аспекты, связанные с организацией эффективной поддержки гибридного обучения, в том числе на уровне управления.

Использование на занятии стриминг-технологию (streeming teсhnology), которая  может объединять в себе  анимацию, аудио- и видеоклипы, текстовые данные, графические объекты, процессы моделирования и т.д., которая  усиливает интерес студентов, развивает воображение и креативность обучаемого и в результате позволяет лучше понять, усвоить и запомнить предложенный материал. Трансформируя занятие в СТ, студент имеет возможность еще раз просмотреть интересующий материал. Поэтапное внедрение новых технологий в сферу образования повлияет на результативность принятых реформ и концепций в системе образования. 

Использование на занятиях по дисциплине «История русской литературы» технологии брейншторминг как метода «мозгового штурма», посредством стриминга.

Суть метода критического мышления – брейншторминг, состоит из зарождения и оглашения креативных идей для решения определенной проблемы за короткий промежуток времени. Использование данного метода развивает аналитическую способность группы с дальнейшим выдвижением и воплощением её в жизнь.

Алекс Осборн является основоположником этого метода. Применяя этот метод в образовательном процессе в педагогических вузах, можно достигнуть положительных результатов. Иногда преподаватель сталкивается с проблемой, что обучающиеся зачастую уклоняются озвучивать своеобразные решения задачи из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, сокурсников, педагога и т.д. По методике Осборна, решительно исключается оценка или осуждение озвученных идей на начальном этапе их зарождения.

Принципы, на которых основана техника критического мышления, – это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество [6].

На занятии с использованием метода мозгового штурма – брейншторминг, преподаватель в первую очередь объясняет всем участникам образовательного процесса об условиях, где запрещается:

  • критиковать идеи (даже если они нереальные);
  • осуждать чью-либо идею;
  • перебивать и осуждать предложенную идею.

Студенты должны эмансипировать свои мысли, чтобы даже самые незаурядные идеи могли ими озвучиваться как фактические решения данной задачи. Часто гениальные решения приходят именно таким образом. Участники могут высказать неограниченное количество смелых предложений.

Успех и эффективность проведения мозгового штурма зависит от профессиональной подготовки педагога.

Итогом работы занятия с использованием метода брейншторминга можно считать положительное влияние на развитие критического мышления и творческой активности студентов.

Следующим этапом коллаборативного проектирования на занятиях по русской литературе является этап иммерсивности.

Иммерсивность (от англ. immersive - «создающий эффект присутствия, погружения») - это способ восприятия, определяющий фактор изменения сознания [7].

В последние годы понятие «иммерсивность» в системе образования находит своё подтверждение, и оно рассматривается как эффективный и мощный инструмент для повышения качества обучения в высших учебных заведениях.

Разного рода модели погружения в изображаемые действия и эффекты можно наблюдать в сценических спектаклях, в киноиндустрии, которые находятся в постоянном взаимодействии с виртуальным сообществом, посредством ПК. Следует отметить, что некоторые уровни иммерсивного мироощущения достигались в литературе и живописи с момента их возникновения. Именно глубина восприятия предопределяла успех произведений искусства [8]. Вопрос, интересующий каждого психолога, где находится та грань человеческого сознания, которая отделяет абсолютную и моделируемую реальность, на который все ещё не получен ответ.

Иммерсивность на каждом этапе современного образования является значительным и частым объектом изучения вопросов восприятия учебного материала студентами.

Изучая понятие иммерсивности, его, как правило, считают погружением в определенные, искусственно сформированные учебные условия. Это явление достаточно широко исследовано в различных источниках.

На экспериментальных занятиях нами, в пределах изучаемой проблемы, основное внимание было направлено на технологические факторы моделирования занятий по русской литературе посредством визуализации искусственного отображения учебного материала.

В зарубежных источниках часто используют понятие «Immersive teaching» (immersive learning, immersive education), описывающее изучение и консолидацию потенциала так называемых виртуальных миров в образовательной среде. Иммерсивные технологии трансформируют роль педагога, выставляя акцент на проектировании многомодальной виртуальной среды, создании сценариев погружения в мир русской литературы. Поэтому на экспериментальных занятиях мы использовали иммерсивные модели в образовании, где они подразумеваются как стратегии овладения, а также комплекс приёмов, способов интерактивного и продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса с целью развития и саморазвития личности обучающегося в условиях искусственно созданного виртуального окружения, которое способно комплексно воздействовать на его сенсорные модальности.

В системе высшего образования количественные аналитические навыки, по-видимому, лучше всего приобретаются путем глубокого изучения сложных, многогранных проблем.

 Еще не так давно, к 1970-м годам, чтобы повысить эффективность обучения, исследователи в области образования переключили внимание с совершенствования педагога на понимание когнитивных процессов, которые проходят обучаемые. Многие ученые рассмотрели эти события в захватывающих подробностях. Некоторые из них отмечали резкий контраст в том, как студенты обрабатывали задание на чтение. Некоторые из них не прилагали особых усилий, чтобы найти смысл за пределами печатных слов, в то время как другие искали концептуальную связь с предшествующим знанием - первые идентифицировались как использующие «поверхностный подход», вторые - как использующие «глубокий подход» (Marton, 1976; Svensson, 1976; Richardson, 2015) [9; 10]. Британские исследователи впоследствии смогли обобщить эту воспроизводимую дихотомию обучения в различных экспериментальных задачах и разработали ряд инструментов обследования для измерения этих подходов. В дополнение к стандартизации терминологии эти исследовательские инструменты прояснили некоторые студенческие вопросы.

Можно утверждать, что предвидение, процесс и продукт или 3Д-модель обеспечивает наиболее ясную основу для операционализации глубокого обучения. Как показано в работах Duff and McKinstry (2007), Nelson-Laird et al. (2014) и Duff and Mladenovic [6; 7] (2015), модель 3-P утверждает, что на стадии «предвидения» личные качества студента (например, более ранний опыт, который сформировал учебные интересы) и текущая учебная среда (например, физические, учебные, институциональные и социальные факторы) взаимодействуют, формируя восприятие студентом конкретных учебных задач, восприятие, которое не всегда может совпадать с восприятием преподавателя. На стадии «процесса», в зависимости от восприятия задачи (например, легкой, сложной или невероятно трудной для восприятия), ученик может выбрать поверхностный или глубокий подходы или их комбинацию.

Предвосхищающие факторы, которые в совокупности не согласуются с переменными процесса, приводят к некачественным результатам обучения на стадии «продукты». Таким образом, преподаватель может наилучшим образом стимулировать глубокое обучение у студентов, согласовывая факторы предвидения, способствующие глубокому обучению (например, соотнесение материала курса с личной жизнью студентов, предоставление быстрой обратной связи студентам и т.д.), с переменными процесса глубокого обучения (например, иммерсивные демонстрации в аудитории), чтобы получить желаемый продукт (например, похвальные результаты экзаменов).

Фундаментальной основой филологических дисциплин является изучение современного русского языка и литературы. Изучение литературы представляет собой серию шагов, основанных на периодизации времен. Более конкретно литературный цикл включает в себя:

(а) изучение биографии писателя и запись ключевых моментов жизни,

(б) чтение и осмысление произведения,

(в) анализ произведения, позволяющий подготовить краткую информацию по данному тексту,

(г) обзор критической литературы,

(д) формирование выводов по решению данной проблемы.

Система образования высших учебных заведений основана на сотрудничестве студентов и педагога после кратких тематических лекций. Например, преподаватель курса может представить пример проблемы с исходной информацией, продемонстрировать решение этой проблемы, а затем предложить студентам обсудить между собой возможные решения другой, последующей проблемы, прежде чем преподаватель покажет решение. Как правило, студенты задают вопросы преподавателю курса в любое время в течение занятия, и преподаватель может ответить прямо или с наводящими вопросами, ссылаясь на сократический метод (например, подготовка кейса для презентации в аудитории). В принципах изучения литературы вопросы студентов носят преимущественно процедурный характер (например, как определить идейно-художественную позицию автора) и иногда концептуальный (например, как отсутствие финала произведения может повлиять на смысл или итог произведения).

Так, например, нами на основе авторской технологии был подготовлен коллаборативный проект по дисциплине «История русской литературы» на тему: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. «Шинель» – как трагичная история маленького человека, с применением иммерсивности.

На начальном этапе модератором (администратор) выступил сам преподаватель.

Функциями модератора являются: регламентирование процесса, обсуждение идей и побуждение членов команды высказывать новые мысли и мнения.

Модератор в начале занятия оглашает цель, мотивирует участников на достижение и их вклад для решения поставленной цели. Главной задачей модератора является зажжение огня инициативы.

Модератор следит за порядком в группе, давая поочередно слово каждому генератору решений для того, чтобы все могли высказать свои идеи. Позитивное и равное отношение ко всем участникам. Стимулирование потока креатива также является одной из функций модератора. Для того чтобы быть готовым ко всякого рода поворотам, модератор должен подготовить несколько вопросов, которые будут провоцировать мозговую активность участников брейншторминга. Например: «Мог ли Акакий Акакиевич прожить другую жизнь? Почему именно у главного героя украли шинель? Разве может быть вещь целью или даже смыслом жизни?».

Ограничение во времени также является необходимостью, так как впоследствии, перед тем как изложить свою идею, каждый из участников научится кратко и уверенно формулировать свои мысли.

На начальном этапе нужно поделить группу на несколько команд по 5-8 участников. На занятии из 30 студентов можно организовать 5 команд по 6 студентов. Каждая команда выбирает генератора, задача которого выслушать, четко сформулировать предложенную идею и озвучить её остальным участникам.

Модератор, озвучив основные тезисы проблемы и подготовленные вопросы по данной теме, даёт время для обдумывания и принятия решения поставленной задачи.

Идеи, предложенные в команде, озвучиваются генератором, записываются на доске. Каждая команда должна будет выслушать и оценить положительные и отрицательные стороны решения проблемы. Критику со стороны других участников генератор и его команда должны выслушать и ответить на претензии и доводы участников. Детальное изучение каждой идеи поможет найти основное ядро или суть. Следующим шагом является группирование всех идей, можно объединить некоторые из них для того, чтобы получить наилучшее решение задачи. После того как все идеи сгенерированы, проводится их оценивание и классификация. Участники сами должны предложить оптимальное решение данной проблемы.

Таким образом, электронный тьюторинг в коллаборативном проекте как основа трансформации знаний в обучении студентов русской литературе является мощным двигателем при сопровождении текстовых данных, графических объектов, анимации процессов моделирования учебного занятия. Электронный тьюторинг в коллаборативном проекте как основа трансформации знаний в обучении студентов поддерживает воображение и креативность обучаемого на занятиях по русской литературе.


Библиографическая ссылка

Арипова М.Г., Абдуллаева Ш.А. ЭЛЕКТРОННЫЙ ТЬЮТОРИНГ В КОЛЛАБОРАТИВНОМ ПРОЕКТЕ КАК ОСНОВА ТРАНСФОРМАЦИИ ЗНАНИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30410 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674